Тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)


Тема



Дата

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Планируемая

Фактическая

Введение 6 час.

1. Биология - наука о живой природе

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии

1.09

Вводный инструктаж по техника безопасности в кабинете биологии

Биология как наука. Значение биоло­гии

Определяют понятия: «биология», «биосфера»,

«экология». Раскрывают значение

биологических знаний в со­временной жизни.

Оценивают роль био­логической науки в

жизни общества

2. Методы исследова­ния в биологии

8.09

Методы познания в биологии: наблюде­ние, эксперимент, измерение. Источ­ники биологической информации, её получение, анализ и представление его результатов.. Демонстрация Приборы и оборудование

Определяют понятия: «методы иссле­дования»,

«наблюдение», «экспери­мент», «измерение».

Характеризуют основные методы исследования

в био­логии.

Изучают правила техники без­опасности в кабинете биологии

3. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого.

Стартовый контроль

(тестирование)

15.09

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточ­ное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, разви­тие, размножение

Определяют понятия: «царство Бакте­рии»,

«царство Грибы», «царство Рас­тения» и

«царство Животные». Анали­зируют признаки

живого: клеточное строение, питание,

дыхание, обмен ве­ществ, раздражимость,

рост, развитие, размножение.

Составляют план па­раграфа

4. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

22.09

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Орга­низм как среда обитания

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Харак­теризуют

влияние деятельности чело­века на природу

5. Экологические фак­торы и их влияние на живые организмы

29.09

Экологические факторы: абиотиче­ские, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологиче­ские факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

6.Обобщающий урок

6.10

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Практическая работа №1

Фенологические наблюдения за се­зонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений

Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений


Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

7.Устройство увеличи­тельных приборов

13.10

Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

Определяют понятия: «клетка», «лу­па», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают

с лу­пой и микроскопом, изучают устройст­во

микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

8.Устройство увеличи­тельных приборов

20.10

Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растения с помощью лупы».

Определяют понятия: «клетка», «лу­па», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают

с лу­пой и микроскопом, изучают устройст­во

микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

9.Клетка и её строение:оболочка, цитоплазма.

27.10

Строение клетки: клеточная мембра­на, клеточная стенка.

Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

Выделяют существенные признаки строения клетки.

Различают на табли­цах и микропрепаратах части и

органо­иды клетки

10.Клетка и её строение:цитоплазма ядро, вакуоли

10.11

Строение клетки: клеточная мембра­на, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки.

Различают на табли­цах и микропрепаратах части и

органо­иды клетки

11 Клетка и её строение. Пластиды

17.11

Строение клетки. Пластиды. Хлоро- пласты

Лабораторная работа №4

«Приготовление препаратов и рассмат­ривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Выделяют существенные признаки строения клетки.

Различают на табли­цах и микропрепаратах части и

органо­иды клетки

12. Химический состав клетки: неорга­нические и органиче­ские вещества

24.11

Методы изучения клетки. Химиче­ский состав клетки. Вода и минераль­ные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жиз­недеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках расте­ний

Объясняют роль минеральных веществ и воды,

входящих в состав клетки. Раз­личают органические

и неорганиче­ские вещества,

входящие в состав клет­ки. Ставят биологические эксперимен­ты по изучению химического состава

клетки. Учатся работать с лаборатор­ным

оборудованием

13.Жизнедеятельностьклетки:поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

1.12

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Лабораторная работа №5

«Приготовление препарата и рассматри­вание под микроскопом движения ци­топлазмы в клетках листа элодеи»

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов

жизнедеятель­ности организмов и объясняют их ре­зультаты. Отрабатывают умение гото­вить микропрепараты и работать с мик­роскопом

14.Жизнедеятельность клетки: рост, разви­тие и деление клетки

8.12

Рост и развитие клеток. Генетический аппарат, ядро, хромосо­мы.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных расте­ний

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают

биологические экспери­менты по изучению процессов жизне­деятельности организмов и объясняют их результаты

15. Понятие «ткань»

15.12

Демонстрация

Микропрепараты различных расти­тельных тканей.

Лабораторная работа №6

«Рассматривание под микроскопом го­товых микропрепаратов различных растительных тканей»

Определяют понятие «ткань». Выделя­ют признаки,

характерные для различ­ных видов тканей.

Отрабатывают умение работать с микроскопом и

опре­делять различные растительные ткани на микропрепаратах

16. Обобщающий урок

Рубежый контроль (тестирование)

22.12

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовле­ния микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тет­радью и

дидактическими материала­ми. Заполняют таблицы.

Демонстриру­ют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом



Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)

17.Строение и жизнедеятельность бактерий.Размноже-ние бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

29.12

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их рас­пространение

Выделяют существенные признаки бактерий

18. Бактерии, их роль в природе и жизни человека

12.01

Роль бактерий в природе. Роль бакте­рий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия: «клубеньковые

(азотфиксирующие)

бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бакте­рии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и

жизни человека

19. Бактерии, их роль в природе и жизни человека

19.01

Роль бактерий в природе. Роль бакте­рий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия: «клубеньковые

(азотфиксирующие)

бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бакте­рии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и

жизни человека


Раздел 3. Царство Грибы (6 ч)

20. Грибы, их общая ха­рактеристика, стро­ение и жизнеде­ятельность.

26.01

Грибы, особенности строения и жизне­деятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни чело­века

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности

грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

21. Шляпочные грибы

2.02

Лабораторная работа № 7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности

грибов.

22.Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами.

9.02

Съедобные и ядовитые грибы. Оказа­ние первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и табли­цах съедобные

и ядовитые грибы. Осва­ивают приёмы оказания

первой помо­щи при отравлении ядовитыми грибами

23. Дрожжи, плесневые грибы.

16.02

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа № 8 «Строение плесневого гриба мукора»

Лабораторная работа № 9 «Строение дрожжей»

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебни­ке изображением

24. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека

23.02

Грибы-паразиты. Роль грибов-парази­тов в природе и жизни человека. Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-парази- тов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы-парази- ты». Объясняют роль

грибов-паразитов в природе и жизни человека

25. Обобщающий урок

2.03

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить мик­ропрепараты, отличать съедобные гри­бы от ядовитых, оказывать первую по­мощь при отравлении ядовитыми гри­бами

Работают с учебником, рабочей тет­радью и дидактическими материала­ми. Заполняют таблицы. Демонстриру­ют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сооб­щение «Многообразие грибов и их зна­чение в природе

и жизни человека» (на основе обобщения материала

учебника и дополнительной литературы)


Раздел 4. Царство Растения (9 ч)

26. Ботаника - наука о растениях Методы изучения растений.

9.03

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль расте­ний в биосфере. Охрана растений. Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Определяют понятия: «ботаника», «ни­зшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на

живых объек­тах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека расте­ния. Сравнивают представителей

низ­ших и высших растений. Выявляют взаимосвязи

между строением растений и их местообитанием

27. Водоросли, их много­образие, строение, среда обитания

16.03

Водоросли: одноклеточные и многокле­точные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зелёных, бурых и красных водорослей.

Лабораторная работа № 10

«Строение зелёных водорослей»

Выделяют существенные признаки во­дорослей.

Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя пред­ставителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

28. Лишайники

6.04

Многообразие и распространение ли­шайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни чело­века

Определяют понятия: «кустистые ли­шайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят ли­шайники в природе

29. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

13.04

Высшие споровые растения. Мхи, их отличи­тельные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа № 11

«Строение мха» (на местных видах)

Выполняют лабораторную работу. Вы­деляют существенные признаки выс­ших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых

рас­тений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

30. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

20.04

Высшие споровые растения. Мхи, па­поротники, хвощи, плауны, их отличи­тельные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа № 12

«Строение спороносящего хвоща».

Лабораторная работа № 13

«Строение спороносящего папоротника»

(на усмотрение учителя)

Выполняют лабораторную работу. Вы­деляют существенные признаки выс­ших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых

рас­тений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

31. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

27.04

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распростра­нение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторная работа № 14

«Строение хвои и шишек хвойных»»

Выполняют лабораторную работу. Вы­деляют существенные признаки голо­семенных растений. Описывают представителей голосеменных расте­ний

с использованием живых объектов, таблиц и

гербарных образ­цов. Объясняют роль голосеменных

в природе и жизни человека

32. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

4.05

Покрытосеменные растения, особен­ности строения, многообразие, значе­ние в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 15

«Строение цветкового растения»

Выполняют лабораторную работу. Вы­деляют

существенные признаки по­крытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных расте­ний с

использованием живых объектов, таблиц и

гербарных образ­цов. Объясняют роль

покрытосемен­ных в природе и жизни человека

33. Происхождение рас­тений. Основные этапы развития рас­тительного мира

Итоговый контроль

(тестирование)

11.05

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития расти­тельного мира

Определяют понятия: «палеонтоло­гия»,

«палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

34 Обобщающий урок

18.05

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на ос­нове сравнения. Оценивают с

эсте­тической точки зрения представителей

растительного мира. Находят инфор­мацию о

растениях в научнопопулярной литературе, биологических слова­рях и справочниках,

анализируют и оценивают её, переводят из одной

фор­мы в другую

Итого 34 час.






























































© 2010-2022