Рабочая программа биология - экология

Рабочая программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета БИОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательнос...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»


«Проверено»

Рук. МО ______

_______ 2013

«Согласовано»

Председатель МС: ___

протокол от __2013 №

«Утверждаю»

Директор школы: Л.Е. Лапутько

приказ от ____ 2013 №__






Рабочая программа


учебного курса

биология-экология

в 7 классе



Программа рассчитана на 70 часов

Учитель: Е.Ю.Московкина,

учитель биологии








2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА

БИОЛОГИЯ - ЭКОЛОГИЯ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

7 КЛАСС


Пояснительная записка

Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая учебная программа: рабочая учебная программа БИОЛОГИЯ-ЭКОЛОГИЯ составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естествознание».

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии - экологии выделено 70 часов. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1» на изучение биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю,70 часов в год соответственно.

В 7 классе учащиеся изучают зоологию. Курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (4 часа) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ) и внедрения современных педагогических технологий.

Цели и задачи программы:

Изучение биологии и экологии на ступени 7 класса общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии, среде обитания, образе жизни, биологических и экологических особенностях животных; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей; применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, а также в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, в материалистическом происхождении органического мира, в необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер правил поведения в природе.

Межпредметные связи

При изучении многообразия животных обобщаются и систематизируются полученные школьниками при изучении природоведения в IV-V классах знания об биологических и экологических (среда и места обитания) особенностях животных, значении их в природе и жизни человека. При рассмотрении эволюции строения используются знания об органах животных, их функциях, об особенностях развития животных организмов.

При изучении закономерностей размещения животных на Земле опорными являются познания учащихся о зоогеографических областях и причинах миграции животных, полученные из курса географии VI класса.

Новизна и особенности программы:межпредметные

Рабочая программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета БИОЛОГИЯ - ЭКОЛОГИЯ на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Способ интеграции - совмещение

% интеграции: биология - 100%; экология - 29,4%

Большинство представленных в программе лабораторных работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов.

Особенности организации учебного процесса

Предпочтительной формой организации учебного процесса является урок. Наряду с ним, поскольку курс предполагает знакомство с натуральными объектами, важное значение имеют лабораторные работы, проводимые как один из этапов урока. Для осуществления текущего и рубежного контроля усвоения новых знаний предполагается устный опрос, работа с карточками по систематике, проведение промежуточного и итогового тестирования.






Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии - экологии на ступени 7 класса общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - многообразии и эволюции животного мира. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется от простейших к млекопитающим. Основу структурирования содержания курса биологии в 7 классе на базовом уровне составляют ведущие идеи - учение об эволюции органического мира, усложнение животных в процессе эволюционного развития и многообразие животных - как результат эволюции. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Многообразие животных, Эволюция строения, Индивидуальное развитие организмов, Развитие животного мира на Земле, Закономерности размещения животных на Земле, Биоценозы, Животный мир и хозяйственная деятельность человека.








Результаты освоения программы:

Требования к уровню подготовки выпускников

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой; учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате изучения биологии и экологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • признаки биологических объектов: животных; естественных и искусственных биоценозов; биосферы;

  • строение биологических объектов: клетки; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, устойчивости и смены экосистем; взаимовлияние экологических факторов и живых организмов; роль и значение животных в распространении живого вещества на Земле; необходимости сохранения многообразия видов;

  • находить: в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах;

  • распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных разных систематических групп; наиболее распространенные виды животных своей местности, особей видов по морфологическому критерию; ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; признаки экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменения экологических факторов;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человека, а также деятельности по созданию клонов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, заболеваний, вызываемых животными; соблюдения правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при паразитарных заболеваниях и укусах животных;

  • содержания и разведения домашних животных, ухода за ними;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ:

  1. Текущий контроль:

  • работа по карточкам;

  • устный опрос;

  • кодированный диктант;

  • работа с моделями

  1. Промежуточный контроль:

  • Зачет по теме;

  • Семинарские занятия;

  • Тестирование;

  1. Итоговый контроль:

  • Тестирование с использованием материалов для подготовки к ЕГЭ.



























Содержание программы учебного курса

ВВЕДЕНИЕ. Общие сведения о животном мире. 2 часа История изучения животных. Методы изучения животных. Систематика животных. Сходство и различия животных и растений. Наука зоология и ее структура.

Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду.

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. 38часов Простейшие. 2часа Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе. Колониальные организмы.

Лабораторные работы. №1.Наблюдение многообразия водных простейших

Многоклеточные животные. 32часа (4часа резерва) Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие и редкие, охраняемые виды.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Редкие, охраняемые и исчезающие виды. Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Круглоротые. Надкласс Рыбы. Многообразие: костные и хрящевые. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс птицы. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие.

Лабораторные работы

№2. Знакомство с многообразием круглых червей

№3. Знакомство с многообразием кольчецов.

№4. Знакомство разнообразием брюхоногих и головоногих.

№5. Знакомство с разнообразием ракообразных.

№6. Изучение представителей отрядов насекомых.

№7. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб

№8. Изучение внешнего строения птиц.

ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. 11 часов

Покровы тела. Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмена. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения.

Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Лабораторные работы

№9. Изучение особенностей различных покровов тела.

№10. Наблюдение за способами передвижения животных.

№11. Наблюдение за способами дыхания животных.

№12. Наблюдение за особенностями питания животных. №13.Изучение ответной реакции животных на раздражения

№14. Знакомство с различными органами чувств

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 3 часа

Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие с полным превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторные работы

№15. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ. 3 часа

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Чарльз Дарвин о причинах эволюции живого мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ. 3 часа

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Миграции как приспособления к сезонным изменениям условий обитания.

Лабораторные работы. №16. Фенологические наблюдения за жизнью животных

БИОЦЕНОЗЫ. 4 часа

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, населенные пункты). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Внутривидовые взаимоотношения: потомства и родителей. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. 4часа

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Основы содержания и селекции животных. Законы об охране животного мира. Охраняемые территории. Красная книга.

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания.

ОБОБЩЕНИЕ. 2 часа

Многообразие животного мира. Развитие животного мира.






Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

В том числе на:

Примерное количе­ство часов на са­мостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

Контроль-ные работы

1

Введение

2




2

Многообразие животных

Простейшие

Многоклеточные животные

38



2

36

8

1

7


3

Эволюция строения

11

11

6



4

Онтогенез организмов

3

3

1



5

Развитие животного мира на Земле

3

3

1



6

Закономерности размещения животных на Земле

3

3

1



7

Биоценозы

4





8

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

4

4




9

Обобщение

2

2




Итого:

70

70

16





















Календарно-тематическое планирование

№ занятий

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Профор

иентация

Примечание

1

2

3

4

7

8

ВВЕДЕНИЕ. Общие сведения о животном мире

2

1

История изучения животных. Методы изучения животных. Биосферная роль животных на планете Земля.

1

Учитель биологии, зоолог

2

Систематика животных. Сходство и различия животных и растений. Наука зоология и ее структура. Многообразие влияния животных на окружающую среду.

Систематик

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

38


Простейшие

2

1

Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения.

Микробиолог

Л.р. №1.

Наблюдение многообразия водных простейших

2

Биологические и экологические особенности. Значение в природе. Колониальные организмы

Эколог

Многоклеточные животные

36


1

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде.

1

2

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности.

1

3

Значение в природе и жизни человека. Исчезающие и редкие, охраняемые виды.


4

Тип Плоские черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни.

1

Гельминтолог, врач

5

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

1

6

Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

1

Гельминтолог, врач

№2. Знакомство с многообразием круглых червей

7 - 8

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

2

№3. Знакомство с многообразием кольчецов

9

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения.

1

№4. Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков

10

Биологические и экологические особенности моллюсков. Значение в природе и жизни человека.

1

11

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

1

12

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности.

1

№5. Знакомство с разнообразием ракообразных.

13

Значение в природе и жизни человека. Редкие, охраняемые и исчезающие виды.

1

14 - 15

Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения.

2

Арахнолог, врач

16

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

1

17

Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения.

1

Энтомолог

№6. Изучение представителей отрядов насекомых.

18

Биологические и экологические особенности.

1

19

Значение в природе и жизни человека.

1

20

Тип хордовые. Класс Ланцетники. Круглоротые.

1

21 -22

Надкласс Рыбы. Многообразие: костные и хрящевые. Среда обитания, образ жизни и поведения.

2

Ихтиолог

№7. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб

23

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

24

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведения.

1

25

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

26

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведения.

1

Герпентолог

27

Биологические и экологические особенности.

1

28

Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

29 - 30

Класс птицы. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведения.

2

Орнитолог

№8. Изучение внешнего строения птиц.

31

Биологические и экологические особенности.

1

32

Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

33

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

1

Ветеринар, зоотехник

34

Среда обитания, образ жизни и поведения. Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования.

1

35

Биологические и экологические особенности. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие.

1

36

Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1


ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

11

1

Покровы тела.

№9. Изучение особенностей различных покровов тела.

2

Опорно-двигательная система.


3

Способы передвижения животных. Полости тела.


№10. Наблюдение за способами передвижения

4

Органы дыхания и газообмена. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды.


№11. Наблюдение за способами дыхания животных.

5

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.


№12. Наблюдение за особенностями питания животных.

6

Кровеносная система. Кровь. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.


7

Органы выделения.


8

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.


№13.Изучение ответной реакции животных на раздражения

9

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.


№14. Знакомство с различными органами чувств

10

Продление рода. Органы размножения.


11

Обобщение. Эволюция строения систем органов.


ОНТОГЕНЕЗ ОРГАНИЗМОВ

3

1

Способы размножения животных. Оплодотворение.


2

Развитие с полным превращением и без превращения.

№15. Изучение стадий развития животных и определение их возраста

3

Периодизация и продолжительность жизни.


ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ

3

1

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения.

Зоогеограф

2

Миграции. Миграции как приспособления к сезонным изменениям условий обитания.


3

Обобщение. Развитие животного мира.

4


БИОЦЕНОЗЫ

Эколог

1

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, населенные пункты).


2

Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии.


№16. Фенологические наблюдения за жизнью животных

3

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Внутривидовые взаимоотношения: потомства и родителей. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.


4

Экскурсия. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.


ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

4

Ветеринар, селекционер, зоотехник

1

Воздействие человека и его деятельности на животных.


2

Промыслы. Одомашнивание. Основы содержания и селекции животных.


3

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания.


4

Законы об охране животного мира. Охраняемые территории. Красная книга.


ОБОБЩЕНИЕ

2

1

Многообразие животного мира.


2

Развитие животного мира.


Итого 70 часов


Учебно - методические средства обучения

Литература и средства обучения

Учебник: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. М.:Дрофа. 2006.

Методическое пособие для учителя: О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии 7-8 класс. М.: «Вако». 2004.










© 2010-2022