- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузовкова Е.В. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Автор: Кузовкова Екатерина Владимировна МОУ СОШУИП №3города Лабытнанги
Предмет: биология
Класс:7 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Класс Пресмыкающиеся Внешние черты приспособленности к жизни на суше»»
-
Тема
Задача.
Цели
Образовательные: Формировать представление об особенностях внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять таблицу. Совершенствовать умение составлять схему, используя информацию, составлять опорную схему.
Способствовать развитию биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность адекватно и бережно относиться к пресмыкающимся.
- Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять и формулировать цель урока на основании предложенного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями урока; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и биологических терминов.- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:выбирать основания, критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;
Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовых и ситуативно существенные признаки.
Знаково-символические УУД: обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, представление действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
Планируемый результат
Предметные:
Знать особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.
Уметь различать пресмыкающихся на основании внешних признаков. Уметь правильно формулировать определения понятий изучаемой темы (пресмыкающиеся, хладнокровные, теплокровные, яйцекладущие и т. д).
Уметь составлять схему к теоретическому материалу, используя систему условных обозначений.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметьоформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Пресмыкающиеся, рептилии, сухопутные, линька, грудная клетка, ячеистые легкие, внутреннее оплодотворение
Межпредметные связи
География, экология, физика, русский язык.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
-Учебник Биология. От амебы до человека. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан., 7 класс, §§ 41-43 и 44-45,
Тетради по биологии. Распечатка текста
-
презентация «Рептилии»
-
видеоклип
-
фотографии пресмыкающихся и земноводных
-
алгоритм работы (шаги учебной деятельности)
-
электронные физкультминутки
-
алгоритм самооценки
Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
-
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (5мин)
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Слушают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Слушают песенку и высказывают свои мнения, о чем пойдет речь на уроке.
(приложение1)
(Ответы ребят--
Песенка крокодила Гены.
Речь пойдет о крокодилах.
Ответы: Черепаха, крокодил, змея, ящерица, хамелеон.)
Потому что их тело волочится по земле, касается земли.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Предлагает послушать фрагмент песенки и вспомнить :
Слайд 1. Крокодил Гена
Устанавливает тематические рамки.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Правильные ответы на загадки на сладе появляются.
Задает наводящие вопросы.
1.подготовка к уроку.
Кто поет эту песню и о ком, возможно, пойдет речь на уроке.
По реке плывёт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...(Крокодил)
О ком говориться в этих загадках.
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ...(Черепаха)
Не хочу я зря кусаться - Извещаю всех о том. И когда ползу - трещу я, Как трещоткою, хвостом. Змея
Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост потеряет -
Другой вырастает. (Ящерица)
Ну, как писать его портрет?
Он так легко меняет цвет:
То бурый, то зелёный он,
То белый, он - … (Хамелеон)
Формулируем тему урока. Класс Пресмыкающиеся. Внешние черты и приспособленность к жизни на суше.
Слайд схемы расположения туловища пресмыкающихся.
2. - Почему этих животных назвали пресмыкающимися?
Уметь формулировать гипотезы.
Формулировка определения -Пресмыкающиеся это-
Второе название Рептилии----
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Умение самостоятельно определять и формулировать цель урока на основании предложенного материала; Регулятивные УУД
Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовых и ситуативно существенные признаки.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (15 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений составлять сравнительную таблицу,
- организуется выполнение учащимися учебного действия;
-организуется фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Проверка работы в парах 5 мин
- выявить место затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Слушают задание.
Некоторые работают с ЦОР
fcior.edu.ru/card/12125/osobennosti-vneshnego-stroeniya-i-skeleta-presmykayushihsya.html
fcior.edu.ru/catalog/meta/3/hps/10/hp/22/p/page.html?fc-discipline%20OO=4.19&fv-type=I&fv-type=K&fc-class=7
Работают в парах, выделяют из текста данные и заносят в таблицу.
Проговаривают, что записали.
Слушают и смотрят слайды с верным ответом..
Фиксируют верные или неверные ответы.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание устно.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не понял, не нашел).
Раздается таблица, напечатанная и текст о рептилиях (можно использовать ЦОР из коллекции ФЦИОР
(Приложение)
Учитель координирует работу, при необходимости, консультирует учащихся.
Спрашивает по желанию, что записали в ту или иную графу
Подтверждает или отвергает возможные ответы.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности
(Ответы на вопросы были в тексте)
Дополняет, многослойная См. учебник стр.210 рис 6
Как ракообразные -Линяют , пока кожа растяжимая расту. А линяют некоторые 1 раз в год, некоторые несколько раз, некоторые все сразу (змеи, некоторые клочками, а некоторые ни когда, у них нарастает новый слой поверх старого.
Веки приросшие, прозрачные- защита от высыхания.
Наша цель- выяснить, чем рептилии отличаются от земноводных внешне, предположить, как они приобрели данные черты и для чего.???
Задание: Прочитать текст и заполнить недостающие графы в таблице.
Приложение
Мы с вами выделили основные черты внешнего отличия пресмыкающихся от земноводных. А сейчас должны выяснить, в связи с чем могли развиться такие особенности и какие преимущества у рептилий перед земноводными.
Демонстрация картинок, где рептилии в естественной среде.
Где живут преимущественно рептилии ( На суше)
В каких климатических условиях ( в жарком, сухом климате)
А поэтому для сохранения воды и защиты от перегревания кожа у рептилий (Сухая и чешуйчатая)
Такая кожа способна растягиваться, (нет.)
Как же рептилии растут
(всю жизнь, и им приходится линять)
Песок горячий, как пресмыкающиеся приспосабливаются и не перегреваются?
(быстро бегают, ползают, приподнимают тело над землей, есть специальные щитки на пальцах, прячутся в жару в тени, ведут ночной или сумеречный образ жизни.)
Все слышали о завораживающем немигающем взгяде змеи, а почему змеи не моргают? Должно возникнуть затруднение)
Уметь составлять рассказ по схеме к рисунку,
выделять главное из текста как при работе в парах, так при индивидуальной работе.
;уметь планировать своё действие при работе с цифровыми ресурсами в соответствии с поставленной задачей;
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Уметь различать пресмыкающихся на основании внешних признаков.
Уметь правильно формулировать определения понятий изучаемой темы (пресмыкающиеся, хладнокровные, теплокровные, яйцекладущие и т. д).
Знаково-символические УУД: обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, представление действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
.- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: выбирать основания, критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).
Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовых и ситуативно существенные признаки
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
физкультминутка
Звучит легкая музыка.
А сейчас мы с вами поиграем.
Сядем поудобнее. Закроем глаза и переместимся мысленно в парк юрского периода.
Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала в право, затем влево
Вы увидели живого динозавра-- широко открываем лаза , нам страшно- зажмуриваемся. Трясем головой- не поверили.
Начинаем от страха глубоко дышать - вдох-выдох=вдох=выдох.
От страха по телу пошли мурашки- потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.
Снова открыли глаза-
Выдохнули - Фу- показалось-пожали плечами и широко улыбнулись соседу.
Спасибо.
Уметь о
слушать и понимать речь других
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность адекватно и бережно относиться к пресмыкающимся.
Самостоятельная работа с самопроверкой
(7 мин)
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
Поднимают карточки разных цветов, на нет- красную, на да- зеленую, на не знаю оранжевую и фиксируют себе верные ответы.
Организуется работа по само и взаимопроверке.
-
- Рептилии преимущественно водные животные (нет)
-
Кожа у рептилий сухая (да)
-
Имеет железы (нет)
-
Принимает участие в дыхании (нет)
-
Тело рептилий приподнимается над землей(да)
-
Когти есть (да)
-
Крокодилы линяют (нет)
-
А ящерицы (да)
-
Змеи активны более днем (нет)
-
Кожа чешуйчатая (да)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родовидовые и ситуативно-существенные признаки.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово - тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Если есть желающие, могут работать ЭОР
Контрольный модуль 082
Контрольный модуль 084
fcior.edu.ru/card/4099/kontrol-stroenie-i-funkcii-skeleta-reptiliy-chast-1-iz-2-uglublennoe-izuchenie.html
Общая характеристика класса Пресмыкающиеся fcior.edu.ru/card/14725/obshaya-harakteristika-klassa-presmykayushiesya.html
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Заслушиваем 3 синквейна
Мы переходим к последнему этапу 15. Подводим итог работы на уроке.
Составление синквейна.
У кого без исправлений таблица-5 баллов, соседу по парте за работу оценку- 3-4-5
За тесты с 1 ошибкой-5 с до 4 ошибок 4
5 -3
Средний балл ваша сегодняшняя оценка- поставьте ее на листочек, а листочки сдайте.
-
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).