Практическая работа: Определение запылённости пришкольной территории

Данная практическая работа позволяет на практике оценить экологическую обстановку в ближнем окружении, в микрорайоне проживания и обучения большинства учашихся школы. Простое оборудование в виде клейкой ленты (скотч) листы бумаги формата А4, измерительная лента, карандаш или авторучка позволяет провести исследование даже неподготовленному в вопросах биологии или экологии человеку. Выполнение этого несложного задания позволяет при минимальном контроле со стороны педагога привить навык к самостоят...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа № 1

Тема: Изучение запыленности пришкольной территории.

Дата выполнения: 19.10.07

Цель: изучение сравнительной запылённости пришкольной территории.

Объекты исследования: зелёные насаждения

Место проведения: территория, прилегающая к школе

Оборудование и материалы: лента прозрачная с липким слоем (скотч), листы писчей бумаги.

Ход работы:

  1. Соберите листья с деревьев (на разной высоте, записав место произрастания) в разных участках пришкольной территории (автодороги, дендропарк, у жилых домов)

  2. Приложите к поверхности листьев клейкую ленту (скотч).

  3. Снимите плёнку с листьев вместе со слоем пыли и приклейте её на лист белой бумаги, подписав место произрастания растения, высоту нахождения листа.

Оценка степени запыленности по пятибалльной шкале:

Степень запылённости

Внешнее проявление запылённости при наблюдении прозрачной липкой ленты

Балл

Очень высокая

Очень большое количество пылевых скоплений, делающих ленту непрозрачной

5

Высокая

Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты

4

Средняя

Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты

3

Малая

Заметное наличие пылевых частиц

2

Незначительная

Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте

1

Обработка результатов и выводы:

По результатам наблюдений заполняем таблицу:

Степень запылённости воздуха на пришкольной территории

Место

Высота от поверхности почвы

Степень запылённости

Автодорога

0.5 м

4

Дендропарк

2.0 м

3

Жилая зона

2.5 м

2

Вывод: Степень запыленности пришкольной территории оценивается баллом 3 (средняя) - главная причина наличие автодорог со стороны улицы Молодежной (со значительным потоком грузовых автомашин) и со стороны улицы Торговой. Немаловажное влияние оказывают примыкающий к школе жилой массив и наличие хозяйственных объектов. Известно, 1 га зелёных насаждений за сезон улавливает до 60 т пыли! Поэтому, можно сказать, что экологическое состояние воздушной среды пришкольной территории удовлетворительное.









Практическая работа № 2

Тема: Определение рН и органолептических показателей качества речной воды

Дата выполнения:

Цель: знакомство с органолептической оценкой качества воды; изучение кислотности воды в водоёме как фактора, характеризующего экологическое состояние водоёма.

Объекты исследования: вода

Место проведения: река Берёзовая



  1. Определение мутности (прозрачности)

Оборудование и материалы: комплект ЭХБ «Пчёлка -У» - пробирки

Реактивы: модельные растворы (с добавлением различных веществ - молока, почвы, йода).

Ход работы:

  1. Пронумеруйте пробирки с растворами.

  2. Заполните каждую пробирку соответствующим модельным раствором на высоту 10-12 см ( 1 пробирка - р-р с добавлением молока; 2 пробирка - р-р с добавлением почвы; 3 пробирка - р-р с добавлением йода; 4 пробирка - речная вода).

  3. Определите мутность воды, рассматривая пробирку на тёмном фоне при достаточном боковом освещении. Выберите подходящую степень мутности по таблице и поставьте номер пробирки:



Номер пробирки

Степень мутности


Мутность отсутствует

3

Слабо опалесцирующая

2

Опалесцирующая

4

Слабо мутная

1

Очень мутная



  1. Определение запаха воды.

Оборудование и материалы: комплект ЭХБ «Пчёлка -У» - пробирки пронумерованные с пробками, штатив для пробирок.

Реактивы: модельные растворы разливают в конические колбы на 250 мл ( 1 - ароматический - 1-2 капли духов; 2 - древесный - прокипятить опилки; 3 - землистый - прокипятить горсть земли; 4 - травянистый - прокипятить свежую траву (сено); 5 - речная вода

Ход работы:

При определении запаха опираться ниже предложенными таблицами:

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Балл

Отсутствует

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах слегка обнаруживаемый

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

Заметная

Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчётливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5

Символ

Характер запаха

Примерный род запаха

А

Ароматический

Огуречный, цветочный

Б

Болотный

Илистый, тинистый

Г

Гнилостный

Фекальный, сточный

Д

Древесный

Запах мокрой щепы, древесины

З

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли

Р

Рыбный

Рыбы

С

Сероводорода

Тухлых яиц

Т

Травянистый

Сена, скошенной травы

Н

Неопределённый

Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения



  1. Налейте в пробирки (колбы) модельные растворы и закройте пробками.

  2. Поочередно открывайте пробки у пробирок (колб) с растворами и определяйте запах воды.

Соблюдайте правила определения запаха неизвестных веществ!

По результатам наблюдений заполните таблицу:

№ пробирки (колбы)

Оценка в баллах

Запах

1

3

ароматический

2

3

древесный

3

4

землистый

4

3

травянистый

5

2

илистый



  1. Определение цветности.

Оборудование: пробирки с модельными растворами ( с добавлением горчицы, соли, йода) речная вода

Ход работы:

1.Заполнили пробирку водой до высоты 10- 12 см.

2. Определили цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении.

3. Определили цветность воды с помощью таблицы.

Баллы

Шкала цветности

1

Слабо - желтоватая

2

Светло - желтоватая

3

Жёлтая

4

Интенсивно - жёлтая

5

Коричневая

6

Красно - коричневая



Баллы

Номер пробирки

1

4

2

1

3

2

4

5

3

6




  1. Определение водородного показателя речной воды.

Оборудование: тест-комплект «рН», в том числе: контрольная шкала образцов окраски растворов для определения рН (4,5; 5.0; 6.0; 7.0; 8.0; 8.5), пипетка-капельница (0,10 мл), пробирки колориметрические с меткой «5 мл».

Реактивы и материалы: раствор универсального индикатора; проба воды для анализа.

Ход работы:

  1. Колориметрическую пробирку сполосните несколько раз анализируемой водой. В пробирку налейте до метки пробу анализируемой воды (5 мл).

  2. Добавьте пипеткой-капельницей 3-4 капли (около 0.10 мл) р-ра универсального индикатора и встряхните пробирку.

  3. Окраску р-ра сразу сравните с контрольной шкалой, выбирая ближайший по характеру окраски образец шкалы. Окраску наблюдайте сверху через открытое отверстие пробирки на белом фоне при достаточном освещении.

Заносим полученные результаты в таблицу:

№ пробы

Тип водоёма

Условия отбора пробы

(место отбора, способ отбора)

Значение рН пробы

1

Открытый (река)

Окрестности хутора Николовки, проба взята в чистую посуду и проанализирована в течение 1 часа

6.8

Выводы:

Характеристика

Значения

Запах:

характер

Илистый

Интенсивность запаха

слабая

Цветность воды

Слабо-желтоватая

Мутность

Слабо-мутная

рН

рН воды находиться в допустимых пределах (рН природных вод имеет значения от 6.5 до 8.5)

Характеристика водоёма - вода пригодна для хозяйственных и технических нужд ( для питья непригодна!)

Практическая работа № 3

Тема: Определение антропогенных нарушений почвы

Дата выполнения:

Цель: ознакомление с различными антропогенными нарушениями на знакомом участке местности (стоянка 3 № «Балка»), прогноз отрицательных последствий для окружающей среды от различных нарушений.

Объекты исследования: почва

Место проведения: балка в окрестностях хутора Николовки

Материалы: карта местности

Ход работы:

  1. Выберите хорошо знакомый участок местности (балка).

  2. Укажите виды антропогенных нарушений почвы, заполните соответствующие графы в таблице:

Виды нарушений

В чём выражается нарушение

Сельскохозяйственные

Эрозия почвы (дефляция), уплотнение земли, вытаптывание растительности

Лесохозяйственные

Активная эрозия и падение плодородия на обезлесенном участке

Промышленные

Складирование отходов

Строительные

Воздействие техники, наличие дорог

Транспортные

Механическое воздействие (уплотнение почвы)

Рекреационные

Вытаптывание, загрязнение «отходами рекреации» - мусором



  1. Выявив нарушения, опишите их подробно, заполнив таблицу:

Показатели нарушений

Описание разрушений

1. Площадь распространения

Была выявлена сеть оврагов, глубина варьирует от 5 м до 12 м, расстояние между соседними оврагами до 65 м

2. Признаки выявленных нарушений

Полное уничтожение почвы, эрозия почвы (ветровая - дефляция), механические нарушения, загрязнение бытовым мусором)

3. Стадия нарушения

Катастрофическая

4. Вид антропогенных воздействий, явившихся причиной нарушений

Вырубка растительности, что привело к дефляции; замусоривание бытовыми отходами

5. Характер воздействий (по интенсивности и продолжительности)

Продолжительное, очень высокое

Влияние на природный комплекс

Все эти воздействия, как природного характера, так и антропогенного привело к дисфункции в данной экосистеме (гибели почвенных организмов, растительности и т.д.)

Результаты и выводы:

  1. Нанести антропогенные нарушения почвы балки «Карта-схема сети оврагов».

  2. Дальнейшее ухудшение экологической обстановки на данном объекте приведёт к прогрессу дефляции. Прогноз будет неутешительным, что приводит к разработке ряду мер по улучшению обстановки.

  3. Мы предлагаем организационные и технические мероприятия по улучшению обстановки на данном объекте: высадка зелёных насаждений, чтобы укрепить склоны оврагов; организация экологического патруля, действия которого направлены на уборку территории балки от бытового мусора; организация вывоза мусора в надлежащие места.





Практическая работа № 4

Тема: Определение содержания в воздухе углекислого газа с помощью индикаторных трубок (экспресс-анализ окружающего воздуха).

Дата выполнения:

Цель: оценка качества воздуха через количественной определение содержания углекислого газа с помощью индикаторных трубок

Объекты исследования: воздух

Место проведения: улица, прилегающая к автодороге и роща

Оборудование: индикаторные трубки для определения углекислого газа (опыт выполняется с помощью комплекта-лаборатории серии «Пчёлка-У» (состоящий из набора индикаторных трубок и насоса-пробоотборника), насос-пробоотборник, термометр, секундомер.

Ход работы:

Для того, что учащиеся увидели разницу в количественном содержании углекислого газа в разных местах анализа, мы предлагаем исследовать совершенно два разных экологических объекта (улицу, прилегающую к автодороге и рощу)

Перед началом работы повторяем правила по т/б в экологической лаборатории (применение индикаторных трубок и насоса-пробоотборника)



  1. Вскройте индикаторную трубку на углекислый газ с обоих концов, используя отверстие на головке насоса. Обратите внимание на первоначальный цвет наполнителя индикаторных трубок (от слабо-фиолетового до белого).

  2. Подсоедините индикаторную трубку со стороны выхода воздуха к насосу.

  3. Прокачайте через индикаторную трубку воздух улицы и рощи в количестве 3 прокачиваний по 100 кубических сантиметров, при продолжительности цикла прокачивания около 1 минуты.

  4. Отметьте изменение окраски наполнителя и длину прореагировавшего столбика наполнителя. Расположите индикаторную трубку рядом со шкалой, изображённой на этикетке, и определите величину концентрации углекислого газа по границе столбика, изменившего окраску.

Полученные результаты обобщим в таблице:

Место

анализа воздуха

Условия анализа

Концентрация углекислого газа

Температура

Атмосферное давление

Улица, прилегающая к автодороге

14

762 мм рт. ст

1,7 %

Роща

12

763 мм. рт ст

0,03 %

Вывод: содержание углекислого газа в воздухе рощи соответствует предельно допустимому содержанию углекислого газа в атмосфере; а содержание углекислого газа в воздухе улицы показывает повышение концентрации. В ходе этой работы подводим ребят к тому, что диоксид углерода не оказывает токсического действия на живые организмы (при концентрации ниже 5 %) так как растения усваивают его в процессе фотосинтеза. Но цель всей этой работы сводиться к тому - чтобы получить представление о естественном (фоновом) содержании углекислого газа в атмосфере и его изменении в процессе антропогенной деятельности.









Практическая работа № 5

Тема: Определение рН почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы

Дата выполнения:

Цель: изучение экологического состояния почвы через оценку её кислотности; составление перечня с/х культур, подходящих для выращивания на данном объекте.

Объекты исследования: почва

Место проведения: поле (экологическая стоянка)

Оборудование из комплекта «Пчелка - У»: ложка, воронка стеклянная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, цилиндр мерный на 50 мл., пинцет, пипетка -капельница, пробирки-2 шт, штатив для пробирок.

Оборудование из кабинета: штатив ШЛХ с кольцом, весы учебные, разновесы.

Реактивы и материалы: раствор индикатора универсального, готовая почвенная солевая вытяжка, рН-индикаторная бумага, фильтр бумажный.

Ход работы:

  1. Приготовить солевую почвенную вытяжку для двух образцов почвы (взятых в разных участках поля): высушить отобранные образцы на воздухе, расположив почву толщиной не более 2 см; взвесить пустой стакан на 200 мл. В стакан поместите высушенную почву на 1/3 высоты (20-50 г) и снова взвесьте его, определив массу в граммах; Добавьте к почве чистую воду(объём воды отмерьте с помощью цилиндра) в количестве 5*массу в мл (5 мл р-ра на 1 г почвы); Перемешайте содержимое стакана в течение 3-5 минут стеклянной палочкой. Отфильтруйте содержимое стакана через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в стакан (первые мм фильтрата отбросить).

  2. Определяем рН почвенной вытяжки - наливаем в две пробирки до метки 5 л почвенной вытяжки и тестируем двумя способами:

А) раствором индикатора универсального, добавив в первую пробирку 3-5 капель р-ра индикатора;

Б) рН-индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом во вторую пробирку.

3. Результаты определим по цветной шкале значений рН для каждого образца почвы.

Результаты и выводы:

  1. По результатам определения рН каждым методом заполним таблицу:

пробы

Место отбора пробы

Внешний вид солевой вытяжки

рН солевой вытяжки

Оценка кислотности почвы

№ 1

Северо-восточная часть поля

Однородная и не содержит частиц почвы

рН =6.2

Слабокислая

№ 2

Юго-западная часть поля

Однородная и не содержит частиц почвы

рН=6.5

Слабокислая



  1. Из наших наблюдений мы видим, что более точный метод определения рН почвенной вытяжки - это использование рН-индикаторной бумаги со шкалой цветового значения.

  2. Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что кислотность почвы - важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений. Для почвы нашего экологического объекта рН =6.2 и 6.5, значит для этого показателя оптимальный перечень выращивания с/х культур приведён в в таблице:

Растение

Оптимальное значение рН

Рожь озимая

5.0-7.7

Пшеница яровая

6.0-7.5

Пшеница озимая

6.3-7.6

Ячмень

6.8-7.5

Кукуруза

6.0-7.0

Просо

5.5-7.5

Подсолнечник

6.0-6.8



Практическая работа № 6

Тема: Количественное определение хлоридов, сульфатов в воде и почвенной вытяжке.

Дата выполнения:

Цель: изучение хлоридов, сульфатов как естественных компонентов воды и почвы с использованием метода их количественного определения.

Объекты исследования: почва, вода

Место проведения: озеро и луг (экологические стоянки)

Оборудование из комплекта «Пчелка - У»: тест-комплект «Хлориды, «Сульфаты».

Ход работы:

Работа № 1 «Количественное определение хлоридов в воде и почвенной вытяжке»

Оборудование: тест-комплект «Хлориды», в том числе: медицинский шприц на 2 мл или 5 мл, пипетка-капельница, пробирка с меткой «5 мл» с пробкой.

Реактивы: р-р нитрата серебра (1 %)

Материалы: почвенная вытяжка и проба воды.

  1. В склянки налейте 5 мл анализируемой воды и почвенной вытяжки.

  2. Прибавляем по каплям раствор нитрата серебра.

  3. Наблюдаем в пробирке с почвенной вытяжкой выпадение белого осадка, а в пробирке с водой незначительное помутнение раствора.

Работа № 2 «Количественное определение сульфатов в воде и почвенной вытяжке»

Оборудование: тест-комплект «Сульфаты», в том числе: мутномер, медицинский шприц на 10мл, пипетка-капельница, пробирки мутномерные (4 шт) с рисунком-точкой на дне и резиновым кольцом-фиксатором, пробки для мутномерных пробирок, соединительная трубка.

Реактивы: р-р нитрата серебра (насыщенный), р-р соляной кислоты.

Материалы: почвенная вытяжка и проба воды.

  1. Поместите в отверстия мутномера две пробирки с рисунком на дне. В одну из пробирок налейте почвенную вытяжку (воду) до высоты 100 мм.

  2. Добавьте к содержимому пробирки пипетками 2 капли р-ра соляной кислоты и 14-15 капель р-ра нитрата бария ( нитрат бария токсичен!)

  3. Герметично закройте пробирку и встряхните, чтобы перемешать содержимое.

  4. Пробирку с раствором оставьте на 5-7 минут (образуется белый осадок или суспензия)

  5. Закрытую пробирку снова встряхните 2-3 раза, чтобы перемешать содержимое.

  6. Пипеткой переносим образовавшуюся суспензию во 2 (пустую) пробирку до тех пор, пока в 1 пробирке не появиться изображение точки на дне. Измеряем высоту столба суспензии в 1 пробирке (h1, мм) (свет должен падать под углом в 45 градусов):

h1 (почвенная вытяжка) = 54 мм

h1 (вода) = 72 мм



  1. Продолжайте переносит суспензию во 2 пробирку до тех пор, пока в ней не скроется изображение рисунка. Измерим высоту столба суспензии во 2 пробирке (h2, мм):

h2 (почвенная вытяжка) = 50 мм

h2 (вода) = 74 мм

  1. Рассчитаем среднее высоты столба h по формуле:

h(почв.выт.)= (h1 (почв.выт)+ h2 (почв.выт))/2

h(вода)= (h1 (вода)+ h2 (вода))/2

  1. Определи концентрацию сульфат-аниона в мг\л по таблице:

Высота столба

суспензии, мм

Массовая концентрация

сульфат-аниона, мг/л

100

33

95

35

90

38

85

40

80

42

75

45

70

47

65

50

60

53

55

56

50

59

45

64

40

72

Результаты и выводы:

Результаты

Хлориды

Сульфаты

Концентрация в вытяжке, мг\л

Присутствуют (выпал осадок)

57 мг/л

Концентрация в воде, мг\л

Присутствуют (помутнение раствора)

46 мг/л

Из данных результатов мы видим, что хлориды и сульфаты, как естественные компоненты присутствуют и в пробах воды и в почвенной вытяжке. Превышение концентрации не наблюдается (ПДК хлоридов в воде 350 мг/л; ПДК сульфатов в воде 500 мг/л) и поэтому нарушений минерального состава воды и почвы нет.









Тема: Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов.

Дата:

Цель: оценка качества продуктов питания и формирование навыков рационального потребления продуктов на основе сведений о содержании в них нитратов.

Объекты исследования: овощи, вода, фрукты.

Место проведения: экологическая лаборатория

Оборудование из комплекта «Пчелка - У»: ножницы, пинцет, скальпель (нож), чашка Петри, тест-система «Нитрат-тест».

Ход занятия:

  1. Вводная беседа.

Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты - вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Проблема загрязнения продуктов питания нитратам актуальна для оценки качества овощей, фруктов и различных соков. Эта проблема возникла сравнительно недавно, в связи с развитием знаний о причинах онкологических заболеваний.

- Как же происходит загрязнение продуктов питания нитратами? Что является причиной?

Загрязнение почв и воды соединениями азота обусловлено не глобальными процессами, а бесконтрольным использованием азотных удобрений (в основном нитратов) в с/х. Аммиачная, калийная и натриевая селитры следует вносить в почву, строго соблюдая агротехнические рекомендации.

Нитрат-анион очень подвижен в естественных условиях, т.к. нитраты хорошо растворимы в воде и не связываются частицами почвы.

- Что такое нитраты?

Нитраты - соли азотной кислоты с катионами ____________________

Нитраты являются естественными компонентами почвенного раствора. Попадая в растения, они частично усваиваются и становятся естественным компонентом тканей растений. Нитраты легкорастворимые соли и легко разносятся грунтовыми водами.

Сами по себе нитраты относительно малотоксичны. Однако попадая в организм человека в результате сложных биохимических превращений они превращаются в нитрита ( соли азотистой кислоты)

- Чем опасны нитриты?

1. Далее нитриты в желудочно-кишечном тракте ( в кислой среде) взаимодействуют с соединениями, имеющими вторичные аминогруппы и превращаются в N - нитрозоамины, которые являются канцерогенными соединениями, т.е. способствуют образованию злокачественных опухолей.

Процесс образования N - нитрозоаминов:

NПрактическая работа: Определение запылённости пришкольной территорииO3 H + NO2

NПрактическая работа: Определение запылённости пришкольной территорииH + NO2 + H N - N = O + OH

Нитриты токсичнее нитратов в 450 раз

2. Поступая в кровь , взаимодействуют с гемоглобином крови и блокируют его дыхательную функцию, превращая часть гемоглобина в метгемоглобин, не способный переносить кислород от лёгких к тканям. При образовании большого количества метгемоглобина (30-40 %) возникает кислородное голодание тканей, что может вызвать поражение ЦНС. При содержании 15-20 % у человека возникает лёгкая слабость, головная боль, синюшность.

- Цель нашего занятия - оценить качество продуктов питания, то есть определить их пригодность, путём измерения концентрации нитратов в них и сравнении с ПДК.

Мы разделились на 4 группы (бирки), каждая группа будет тестировать определённый вид продукта:

  1. - овощи (картофель, капуста, морковь, свёкла)

  2. - фрукты (яблоки, сливы, груши)

  3. - зелень (петрушка, лук, укроп)

  4. - (питьевая вода, минеральная вода, сок, компот)

Ход работы:

1.Подготовьте к тестированию овощи, фрукты и зелень надрезав их. Опишите внешний вид каждого из продуктов, отметив свежесть, яркость окраски, наличие пятен, плесени; определите вкус и привкус. Нарежьте объект кусочками, чтобы выступил сок.

  1. Выньте полоску тест-системы «Нитрат-тест» из упаковки и отрежьте кусочек индикаторной полоски размером 5*5 мм.

  2. Зажмите отрезанный участок полоски пинцетом, смочите его соком плода (водой)

  3. Через 3 минуты сравните окраску рабочего участка с контрольной шкалой на обложке тест-системы и определите содержание нитратов.

Результаты:

1. Результаты заносим в таблицу:

Наименование продукта

ПДК нитратов, мг/кг

Фактическое содержание нитратов, мг/кг

Зелень

2000

Капуста поздняя

500

Картофель

250

Морковь

250

Свёкла

250

Груша

60

Яблоки

60

Сливы

80

Питьевая вода

45

Минеральная вода

45

Сок

50

Компот

50

2. -Пригодны ли исследуемые продукты питания?

Некоторые овощи способны накапливать большие дозы нитратов в некоторых частях, например, в капусте - кочерыжка, свёкла -

3. Вопросы:

- Как влияет повышенное содержание нитратов на организм человека?

- Как уменьшить содержание нитратов в продуктах?

4. Смертельная доза нитратов для человека составляет - 8-15 г;

Допустимое суточное потребление - не более 5 мг на 1 кг веса человека.

ПДК нитратов воде водоёмов - 45 мг/л, в почве - 130 мг/л.

Выдача сертификатов качества ( по каждому продукту)















Практическая работа № 5

Тема: Определение рН почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы

Дата выполнения:

Цель: изучение экологического состояния почвы через оценку её кислотности; составление перечня с/х культур, подходящих для выращивания на данном объекте.

Объекты исследования: почва

Место проведения: поле (экологическая стоянка)

Оборудование из комплекта «Пчелка - У»: ложка, воронка стеклянная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, цилиндр мерный на 50 мл., пинцет, пипетка -капельница, пробирки-2 шт, штатив для пробирок.

Оборудование из кабинета: штатив ШЛХ с кольцом, весы учебные, разновесы.

Реактивы и материалы: раствор индикатора универсального, готовая почвенная солевая вытяжка, рН-индикаторная бумага, фильтр бумажный.

Результаты и выводы:

1. По результатам определения рН каждым методом заполним таблицу:

№ пробы

Место отбора пробы

Внешний вид солевой вытяжки

рН солевой вытяжки

Оценка кислотности почвы

№ 1

Северо-восточная часть поля

Однородная и не содержит частиц почвы

рН =6.2

Слабокислая

№ 2

Юго-западная часть поля

Однородная и не содержит частиц почвы

рН=6.5

Слабокислая

2. Из наших наблюдений мы видим, что более точный метод определения рН почвенной вытяжки - это использование рН-индикаторной бумаги со шкалой цветового значения.

3. Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что кислотность почвы - важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений. Для почвы нашего экологического объекта рН =6.2 и 6.5, значит для этого показателя оптимальный перечень выращивания с/х культур приведён в в таблице:

Растение

Оптимальное значение рН

Рожь озимая

5.0-7.7

Пшеница яровая

6.0-7.5

Пшеница озимая

6.3-7.6

Ячмень

6.8-7.5

Кукуруза

6.0-7.0

Просо

5.5-7.5

Подсолнечник

6.0-6.8



© 2010-2022