Технологическая карта урока

Технологическая карта урока "Класс Пресмыкающиеся. Внешнее строение пресмыкающихся" с приложением и презентацией. Урок по требованиям ФГОС. Технологическая карта содержит конспект урока с указанием фциор.Планируемые результаты урока-Предметные:Знать особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.Уметь различать пресмыкающихся на основании внешних признаков. Уметь правильно формулировать определения понятий изучаемой темы (пресмыкающиеся, хладнокровные, теплокровные, яйцекладущие и т....
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Кузовкова Екатерина Владимировна МОУ СОШУИП №3города Лабытнанги

Предмет: биология

Класс:7 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы «Класс Пресмыкающиеся Внешние черты приспособленности к жизни на суше»»

Тема

Задача.

Цели

Образовательные: Формировать представление об особенностях внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять таблицу. Совершенствовать умение составлять схему, используя информацию, составлять опорную схему.

Способствовать развитию биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность адекватно и бережно относиться к пресмыкающимся.

- Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять и формулировать цель урока на основании предложенного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями урока; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и биологических терминов.- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:выбирать основания, критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;

Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовых и ситуативно существенные признаки.

Знаково-символические УУД: обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, представление действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Планируемый результат

Предметные:

Знать особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.

Уметь различать пресмыкающихся на основании внешних признаков. Уметь правильно формулировать определения понятий изучаемой темы (пресмыкающиеся, хладнокровные, теплокровные, яйцекладущие и т. д).

Уметь составлять схему к теоретическому материалу, используя систему условных обозначений.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Пресмыкающиеся, рептилии, сухопутные, линька, грудная клетка, ячеистые легкие, внутреннее оплодотворение

Межпредметные связи

География, экология, физика, русский язык.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-Учебник Биология. От амебы до человека. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан., 7 класс, §§ 41-43 и 44-45,

Тетради по биологии. Распечатка текста

  • презентация «Рептилии»

  • видеоклип

  • фотографии пресмыкающихся и земноводных

  • алгоритм работы (шаги учебной деятельности)

  • электронные физкультминутки

  • алгоритм самооценки

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (5мин)

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Слушают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.


Слушают песенку и высказывают свои мнения, о чем пойдет речь на уроке.

(приложение1)

(Ответы ребят--

Песенка крокодила Гены.

Речь пойдет о крокодилах.

Ответы: Черепаха, крокодил, змея, ящерица, хамелеон.)








Потому что их тело волочится по земле, касается земли.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Предлагает послушать фрагмент песенки и вспомнить :

Слайд 1. Крокодил Гена

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Правильные ответы на загадки на сладе появляются.


Задает наводящие вопросы.

1.подготовка к уроку.



Кто поет эту песню и о ком, возможно, пойдет речь на уроке.

По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ...(Крокодил)

О ком говориться в этих загадках.

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ...(Черепаха)

Не хочу я зря кусаться - Извещаю всех о том. И когда ползу - трещу я, Как трещоткою, хвостом. Змея

Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост потеряет -

Другой вырастает. (Ящерица)

Ну, как писать его портрет?

Он так легко меняет цвет:

То бурый, то зелёный он,

То белый, он - … (Хамелеон)

Формулируем тему урока. Класс Пресмыкающиеся. Внешние черты и приспособленность к жизни на суше.

Слайд схемы расположения туловища пресмыкающихся.

2. - Почему этих животных назвали пресмыкающимися?



Уметь формулировать гипотезы.


Формулировка определения -Пресмыкающиеся это-

Второе название Рептилии----

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


Умение самостоятельно определять и формулировать цель урока на основании предложенного материала; Регулятивные УУД

Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовых и ситуативно существенные признаки.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (15 мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений составлять сравнительную таблицу,

- организуется выполнение учащимися учебного действия;



-организуется фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Проверка работы в парах 5 мин



- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Слушают задание.

Некоторые работают с ЦОР

fcior.edu.ru/card/12125/osobennosti-vneshnego-stroeniya-i-skeleta-presmykayushihsya.html

fcior.edu.ru/catalog/meta/3/hps/10/hp/22/p/page.html?fc-discipline%20OO=4.19&fv-type=I&fv-type=K&fc-class=7

Работают в парах, выделяют из текста данные и заносят в таблицу.


Проговаривают, что записали.

Слушают и смотрят слайды с верным ответом..

Фиксируют верные или неверные ответы.

Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание устно.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не понял, не нашел).

Раздается таблица, напечатанная и текст о рептилиях (можно использовать ЦОР из коллекции ФЦИОР

(Приложение)


Учитель координирует работу, при необходимости, консультирует учащихся.

Спрашивает по желанию, что записали в ту или иную графу


Подтверждает или отвергает возможные ответы.



Организует фиксирование индивидуального затруднения.


Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности

(Ответы на вопросы были в тексте)

Дополняет, многослойная См. учебник стр.210 рис 6

Как ракообразные -Линяют , пока кожа растяжимая расту. А линяют некоторые 1 раз в год, некоторые несколько раз, некоторые все сразу (змеи, некоторые клочками, а некоторые ни когда, у них нарастает новый слой поверх старого.

Веки приросшие, прозрачные- защита от высыхания.

Наша цель- выяснить, чем рептилии отличаются от земноводных внешне, предположить, как они приобрели данные черты и для чего.???

Задание: Прочитать текст и заполнить недостающие графы в таблице.

Приложение


Мы с вами выделили основные черты внешнего отличия пресмыкающихся от земноводных. А сейчас должны выяснить, в связи с чем могли развиться такие особенности и какие преимущества у рептилий перед земноводными.

Демонстрация картинок, где рептилии в естественной среде.

Где живут преимущественно рептилии ( На суше)

В каких климатических условиях ( в жарком, сухом климате)

А поэтому для сохранения воды и защиты от перегревания кожа у рептилий (Сухая и чешуйчатая)

Такая кожа способна растягиваться, (нет.)

Как же рептилии растут

(всю жизнь, и им приходится линять)

Песок горячий, как пресмыкающиеся приспосабливаются и не перегреваются?

(быстро бегают, ползают, приподнимают тело над землей, есть специальные щитки на пальцах, прячутся в жару в тени, ведут ночной или сумеречный образ жизни.)


Все слышали о завораживающем немигающем взгяде змеи, а почему змеи не моргают? Должно возникнуть затруднение)

Уметь составлять рассказ по схеме к рисунку,

выделять главное из текста как при работе в парах, так при индивидуальной работе.

;уметь планировать своё действие при работе с цифровыми ресурсами в соответствии с поставленной задачей;

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Уметь различать пресмыкающихся на основании внешних признаков.

Уметь правильно формулировать определения понятий изучаемой темы (пресмыкающиеся, хладнокровные, теплокровные, яйцекладущие и т. д).

Знаково-символические УУД: обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, представление действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

.- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: выбирать основания, критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).


Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовых и ситуативно существенные признаки

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

физкультминутка

Звучит легкая музыка.

А сейчас мы с вами поиграем.

Сядем поудобнее. Закроем глаза и переместимся мысленно в парк юрского периода.

Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала в право, затем влево

Вы увидели живого динозавра-- широко открываем лаза , нам страшно- зажмуриваемся. Трясем головой- не поверили.

Начинаем от страха глубоко дышать - вдох-выдох=вдох=выдох.

От страха по телу пошли мурашки- потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.

Снова открыли глаза-

Выдохнули - Фу- показалось-пожали плечами и широко улыбнулись соседу.

Спасибо.

Уметь о

слушать и понимать речь других

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность адекватно и бережно относиться к пресмыкающимся.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7 мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Поднимают карточки разных цветов, на нет- красную, на да- зеленую, на не знаю оранжевую и фиксируют себе верные ответы.

Организуется работа по само и взаимопроверке.

  1. - Рептилии преимущественно водные животные (нет)

  2. Кожа у рептилий сухая (да)

  3. Имеет железы (нет)

  4. Принимает участие в дыхании (нет)

  5. Тело рептилий приподнимается над землей(да)

  6. Когти есть (да)

  7. Крокодилы линяют (нет)

  8. А ящерицы (да)

  9. Змеи активны более днем (нет)

  10. Кожа чешуйчатая (да)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родовидовые и ситуативно-существенные признаки.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово - тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Если есть желающие, могут работать ЭОР

Контрольный модуль 082

Контрольный модуль 084

fcior.edu.ru/card/4099/kontrol-stroenie-i-funkcii-skeleta-reptiliy-chast-1-iz-2-uglublennoe-izuchenie.html

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся fcior.edu.ru/card/14725/obshaya-harakteristika-klassa-presmykayushiesya.html

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.


Организует самооценку учебной деятельности.

Заслушиваем 3 синквейна

Мы переходим к последнему этапу 15. Подводим итог работы на уроке.

Составление синквейна.

У кого без исправлений таблица-5 баллов, соседу по парте за работу оценку- 3-4-5

За тесты с 1 ошибкой-5 с до 4 ошибок 4

5 -3

Средний балл ваша сегодняшняя оценка- поставьте ее на листочек, а листочки сдайте.

-

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


© 2010-2022