- Преподавателю
- Биология
- Практическая работа: Определение запылённости пришкольной территории
Практическая работа: Определение запылённости пришкольной территории
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Адамова С.А. |
Дата | 08.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Практическая работа № 1
Тема: Изучение запыленности пришкольной территории.
Дата выполнения: 19.10.07
Цель: изучение сравнительной запылённости пришкольной территории.
Объекты исследования: зелёные насаждения
Место проведения: территория, прилегающая к школе
Оборудование и материалы: лента прозрачная с липким слоем (скотч), листы писчей бумаги.
Ход работы:
-
Соберите листья с деревьев (на разной высоте, записав место произрастания) в разных участках пришкольной территории (автодороги, дендропарк, у жилых домов)
-
Приложите к поверхности листьев клейкую ленту (скотч).
-
Снимите плёнку с листьев вместе со слоем пыли и приклейте её на лист белой бумаги, подписав место произрастания растения, высоту нахождения листа.
Оценка степени запыленности по пятибалльной шкале:
Степень запылённости
Внешнее проявление запылённости при наблюдении прозрачной липкой ленты
Балл
Очень высокая
Очень большое количество пылевых скоплений, делающих ленту непрозрачной
5
Высокая
Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты
4
Средняя
Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты
3
Малая
Заметное наличие пылевых частиц
2
Незначительная
Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте
1
Обработка результатов и выводы:
По результатам наблюдений заполняем таблицу:
Степень запылённости воздуха на пришкольной территории
Место
Высота от поверхности почвы
Степень запылённости
Автодорога
0.5 м
4
Дендропарк
2.0 м
3
Жилая зона
2.5 м
2
Вывод: Степень запыленности пришкольной территории оценивается баллом 3 (средняя) - главная причина наличие автодорог со стороны улицы Молодежной (со значительным потоком грузовых автомашин) и со стороны улицы Торговой. Немаловажное влияние оказывают примыкающий к школе жилой массив и наличие хозяйственных объектов. Известно, 1 га зелёных насаждений за сезон улавливает до 60 т пыли! Поэтому, можно сказать, что экологическое состояние воздушной среды пришкольной территории удовлетворительное.
Практическая работа № 2
Тема: Определение рН и органолептических показателей качества речной воды
Дата выполнения:
Цель: знакомство с органолептической оценкой качества воды; изучение кислотности воды в водоёме как фактора, характеризующего экологическое состояние водоёма.
Объекты исследования: вода
Место проведения: река Берёзовая
-
Определение мутности (прозрачности)
Оборудование и материалы: комплект ЭХБ «Пчёлка -У» - пробирки
Реактивы: модельные растворы (с добавлением различных веществ - молока, почвы, йода).
Ход работы:
-
Пронумеруйте пробирки с растворами.
-
Заполните каждую пробирку соответствующим модельным раствором на высоту 10-12 см ( 1 пробирка - р-р с добавлением молока; 2 пробирка - р-р с добавлением почвы; 3 пробирка - р-р с добавлением йода; 4 пробирка - речная вода).
-
Определите мутность воды, рассматривая пробирку на тёмном фоне при достаточном боковом освещении. Выберите подходящую степень мутности по таблице и поставьте номер пробирки:
Номер пробирки
Степень мутности
Мутность отсутствует
3
Слабо опалесцирующая
2
Опалесцирующая
4
Слабо мутная
1
Очень мутная
-
Определение запаха воды.
Оборудование и материалы: комплект ЭХБ «Пчёлка -У» - пробирки пронумерованные с пробками, штатив для пробирок.
Реактивы: модельные растворы разливают в конические колбы на 250 мл ( 1 - ароматический - 1-2 капли духов; 2 - древесный - прокипятить опилки; 3 - землистый - прокипятить горсть земли; 4 - травянистый - прокипятить свежую траву (сено); 5 - речная вода
Ход работы:
При определении запаха опираться ниже предложенными таблицами:
Интенсивность запаха
Характер проявления запаха
Балл
Отсутствует
Запах не ощущается
0
Очень слабая
Запах слегка обнаруживаемый
1
Слабая
Запах замечается, если обратить на это внимание
2
Заметная
Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде
3
Отчётливая
Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья
4
Очень сильная
Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья
5
Символ
Характер запаха
Примерный род запаха
А
Ароматический
Огуречный, цветочный
Б
Болотный
Илистый, тинистый
Г
Гнилостный
Фекальный, сточный
Д
Древесный
Запах мокрой щепы, древесины
З
Землистый
Прелый, свежевспаханной земли
Р
Рыбный
Рыбы
С
Сероводорода
Тухлых яиц
Т
Травянистый
Сена, скошенной травы
Н
Неопределённый
Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения
-
Налейте в пробирки (колбы) модельные растворы и закройте пробками.
-
Поочередно открывайте пробки у пробирок (колб) с растворами и определяйте запах воды.
Соблюдайте правила определения запаха неизвестных веществ!
По результатам наблюдений заполните таблицу:
№ пробирки (колбы)
Оценка в баллах
Запах
1
3
ароматический
2
3
древесный
3
4
землистый
4
3
травянистый
5
2
илистый
-
Определение цветности.
Оборудование: пробирки с модельными растворами ( с добавлением горчицы, соли, йода) речная вода
Ход работы:
1.Заполнили пробирку водой до высоты 10- 12 см.
2. Определили цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении.
3. Определили цветность воды с помощью таблицы.
Баллы
Шкала цветности
1
Слабо - желтоватая
2
Светло - желтоватая
3
Жёлтая
4
Интенсивно - жёлтая
5
Коричневая
6
Красно - коричневая
Баллы
Номер пробирки
1
4
2
1
3
2
4
5
3
6
-
Определение водородного показателя речной воды.
Оборудование: тест-комплект «рН», в том числе: контрольная шкала образцов окраски растворов для определения рН (4,5; 5.0; 6.0; 7.0; 8.0; 8.5), пипетка-капельница (0,10 мл), пробирки колориметрические с меткой «5 мл».
Реактивы и материалы: раствор универсального индикатора; проба воды для анализа.
Ход работы:
-
Колориметрическую пробирку сполосните несколько раз анализируемой водой. В пробирку налейте до метки пробу анализируемой воды (5 мл).
-
Добавьте пипеткой-капельницей 3-4 капли (около 0.10 мл) р-ра универсального индикатора и встряхните пробирку.
-
Окраску р-ра сразу сравните с контрольной шкалой, выбирая ближайший по характеру окраски образец шкалы. Окраску наблюдайте сверху через открытое отверстие пробирки на белом фоне при достаточном освещении.
Заносим полученные результаты в таблицу:
№ пробы
Тип водоёма
Условия отбора пробы
(место отбора, способ отбора)
Значение рН пробы
1
Открытый (река)
Окрестности хутора Николовки, проба взята в чистую посуду и проанализирована в течение 1 часа
6.8
Выводы:
Характеристика
Значения
Запах:
характер
Илистый
Интенсивность запаха
слабая
Цветность воды
Слабо-желтоватая
Мутность
Слабо-мутная
рН
рН воды находиться в допустимых пределах (рН природных вод имеет значения от 6.5 до 8.5)
Характеристика водоёма - вода пригодна для хозяйственных и технических нужд ( для питья непригодна!)
Практическая работа № 3
Тема: Определение антропогенных нарушений почвы
Дата выполнения:
Цель: ознакомление с различными антропогенными нарушениями на знакомом участке местности (стоянка 3 № «Балка»), прогноз отрицательных последствий для окружающей среды от различных нарушений.
Объекты исследования: почва
Место проведения: балка в окрестностях хутора Николовки
Материалы: карта местности
Ход работы:
-
Выберите хорошо знакомый участок местности (балка).
-
Укажите виды антропогенных нарушений почвы, заполните соответствующие графы в таблице:
Виды нарушений
В чём выражается нарушение
Сельскохозяйственные
Эрозия почвы (дефляция), уплотнение земли, вытаптывание растительности
Лесохозяйственные
Активная эрозия и падение плодородия на обезлесенном участке
Промышленные
Складирование отходов
Строительные
Воздействие техники, наличие дорог
Транспортные
Механическое воздействие (уплотнение почвы)
Рекреационные
Вытаптывание, загрязнение «отходами рекреации» - мусором
-
Выявив нарушения, опишите их подробно, заполнив таблицу:
Показатели нарушений
Описание разрушений
1. Площадь распространения
Была выявлена сеть оврагов, глубина варьирует от 5 м до 12 м, расстояние между соседними оврагами до 65 м
2. Признаки выявленных нарушений
Полное уничтожение почвы, эрозия почвы (ветровая - дефляция), механические нарушения, загрязнение бытовым мусором)
3. Стадия нарушения
Катастрофическая
4. Вид антропогенных воздействий, явившихся причиной нарушений
Вырубка растительности, что привело к дефляции; замусоривание бытовыми отходами
5. Характер воздействий (по интенсивности и продолжительности)
Продолжительное, очень высокое
Влияние на природный комплекс
Все эти воздействия, как природного характера, так и антропогенного привело к дисфункции в данной экосистеме (гибели почвенных организмов, растительности и т.д.)
Результаты и выводы:
-
Нанести антропогенные нарушения почвы балки «Карта-схема сети оврагов».
-
Дальнейшее ухудшение экологической обстановки на данном объекте приведёт к прогрессу дефляции. Прогноз будет неутешительным, что приводит к разработке ряду мер по улучшению обстановки.
-
Мы предлагаем организационные и технические мероприятия по улучшению обстановки на данном объекте: высадка зелёных насаждений, чтобы укрепить склоны оврагов; организация экологического патруля, действия которого направлены на уборку территории балки от бытового мусора; организация вывоза мусора в надлежащие места.
Практическая работа № 4
Тема: Определение содержания в воздухе углекислого газа с помощью индикаторных трубок (экспресс-анализ окружающего воздуха).
Дата выполнения:
Цель: оценка качества воздуха через количественной определение содержания углекислого газа с помощью индикаторных трубок
Объекты исследования: воздух
Место проведения: улица, прилегающая к автодороге и роща
Оборудование: индикаторные трубки для определения углекислого газа (опыт выполняется с помощью комплекта-лаборатории серии «Пчёлка-У» (состоящий из набора индикаторных трубок и насоса-пробоотборника), насос-пробоотборник, термометр, секундомер.
Ход работы:
Для того, что учащиеся увидели разницу в количественном содержании углекислого газа в разных местах анализа, мы предлагаем исследовать совершенно два разных экологических объекта (улицу, прилегающую к автодороге и рощу)
Перед началом работы повторяем правила по т/б в экологической лаборатории (применение индикаторных трубок и насоса-пробоотборника)
-
Вскройте индикаторную трубку на углекислый газ с обоих концов, используя отверстие на головке насоса. Обратите внимание на первоначальный цвет наполнителя индикаторных трубок (от слабо-фиолетового до белого).
-
Подсоедините индикаторную трубку со стороны выхода воздуха к насосу.
-
Прокачайте через индикаторную трубку воздух улицы и рощи в количестве 3 прокачиваний по 100 кубических сантиметров, при продолжительности цикла прокачивания около 1 минуты.
-
Отметьте изменение окраски наполнителя и длину прореагировавшего столбика наполнителя. Расположите индикаторную трубку рядом со шкалой, изображённой на этикетке, и определите величину концентрации углекислого газа по границе столбика, изменившего окраску.
Полученные результаты обобщим в таблице:
Место
анализа воздуха
Условия анализа
Концентрация углекислого газа
Температура
Атмосферное давление
Улица, прилегающая к автодороге
14
762 мм рт. ст
1,7 %
Роща
12
763 мм. рт ст
0,03 %
Вывод: содержание углекислого газа в воздухе рощи соответствует предельно допустимому содержанию углекислого газа в атмосфере; а содержание углекислого газа в воздухе улицы показывает повышение концентрации. В ходе этой работы подводим ребят к тому, что диоксид углерода не оказывает токсического действия на живые организмы (при концентрации ниже 5 %) так как растения усваивают его в процессе фотосинтеза. Но цель всей этой работы сводиться к тому - чтобы получить представление о естественном (фоновом) содержании углекислого газа в атмосфере и его изменении в процессе антропогенной деятельности.
Практическая работа № 5
Тема: Определение рН почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы
Дата выполнения:
Цель: изучение экологического состояния почвы через оценку её кислотности; составление перечня с/х культур, подходящих для выращивания на данном объекте.
Объекты исследования: почва
Место проведения: поле (экологическая стоянка)
Оборудование из комплекта «Пчелка - У»: ложка, воронка стеклянная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, цилиндр мерный на 50 мл., пинцет, пипетка -капельница, пробирки-2 шт, штатив для пробирок.
Оборудование из кабинета: штатив ШЛХ с кольцом, весы учебные, разновесы.
Реактивы и материалы: раствор индикатора универсального, готовая почвенная солевая вытяжка, рН-индикаторная бумага, фильтр бумажный.
Ход работы:
-
Приготовить солевую почвенную вытяжку для двух образцов почвы (взятых в разных участках поля): высушить отобранные образцы на воздухе, расположив почву толщиной не более 2 см; взвесить пустой стакан на 200 мл. В стакан поместите высушенную почву на 1/3 высоты (20-50 г) и снова взвесьте его, определив массу в граммах; Добавьте к почве чистую воду(объём воды отмерьте с помощью цилиндра) в количестве 5*массу в мл (5 мл р-ра на 1 г почвы); Перемешайте содержимое стакана в течение 3-5 минут стеклянной палочкой. Отфильтруйте содержимое стакана через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в стакан (первые мм фильтрата отбросить).
-
Определяем рН почвенной вытяжки - наливаем в две пробирки до метки 5 л почвенной вытяжки и тестируем двумя способами:
А) раствором индикатора универсального, добавив в первую пробирку 3-5 капель р-ра индикатора;
Б) рН-индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом во вторую пробирку.
3. Результаты определим по цветной шкале значений рН для каждого образца почвы.
Результаты и выводы:
-
По результатам определения рН каждым методом заполним таблицу:
№ пробы
Место отбора пробы
Внешний вид солевой вытяжки
рН солевой вытяжки
Оценка кислотности почвы
№ 1
Северо-восточная часть поля
Однородная и не содержит частиц почвы
рН =6.2
Слабокислая
№ 2
Юго-западная часть поля
Однородная и не содержит частиц почвы
рН=6.5
Слабокислая
-
Из наших наблюдений мы видим, что более точный метод определения рН почвенной вытяжки - это использование рН-индикаторной бумаги со шкалой цветового значения.
-
Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что кислотность почвы - важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений. Для почвы нашего экологического объекта рН =6.2 и 6.5, значит для этого показателя оптимальный перечень выращивания с/х культур приведён в в таблице:
Растение
Оптимальное значение рН
Рожь озимая
5.0-7.7
Пшеница яровая
6.0-7.5
Пшеница озимая
6.3-7.6
Ячмень
6.8-7.5
Кукуруза
6.0-7.0
Просо
5.5-7.5
Подсолнечник
6.0-6.8
Практическая работа № 6
Тема: Количественное определение хлоридов, сульфатов в воде и почвенной вытяжке.
Дата выполнения:
Цель: изучение хлоридов, сульфатов как естественных компонентов воды и почвы с использованием метода их количественного определения.
Объекты исследования: почва, вода
Место проведения: озеро и луг (экологические стоянки)
Оборудование из комплекта «Пчелка - У»: тест-комплект «Хлориды, «Сульфаты».
Ход работы:
Работа № 1 «Количественное определение хлоридов в воде и почвенной вытяжке»
Оборудование: тест-комплект «Хлориды», в том числе: медицинский шприц на 2 мл или 5 мл, пипетка-капельница, пробирка с меткой «5 мл» с пробкой.
Реактивы: р-р нитрата серебра (1 %)
Материалы: почвенная вытяжка и проба воды.
-
В склянки налейте 5 мл анализируемой воды и почвенной вытяжки.
-
Прибавляем по каплям раствор нитрата серебра.
-
Наблюдаем в пробирке с почвенной вытяжкой выпадение белого осадка, а в пробирке с водой незначительное помутнение раствора.
Работа № 2 «Количественное определение сульфатов в воде и почвенной вытяжке»
Оборудование: тест-комплект «Сульфаты», в том числе: мутномер, медицинский шприц на 10мл, пипетка-капельница, пробирки мутномерные (4 шт) с рисунком-точкой на дне и резиновым кольцом-фиксатором, пробки для мутномерных пробирок, соединительная трубка.
Реактивы: р-р нитрата серебра (насыщенный), р-р соляной кислоты.
Материалы: почвенная вытяжка и проба воды.
-
Поместите в отверстия мутномера две пробирки с рисунком на дне. В одну из пробирок налейте почвенную вытяжку (воду) до высоты 100 мм.
-
Добавьте к содержимому пробирки пипетками 2 капли р-ра соляной кислоты и 14-15 капель р-ра нитрата бария ( нитрат бария токсичен!)
-
Герметично закройте пробирку и встряхните, чтобы перемешать содержимое.
-
Пробирку с раствором оставьте на 5-7 минут (образуется белый осадок или суспензия)
-
Закрытую пробирку снова встряхните 2-3 раза, чтобы перемешать содержимое.
-
Пипеткой переносим образовавшуюся суспензию во 2 (пустую) пробирку до тех пор, пока в 1 пробирке не появиться изображение точки на дне. Измеряем высоту столба суспензии в 1 пробирке (h1, мм) (свет должен падать под углом в 45 градусов):
h1 (почвенная вытяжка) = 54 мм
h1 (вода) = 72 мм
-
Продолжайте переносит суспензию во 2 пробирку до тех пор, пока в ней не скроется изображение рисунка. Измерим высоту столба суспензии во 2 пробирке (h2, мм):
h2 (почвенная вытяжка) = 50 мм
h2 (вода) = 74 мм
-
Рассчитаем среднее высоты столба h по формуле:
h(почв.выт.)= (h1 (почв.выт)+ h2 (почв.выт))/2
h(вода)= (h1 (вода)+ h2 (вода))/2
-
Определи концентрацию сульфат-аниона в мг\л по таблице:
Высота столба
суспензии, мм
Массовая концентрация
сульфат-аниона, мг/л
100
33
95
35
90
38
85
40
80
42
75
45
70
47
65
50
60
53
55
56
50
59
45
64
40
72
Результаты и выводы:
Результаты
Хлориды
Сульфаты
Концентрация в вытяжке, мг\л
Присутствуют (выпал осадок)
57 мг/л
Концентрация в воде, мг\л
Присутствуют (помутнение раствора)
46 мг/л
Из данных результатов мы видим, что хлориды и сульфаты, как естественные компоненты присутствуют и в пробах воды и в почвенной вытяжке. Превышение концентрации не наблюдается (ПДК хлоридов в воде 350 мг/л; ПДК сульфатов в воде 500 мг/л) и поэтому нарушений минерального состава воды и почвы нет.
Тема: Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов.
Дата:
Цель: оценка качества продуктов питания и формирование навыков рационального потребления продуктов на основе сведений о содержании в них нитратов.
Объекты исследования: овощи, вода, фрукты.
Место проведения: экологическая лаборатория
Оборудование из комплекта «Пчелка - У»: ножницы, пинцет, скальпель (нож), чашка Петри, тест-система «Нитрат-тест».
Ход занятия:
-
Вводная беседа.
Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты - вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Проблема загрязнения продуктов питания нитратам актуальна для оценки качества овощей, фруктов и различных соков. Эта проблема возникла сравнительно недавно, в связи с развитием знаний о причинах онкологических заболеваний.
- Как же происходит загрязнение продуктов питания нитратами? Что является причиной?
Загрязнение почв и воды соединениями азота обусловлено не глобальными процессами, а бесконтрольным использованием азотных удобрений (в основном нитратов) в с/х. Аммиачная, калийная и натриевая селитры следует вносить в почву, строго соблюдая агротехнические рекомендации.
Нитрат-анион очень подвижен в естественных условиях, т.к. нитраты хорошо растворимы в воде и не связываются частицами почвы.
- Что такое нитраты?
Нитраты - соли азотной кислоты с катионами ____________________
Нитраты являются естественными компонентами почвенного раствора. Попадая в растения, они частично усваиваются и становятся естественным компонентом тканей растений. Нитраты легкорастворимые соли и легко разносятся грунтовыми водами.
Сами по себе нитраты относительно малотоксичны. Однако попадая в организм человека в результате сложных биохимических превращений они превращаются в нитрита ( соли азотистой кислоты)
- Чем опасны нитриты?
1. Далее нитриты в желудочно-кишечном тракте ( в кислой среде) взаимодействуют с соединениями, имеющими вторичные аминогруппы и превращаются в N - нитрозоамины, которые являются канцерогенными соединениями, т.е. способствуют образованию злокачественных опухолей.
Процесс образования N - нитрозоаминов:
NO3 H + NO2
NH + NO2 + H N - N = O + OH
Нитриты токсичнее нитратов в 450 раз
2. Поступая в кровь , взаимодействуют с гемоглобином крови и блокируют его дыхательную функцию, превращая часть гемоглобина в метгемоглобин, не способный переносить кислород от лёгких к тканям. При образовании большого количества метгемоглобина (30-40 %) возникает кислородное голодание тканей, что может вызвать поражение ЦНС. При содержании 15-20 % у человека возникает лёгкая слабость, головная боль, синюшность.
- Цель нашего занятия - оценить качество продуктов питания, то есть определить их пригодность, путём измерения концентрации нитратов в них и сравнении с ПДК.
Мы разделились на 4 группы (бирки), каждая группа будет тестировать определённый вид продукта:
-
- овощи (картофель, капуста, морковь, свёкла)
-
- фрукты (яблоки, сливы, груши)
-
- зелень (петрушка, лук, укроп)
-
- (питьевая вода, минеральная вода, сок, компот)
Ход работы:
1.Подготовьте к тестированию овощи, фрукты и зелень надрезав их. Опишите внешний вид каждого из продуктов, отметив свежесть, яркость окраски, наличие пятен, плесени; определите вкус и привкус. Нарежьте объект кусочками, чтобы выступил сок.
-
Выньте полоску тест-системы «Нитрат-тест» из упаковки и отрежьте кусочек индикаторной полоски размером 5*5 мм.
-
Зажмите отрезанный участок полоски пинцетом, смочите его соком плода (водой)
-
Через 3 минуты сравните окраску рабочего участка с контрольной шкалой на обложке тест-системы и определите содержание нитратов.
Результаты:
1. Результаты заносим в таблицу:
Наименование продукта
ПДК нитратов, мг/кг
Фактическое содержание нитратов, мг/кг
Зелень
2000
Капуста поздняя
500
Картофель
250
Морковь
250
Свёкла
250
Груша
60
Яблоки
60
Сливы
80
Питьевая вода
45
Минеральная вода
45
Сок
50
Компот
50
2. -Пригодны ли исследуемые продукты питания?
Некоторые овощи способны накапливать большие дозы нитратов в некоторых частях, например, в капусте - кочерыжка, свёкла -
3. Вопросы:
- Как влияет повышенное содержание нитратов на организм человека?
- Как уменьшить содержание нитратов в продуктах?
4. Смертельная доза нитратов для человека составляет - 8-15 г;
Допустимое суточное потребление - не более 5 мг на 1 кг веса человека.
ПДК нитратов воде водоёмов - 45 мг/л, в почве - 130 мг/л.
Выдача сертификатов качества ( по каждому продукту)
Практическая работа № 5
Тема: Определение рН почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы
Дата выполнения:
Цель: изучение экологического состояния почвы через оценку её кислотности; составление перечня с/х культур, подходящих для выращивания на данном объекте.
Объекты исследования: почва
Место проведения: поле (экологическая стоянка)
Оборудование из комплекта «Пчелка - У»: ложка, воронка стеклянная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, цилиндр мерный на 50 мл., пинцет, пипетка -капельница, пробирки-2 шт, штатив для пробирок.
Оборудование из кабинета: штатив ШЛХ с кольцом, весы учебные, разновесы.
Реактивы и материалы: раствор индикатора универсального, готовая почвенная солевая вытяжка, рН-индикаторная бумага, фильтр бумажный.
Результаты и выводы:
1. По результатам определения рН каждым методом заполним таблицу:
№ пробы
Место отбора пробы
Внешний вид солевой вытяжки
рН солевой вытяжки
Оценка кислотности почвы
№ 1
Северо-восточная часть поля
Однородная и не содержит частиц почвы
рН =6.2
Слабокислая
№ 2
Юго-западная часть поля
Однородная и не содержит частиц почвы
рН=6.5
Слабокислая
2. Из наших наблюдений мы видим, что более точный метод определения рН почвенной вытяжки - это использование рН-индикаторной бумаги со шкалой цветового значения.
3. Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что кислотность почвы - важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений. Для почвы нашего экологического объекта рН =6.2 и 6.5, значит для этого показателя оптимальный перечень выращивания с/х культур приведён в в таблице:
Растение
Оптимальное значение рН
Рожь озимая
5.0-7.7
Пшеница яровая
6.0-7.5
Пшеница озимая
6.3-7.6
Ячмень
6.8-7.5
Кукуруза
6.0-7.0
Просо
5.5-7.5
Подсолнечник
6.0-6.8