- Преподавателю
- Биология
- "Дифференцированный зачёт по биологии для обучающихся 2 курса по профессии Продавец, кассир; Парикмахер"
"Дифференцированный зачёт по биологии для обучающихся 2 курса по профессии Продавец, кассир; Парикмахер"
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Подосокорская О.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дифференцированный зачёт по предмету: «Биология» 2 курс.
1 вариант.
№ п/п
Контрольные вопросы и задания.
Варианты ответов.
Количество баллов.
1.
Немецкие учёные М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных учёных, сформулировали:
а) закон зародышевого сходства; б) хромосомную теорию наследственности; в) клеточную теорию; г) закон гомологических рядов.
1 б.
2.
Мономерами белка являются:
а) аминокислоты; б) моносахариды; в) жирные кислоты; г) нуклеотиды.
1 б.
3.
Хлоропласты в растительной клетке:
а) выполняют защитную функцию; б) осуществляют связь между частями клетки; в) обеспечивают накопление воды; г) осуществляют синтез органических веществ из неорганических.
1 б.
4.
Рибонуклеиновые кислоты в клетке участвуют в:
а) регуляции обмена веществ; б) образование углеводов; в) хранение наследственной информации; г) биосинтез белка.
1 б.
5.
Фаза деления клетки, в которой хроматиды расходятся к полюсам:
а) метафаза; б) профаза; в) анафаза; г) телофаза.
1 б.
6.
Назовите две формы организмов, живущих на Земле по наличию у них клеток.
2 б.
7.
Закончите фразу: «Организмы клетки, которых не содержат ядра, называются … или …».
2 б.
8.
Покажите отличие овогенеза от сперматогенеза.
3 б.
9.
Назовите вид размножения, характерные для позвоночных животных.
2 б.
10.
Перечислите основные стадии эмбрионального развития.
2 б.
11.
Составьте схему сперматогенеза.
3 б.
12.
Обоснуйте биологическую роль полового размножения.
3 б.
13.
Назовите два вида наследственности и вещество, которое определяет наследственность.
2 б.
14.
Назовите три группы методов исследования, применяемых в генетике.
3 б.
15.
Назовите два вида хромосом по характеру признаков, которые они несут.
2 б.
16.
Назовите виды отбора по массовости особей, для этого используемых.
3 б.
ИТОГО:
32 б.
Результат: «3» 22 б. - 25 б.; «4» 25 б. - 28 б.; «5» 28 б. - 32 б.
Дифференцированный зачёт по предмету: «Биология» 2 курс.
2 вариант.
№ п/п
Контрольные вопросы и задания.
Варианты ответа.
Количество баллов.
1.
Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно:
а) уменьшение веса; б) перемещение в пространстве; в) дыхание; г) растворение веществ в воде.
1 б.
2.
Клетка единица роста и развития организма, так как:
а) в ней хранится наследственная информация; б) из клеток состоят ткани; в) она способна к делению; г) она способна к мутациям.
1 б.
3.
Мономером крахмала является:
а) жирная кислота; б) глицерин; в) глюкоза; г) аминокислота.
1 б.
4.
В процессе энергетического обмена в клетке идёт:
а) образование органических веществ; б) расходование АТФ; в) синтез неорганических веществ; г) расщепление органических веществ.
1 б.
5.
Органоид клетки, в котором накапливаются синтезированные в ней продукты, а также конечные продукты обмена для выделения их из клетки:
а) рибосома; б) комплекс Гольджи; в) митохондрия; г) лизосома.
1 б.
6.
Дополните фразу: «Бактерии являются …, так как их клетки … ядра».
2 б.
7.
Приведите по одному примеру названий вирусов, вызывающих заболевания у человека и растений.
2 б.
8.
Назовите основные различия растительной клетки и животной клетки.
3 б.
9.
Назовите виды размножения, характерные для растений и грибов.
2 б.
10.
Назовите два типа развития организмов.
2 б.
11.
Приведите два примера организмов, относящихся к царству Предклеточные, и приведите другое название этого царства.
3 б.
12.
Охарактеризуйте биологическую роль мейоза.
3 б.
13.
Назовите два вида изменчивости, различающихся друг от друга по характеру изменения ядерного вещества.
2 б.
14.
Приведите по одному примеру организмов, к которым можно применить: гибридологический метод; близнецовый метод; генеалогический метод.
3 б.
15.
Назовите наборы хромосом, соответствующие мужскому и женскому полу у человека.
2 б.
16.
Назовите известные вам виды гибридизации.
3 б.
ИТОГО:
32 б.
Результаты: «3» 22 б. - 25 б.; «4» 25 б. - 28 б.; «5» 28 б. - 32 б.
Дифференцированный зачёт по предмету: «Биология» 2 курс.
3 вариант.
№ п/п
Контрольные вопросы и задания.
Варианты ответов.
Количество баллов.
1.
В световой микроскоп можно увидеть:
а) деление клетки; б) репликацию ДНК; в) транскрипцию; г) трансляцию.
1 б.
2.
К двухмембранным органоидам клетки относят:
а) рибосомы и клеточный центр; б) лизосомы и вакуоли; в) митохондрии и пластиды; г) ЭПС и комплекс Гольджи.
1 б.
3.
Мономером ДНК являются:
а) глюкоза; б) рибонуклеотид; в) аминокислота; г) дезоксирибонуклеотид.
1 б.
4.
Чем отличается растительная клетка от животной клетки:
а) комплексом Гольджи; б) вакуолями с клеточным соком; в) митохондриями; г) эндоплазматической сетью.
1 б.
5.
Фаза митоза, в которой происходит спирализация хромосом:
а) телофаза; б) метафаза; в) профаза; г) анафаза.
1 б.
6.
Назовите два способа питания, наиболее характерных для бактерий.
2 б.
7.
На двух примерах покажите роль общей биологии для понимания научной картины мира.
3 б.
8.
Раскройте суть воздействия вирусов на организм хозяина.
2 б.
9.
Назовите стадию мейоза, в которой клетка содержит диплоидный набор хромосом, но тетраплоидное количество ядерного вещества.
2 б.
10.
Назовите два этапа развития в онтогенезе.
2 б.
11.
Покажите общее и различия в размножении растений и высших животных.
3 б.
12.
Кратко охарактеризуйте основные периоды интерфазы.
3 б.
13.
Назовите два вида мутационной изменчивости по характеру структур, ответственных за эти виды изменчивости.
2 б.
14.
Дополните фразу: «Аллельные гены содержатся в … данной пары, а неаллельные или в … хромосоме, или в хромосомах … пар».
3 б.
15.
Объясните, почему в последующих поколениях отношение числа особей мужского и женского пола составляет примерно 1:1.
3 б.
16.
Назовите виды искусственного отбора, применяемые в селекции растений.
2 б.
ИТОГО:
32 б.
Результаты: «3» 22 б. - 25 б.; «4» 25 б. - 28 б.; «5» 28 б. - 32 б.
Дифференцированный зачёт по предмету: «Биология» 2 курс.
4 вариант.
№ п/п
Контрольные вопросы и задания.
Варианты ответа.
Количество баллов.
1.
Укажите одно из положений клеточной теории:
а) Соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом. б) Гаметы состоят из одной клетки. в) Клетка прокариот содержит кольцевую ДНК. г) Клетка - наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов.
1 б.
2.
Мономером РНК является:
а) глюкоза; б) рибонуклеотид; в) аминокислота; г) дезоксирибонуклеотид.
1 б.
3.
К одномембранным органоидам клетки относят:
а) митохондрии и рибосомы; б) клеточный центр и хлоропласты; в) ЭПС и лизосомы; г) рибосомы и вакуоли.
1 б.
4.
Темновая стадия фотосинтеза протекает в:
а) тилакоидах внутренней мембраны хлоропласта; б) цитоплазме; в) гранах хлоропласта; г) строме хлоропласта.
1 б.
5.
Сборка первичной структуры белка на рибосоме происходит в ходе:
а) кроссинговера; б) репликации; в) трансляции; г) транскрипции.
1 б.
6.
Перечислите виды пластид, раскройте их биолого-экологическую роль.
3 б.
7.
Назовите два органоида клетки, которые есть в растительной клетки, и нет в животной клетке.
2 б.
8.
Докажите, что клеточный уровень организации живого вещества на Земле в некоторых случаях являются и организменным.
2 б.
9.
Приведите примеры организмов, для которых характерно прямое развитие.
2 б.
10.
Назовите три типа постэмбрионального развития животных.
2 б.
11.
Составьте схему овогенеза.
3 б.
12.
Напишите в виде цепочки последовательность всех фаз мейоза до возникновения дочерних клеток.
3 б.
13.
Назовите два вида мутаций по характеру клеток тела, которые они затрагивают, и укажите, какие из них наследуются организмом.
2 б.
14.
Сформулируйте понятия «альтернативные признаки», «гомозиготные организмы», «гетерозиготные организмы».
3 б.
15.
Охарактеризуйте значение знаний генетики пола в практической деятельности человека.
3 б.
16.
Назовите два вида искусственного отбора по характеру постановки цели отбора.
2 б.
ИТОГО:
32 б.
Результаты: «3» 22 б. - 25 б.; «4» 25 б. - 28 б.; «5» 28 б. - 32 б.
Ответы дифференцированного зачёта по предмету: «Биология» 2 курс. 1 вариант.
№ п/п
Ответы на контрольные вопросы и задания.
Количество баллов.
1.
Вариант «в» - Клеточная теория.
1 б
2.
Вариант «а» - аминокислоты.
1 б.
3.
Вариант «г» - осуществляют синтез органических веществ из неорганических.
1 б.
4.
Вариант «г» - биосинтез белка.
1 б.
5.
Вариант «в» - анафаза.
1 б.
6.
Клеточные организмы - 1б.; неклеточные организмы - 1б.
2 б.
7.
Организмы, клетки, которых не содержат ядра, называются безъядерные (1б.) или прокариоты (1б.).
2 б.
8.
Овогенез - образование женских гамет (яйцеклетка) - (0,5 б.), происходит в женских половых железах (яичники), из одной исходной клетки образуется одна женская гамета (1б). Сперматогенез - образование мужских половых клеток (сперматозоиды) - (0,5 б.), происходит в мужских половых железах (семенниках), из одной исходной клетки образуются четыре равноценные гаметы (1б.).
3 б.
9.
Размножение у позвоночных животных относится к половому (1б.), может происходить внешнее и внутреннее оплодотворение (1б.).
2 б.
10.
Стадии эмбрионального развития: 1) дробление (0,5 б.); 2) гаструляция (0,5 б.); 3) стадия дифференциации клеток и образование трёх зародышевых листков (0,5 б.); 4) органогенез (0,5 б.).
2 б.
11.
Схема сперматогенеза:
3 б.
12.
Биологическая роль полового размножения заключается в следующем: 1) у потомков обновляется наследственный материал (1б.); 2) лучше приспосабливаются к среде обитания (1б.); 3) потомки отличаются по наследственным признакам (1б.).
3 б.
13.
Различают несколько видов наследственности: а) цитоплазматическая наследственность, определяемая геномом, находящемся в цитоплазме. (1б.); б) ядерная наследственность, которая определяется геномом, находящемся в ядре (1б.).
2 б.
14.
В генетике широко применяются следующие методы исследования: а) гибридологический метод; (1б.) б) генеалогический метод; (1б.) в) близнецовый метод. (1б.)
3 б.
15.
По характеру половых хромосом различают гомогаметный (ХХ) и гетерогаметный (ХY) пол. (1б.). У человека и ряда животных гетерогаметным является мужской пол (ХY), а женский - гомогаметным (ХХ). (1б.).
2 б.
16.
Сознательный и целевой отбор может быть единичным (1б.), индивидуальным (1б.), массовым и методическим (систематическим) (1б.)
3 б.
ИТОГО:
32 б.
Результаты: «3» 22 б. - 25 б.; «4» 25 б. - 28 б.; «5» 28 б. - 32 б.
Ответы дифференцированного зачёта по предмету: «Биология» 2 курс. 3 вариант.
№ п/п
Ответы на контрольные вопросы и задания.
Количество баллов.
1.
Вариант «а» - деление клетки.
1 б.
2.
Вариант «в» - митохондрии и пластиды.
1 б.
3.
Вариант «г» - дезоксирибонуклеотид.
1 б.
4.
Вариант «б» - вакуолями с клеточным соком.
1 б.
5.
Вариант «в» - профаза.
1 б.
6.
Способы питания, характерные для бактерий: 1) гетеротрофы - питаются органическими веществами (1б.); 2) автотрофы - питаются неорганическими веществами (1б).
2 б.
7.
Без знаний общебиологических понятий и закономерностей невозможно: 1) понять проблемы обмена веществ, лежащих в основе экологии (1б.); 2) понять основные проблемы экологии, как выжить в сложной экологической обстановке на нашей планете (1б.); 3) понять вопросов цитологии (1б.).
3 б.
8.
Вирусы воздействуют на организм хозяина через влияние на обмен веществ, нарушая его (1б.), усиливают действия других процессов в организме хозяина для своей жизнедеятельности (1б.).
2 б.
9.
Стадия мейоза - профаза (1б.), где исходные родительские клетки имеют диплоидный набор хромосом, но тетраплоидное количество ядерного вещества. Длится от нескольких часов до нескольких недель (1б.).
2 б.
10.
Этапы онтогенеза: 1) эмбриональное (1б.); 2) постэмбриональное (1б.).
2 б.
11.
Общее в размножении растений и высших животных: фрагментация (регенерация) - у нитчатых водорослей исходный родительский орган делится на части (1б.), а у ящерицы восстановление хвоста при его потери (1б.). Отличие в размножении растений и высших животных: вегетативное размножение, которое характерно только для растений - размножение при помощи стеблей, листьев, клубней и др. (1б.).
3 б.
12.
Основные периоды интерфазы: 1) пресинтетический( G1) - синтез РНК, синтез АТФ, синтез белка (1б.); 2) синтетический (S) - синтез ДНК; 3) постсинтетический (G2) - дополнительный синтез АТФ и белка.
3 б.
13.
Мутационная изменчивость неоднородна и имеет ряд разновидностей: а) хромосомная изменчивость (1б.); б) генная изменчивость (1б.).
2 б.
14.
Дополните фразу: «Аллельные гены содержатся в гомологичных хромосомах (1б.) данной пары, а неаллельные или в одной (1б.) хромосоме, или в хромосомах негомологичных (1б.) пар».
3 б.
15.
Статистически количественное соотношение возникающих мужских и женских особей одинаково и соответствуют отношению 1:1, но из-за некоторых биологических особенностей число организмов мужского пола закладывается несколько больше, чем организмов женского пола. К концу онтогенеза число особей женского пола становится больше, чем мужского, что объясняется большей выносливостью женского организма связанной с его биологической ролью - заботой о выживаемости потомства.
3 б.
16.
По наличию (отсутствию) цели различают сознательный (целевой) (1б.) и бессознательный отбор (1б.).
2 б.
ИТОГО:
32 б.
Результаты: «3» 22 б. - 25 б.; «4» 25 б. - 28 б.; «5» 28 б. - 32 б.
Ответы дифференцированного зачёта по предмету: «Биология» 2 курс. 2 вариант.
№ п/п
Ответы на контрольные вопросы и задания.
Количество баллов.
1.
Вариант «в» - дыхание.
1 б.
2.
Вариант «а» - в ней хранится наследственная информация.
1 б.
3.
Вариант «в» - глюкоза.
1 б.
4.
Вариант «б» - расходование АТФ.
1 б.
5.
Вариант «г» - лизосомы.
1 б.
6.
«Бактерии являются прокариотами (1б.) так как их клетки не содержат ядра».(1б.).
2 б.
7.
Вирусы, вызывающие заболевания у человека - вирус гриппа(1б.), у растений - вирус табачной мозайки табака (1б.).
2 б.
8.
Отличия растительной клетки от животной: а) у растительной клетки есть пластиды, а у животной нет. (1б.); б) у растительной клетки упрочнённая клеточная оболочка, т.к. она содержит целлюлозу, а животная оболочка состоит из мембран, кроме клеток покровных тканей и не содержит целлюлозу (1б.); в) у растительной клетки есть вакуоли, а у животной они практически отсутствуют (1б.).
3 б.
9.
Виды размножения, характерные для растений и грибов: 1) почкование - грибы (1б.); 2) вегетативное размножение (1б.).
2 б.
10.
Типы развития организмов: 1) прямое развитие (1б.); 2) непрямое развитие ( с метаморфозами или превращением) (1б.).
2 б.
11.
Царство Предклеточных называют вирусами (1б.). 1) вирус гепатита, иммунодефецита(1б.); 2) вирус огурцов (1б.).
3 б.
12.
Биологическая роль мейоза: 1) предпосылки для реализации полового процесса (1б.); 2) обновление наследственного материала потомства (1б.); 3) лучше приспособленность к условиям существования в среде обитания (1б.).
3 б.
13.
Различают несколько видов изменчивости: а) модификационная (определённая, групповая) изменчивость (1б.); б) мутационная (наследственная, неопределённая, индивидуальная) изменчивость (1б.).
2 б.
14.
Гибридологический метод - растения с разным окрасом цветка, животные с разным цветом шерсти (1б.). Генеалогический метод - крупный рогатый скот (корова) (1б.). Близнецовый метод - человек (1б.).
3 б.
15.
У человека гетерогаметным является мужской пол (ХY), а женский - гомогаметным (ХХ) (1б.). Пол будущего организма закладывается уже в момент оплодотворения (1б.).
2 б.
16.
Известные виды гибридизации: а) близкородственная гибридизация (инбридинг) (1б.); б) неродственная гибридизация (1б.); в) отдалённая гибридизация (полиплоидия) (1б.).
3 б.
ИТОГО:
32 б.
Результаты: «3» 22 б. - 25 б.; «4» 25 б. - 28 б.; «5» 28 б. - 32 б.
Ответы дифференцированного зачёта по предмету: «Биология» 2 курс. 4 вариант.
№ п/п
Ответы на контрольные вопросы и задания.
Количество баллов.
1.
Вариант «г» - Клетка - наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов.
1 б.
2.
Вариант «б» - рибонуклеотид.
1 б.
3.
Вариант «г» - рибосомы и вакуоли.
1 б.
4.
Вариант «а» - тилакоидах внутренней мембраны хлоропласта.
1 б.
5.
Вариант «в» - трансляция.
1 б.
6.
Виды пластид: 1) хлоропласты - осуществляют фотосинтез, регулируют обмен веществ (1б.); 2) хромопласты - придают окраску органом растений (1б.); 3) лейкопласты - запасают питательные вещества (1б.).
3 б.
7.
В растительной клетке есть вакуоли - резервуар для клеточного сока (1б.); лизосомы - выполняют процесс дифференциации клеток (1б.), а у животных этих органоидов нет.
2 б.
8.
Некоторые организмы состоят из одной клетки (1б.) поэтому такие организмы при клеточном уровне соответствуют и новому уровню организации - организменному (1б.).
2 б.
9.
Прямое развитие характерно для организмов - птицы, пресмыкающие, млекопитающие (1б.). Организм небольших размеров, в котором заложены все основные органы, свойственные взрослому организму (1б.).
2 б.
10.
Типы постэмбрионального развития:1) прямое развитие животных (1б.); 2) непрямое развитие с полным метаморфозом (1б.); 3) непрямое развитие с неполным метаморфозом (1б.).
2 б.
11.
Схема овогенеза:
3 б.
12.
Фазы мейоза до возникновения дочерних клеток: профаза 1 - метафаза 1 (1б.) - анафаза1 - телофаза1 - профаза2 (1б.) - метафаза2 - анафаза2 (1б.).
3 б.
13.
Виды мутации: а) полиплоидия; б) соматическая мутация (1б.). Наследуется организмом полиплоидия (1б.).
2 б.
14.
«Альтернативные признаки» - действие рецессивных аллельных ген не проявляется в присутствии других парных им ген (1б.). «Гомозиготные организмы» - организмы, соматические клетки которых содержат одинаковые аллельные гены (1б.). «Гетерозиготные организмы» - организмы, соматические клетки которых содержат разные аллельные гены (1б.).
3 б.
15.
Генетика пола имеет большое практическое значение, так как с половыми хромосомами связаны некоторые очень тяжёлые наследственные заболевания. Гены, ответственные за проявление некоторых признаков организма, находятся в половых хромосомах и наследуются иначе, чем признаки, за которые ответственны гены, находящиеся в неполовых хромосомах. Знания об особенностях проявления наследственных заболеваниях делает возможным осуществление профилактики таких заболеваний.
3 б.
16.
По наличию цели различают сознательный (целевой) и бессознательный отбор (1б.). Целевой отбор может быть единичным, индивидуальным, массовым и методическим (систематическим) (1б.).
2 б.
ИТОГО:
32 б.
Результаты: «3» 22 б. - 25 б.; «4» 25 б. - 28 б.; «5»28 б. - 32 б.