• Преподавателю
  • Биология
  • Развитие познавательных процессов, способствующих интеллектуальному развитию творческой одаренности личности

Развитие познавательных процессов, способствующих интеллектуальному развитию творческой одаренности личности

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

Развитие познавательных процессов, способствующих интеллектуальному развитию творческой одаренности личности Волковская Лариса Павловна

учитель биологии

КГУ « Банновская средняя школа» ОО акимата

"Развитие познавательных процессов, способствующих интеллектуальному развитию творческой одаренности личности"


"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"
Коллингс
Исследовательская и проектная деятельность является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Как показывает опыт, метод проектов, и деятельный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи современного образования. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определить и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшем звене, но и для младших школьников.

Исследовательская работа обучающихся как самостоятельный вид учебной деятельности может осуществляться на всех уровнях образовательной системы и в разном объеме.

Исследовательская и проектная деятельность является способом самореализации личности не только одаренных, но и высокомотивированных детей.

Проект - это "пять П":

Проблема,

Проектирование (планирование),

Поиск информации,

Продукт, Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты.

( Джон Дьюи)

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

В исследовании ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков исследовательской деятельности

Моя роль заключается не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Так работая над проектом мне приходится быть знтузиастом, вдохновляющим и мотивирующим учащихся на достижение цели Специалистом, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях Консультантом, помогающий организовать работу Руководителем, помогающим планировать работу по времени

"Человеком, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы Координатором группового процесса Экспертом, анализирующим результаты выполненного проекта Только учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний


Выводы:

1. Научно-исследовательская работа учащихся способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию.

2. Научно-исследовательская работа учащихся создает условия для формирования логического, научного мышления.

3. Научно-исследовательская работа учащихся - один из способов стимулирования индивидуальных творческих задатков.

4. Исследовательская работа учащихся позволяет развить творческие и личностные качества будущих выпускников.

Участие в экспериментах и исследованиях позволит ученикам почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха. Все это поможет решить познавательно-развивающие, обучающие, воспитательные и социально-адаптационные задачи: сформировать умения и навыки исследовательской деятельности на примере своего исследования; научить работать с различными источниками информации; формировать информационную компетенцию обучающихся.



© 2010-2022