Урок в 7 классе по теме «Хрящевые рыбы»

Разработка урока биологии в 7 классе по программе Сонина по теме«Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы».Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием технологии, направленной на реализацию системно-деятельностного подхода и  включает все этапы современного урока:1. мотивационный;2. учебно-познавательную деятельность;3. интеллектуально-преобразовательную деятельность;4.рефлексивную деятельность.На уроке применяется накопительная система оценивания с послед...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Середина Т.Е. МОБУ «Черкасская СОШ» Саракташского р-на

Урок биологии в 7 классе (§37).

Тема урока: Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы.

Целевые ориентации урока

Личностные: Формирование экологической грамотности на примере изучения класса хрящевых рыб.

Метапредметные: Формировать умение целеполагания ,умение работать с разными источниками биологической информации , развивать умения обобщать и делать выводы.

Предметные: Формировать знания об особенностях внешнего внутреннего строения хрящевых рыб.

Планируемые результаты:

Личностные умения: сформированность экологической грамотности на примере изучения класса хрящевых рыб.

Метапредметные умения:

ПУУД: умение работать с информацией, применять методы информационного поиска, смысловое чтение текста «Хрящевые рыбы» как осмысление цели чтения.

КУУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической формой речи в соответствии с требованиями к понятийному аппарату по биологии

РУУД: целеполагание, умение планировать пути достижения цели, умение принимать решение в проблемной ситуации

Предметные умения: знание особенностей строения хрящевых рыб

Ученик должен знать: признаки класса и отрядов хрящевых рыб, их представителей

Ученик должен уметь: работать с разными источниками биологической информации, обобщать и делать выводы

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, тексты для смыслового чтения, учебник биологии 7 класса, энциклопедия «Живой мир», Б Сергеев « Жизнь океанских глубин» , мультимедийное приложение к учебнику.

Формы работы

1. Групповая работа

2. Работа в парах

3. Индивидуальная работа

Ключевые точки содержания урока: Особенности внутреннего и внешнего строения хрящевых рыб, приспособленность к водной среде обитания и образу жизни.




Технология урока, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода

I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание

1. Просмотр видеофильма «Хрящевые рыбы» shishlena.ru/video/hrjaschevye-ryby-uchebnyi-rolik.html

2. Целеполагание на основе мотивации

- О чем сегодня на уроке будем вести речь?

-Каковы цели урока?

-На основании каких признаков рыб делят на хрящевых и костных ?

-Почему хрящевых рыб считают наиболее примитивными ?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Просмотр слайд-шоу «Хрящевые рыбы» (из коллекции ЦОР)

1 Работа в парах или группах по кластеру: (после просмотра слайд-щоу)

Чем покрыто тело хрящевых рыб?

Из каких отделов состоит тело хрящевых рыб?

Как тело хрящевых рыб приспособлено к водной среде обитания?



Урок в 7 классе по теме «Хрящевые рыбы»Урок в 7 классе по теме «Хрящевые рыбы»Урок в 7 классе по теме «Хрящевые рыбы»


Урок в 7 классе по теме «Хрящевые рыбы»

Урок в 7 классе по теме «Хрящевые рыбы»Урок в 7 классе по теме «Хрящевые рыбы»

Урок в 7 классе по теме «Хрящевые рыбы»

Тип питания хрящевых рыб

Особенности строения скелета хрящевых рыб

Особенности размножения хрящевых рыб


Критерии оценивания выполнения задания: 1 балл - за каждый правильный ответ (сравните с эталоном ответов на экране ). Максимальный балл - 6

2 задание: (индивидуальная работа)Заполните в рабочих тетрадях таблицу «Приспособленность Хрящевых рыб к среде обитания и образу жизни» с использованием текста учебника.








Приспособленность Хрящевых рыб к среде обитания и образу жизни

Отряды

Признаки приспособленности к среде обитания

Признаки приспособленности к образу жизни

Акулы

Скаты

Эталон ответов

Отряд

Признаки приспособленности к среде обитания

Признаки приспособленности к образу жизни

Акулы

Удлиненная торпедообразная форма тела, грудные плавники горизонтально -1 балл

Развито обоняние, система улавливание малейших колебаний воды- 1 балл

Скаты

Тело плоское, сплющенное в спинно-брюшном направлении, грудные плавники расширенные по бокам и сросшиеся, глаза на верхней стороне головы, поперечный рот и жаберные щели находятся на брюшной стороне - 2,5 балла

Электрические органы, иглы или шипы на хвосте, ядовиты - 1,5 балла

Критерии оценивания: 0,5 балла за каждый верный элемент ответа. Максимальный балл - 6

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Смысловое чтение:

Текст «Хрящевые рыбы»

Прочитайте текст, останавливаясь на значках(!), осмысливая прочитанное. Выполните задания 1-3

Первые рыбы появились в древних морях еще 300 млн. лет назад. Современные возникли позднее, но многие из них, ныне живущие, существуют с юрского периода, т.е. не менее 150 млн. лет. Но до сих пор хрящевые рыбы успешно конкурируют с костными рыбами, не обнаруживая признаков вымирания. Для выявления этих причин нам необходимо познакомиться с многообразием класса Хрящевых рыб, который включает отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

Акулы хорошо приспособлены к жизни в толще воды: торпедовидная форма тела, острое рыло, темная окраска спины, светлое брюхо. (!) Толчками мощного хвостового плавника акула движется вперед. Хвостовой плавник несимметричный. Грудные плавники горизонтальны (перпендикулярны телу). (!)Большинство акул активные хищники. Они охотятся на рыб, креветок, нападают на водных млекопитающих, опасны для людей. (!)

Близ дна живут скаты. Их тело уплощенное, распластанное по поверхности дна, плавники у скатов расположены по бокам тела. Питаются скаты моллюсками , рачками, рыбами. (!)У скатов имеются электрические органы, иглы или шипы на хвосте, ядовиты.(!)

Покровы хрящевых рыб представлены многослойным эпидермисом с многочисленными железами. Кожа покрыта плакоидной чешуей. (!) Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу. У скатов жаберные щели находятся на брюшной стороне, у акул по бокам (!)Скелет полностью хрящевой, хорда сохраняется в течение всей жизни. Плавательного пузыря нет.
Рот у хрящевых рыб располагается на брюшной стороне.(!) В ротовой полости у акул имеются довольно крупные зубы, расположенные в несколько рядов.

Для акул и скатов характерно внутреннее оплодотворение и живорождение. Для некоторых видов характерно яйцеживорождение, которое характеризуется тем, что оплодотворенное яйцо остается в заднем отделе яйцеводов вплоть до рождения молоди.(!)
У хрящевых рыб хорошо развито обоняние. Акулы, например, чувствуют кровь, трупы Имеется внутреннее ухо. Акулы слышат, различают шум плавающего и тонущего человека. (!)Глаза имеют плоскую роговицу, шарообразный хрусталик. Веки отсутствуют. Боковая линия хорошо выражена.

Задание 1. Выберите признаки, характерные для хрящевых рыб

1. жаберные крышки есть;

2. рот на нижней стороне головы;

3. плавательного пузыря нет;

4. оплодотворение чаще наружное;

5. покрывающая тело чешуя костная;

6.яйцеживорождение;

7. плавательный пузырь есть;

8. скелет из хряща;

9. хвостовой плавник асимметричный;

10. яйца мелкие;

11. скелет в большинстве случаев костный;

12. раздельнополые животные.

Задание 2 Заполните обобщающую таблицу: «Признаки отрядов класса Хрящевые рыбы»

Признаки

Акулы

Скаты

1 Водное сообщество

2 Образ жизни

3 Форма тела

4 Покровы

5 Плавники

6 Органы чувств

7 Расположение рта

8 Расположение жаберных щелей

9 Размножение


Задание 3 Заполнить сравнительную таблицу

Отряд Акулы

Отряд Скаты

Сходства

Различия

Задание 4. Ответьте на вопрос: Чем объясняется успешное существование Хрящевых рыб в настоящее время?

Деятельность учеников по работе с текстом «Хрящевые рыбы» и критерии оценивания

Ответы

Критерии оценивания

Задание 1

Деятельность : Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов

Ответы 2,3,6,8,9,12


3 балла - указаны все элементы ответа

2 балла - указаны 4-5 элементов ответа

1 балл - указаны 3 элемента ответа

0 баллов - менее 3 элементов ответа

Задание 2

ризнаки

Акулы

Скаты

1 Водное сообщество

Класс Хрящевые рыбы -0,5б

Класс Хрящевые рыбы-

0,5б

2 Образ жизни

Хищники - 0,5б

Хищники, ядовитые-

3 Форма тела

Торпедовидная - 0,5б

Уплощенная-0,5б

4 Покровы

Плакоидная чешуя - 0,5б

Плакоидная чешуя-

0,5б

5 Плавники

Хвостовой плавник несимметричный, грудные горизонтальные -1б

По бокам тела - 0,5б

6 Органы чувств

Обоняние, слух, глаза -1,5б

Обоняние, слух, глаза

1,5б

7 Расположение рта

На брюшной стороне-0,5б

На брюшной стороне-

0,5б

8 Расположение жаберных щелей

По бокам - 0,5б

На брюшной стороне-

0,5б

9 Размножение

Живорождение -0,5б

Живорождение -0,5б

Деятельность: перевод одной формы текста(словесный текст) в другую (таблицу)

Ответ:

Каждый элемент ответа - 0,5 баллов.

Максимальное количество баллов - 12

Задание 3

Деятельность: выявление признаков сходства и различия и составление сравнительной таблицы

Ответ

Отряд Акулы

Отряд Скаты

Сходства

Хищники, хорошо развиты органы чувств, живорождение, тело покрыто плакоидной чешуей, рот на брюшной стороне - 2,5 б

Различия

Фома тела торпедовидная

Хвостовой плавник несимметричный

Жаберные щели по бокам тела-

1,5б

Форма тела уплощенная

Имеются электрические органы

Ядовиты

Жаберные щели на брюшной стороне тела - 2 б

Каждый элемент ответа - 0,5 баллов.

Максимальное количество баллов - 6

Задание 4

Деятельность: Анализ текста и предыдущих заданий и формулировка вывода по полученной информации.

Ответ:

Успешное существование Хрящевых рыб объясняется высокой приспособленностью к среде обитания и образу жизни, а также сочетанием наряду с примитивными признаками прогрессивных: живорождение

Верно указаны два элемента ответа - 2 балла

1 элемент - 1 балл

Ответ неверный - 0 баллов

Итого баллов за работу с текстом: 23 балла

IV этап. Рефлексивная деятельность

Самоанализ

1. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

- Сегодня на уроке я ...

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я выполнял задания…

- У меня получилось…

- Я смог…

- Меня удивило…

2.Самооценка (подсчет баллов) в листах самооценки

Максимальное количество баллов за урок - 35 б.

Шкала перевода баллов в отметки:

Отметка

Баллы

5

29-35

4

21-28

3

5-30


  • Домашнее задание: для всех- Изучить § 37

По выбору: подготовить сообщения о представителях отрядов Акулы и Скаты, используя Интернет-ресурсы и дополнительную литературу

© 2010-2022