- Преподавателю
- Биология
- Обобщающий урок в 10 классе ТЕМА УРОКА: КЛЕТКА - СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО
Обобщающий урок в 10 классе ТЕМА УРОКА: КЛЕТКА - СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Квятковская Н.П. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТЕМА УРОКА: КЛЕТКА - СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО.
Обобщающий урок в 10 классе.
ЦЕЛИ УРОКА УЧИТЕЛЯ:
*Закрепление, обобщение и формирование целостной системы знаний по теме;
*Формирование культуры общения в аудитории;
*Воспитание ответственности за порученное дело;
*Развитие способностей к сравнению, анализу, выделение внутри и межпредметных связей;
*Воспитание умения работать в коллективе, уважительного отношения к природе.
ФОРМА УРОКА: «ДЕЛОВАЯ ИГРА»
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ УРОКА:
Закрепление, обобщение и формирование целостной системы знаний по теме «Клетка- структурная и функциональная единица живого».
ХОД УРОКА:
-
«Я, даю характеристику».
-
«Персоналии в цитологии».
-
«Я, вижу клетку».
-
«Что произойдет с клеткой, если ее поместить в разные растворы».
-
«Решите тесты по клетке».
-
«Я, слышу о клетке» /работа с определениями/.
-
«Кто больше» /викторина/
ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
Микроскопы, препараты, аппликации, клей, иллюстрации - карточки.
СТРУКТУРА ПЛАНА УРОКА.
1.Класс делится на 2 /две/ команды.
2.При ДЕЛОВОЙ ИГРЕ всегда существуют правила игры.
*соревнование двух или более команд;
*результаты оценивания:
-правильный ответ - красный жетон;
-ответ с одной неточностью - зеленый жетон;
-ответ с двумя, тремя ошибками - желтый жетон.
Какого цвета жетонов больше, такова и оценка за урок команде.
Команда победительница та, у которой большее количество баллов.
ПРОВОДИМ ЖЕРЕБЬЕВКУ НА НАЧАЛО ИГРЫ.
*1. ПЕРВЫЙ ТУР: Я, даю характеристику клетке, отгадывая название клетки, получаем название для команды. В данном случае отгадавшая группа ребят получит название команды Прокариоты ну а вторая естественно Эукаририоты.
ПРОКАРИОТЫ
ЭУКАРИОТЫ.
Учитель или ведущий: Есть ли дополнения? Можете получить дополнительный жетон.
*2. ВТОРОЙ ТУР: «Персоналии в цитологии». Слово командам.
/задание опережающее - найти информацию об ученых или работаем тут же на уроке с энкиклопедической литературой/.
-Антон Ван Левенгук
-Матиас Якоб Шлейден
-Теодор Шванн
-Рудольф Вирхов
*3.ТУР ТРЕТИЙ: « Я, вижу органоиды клетки».
*Все живые организмы состоят из клеток, и клетка является наименьшей структурно-функциональной единицей любого многоклеточного организма. Перед вами иллюстрации органоидов клетки. Определите название органоида и его функцию. Каждая команда определяет два органоида по заданию учителя.
*Анализ ответов и работа над ошибками..
*Рассматривание учащимися по одному от каждой команды клеток под микроскопом, после чего называют вид клетки, и чем они отличаются друг от друга. На столах лежат аппликации органоидов, из которых необходимо составить ту клетку, которую увидели под микроскопом.
*Правильно ли вы составили строение клетки из отдельных органоидов на поле цитоплазмы? Какие клетки находятся перед вами, и чем они отличаются друг от друга.
МОЛОДЦЫ.
*4.ТУР ЧЕТВЕРТЫЙ: «Что произойдет с клеткой, если ее поместить в определенные растворы. Проведение наглядных опытов с анализирующими выводами. Под «а и б» - проделывает опыт команда Прокариоты, а под «в и г» команда Эукариоты.
а/дистиллированную воду;
б/физиологический раствор;
в/спирт;
г/концентрический раствор солей.
Выводы по опытам прослушиваются, дополняются, корректируются.
*5.ТУР ПЯТЫЙ: Решите задание в форме теста в четырех вариантах.
Тест 1.
Выберите правильный ответ.
1.Фотосинтез происходит:
а/в хлоропластах б/в лейкопластах
в/в вакуолях г/в цитоплазме
2.Образование РНК происходит:
а/в ЭПС б/в комплексе Гольджи
в/в ядре г/в цитоплазме
3.Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы содержатся:
а/в рибосомах б/в цитоплазме
в/в лизосомах г/в ЭПС
4.Жиры и углеводы образуются:
а/в рибосомах б/в вакуолях
в/в комплексе Гольджи г/в цитоплазме
5.Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:
а/в рибосомах б/в вакуолях
в/в комплексе Гольджи г/в цитоплазме
Вариант 2.
Выберите правильный ответ.
1.Накопление крахмала происходит:
а/в хлоропластах б/в лейкопластах
в/в вакуолях г/в цитоплазме
2.Образование ДНК происходит:
а/в ЭПС б/в комплексе Гольджи
в/в ядре г/в цитоплазме
3.Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы синтезируются:
а/на рибосомах б/на клеточном центре
в/на лизосомах г/на комплексе Гольджи
4.Жиры и углеводы образуются:
а/в рибосомах б/в вакуолях
в/в комплексе Гольджи г/в цитоплазме
5.Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:
а/в рибосомах б/в лизосомах
в/в комплексе Гольджи г/в цитоплазме
Вариант 3.
Выберите правильный ответ:
1.Хемосинтез происходит:
а/в хлоропластах б/в лейкопластах
в/в вакуолях г/в цитоплазме
2.Образование РНК не происходит в:
а/в ЭПС б/в митохондриях
в/в ядре г/в хлоропласте
3.Рибосомы состоят:
а/из РНК и белков б/из ДНК и белков
в/из РНК, белков и липидов г/из белков и липидов
4.Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл:
а/лейкопласты б/хлоропласты
в/хромопласты г/все пластиды
5.Крупные частицы попадают в клетку:
а/пиноцитоза б/фагоцитоза
в/диффузии г/облегченной диффузии
Вариант 4.
Выберите правильный ответ:
1.К прокариотам относятся:
а/бактерии б/растения
в/грибы г/животные
2.Образование белка не происходит:
а/в митохондриях б/в пластидах
в/в ядре г/в рибосомах
3.Клеточная стенка грибов состоит:
а/из муреина б/из целлюлозы
в/их хитина г/из крахмала
4.Какие вещества не входят в состав клеточной оболочки:
а/белки б/нуклеиновые кислоты
в/липиды г/углеводы
5.Митохондрия по строению отличается от ядра наличием:
а/двух мембран б/РНК
в/ДНК г/рибосом
*ТУР ШЕСТОЙ. «Я, СЛЫШУ О КЛЕТКЕ» /работа с понятиями или определениями/.
1.Органоиды, в которых осуществляется фотосинтез ________________________________
2.Энергетические станции клетки, на поверхности внутренней мембраны которых, упорядочено расположены ферменты энергетического обмена_____________________
3.Постоянно присутствующие в цитоплазме строго специализированные структуры
________________________________________________________________________
4.Совокупность качественных и количественных признаков хромосомного набора соматической клетки___________________________________________________
5.Самостоятельная ядерная структура, имеющая плечи и центромеру, состоящая из двух хроматид_____________________________________________________
6.Скопление белков, р-РНК и субъединиц рибосом, в основе которого лежит участок хромосомы, несущей ген ядрышковый организатор____________________________
7.Бимолекулярный слой фосфолипидов с погруженными в него с разных сторон разнообразными молекулами белков______________________________________
8.Система микротрубочек клетки и транспорт структур по цитоплазме_______________
*7.ТУР СЕДЬМОЙ. «Кто больше» /викторина/
1.Наука, изучающая клетку. /цитология/
2.Участвует ли вода в химических реакциях клетки? /да/
3.Какими методами можно обнаружить жировые, белковые и углеводные включения в клетке? /химическим/
4.Как называются вещества, хорошо растворимые в воде? /гидрофильные/
5.В каких клетках отсутствует ядро? /у прокариот/
6.Из каких веществ построена клеточная мембрана? /фосфолипиды, белки/
7.Из чего состоит клеточная стенка у растений? /из целлюлозы и пектина/
8.Как называется наружная поверхность мембраны животной клетки? /гликокалис/
9.Во всех ли клетках присутствует ЭПС? /нет, в клетках прокариот/
10.В каком году была сформулирована клеточная теория? /1839г./
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .Подведение итогов и объявление оценок за результаты работ команд по данной теме.
Спасибо Вам за урок.
Составила программу урока
Учитель биологии высшей категории
МБОУ СОШ 19
Квятковская Н,П,