Урок биологии для 7 класса. «Подтип Позвоночные. Рыбы-водные позвоночные животные»

Урок биологии для 7 класса  «Подтип Позвоночные. Рыбы- позвоночные животные». Технология урока «Педагогическая мастерская « направлена на реализацию системно- деятельностного подхода. Предлагаемая мастерская проводится в начале изучения темы «Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы». Задача этой мастерской - опираясь на личные наблюдения и бытовые знания, полнее понять биологию рыбы, ее неразрывную связь со своим местообитанием. в роли ведущего ( мастера) выступает учитель. На уроке решаются коммуника...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: биология

Класс: 7

Тема урока: Подтип Позвоночные. Рыбы- водные позвоночные животные. Мастерская «Золотая рыбка»

Целевые ориентации урока -

Личностные:

Воспитание ценности жизни во всех её проявлениях.

Метапредметные:

Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.

Предметные:

Формирование знаний об особенностях организации рыб, внешнем строении, процессах их жизнедеятельности.

Планируемые результаты -

Личностные умения:

- формирование познавательных интересов;

- формирование личностного отношения классу Рыбы;

- понимание значения особенностей внешнего строения для рыб,

- осознание необходимости изучения данной темы.

Метапредметные умения:

Познавательные: опираясь на свои личные наблюдения и бытовые знания умение понять биологию рыбы, ее неразрывную связь со своим местообитанием, получать знания самостоятельно, работать с дополнительной информацией, выделять в нем главное; умение делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные: ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам технологии «педагогическая мастерская»; приводить аргументы, делать выводы по результатам работы, и оценивать полученные результаты.

Коммуникативные: умение работать в составе групп, в парах, самостоятельно; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Предметные умения:

Ученик должен знать: характерную организацию рыб, их строения, особенности жизнедеятельности водных животных , их значение в природе и роль в жизни человека.

Ученик должен уметь: сравнивать рыб с представителями других царств органического мира, выделять признаки характерные рыбам, как водным животным .

Средства обучения:

Информационный материал: презентация, листы с дополнительной информацией.

Демонстрационный материал: живая рыба, влажный препарат

Интерактивный материал: презентация

Раздаточный материал: лист оценивания достижений учащихся на уроке, карандаши, листы ватмана.

Формы работы

1.Фронтальная

2. Работа в парах, группах.

3. Индивидуальная

Ключевые точки содержания урока: строение бактериальной клетки, формы бактерий, особенности жизнедеятельности, роль бактерий.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.


Технология урока, направленная на реализацию

системно-деятельностного подхода

Мастерская "Золотая рыбка "

Этапы работы

Первый этап мастерской - индукция (наведение),

предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика

Вспомните сказки в которых говорится о рыбах ( Сказка о рыбаке и рыбке, по щучьему велению».. и т.д.

-что общего заметили в этих сказках? ( выловили из воды)

Сформулируйте тему урока.

Тема «Рыбы- водные позвоночные животные»

Поставьте учебные задачи к данному уроку.

Найдите в загадках особенности строения рыб, связанные с жизнью в воде. Подчеркните .

1.Без воздуха живёт,
Холодная, как лёд,
Не хочет пить, а пьёт.
Бронёй блестит, но не звенит
И всё молчит, молчит.

2. У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

  1. Скользкий, рукою меня не возьмешь

Хитрый, с колючею спинкою - (ёрш)

  1. Крупное тело, бока будто сжаты

Цвет золотистый, слегка красноватый

Если спокойно сидеть у реки

Можно увидеть - идут пузырьки (лещ)

  1. В воде она живет -
    Нет клюва, а клюет.
    Блещет в речке чистой
    Спинкой серебристой.

  2. Весь покрытый слизью липкой,
    Очень вкусный в ухе шибко.
    Он ленивый, желтобок...
    Как зовут его? ( Линек)

- подчеркните слова , характеризующие рыб.( скользкая, холодная, плоская, чешуйчатая ит.д.)

2 этап самоконстукция

предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта.

Попробуйте объяснить слова, которые подчеркнули с биологической точки зрения.

Холодная- т.к. хладнокровная

Скользкая- покрыта слизью.

Броней блестит- покрыт чешуей,

Бока будто сжаты- имеет плоское тело.

Вывод: Убедились, что у вас достаточно знаний о рыбах.

3. Социоконстукция - организуется парная работа, убираем боязнь чистого листа.

Класс делится на группы по 2 человека

Задания

1 группа - отметить части тела помощью которых рыбы могут передвигаться в воде.

2 группа- отметить органы чувств, которые есть у рыбы .

3 группа- отметить в строении рыбы покровы и окраску тела.

4. социализация - объединение в малые группы по 5 человек

процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской.

На большом листе бумаги нарисовать рыбу.( трудности написать на отдельном листе).

Выполнение Л\Р. «Внешнее строение речного окуня»

  1. Афиширование ( текст, стих, рисунок, проект и т.д.)

Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование

работ учеников и мастера, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа - обеспечить, признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта

Ведущий обращает внимание детей на вопросы, записанные при выполнении рисунка рыбы остались ли на данном этапе неясные моменты? Используется групповое обсуждение, некоторые, наиболее сложные вопросы могут быть оставлены для домашнего решения. Например: мастер не торопится ответить на вопрос: "Пьют ли рыбы воду"? Пусть учащиеся сами отыщут ответ. На следующем уроке все неясные пока вопросы должны быть разрешены.

  1. Разрыв ( дополнительная информация)-

каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его.

Плавники окуня

Изгибая уплощенное с боков тело и хвост то вправо, то влево, окунь движется вперед. При плавании большую роль играют плавники. Каждый плавник состоит из тонкой кожной перепонки, которая поддерживается костными плавниковыми лучами. При растопыривании лучей кожа между ними натягивается и поверхность плавника увеличивается. На спине окуня помещаются два спинных плавника: передний большой и задний поменьше. Число спинных плавников у разных видов рыб может быть различным. На конце хвоста находится большой двухлопастный хвостовой плавник, на нижней стороне хвоста - анальный. Все эти плавники непарные. У рыб есть и парные плавники - их всегда две пары. Грудные парные плавники (передняя пара конечностей) помещаются у окуня по бокам тела позади головы, брюшные парные плавники (задняя пара конечностей) - на нижней стороне туловища. Главную роль при движении вперед играет хвостовой плавник. Парные плавники имеют значение при поворотах, остановке, медленном движении вперед и сохранении равновесия.

Спинные и анальный плавники придают телу рыбы устойчивость при движении вперед и крутых поворотах.

Покровы и окраска окуня

Тело окуня покрыто костными чешуйками. Каждая чешуйка своим передним краем погружена в кожу, а задним краем налегает на чешуйки следующего ряда. Все вместе они образуют защитный покров - чешую, не мешающую движениям тела. По мере роста рыбы чешуйки тоже увеличиваются в размере, по ним можно узнать возраст рыбы.

Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.

Как у большинства рыб, брюхо окуня светлее спины. Сверху спина до известной степени сливается с темным фоном дна. Снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды.

Окраска тела окуня зависит от окружающей среды. В лесных озерах с темным дном она имеет темный цвет, иногда там попадаются даже совсем черные окуни. В водоемах со светлым песчаным дном живут окуни со светлой и яркой окраской. Окунь часто затаивается в зарослях. Здесь зеленоватый цвет его боков с вертикальными темными полосами делает окуня незаметным. Такая покровительственная окраска помогает ему скрываться от врагов и лучше подкарауливать жертву.

Органы чувств

рыб приспособлены к функционированию в водной среде. По ее бокам головы расположены два больших глаза. Из-за низкой прозрачности природных вод орган зрения не приспособлен к дальнему видению, глаза с уплощенной роговицей и округлым хрусталиком.

На верхней части головы видны две пары небольших отверстий - ноздри, ведущие в обонятельный орган. Обоняние у рыб хорошо развито, позволяет держаться в стае и обнаруживать пищу. Велико значение обоняния и «химической памяти» у мигрирующих рыб, с помощью которых они находят места нерестилищ.

Орган слуха и равновесия представлен только внутренним ухом, расположенным в черепе, ушной раковины и слухового прохода нет. Большая скорость распространения звуковых колебаний в воде и высокая звукопроводимость тканей тела рыб позволяют достаточно хорошо воспринимать звуки при относительно простом строении органа слуха.

Исключительно важную роль в жизни рыб играет орган боковой линии. Он представлен продольными каналами, лежащими по бокам тела в коже и сообщающимися с наружной средой отверстия. Они воспринимают изменения давления воды. С помощью боковой линии рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение или удаление хищника, добычи или партнера по стае, избегают столкновения с подводными предметами.

Заполнение таблицы

Особенность строения

Функции


  1. Рефлексия



  • Я понял(а), что…

  • Я хочу еще добавить..

  • Мне на мастерской было трудно, когда…

  • Мне было легко, потому что…

Домашнее задание

Прочитать стр 178-180, вспомнить органы и системы органов животных.



© 2010-2022