Статья. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗРЯДКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье-это не все, но без здоровья все - ничто». О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но работая преподавателем химии и биологии на протяжении 25 лет, вижу, что в последние годы эта проблема стоит особенно остро. В школе продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время школьников все чаще отдается ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗРЯДКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

Чуева И. В.

МАОУ «СОШ №2 с УИОП»
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье-это не все, но без здоровья все - ничто». О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но работая преподавателем химии и биологии на протяжении 25 лет, вижу, что в последние годы эта проблема стоит особенно остро. В школе продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время школьников все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм.

О неблагополучии здоровья населения страны и особенно подрастающего поколения стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Поэтому неслучайно научно-методической проблемой нашей школы является «Формирование здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей обеспечению современного качества образования, развитию личностного потенциала школьников».

В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы, учителя, участвуем не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.
Одним из главных направлений здоровьесбережения, я считаю, является создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету. В связи с этим я во время урока чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. Многолетние наблюдения показывают, что учебная нагрузка и продолжительное нахождение в статическом положении приводит детей к переутомлению. Первые признаки утомления проявляются в двигательном беспокойстве детей на 12 -14 мин. урока. Это : зевота, частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, закрывание глаз, подпирание головы, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответе…

Чтобы устранить утомление следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. С этой целью я использую: наглядности,

игровые ситуации на уроке; разные формы уроков (КВН, викторина, сказка, игра); занимательные упражнения; фантазирования; загадки по различным темам.
В качестве примеров можно привести следующее. Загадки целесообразно задавать в самом начале урока, чтобы мотивировать обучающихся на изучение новой темы. Так в самом начале изучения органической химии я предлагаю такую загадку:

Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он - графит.
Грамотный народ поймет
То, что это … (Углерод)

Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока и психологический климат на уроке. Для эмоциональной разрядки подойдет щутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, небольшое стихотворение. Например, при изучении темы «Вред курения» предлагаю ряд пословиц, которые могут пристыдить, направить на верный путь, уберечь от необдуманного поступка некоторых учащихся: Табак курить и вино пить-здоровье губить.

Курит один, болеет-весь дом.

Любишь табак? Жди впереди рак.

На этом уроке можно разыграть сценки, рассказать анекдоты, подчеркивая вред употребления табака и повысить эмоциональный настрой ученика.

Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

• оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

• способствует психическому здоровью.

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся ,давать ощущение радости. Поэтому важно использовать разнообразные игровые ситуации, звуковые сигналы, задания со сменой деятельности, задания на быстрое реагирование. Учёные указывают, что использование таких приемов помогает активизировать любую деятельность, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональное напряжение. Что касается наглядности, например, то скука от изучения химических свойств веществ моментально проходит, когда обучающимся демонстрируется химический эксперимент, да ещё и с их обязательным привлечением в качестве добровольных помощников. Занимательные упражнения хороши потому, что с их помощью можно привлечь ребят к нелюбимому занятию - решать задачи или записывать уравнения химических реакций. Вот некоторые примеры таких задач.
Задача 1. Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок школы. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил перед ними задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10% .
Справятся ли с поставленной задачей кружковцы?
Применение игровых ситуаций на различных этапах урока (химическое лото при изучении алканов и алкенов, химическое домино при закреплении знаний об углеводах, морской бой при решении задач, как по химии, так и по биологии и т.д.) позволяет вывести обучающихся на такой этап, когда они готовы принять нетрадиционную форму повторительно-обобщающего урока. Так, всегда успешно проходят игровые уроки «Занимательные алканы» и
«Занимательные алкены». Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес уроку. Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования - «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения, отвечу, чтобы не наносить вреда здоровью обучающихся и преподавателей. Необходимо поставить перед собой две задачи: задачу-минимум и задачу - оптимум. Первая отвечает фундаментальному принципу педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающихся. А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И если я как учитель обеспечиваю школьнику возможность сохранения здоровья, формирую у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учу использовать полученные знания в повседневной жизни, использую на уроках элементы здоровьясбережения

- я на верном пути.



© 2010-2022