Разработка урока по теме Урок-путешествие

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В школьном образовании, понимаемом как становление личности растущего человека, функция учителя - быть только источником готовых знаний, что имеет место в традиционной парадигме образования, перестает быть актуальной и преобладающей. Это связано с тем, что система школьного образования стала все более терять свою монопольную ценность для учащихся в удовлетворении стремления к самореализации и информационных, жизненно-ориентированных потребностей. На более полное удовлетворение, преобразование или адекватную замену данных потребностей другими направлена гуманизация образования. В настоящее время реализация гуманистической составляющей образования, которая обеспечивается личностью педагога, стала основным направлением инновационной работы.

Учитель уделяет внимание на целенаправленную работу по созданию системы обучения детей, учитывающая индивидуальные особенности школьников и отвечающая потребностям общества в воспитании гуманистически-ориентированной личности.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Каким же должен быть современный урок, чтобы он вызывал живой отклик у ребят? Ответ один: он должен быть всегда творческим. Одним из связующих звеньев творческих интересов учителя является работа над избранной темой. Уроки биологии отличаются тем, что каждый ученик должен знать и уметь. Знать особенности строения, признаки усложнения организмов. Уметь узнавать, выявлять, сравнивать, наблюдать биологические объекты, анализировать, делать выводы. Все эти моменты проявляются во время обучения и носят развивающий характер. Работая над реализацией методической темы: «Развивающее обучение, направленное на творческое развитие личности на уроках биологии», учитель творчески применяет на практике методику развивающего обучения.

В процессе обучения учитель развивает мыслительную деятельность, где обращает внимание на формирование не только знаний, но и учебных умений. Каждое умение формируется на основе учебных приемов.

Постановку новых целей урока и изучение нового материала, учитель осуществляет через эвристический прием. Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знаний, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения-все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обуславливает развитие познавательного интереса к биологии.

Использование на ее уроках программированных и тестовых заданий вызывают любознательность, находчивость, обеспечивают вовлечение каждого школьника в процесс учения, стимулируют внутреннюю мыслительную активность, поисковую деятельность. В плане развивающего обучения учитель организует больше заданий на этапе изучения нового материала. В дидактическом отношении это более рациональный путь, так как он отвечает высшему уровню усвоения знаний и носит исследовательский характер, служит источником приобретения новых знаний, развитие навыков и умения познавательной деятельности учащихся. Важную роль в совершенствовании современного урока придает хорошо продуманная система проверки и учета знаний учащихся. Одним из видов такой проверки - тематический учет знаний, роль которого - определение достижения учащися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания биологического образования.

Тема: «Морские млекопитающие».

Цели урока:

1.Обучающая.Систематизировать знания учащихся о многообразии морских млекопитающих, выявить особенности строения, приспособленность к жизни в воде, обосновать их принадлежность к классу млекопитающих.

2.Развивающая. Развивать знания об особенностях строения и образа жизни морских млекопитающих.

3.Воспитывающая. Раскрыть значение морских млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека, систему мер по организации их охраны.

Тип урока: Комбинированный.

Методы урока: Беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся.

Оборудование: таблица «Китообразные», цветные иллюстрации из книг, зоологический кубик, аудио-касcета с записями голосов морских млекопитающих.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний учащихся об изученных отрядах млекопитающих. Представители отрядов, распространение в природе, особенности строения, размножения.

Фронтальная проверка знаний при выполнении программированного задания «Зоологический тренажер».

1.Отряды млекопитающих:

1.1.Первозвери.

1.2.Сумчатые.

1.3.Насекомоядные.

1.4.Рукокрылые.

1.5.Грызуны.

1.6.Хищные.

1.7.Зайцеобразные.

2.Представители отрядов:

2.1.Волк.

2.2.Кролик.

2.3.Крыса.

2.4.Утконос.

2.5.Коала.

2.6.Крот.

2.7.Рыжая вечерница.

3.Представители отрядов:

3.1.Соболь.

3.2.Нутрия.

3.3.Кенгуру.

3.4.Заяц-беляк.

3.5.Ехидна.

3.6.Обыкновенный ёж.

3.7.Подковонос.

4.Распространение животных в природе:

4.1.Животные широко распространены на Земле.

4.2.Все виды живут в Австралии.

4.3.Живут в Австралии, на прилегающих к ней островах.

5.Особенности строения конечности:

5.1.Передние и задние конечности - пятипалые.

5.2.Передние конечности - пятипалые, задние - четырехпалые.

6.Наличие роговых образований на пальцах ног:

6.1.Пальцы имеют когти.

7.Наличие или отсутствие клоаки:

7.1.Есть клоака.

7.2.Клоака отсутствует.

8.Особенности размножения:

8.1.Плацента развита хорошо, детеныши рождаются способными сосать молоко.

8.2.Плацента развита слабо или отсутствует, новорожденные детеныши не способны самостоятельно сосать молоко.

8.3.Животные отряда откладывают яйца, которые затем насаживают или вынашивают в особой сумке.

9.Сезонная активность животных отряда:

9.1.Животные отряда активны круглый год.

9.2.Многие животные при понижении температуры впадают в спячку.

9.3.Наряду с животными, проявляющими активность круглый год, имеются виды животных, впадающие в спячку.

Шаг-код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Первозвери

1

4

5

3

1

1

1

3

1

Сумчатые

2

5

3

3

1

1

2

2

1

Насекомоядные

3

6

6

1

1

1

2

1

2

Рукокрылые

4

7

7

1

1

1

2

1

3

Грызуны

5

3

2

1

1

1

2

1

3

Хищники

6

1

1

1

1

1

2

1

3

Зацеобразные

7

2

4

1

2

1

2

1

1

Критерии оценок пишутся на листе, учащиеся друг другу выставляют оценки.

III.Изучение нового материала.

1. Беседа по вопросам, рассказ учителя.

Вопросы: 1). Как вы думаете, могут ли млекопитающие жить в воде?

2).Назовите каких млекопитающих, живущих в воде, вы знаете?

3).Почему они стали жить в воде?

1 уч. Причиной этого, вероятнее всего, был поиск пищи. По мере того, как на суше становилось все хуже с кормом - животные стали искать пищу в прибрежной полосе морей и океанов.

2 уч. Поначалу они вылавливали из воды рыбу и других обитателей моря, потом стали забираться все глубже, одновременно приспосабливаясь к водному образу жизни.

Учитель. Примерно 60 млн.лет назад некоторые группы животных предпочли вернуться в море. Предки морских зверей были наземными, об этом можно судить на основании сходства зубов хищных и морских (ластоногих).

Морские млекопитающие составляют примерно 118 видов, которые ведут всецело или частично водный образ жизни, в своем питании полностью зависят от моря.

2.Приспособление млекопитающих к жизни в воде.

Беседа, учащиеся по рисункам, где изображены наземные и морские млекопитающие, сравнивают особенности строения.

3.Отряды ластоногие и китообразные.

Беседа, учащиеся при помощи зоологического кубика и зоогеографической карты, определяют представителей отрядов и места обитания.

Вопрос: Где обитают ластоногие и китообразные?

Ластоногие звери распространены в основном в умеренных и холодных водах Тихого и Атлантического океанов, а также в Северо-Ледовитом океане.

В нашей стране в Черном и Балтийском морях живут дельфины.

Учитель. Ластоногие - это крупные звери, имеющие веретенообразное тело, короткую шею, конечности превратились в ласты. Большую часть времени

проводят в воде, на берег выходят лишь для размножения или отдыха.

Китообразные - полностью водные млекопитающие, никогда не выходящие на сушу.

Синий кит. Его длина до 33 метров! А масса? До 150 тонн! А теперь?

Интересные факты…

50 грузовых автомобилей нужно для перевозки туши синего кита. На дороге при соблюдении интервала в 10 метров они образуют колонну длинной пол-километра.

Если бы можно было поставить синего кита на хвост, то его голова достигла бы крыши 10-ти этажного дома.

Чтобы уравновесить массу такого гиганта, на другую чашу весов пришлось бы поместить около 180-ти быков или поставить 2000 людей.

Задача. На рисунке показана сравнительная величина синего кита. Подсчитайте, какова его масса, если масса слона 5 тонн. Какова средняя масса быка?

Ответ. Масса кита 125 тонн. Средняя масса быка 833 кг. 25х5=125, 125000:150=833 кг.

4.Характеристика представителей отрядов.

Беседа, работа с учебником, используя рис.143 и рис.145, стр.206,208.

Вопросы: 1). Есть ли волосяной покров у этих животных?

2).Что должно защитить организм морских животных от переохлаждения?

3).Чем питаются ластоногие и китообразные?

Интересные факты…

Роговых пластин у синего кита до 800 штук, а высота каждой пластины более 1 метра! Вот так пасть!

У синего кита желудок длиной - 3,5м, кишечник - 200м, печень - до 100 кг, язык масоой до 2 тонн.

В китовой печени столько витамина «А» сколько содержат 7 млн.куриных яиц…

4). Как они дышат?

5).Что позволяет ластоногим нырять на столь длительный срок?

Учитель. Во время ныряния у ластоногих в 10-20 раз замедляется пульс, сужаются сосуды, уменьшается пропускная способность сосудов мышц и перераспределяется ток крови. Система клапанов регулирует поток крови. Кровь начинает двигаться медленнее и ткани малочувствительны к задыханию.

Китообразные приспособились к дыханию в подводной среде. Ноздри располагаются над черепом и открываются отверстием. Это отверстие называют дыхалом. Дыхало открывается мышцами лишь на момент короткого дыхательного акта выдоха-вдоха, а все остальное время плотно закрыто. Поэтому вода не попадает в дыхательные пути.

Вопрос: Несмотря на наличие легких, кит не проживает и часа, если случайно попадет на сушу. Почему?

Масса кита может достигать 150 тонн. В воде эта масса частично уравновешивается выталкивающей силой. На суше у кита под давлением столь огромной массы кровеносные сосуды сжимаются и он погибает.

Вопрос: Какие органы чувств наиболее развиты у морских млекопитающих?

Ластоногие прекрасно видят и в воздухе и в воде. Самки отыскивают своих детенышей по следу на льду с помощью обоняния. Обоняние лучше всего развито у морских котиков. Моржи чуют охотников за 200 метров.

Осязание (усы) развиты достаточно хорошо.

Вопрос: Имеются ли усы у моржа?

Чувствительные волоски напоминают усы (вибриссы). Морж, например, в поисках пищи пашет клыками дно и ничего не видя в воде, нащупывает длинными жесткими вибриссами свою добычу.

Дельфины добычу отыскивают с помощью ультразвуков, они издают звуки, а отраженное от предмета эхо улавливают органами слуха.

Головной мозг имеет сложное строение, в больших полушарих много извилин.

Интересные факты…

Кормить китенка мудрено: у него нет губ и он под водой охватывает один из двух сосков матери. Сосать ему не приходиться: мать впрыскивает молоко ему прямо в глотку 15-20 ведер молока, жирного, как сметана; у кашалота до 53% жирности, у китов около 37% (хорошее коровье молоко имеет жирность 4%).

Китенок прибавляет в весе до 100 кг в сутки и вырастает за тот же срок на 2-3 м.

В дельфиньем молоке содержится жира в 13 раз больше, чем в молоке коровы.

Белек гренландского тюленя высасывает около 1100гр молока. За сутки бельки прибавляют в весе до 3 кг.

У китов рождаются - развитые, у кашалотов - беззубые: их зубы вырастают к концу первого года жизни.

IV. Закрепление знаний учащихся по изученному материалу.

V. Экологическая защита морских млекопитающих.

Беседа по рисунку о проблемах окружающей среды.

Мой юный друг!

Открой глаза и уши…

Ты слышишь стон:

- Спасите наши души!

Прослушивание голосов морских млекопитающих.

VI. Задание на дом. Изучить §33.

Подготовить сообщение о значении китообразных и о дельфинах.

Поговорка: «Чудо-юдо рыба-кит».

Слово «чудо» не требует расшифровки, а вот «юдо» происходит от древнерусского «юдоль», что означало - земля наша, мир поднебесный. Что касается рыбы, то китов действительно долгое время считали рыбами, и подчас и в наше время кое-кто ошибается.

«Тит в горе, что кит в море». Как ее понимать? Тит-простой человек, крестьянин в деревнях. Трудно жилось крестьянину, и горе частенько появлялось на пороге избы. Нищета, голод, болезни, пожары.

Короче говоря, горя у крестьянина было целое «море». В наше время для Тита поговорка устарела, а в отношении кита осталась. Кит в море, но в большом горе. В том числе в горе и синий кит, об этом ясно сказано в Красной книге.

Урок-видеоканал по теме: «Земноводные».

Цели урока:

1.Обучающая - познакомить учащихся с многообразием земноводных, раскрыть особенности внешнего строения в связи со средой обитания.

2.Развивающая - продолжить формирование умения сравнивать, делать выводы на основании результатов сравнения.

3.Воспитывающая - познакомить со значением лягушек для науки и сельского хозяйства, призывать разумно и гуманно относиться к ним.

Оборудование: таблица «Класс земноводные», научно-популярные книги, фотографии с изображением лягушек, видеофильм.

Тип урока: комбинированный.

Девиз: «И зверье как братьев наших меньших никогда не бил по голове» (С.Есенин).

Высказывания: «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, не одно не преследовалось столь беспощадного, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (А.Брем).

Ход урока

I.Организационный момент.

Рассказ учителя.

Легенда. «Жил когда-то человек, который только и делал, что ел и ел без конца. Работать он не любил и все время сидел дома, занятый одной едой, зато жену, выращивающую для него бататы, заставлял работать очень много. От обжорства и безделья живот у него стал очень большой, а руки и ноги становились все слабее и тоньше. Однажды он отправился на праздник и столько там съел, что уже не мог сам идти домой. Тогда он сказал жене:

- Неси меня в корзине, в которой ты носишь бататы.

Жена посадила мужа в корзину и понесла, но, когда она переходила реку, муж выпал из корзины в воду.Он начал было ругать жену, но захлебнулся и мог выговорить только: «Ква-ква-ква», потому-что стал лягушкой».

Так древние филлипинцы ответили на вопрос: «Откуда появились лягушки?».

II. Изучение нового материала.

Наступило время нашего видеоканала. Сегодня в программе:

1).Аукцион терминов.

2).Репортаж специальных корреспондентов с выставки «Лягушкины рекорды».

3).Рубрика «Проверьте свои знания».

4).Рубрика «Самые опасные».

5).Конкурс на сообразительость.

Итак, наша первая рубрика. Аукцион терминов. На столе разложены трафареты лягушек, на обратной стороне которых написаны термины. При правильном объяснении значения термина ученик получает красный квадратик.

А сейчас репортаж наших специальных корреспондентов с выставки «Лягушкины рекорды».

1).Лягушка-голиаф - самая крупная лягушка. Встречается в Африке, имеет тело длиной до 25 см, массой 3,25кг. Однажды в Анголе была поймана лягушка длиной почти 40 см. Обитает она в труднодоступных местах. Ученые узнали о ее существовании только около 80 лет назад. Обладает хорошим слухом, очень осторожна, ведет дневной образ жизни. Живет в горных реках с водопадами.

2).Лягушка-бык - самая крупная из североамериканских лягушек, длина до 20 см, масса около 600гр. Эти лягушки съедобны. В США они являются объектом промысла, их добывают до 100 млн. штук ежегодно. Когда в пруду кричит хор этих лягушек, вести разговор невозможно.

3).Однако чемпионом по величине среди земноводных является исполинская саламандра, достигающая в длину 1,5м. Живет это редкое животное в быстро текущих реках Японии. Редко выходит на сушу, ведет ночной образ жизни.

4).Самая маленькая лягушка - кокоа, она может уместиться на ногте большого пальца. Водится кокоа в тропических лесах Колумбии. Несмотря на крошечные размеры, она обладает самым сильным ядом в мире животных. Брать их голыми руками очень опасно. Яда одной лягушки достаточно для того, чтобы обработать 50 стрел. Яд на наконечниках стрел сохраняет токсичность до 15 лет. Это самый сильный из известных животных ядов.

5).Волосатая лягушка. В западной Африке самцы одного вида лягушек в период размножения «обрастают» волосами длиной 1,5см. Борода да и только! Но не там, где мы привыкли ее видеть, а на ногах и боках. Это дополнительные органы кожного дыхания - тонкие волосовидные выросты кожи, густо пронизанные кровеносными сосудами.

Рубрика «Проверьте свои знания».

1.Почему лягушек называют амфибиями? Что означает это слово?

2.Почему лягушки относятся к земноводным, а крокодилы - нет?

3.Сколько лет живут амфибии?

4.Правда ли, что существуют лягушачьи «оркестры»?

5.Правда ли, что весной можно увидеть синих лягушек?

6.Правильно ли говорят, что если возьмешь жабу в руки, появятся бородавки?

Жизнь человека очень сильно была связана с жизнью животных. Люди верили, что лягушки обладают необыкновенными способностями. Плини сообщает: «Прежде чем возить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю ногу лягушку (чтобы предохранить зерно от порчи). По французскому поверью, жаба очищает воздух. Жаб боятся крысы, и поэтому моряки брали их с собой на корабли. Татарки носили высушенных лягушек на плече от бесплодия. Народные приметы: Лягушки квакают крикливо и неприятно - на дождь, с приятной трелью - к ясной погоде.

Рубрика «Самые опасные».

В клетках написать названия земноводных, заканчивающиеся буквой «А».

Жаба, преследуемая врагом, источает запах, напоминающий запах жженного пороха.

Жерлянка «Не тронь меня» - самая ядовитая амфибия нашей страны. Но опасны ли они для человека? Опасны, если этот человек возьмет в рот жерлянку и прижмет их зубами.

Саламандра - яд саламандр действует на центральную нервную систему. Хищников, отведавших яд саламандры, мучают судороги, смерть наступает от спазмы дыхательных мышц и остановки дыхания.

Лягушки - «мученники науки», признанны во всех странах. Вот всего одна цифра: для экспериментов и для изучения лягушек студентами в нашей стране

их вылавливают миллион. Лишь научные учреждения и учебные заведения г.Казани ежегодно используют 30 тыс.лягушек.

У здания Пастеровского института в Париже воздвигнут памятник лягушке. Это дань уважения и признательности являющемуся объектом медицинских исследований.

Врач. В Китае и Японии в народной медицине издавна использовали сибирскую лягушку. Японцы готовили из лягушек препараты для избавления от опухолей. Жабий яд снимает зубную боль, он применялся при кровотечениях, язвах, нужен был как мочегонное средство при водянке. Жерлянок считали единственными владельцами - бомбезина, который сильно влияет на выделение желчи. Но вот выясняется: бомбезин есть в мозге млекопитающих, даже человека, а основная его функция - регулировать работу желудка. Яд жабы великолепно влияет не только на деятельность сердца. Если ввести его животным даже после остановки дыхания, легкие у них работают. В маленьких дозах он убивает за 15 минут многих паразитических червей.

Конкурс на сообразительность.

1.Если рядом с голодной лягушкой положить мертвых насекомых, она их не тронет. Почему?

(Лягушки хватают только подвижную добычу).

2.Чем отличается лягушачья икра от жабьей?

(У лягушки икра склеивается в большие комки, а у жабы в длинные шнуры).

3.От кого произошли земноводные?

(От кистеперых рыб).

4.Какой отдел головного мозга у лягушек наиболее развит?

(Передний. Он обеспечивает управление сложными формами поведения).

5.Почему мозжечок у лягушек развит хуже, чем у рыб.

(Слабое развитие связано с однообразием двигательных реакций земноводных).

6.Задохнется ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри?

(Нет, она будет дышать с помощью кожи).

7.Есть ли у лягушки зубы?

( У лягушек около 100 зубов на верхней челюсти, да еще штук 20 на нёбе. На нижней челюсти зубов нет. Они помогают только удерживать добычу, но не жевать ее. У жаб зубов нет).

В редакцию нашей передачи прислали письмо.

Амфибии очень чувствительны к химическому составу воды. Американские тигровые амбистомы могут жить только в лагуне, где концетрация такого вещества, как перилен, велика. Однако почти половина амфибий тяжело больны: злокачественные опухоли кожи.

На юге острова Сахалин около 40% лягушек имеют уродлвые лапки. Ручей, где обитают эти амфибии, протекает по территории целлюлозного комбината.

В последние года под колесами машин все чаще гибнут лягушки. В некоторых странах (например, в Германии) устанавливают специальные барьеры и знак «Осторожно, лягушки!»

Тихо, незаметно, медленно гибнут амфибии, поэтому они занесены в Красную книгу. Вот они: лягушка-голиаф, волосатая лягушка, зеленая жаба, серая жаба, обыкновенная квакша, лягушка-бык, желтобрюхая жерлянка, краснобрюхая жерлянка, исполинская саламандра, гребенчатый тритон, обыкновенный тритон.

III.Закрепление материала. Комптьютерное тестирование.

А1. Земноводные при помощи кожи:

1.могут пить воду

2.не могут пить воду

3.одни могут пить воду, другие не могут

4.отличают свет от тьмы

А2. Земноводные дышат при помощи:

1.только кожи

2.легких и кожи

3.только легких

4.только жабр

А3. Жизнь земноводных связана с водоемами:

1.солеными

2.пресными

3.как солеными, так и пресными

4.пресными, содержащие много солей кальция

А4. Из бесхвостых земноводных в активном состоянии наименее связаны с водой:

1.лягушки

2.жерлянки

3.жабы

4.квакши

А5. Из земноводных в той или иной степени древесный образ жизни ведут:

1.некоторые виды жаб

2.квакши

3.жерлянки

4.лягушки

А6.Предками земноводных были:

1.стегоцефалы

2.брахиозавры

3.кистеперые рыбы

4.двоякодышащие рыбы.

А7. У лягушек главную роль при охоте играет:

1.зрение

2.слух

3.обоняние

4.осязание

А8. К хвостатым земноводным относят:

1.жерлянку

2.саламандру

3.жабу

4.тритона

А9. На концах пальцев есть присоски у:

1.всех амфибий

2.хвостатых амфибий

3.квакши

4.червяг

А10.Жабы отличаются от лягушек тем, что они имеют:

1.хвост

2.более короткие задние ноги

3.грубую кожу, покрытую бугорками

3.два круга кровообращения

IV. Задание на дом: Придумайте и нарисуйте плакаты в защиту земноводных.

V. Итог урока.

Из опыта

работы Митяевой А.К.

учителя биологии

лицея №12

города Лениногорска

Республики Татарстан.

© 2010-2022