• Преподавателю
  • Биология
  • «Системно-деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в преподавании биологии» Тюрина Татьяна Валерьевна учитель биологии, географии первой квалификационной категории НОУ «Православная гимназия» города Нижневартовска

«Системно-деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в преподавании биологии» Тюрина Татьяна Валерьевна учитель биологии, географии первой квалификационной категории НОУ «Православная гимназия» города Нижневартовска

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Системно-деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в преподавании биологии» Тюрина Татьяна Валерьевна учитель биологии, географии первой квалификационной категории НОУ «Православная гимназия» города Нижневартовска


1

Актуальность

Мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к социальному статусу и профессиональной компетенции человека. Возникла необходимость воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворила образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что обучаемый должен учиться сам, учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, контролировать его деятельность.

Характер педагогической деятельности должен определяться новыми целями, уже закрепленными в новом образовательном стандарте второго поколения. Стандарт устанавливает «личностную ориентацию содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности». В стандарте специально выделены основные метапредметные результаты обучения биологии. Среди них - «овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий».

Определяемые таким образом цели требуют от учителя организации учебного процесса, при котором ученик выступает субъектом целостной деятельности.

2

Содержательная форма представления педагогического опыта

Проект формирования универсальных учебных действий.

Современная школа предъявляет новые требования к образовательным стандартам, включающих формирование универсальных учебных действий (УУД).

Каждый учебный предмет, в том числе и биология, раскрывает возможности для формирования универсальных учебных действий.

Работу над формированием универсальных учебных действий организовала, руководствуясь следующими утверждениями:

-УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные - общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные - определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании.

Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебных программ по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью таблицы сформированности универсальных учебных действий, которая является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.


В своей работе широко использую памятки, т.к. они способствуют формированию познавательных универсальных действий: предъявлять информацию в словесной форме, выделять основное в прочитанном тексте, монологически высказываться.

С позиции управления учением различают памятки двух видов: процедурные, обеспечивающие обучение и предметные, содержащие советы, как лучше, рациональнее усвоить содержание учебной дисциплины.

В качестве примера приведу предметную памятку «Что надо знать о вирусах»:

1.Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка"

Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки- хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы бактерий называются бактериофагами.

2. «Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции»

Все вирусы по своей природе - паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток. Обычно вирусы вызывают явные признаки заболевания.

Попав внутрь клетки, они "включают" ее ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду синтезировать компоненты вируса. Компоненты вируса способны к спонтанному образованию вириона. Клетка, израсходовав все жизнетворные соки на синтез вирусов, гибнет, перегруженная паразитами. Вирусы "разрывают" оболочку клетки и передаются в другую клетку в виде инертных частиц. Вирусы вне клетки представляют собой кристаллы, но при попадании в клетку "оживают".

3. "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Вирусы могут поражать разнообразные группы организмов от бактерий до человека

Вирусы, вызывающие заболевания растений

Вирусы, вызывающие заболевания животных

Вирусы, вызывающие заболевания человека

Бактериофаги вирусы, поражающие клетки бактерий

4 Область применения знаний о вирусах.

Профилактика вирусных заболеваний.

Развивая регулятивные и коммуникативные действия, организую работу в малых группах при выполнении лабораторных работ, придерживаясь следующей последовательности действий по коллективному выполнению учебной задачи:

1. Сформировать группу из 2-3 учащихся.

2. Определить, уточнить общие цели совместной деятельности.

3. Составить план выполнения задания.

4. Распределить обязанности между учащимися.

5. Найти способ решения задания.

6. Обсудить варианты выполнения задания.

7. Сопоставить варианты, предлагаемые разными учениками.

8. Принять коллективное решение.

9. Отчитаться в классе о проделанной работе.

Провожу рефлексию, которая позволяет выявить уровень сформированности регулятивных и познавательных действий:

1 вариант: в конце урока предложить учащимся ответить на вопрос: какие учебные задачи были поставлены на уроке и как они их решали, либо написать, что они сегодня изучали и как это делали.

2 вариант: задать обучающимся вопросы, позволяющие определить понимание ими учебной задачи, например:

-Зачем нужно выполнять это задание (задачу, опыт)?

-Чему ты учишься, когда выполняешь это задание?

Фрагмент изучения сформированности познавательных универсальных действий (контроль и оценка процесса и результатов действия):

1. Дать задание учащимся по использованию памятки.

2. Проверить выполнение у учащихся данного задания.

3. Проверить знание памятки у учащихся, не выполнивших задание.

Педагогическое сопровождение процесса формирования универсальных учебных действий осуществляется с помощью таблицы сформированности универсальных учебных действий, которая является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

Приведу фрагмент таблицы сформированности универсальных учебных действий


Таблица сформированности базовых универсальных учебных действий

Учащегося 9 класса Ермакова Александра.

Перечень базовых УУД

Начало года

Конец года

Средний балл

Личностные УУД

1.Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принц

пами

3



4



3,5

2.Знание моральных норм

2

2

2

3.Ориентация в межличностных отношениях

2

3

2,5

Регулятивные УУД

4.Организация учебной деятельности

1

3

2

Познавательные УУД

5.Постановка цели

2

3

0,5



6.Поиск и выделение информации

2


3

2,5

7.Выбор рациональных способов решения задач

2

2

1

8.Структурирование знаний

1

3

2

9.Умение монологически высказываться

1

3

2

10.Умение вести учебный диалог

1

3

2

11.Контроль и оценка знаний

2

3

2

12.Умение работать по алгоритму

1

4

2,5

13.Умение создавать алгоритмы действий

0

1

0,5

14.Моделирование

1

1

0,5

15.Анализ объекта

0

1

0,5

16.Синтез

1

1

0,5

17.Сравнение

2

4

3

18.Выведение следствий

1

2

1,5

19.Установление причинно-следственных связей

2

3

2,5

20.Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

3

4

0,5

Коммуникативные УУД

21.Планирование учебного сотрудничества

1

3

2

22.Инициативность

2

2

1

23.Разрешение конфликтов

2

4

3

24.Коррекция поведе

ия

1

3

2

25.Умение точно и полно выражать свои мысли

1

3

2

Итого (средний балл)

2

3

3


Шкала успешности:

0 -успеха нет

1 - успех крайне редок

2 - успешен от случая к случаю (иногда)

3 - скорее да, чем нет

4 -да, вполне успешен

5 -успешен«Системно-деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в преподавании биологии» Тюрина Татьяна Валерьевна учитель биологии, географии первой квалификационной категории НОУ «Православная гимназия» города Нижневартовска

4

Методологическая база педагогического опыта

Понятие универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

  • Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка речи альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;


5

Социальная направленность педагогического опыта

«Системно-деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в преподавании биологии» Тюрина Татьяна Валерьевна учитель биологии, географии первой квалификационной категории НОУ «Православная гимназия» города НижневартовскаВ настоящее время выдвигаются новые требования к результатам образования. Формируются представления о фундаментальности образования, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Конкурентоспособность и безопасность личности определяется сегодня уровнем сформированности у учащихся универсальных учебных действий, которые позволяют организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию, определяют готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностям

Использование современных образовательных технологий, внедрение информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа педагогической деятельности, значительных временных затрат на подготовку уроков, которые, безусловно, впоследствии окупятся душевным комфортом, удовлетворенностью результатами вложенного труда.

6

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Самое решающее звено этой инновации- учитель. Из носителя информации и знаний, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Он может превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную, созидательную работу.

В учебно-методическом обеспечении предлагается схему работы над формированием конкретных универсальных учебных действий указывать в тематическом планировании.

Материально - техническое обеспечение включает в себя наличие мультимедийной установки

7

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Высокий познавательный интерес к биологии подтверждается не только качеством знаний моих учеников, но и активным участием обучающихся в школьных олимпиадах по предмету.

© 2010-2022