- Преподавателю
- Биология
- Программа кружка Юный биолог
Программа кружка Юный биолог
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тугаринова Г.Б. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Введенская средняя общеобразовательная школа
Чухломского района Костромской области
Учебная программа биологического кружка
«Юный биолог»
номинация: Авторская образовательная программа
Возраст детей 13-17 лет
Срок реализации программы 2 года
Автор программы: учитель биологии:
Тугаринова Галина Борисовна
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы - эколого-биологическая.
Цель: Совершенствование условий для всестороннего развития и воспитания познавательной активности учащихся по биологии и экологии через работу объединения.
ЗАДАЧИ:
-
Обеспечить в ходе реализации кружка изучение, повторение, закрепление основных понятий биологии и экологии.
-
Способствовать формированию научно-мировоззренческой картины мира.
-
Содействовать эстетическому и экологическому воспитанию.
-
Повысить качество биологических знаний.
-
Способствовать формированию навыков использования справочной литературы, Интернет-ресурсов для приобретения новых знаний.
-
Научить применять биологические знания для анализа различных видов жизненных ситуаций и решения биологических задач.
-
Развивать коммуникативные навыки.
-
Создавать эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности.
Актуальность.
Сегодня, на современном этапе развития нашего общества как никогда стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, которые они получают на уроках. Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. Важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что можно сделать через изучение процессов, происходящих в природе; причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.
Необходимо не только научить детей применять знания в жизни, давать определенную сумму знаний по каждому предмету, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы.
В качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом выступает экологическое воспитание. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. К сожалению, экологии как одному из равноправных, основных предметов не нашлось места в разработках базисных планов для 12-летнего образования. Что уж говорить об экологии, если даже биологию сократили в базисном плане школ. В современных условиях необходимо знать, например, информатику или экономику, однако все должно быть разумно сбалансировано. Знать и понимать экологические проблемы, уметь их решать сегодня не менее важно. Как предмет, современная экология, давая учащимся целостное представление об окружающем мире, биосфере, месте в ней человека и его потребностях и возможностях, способствует формированию и гражданской позиции, и любви к природе, родине, и ответственности за принимаемые решения, и правильных представлений об обществе, здоровом образе жизни. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Непрерывность экологического образования может осуществляться в нашей школе через кружок по биологии «Юный биолог».
В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе. Осуществление работы по реализации проекта помогут некоторым учащимся увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии.
Кружок «Юный биолог» - это возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний экологического образования. Смена учебной деятельности на разнообразные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического воспитания, позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Срок реализации - 2 года. Программа кружка рассчитана на 2 часа в неделю, включает четыре основных блока: ботаника, зоология, гидробиология, лесоводство, ориентирована на требования конкурсных заданий Костромского областного слета школьных трудовых объединений в номинации «Юный лесовод» и областной олимпиады школьников по лесоводству.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 12-17 лет, это обучающиеся 6-10 классов.
Программа рассчитана на теоретические и практические занятия, практические занятия связаны с работой по определителям растений, животных; проходят тематические экскурсии.
Формы организации детей на занятии различны: коллективная, групповая или индивидуальная.
Ожидаемые результаты
-
наличие высоких адаптивных возможностей личности, позволяющих быстро приспособиться к современной, постоянно меняющейся социальной среде за счет формирования гибкого, нестандартного мышления и объективной самооценки;
-
наличие положительного эмоционально-ценностного отношения школьников к изучению биологии, потребность в творческой самореализации, самообразовании,
-
общее повышение уровня образованности выпускников нашей школы, которое в значительной степени соответствует современным социальным требованиям;
-
наличие качественных биологических знаний, широкого кругозора у школьников, обеспечивающих их дальнейшую успешную специализацию
-
расширение круга самостоятельно решаемых выпускниками проблем и повышение уровня их сложности.
-
самосовершенствовании и саморазвитии;
-
умение решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в средних специальных и высших учебных заведениях;
Ребята, посещающие кружок, испытывают свои знания на районных и областных конкурсах: лесная олимпиада, слет юных лесоводов, олимпиадах по биологии и экологии, экологической и биологической конференции.
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Ботаника (24ч.)
Инструктаж по технике безопасности
1
1
Ботаника - наука о растениях
1
1
Анатомия растений (система образовательных тканей, система покровных тканей, система основных тканей, система механических тканей, система проводящих тканей, система выделительных тканей)
1
1
Строение и функции корня
1
1
Строение и функции стебля
1
1
Строение и функции листа. Классификация листьев. Видоизменения листьев
1
1
Строение и функции цветка. Однодомные и двудомные растения
1
1
Строение и функции семени и плода
1
1
Вегетативное размножение растений. Посадка деревьев.
1
2
3
Половое размножение растений
1
1
Общая характеристика лекарственных растений.
1
1
Агроценоз - сообщество культурных и сорных растений. Растения вторичных мест обитания. Экскурсия на поле.
1
2
3
Определение растений по определителю
1
1
2
Определение растений по листьям и побегам.
1
1
2
Определение формы листьев и типы соцветий.
1
1
2
Определение лекарственных растений (применение, сроки, правила сбора и хранения).
1
1
2
16
8
24
Зоология (28 ч.)
Общая характеристика животных.
1
1
Классификация животных.
1
1
Многоклеточные животные. Общая характеристика и происхождение. Тип Членистоногие. Класс Насекомые
1
1
Характеристика насекомых с точки зрения их роли в жизни леса.
1
1
Методы борьбы с насекомыми-вредителями.
1
1
Охраняемые насекомые Костромской области
1
1
Визуальное определение насекомых.
2
2
Общая характеристика класса Птиц.
1
1
Экология птиц. Определение птицы по определителю.
1
2
3
Птицы леса. Пищевые связи. Определение птиц по голосам.
1
2
3
Установка искусственного гнезда.
1
2
3
Систематический обзор млекопитающих. Определение млекопитающего животного по определителю. Составление последовательности номеров прочитанных тез
1
2
3
Отряд Грызуны, Хищные, Зайцеобразные. Определение млекопитающего животного по черепу с помощью определителя.
1
2
3
Лесные звери: охота и охрана.
1
1
Биотехнические мероприятия: создание кормовых посевов. Закладка подкормки.
1
1
Определение животных по: следам жизнедеятельности, погрызам, помету, отпечаткам следов.
1
1
2
15
13
28
Гидробиология (25 ч.)
Водоемы и болота как естественные биогеоценозы.
1
1
Паспорт водоема. Основные параметры, учитывающиеся при паспортизации водоема.
1
1
2
Растения водоемов и их биоморфологические особенности.
1
1
Экологические группы растений водоемов. Определение водных растений и беспозвоночных животных
1
2
3
Образование и типы болот.
1
1
Ботаническая и биологическая характеристика водных растений.
1
1
2
Виды деревьев и кустарников, используемых для укрепления берегов водоемов (на местном примере).
1
1
Растения и животные - индикаторы чистоты водоемов.
1
1
Характеристика беспозвоночных животных водоемов.
1
1
2
Рыбы, обитающие в водоемах Костромской области. Чухломское озеро. Экскурсия на реку Вига.
1
2
3
Сорные рыбы, их значение. Экскурсия на пруд с. Введенское.
1
2
3
Виды запрещенных орудий и способов лова рыбы. Определение рыб по определителю.
1
2
3
Меры, принимаемые по случаю гибели рыб в водоемах.
1
1
Виды рыбоводно-мелиоративных работ.
1
1
14
11
25
Лесоводство и лесовосстановление (35 ч.)
Общие сведения о природе леса
1
1
Значение леса и лесоводство.
1
1
Становление и развитие научного лесоводства.
1
1
Экология леса.
1
1
Возобновление леса.
1
1
Формирование древостоев и смена пород.
1
1
Типы леса.
1
1
Компоненты широколиственного леса: древостой, подрост, подлесок, Напочвенный покров, опад. Ориентирование по азимуту.
1
2
3
Биологические особенности и значение деревьев.
1
1
2
Лесорастительные районы Костромской области.. Экскурсия в лес .
1
3
4
Формула древостоя. Описание лесного сообщества по ярусам и видам растений их составляющих.
1
2
3
Способы рубок леса.
1
1
Рубки главного пользования.
1
1
Виды рубок ухода.
1
1
Задачи рубок в лесах разного назначения.
1
1
Защита леса от вредных насекомых.
1
1
2
Болезни деревьев и их защита.
1
1
2
Типы лесных пожаров.
1
1
Противопожарные правила в лесах.
1
1
Робинзонада (измерить высоту и диаметр дерева, посадить саженец, разжечь костер, потушить костер подручными средствами, оказать первую медицинскую помощь).
1
2
3
Выполнение геоботанического описания растительного сообщества на пробной площадке
1
2
3
21
14
35
всего
66
46
112
Ботаника
-
Тема: Ботаника - наука о растениях
Цель: Сформулировать представления о растительном мире как мире взаимозависимом и включенным в единую систему с другими формами жизни. Показать, что эта система не случайная, а эволюционно закономерная. Кроме того, она не застывшая, а подвижная, способная изменяться - усложняться или упрощаться.
-
Тема: Анатомия растений (система образовательных тканей, система покровных тканей, система основных тканей, система механических тканей, система проводящих тканей, система выделительных тканей)
Цель: Показать разнообразие и сложность клеток растений и связать это с различием задач, которые они выполняют. Обратить внимание на то, что специализация клеток приводит к образованию тканей и формированию систем тканей. Подчеркнуть, что различия специализированных клеток находятся в пределах больших возможностей их генотипа, и развивается в процессе дифференцировки. Именно в процессе индивидуальной дифференцировки формируются специфические индивидуальные различия.
-
Тема: Строение и функции корня
Цель: Дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его назначению, но отличается в архитектуре проводящей системы от стебля в силу эволюционной молодости. Ознакомление с корнем как функциональной структурой, возникшей и развившейся в ответ на сложные условия наземного обитания растения и не исчерпавшей перспективы эволюционного прогресса.
-
Тема: Строение и функции стебля
Цель: Показать устройство побега, его составные части и их название, отличие вегетативного побега от генеративного, а также экологическое разнообразие побегов, сформированное эволюционным путем.
-
Тема: Строение и функции листа. Классификация листьев. Видоизменения листьев
Цель: Изучить назначение, устройство и разнообразие функций листа, а также его эволюцию и роль фотосинтеза в жизни Земли. Познакомить учащихся с видоизменением листьев как результатом приспособления к условиям обитания.
-
Тема: Строение и функции цветка. Однодомные и двудомные растения
Цель: вспомнить о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показать родство покрытосеменных растений.
-
Тема: Строение и функции семени и плода
Цель: показать, что плод представляет важное звено, повышающее надежность распространения семян в сложной системе, включающей кроме самих цветковых растений и процессов неживой природы также представителей живого мира.
-
Тема: Вегетативное размножение растений. Посадка деревьев.
Цель: Показать разнообразие вегетативного размножения и роль в жизни растений, а также значение в хозяйственной деятельности людей; освоить кроме черенкования другие способы вегетативного размножения растений.
-
Тема: Половое размножение растений
Цель: изучить особенности опыления как части генеративного процесса и представляющего промежуточное звено между спорообразованием и оплодотворением у высших растений - голосеменных и покрытосеменных.
-
Тема: Общая характеристика лекарственных растений.
Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии, распространении и значении лекарственных растений, произрастающих на территории Костромской области.
-
Тема: Агроценоз - сообщество культурных и сорных растений. Растения вторичных мест обитания. Экскурсия на поле.
Цель: изучить приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе; познакомить с многообразием дикорастущих цветковых растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; проверить умения распознавать основные виды растений изученных семейств.
-
Тема: Определение растений по определителю
Цель: научить учащихся работать с определителем растений; составлять правильную последовательность тез; научить составлять морфологическое описание растения.
-
Тема: Определение растений по листьям и побегам.
Цель: научиться определять древесные и кустарниковые растения по листьям и зимним побегам.
-
Тема: Определение формы листьев и типы соцветий.
Цель: познакомить учащихся с наиболее распространенными соцветиями. Показать их биологическое значение; научить определять формы листьев и типы соцветий.
-
Тема: Определение лекарственных растений (применение, сроки, правила сбора и хранения).
Цель: научить правилам сбора и хранения, изучить сроки сбора и применения лекарственных растений.
Зоология
-
Тема: Общая характеристика животных.
Цель: Дать общую характеристику царства Животных. Выявить черты сходства и отличия растений от животных.
-
Тема: Классификация животных.
Цель: показать многообразие животного мира, схему развития животного мира; выделить этапы развития зоологии;
-
Тема: Многоклеточные животные. Общая характеристика и происхождение. Тип Членистоногие. Класс Насекомые
Цель: ознакомить учащихся с общими признаками членистоногих; познакомить с внешним и внутренним строением насекомых, их приспособленностью к среде обитания.
-
Тема: Характеристика насекомых с точки зрения их роли в жизни леса.
Цель: изучить насекомых, обитающих в лесу; показать положительную и отрицательную роль насекомых в жизни леса.
-
Тема: Методы борьбы с насекомыми-вредителями.
Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых-вредителей; рассмотреть основные методы борьбы с насекомыми-вредителями
-
Тема: Охраняемые насекомые Костромской области
Цель: изучить охраняемых насекомых .
-
Тема: Визуальное определение насекомых Костромской области.
Цель: научиться визуально определять насекомых-вредителей, водных и других насекомых.
-
Тема: Общая характеристика класса Птиц.
Цель: выделить признаки, характерные для класса Птицы; изучить строение, жизнедеятельность, обмен веществ птиц в связи с полетом.
-
Тема: Экология птиц. Определение птицы по определителю.
Цель: познакомить учащихся с представителями класса Птицы, их приспособленностью к жизни в разных условиях; научиться работать с определителем птиц, составлять последовательность тез и антитез.
-
Тема: Птицы леса. Пищевые связи. Определение птиц по голосам
Цель: изучить приспособления птиц к жизни в лесу; научиться составлять пищевые цепи и сети. Научиться определять птиц по голосам.
-
Тема: Установка искусственного гнезда.
Цель: научится изготовлять и устанавливать скворечники, синичники.
-
Тема: Систематический обзор млекопитающих. Определение млекопитающего животного по определителю.
Цель: выделить основные признаки животных класса Млекопитающие, показать черты усложнения их организации по сравнению другими животными; научиться определять млекопитающих животных по определителю, составлять последовательность тез и антитез.
-
Тема: Отряд Грызуны, Хищные, Зайцеобразные. Определение млекопитающего животного по черепу с помощью определителя.
Цель: раскрыть биологические особенности грызунов, хищников, показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; познакомить с животными отряда Зайцеобразные, выделить характерные особенности данного отряда; научиться определять млекопитающих по черепам с помощью определителя, составлять последовательность номеров прочитанных тез.
-
Тема: Лесные звери: охота и охрана.
Цель: раскрыть черты приспособления млекопитающих к жизни в лесу; изучить промысловых зверей Костромской области, охоту на них и охрану.
-
Тема: Биотехнические мероприятия: создание кормовых посевов. Закладка подкормки.
Цель: обобщить знания о животных; выявить биотехнические мероприятия по улучшению кормовой базы для животных
-
Тема: Определение животных по: следам жизнедеятельности, погрызам, помету, отпечаткам следов.
Цель: научиться определять животных по следам жизнедеятельности, погрызам, помету, отпечаткам следов.
Гидробиология
-
Тема: Водоемы и болота как естественные биогеоценозы.
Цель: определить типы водоемов и болот, дать характеристику водоемам и болотам.
-
Тема: Паспорт водоема. Основные параметры, учитывающиеся при паспортизации водоема.
Цель: научиться составлять паспорт водоема, используя основные параметры паспортизации.
-
Тема: Растения водоемов и их биоморфологические особенности.
Цель: изучить растения водоемов, их анатомические, морфологические особенности строения, приспособления к обитанию в водной среде.
-
Тема: Экологические группы растений водоемов. Определение водных растений и беспозвоночных животных
Цель: изучить экологические группы водоемов, их приспособительные черты к обитанию в воде; научиться визуально, определять водные растения и беспозвоночные животные.
-
Тема: Образование и типы болот.
Цель: изучить процесс образования болота, типы болот; выявить признаки сходства и различия болот и других водоемов.
-
Ботаническая и биологическая характеристика водных растений.
Цель: изучить водных растений на примере растений, произрастающих в реке Вига, в близлежащих прудах.
-
Тема: Виды деревьев и кустарников, используемых для укрепления берегов водоемов (на местном примере).
Цель: изучить биологию деревьев и кустарников, используемых для укрепления берегов водоемов; научиться визуально, определять эти деревья и кустарники.
-
Тема: Растения и животные - индикаторы чистоты водоемов.
Цель: изучить растения и животных, являющихся индикаторами чистоты водоема, визуально их определять.
-
Тема: Характеристика беспозвоночных животных водоемов.
Цель: изучить беспозвоночных животных - обитателей различных водоемов.
-
Тема: Рыбы, обитающие в водоемах Костромской области. Экскурсия на реку Вига.
Цель: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, развивать умение наблюдать за живыми животными.
-
Тема: Сорные рыбы, их значение. Экскурсия на пруд с.Введенское.
Цель: изучить сорных рыб, обитающих в водоемах Костромской области, выявить их черты приспособленности; развивать умение наблюдать за живыми животными
-
Тема: Виды запрещенных орудий и способов лова рыбы. Определение рыб по определителю.
Цель: изучить виды запрещенных орудий и способов лова рыбы; научиться определять рыб по определителю, составлять последовательность номеров прочитанных тез.
-
Тема: Меры, принимаемые по случаю гибели рыб в водоемах.
Цель: изучить источники гибели рыб в разное время года; меры, принимаемые по случаю гибели рыб в водоемах.
-
Тема: Виды рыбоводно-мелиоративных работ.
Цель: изучить виды рыбоводно-мелиоративных работ.
Лесоводство и лесовосстановление
-
Тема: Общие сведения о природе леса
Цель: познакомить с многообразием растений, их приспособленностью к обитанию в лесном сообществе; проверить умения распознавать основные виды растений изученных семейств.
-
Тема: Значение леса и лесоводство.
Цель: раскрыть значение леса для человека, народного хозяйства, окружающей среды.
-
Тема: Становление и развитие научного лесоводства.
Цель: изучить этапы развития лесоводства и становление научного лесоводства.
-
Тема: Экология леса.
Цель: изучить экологию леса как естественного биогеоценоза.
-
Тема: Возобновление леса.
Цель: изучить процесс возобновления леса.
-
Тема: Формирование древостоев и смена пород.
Цель: изучить процесс формирования древостоя им смену доминирующих пород.
-
Тема: Типы леса.
Цель: изучить типы лесов, в зависимости от его хозяйственного назначения.
-
Тема: Компоненты широколиственного леса: древостой, подрост, подлесок, Напочвенный покров, опад. Ориентирование по азимуту.
Цель: изучить компоненты широколиственного леса: древостой, подрост, подлесок, напочвенный покров, опад. Научиться ориентироваться по азимуту.
-
Тема: Биологические особенности и значение деревьев.
Цель: изучить биологические особенности распространенных деревьев; их значение в народном хозяйстве.
-
Тема: Лесорастительные районы области. Экскурсия в лес
Цель: изучить лесорастительные районы Костромской области, выяснить, какие районы наиболее богаты лесами; провести геоботаническое изучение леса.
-
Тема: Формула древостоя. Описание лесного сообщества по ярусам и видам растений их составляющих.
Цель: изучить лесное сообщество по ярусам; научиться составлять формулу древостоя.
-
Тема: Способы рубок леса.
Цель: изучить способы рубок леса.
-
Тема: Рубки главного пользования.
Цель: выяснить, для чего нужны рубки главного пользования, как производят рубки главного пользования.
-
Тема: Виды рубок ухода.
Цель: изучить виды рубок, как производится рубка в зависимости от вида.
-
Тема: Задачи рубок в лесах разного назначения.
Цель: изучить виды рубок в лесах разного назначения.
-
Тема: Защита леса от вредных насекомых.
Цель: изучить биологию насекомых- вредителей леса; рассмотреть методы борьбы против насекомых вредителей на конкретном местном примере.
-
Тема: Болезни деревьев и их защита.
Цель: изучить самые распространенные болезни деревьев и способы их защиты.
-
Тема: Типы лесных пожаров.
Цель: изучить типы лесных пожаров, рассмотреть способы и методы их тушения
-
Тема: Противопожарные правила в лесах.
Цель: изучить противопожарные правила в лесах.
-
Тема: Робинзонада (измерить высоту и диаметр дерева, посадить саженец, разжечь костер, потушить костер подручными средствами, оказать первую медицинскую помощь).
Цель: научиться измерять высоту и диаметр дерева, сажать саженец по технологии, разжигать и тушить костер подручными средствами.
-
Тема: Выполнение геоботанического описания растительного сообщества на пробной площадке
Цель: научить закладывать пробные площадки и выполнять геоботаническое описание растительного сообщества; научиться определять проективность, ярусность, жизненность, обилие, фенофазу.
Темы исследовательских работ:
Исследовательская работа №1
«Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу и по внутреннему строению лишайников»
Цель: изучить распространение эпифитных лишайников на старых деревьях в черте села и в лесу;
Задачи: определить видовое разнообразие лишайников;
определить проективное покрытие лишайников на высоте 1,3 м;
Методы: с помощью литературы, справочников, определить виды эпифитных лишайников;
с помощью сетки определить площадь покрытия лишайников;
определить обилие лишайников.
Исследовательская работа №2
Изучение состояния фитоценоза калужницы болотной
Цель: изучить состояние ценопопулизации калужницы болотной выяснить антропогенное воздействие на состояние ценопопуляций калужницы;
Задачи: изучить морфологические особенности отдельных растений в разных местах определить фазы развития растений;
Методы: измерение длины листовой пластинки калужницы а пробных площадок; определение фазы развития растений; определение видового разнообразия растений на пробной площадке; определение плотности калужницы в ценопопуляции; математические расчёты; сравнение данных разных ценопопуляций;
Исследовательская работа №3
«Биоиндикация загрязнения воздуха на учебной экологической тропе по состоянию сосны обыкновенной».
Цель: Изучить экологическое состояние атмосферного воздуха в районе экологической тропы, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную.
Работа №4
Сбор коллекции
Цель: овладение умениями и навыками изготовления коллекции и гербарий для использования в процессе обучения в школе
Исследовательская работа №5
Исследование жизнедеятельности дождевых червей в различных видах почв
Цель: исследование жизнедеятельности дождевых червей в различных видах почв.
Исследовательская работа №6
Статистическое исследование растительности (деревьев) на берегу реки Вига.
Цель: Провести статистическое исследование деревьев на берегу реки Вига.
Экскурсии:
Тема: Экскурсия на водоем (2 часа)
Цели: а) показать обитателей водоемов, их разнообразие, взаимосвязи в естественных условиях;
б) развивать навыки наблюдения животных в их среде обитания;
в) формировать культуру поведения в природе.
Организовать экскурсию, по возможности на три водоема, соблюдая требования к ее проведению и правила техники безопасности. Перед экскурсией дать учащихся план наблюдения организмов, где отразить способ передвижения, питания, дыхания, экологическую нишу и видовую принадлежность. Собрать природные объекты (личинок стрекоз, поденок, ручейников, бокоплавов, щитней, дафний, циклопов и других). После изучения животных вернуть их в водоемы. Во время экскурсии организовать видеосъемку и фотографирование.
Учебные элементы: экологическая среда и ниша, характер движения.
Формы занятий и технологии : мини- экспедиция, сбор природных объектов, наблюдения в естественных условиях.
Оборудование: сачки, кюветы, емкости с крышками, лупы, видеокамера, фотоаппарат, полевые дневники.
Тема: Экскурсия в лес (1 час)
Цели:
а) расширить представления о пространственной структуре посещенного фитоценоза;
б) углубить знания о редких и охраняемых видах;
в) развивать навыки работы с определителями растений и животных.
Экскурсионный материал обрабатывается в ходе работы. Необходимые сведения записываются в полевые дневники. У собранных растений и животных определяется видовая принадлежность и пространственное местонахождение в биоценозе. Особое внимание уделить биологии редких и охраняемых видов
Учебные элементы: ярусы леса, редкие охраняемые виды.
Формы занятий и технологии : работа с определителями и полевыми дневниками, тренинг.
Оборудование: определители растений, гербарии, таблицы, рисунки животных.
Тема: Экскурсия на луг (1 час)
Цели: Осуществить наблюдения в реальных условиях фитоценоза над распространением сорняков, убедиться в их разнообразии, приспособленности к различным условиям освещенности, водного режима, виду почв. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и др.), учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав.
Формы занятий и технологии : Самостоятельная работа школьников на экскурсии осуществляется по заданиям, которые предлагает учитель в зависимости от местных условий. Оборудование: таблицы с изображением разных типов агроценозов и сорных растений, которые произрастают или могут произрастать в них;
Литература
-
Ашихмина Т.Я «Школьный экологический мониторинг» М., «Агар», 2000
-
Бородина Н.А., Некрасов В.И. и др. Деревья и кустарники СССР. -М.: Мысль, 1966.
-
Воротников В.П. Геоботаническая характеристика Приволжских нагорных дубрав // В сб. «Наземные и водные экосистемы». - Горький, 1978.
-
Высоцкая М.В. « Элективные курсы» « Экология» 9 класс, И. «Учитель», Волгоград, 2007г
-
Гаммерман А.Ф., Кадаев Г.Н., Яценко-Хмелевский А.А. Лекарственные растения. - М.: Высшая школа, 1983.
-
Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С. Дикорастущие полезные растения. - Изд. Московского университета, 1987.
-
Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Иллюстрированный определитель растений Средней России. Т.1. - М.: Товарищество научных изданий КМК.
-
Еленевский А.Г ,Гуленкова М.А. «Биология». Краткий курс Левитин М.Г., Левитина Т.П. Биология. Санкт- Петербург, 2001.
-
Мелехов И.С. Лесоводство, - М.: Изд. «Лесная промышленность», 1980.
-
Петров В.В. Жизнь леса и человек. - М.: Наука, 1985.
-
Пасечник В.В «Биология». Учебник для 6 кл
-
Тахтаджан А.А. «Жизнь растений». 3 том. Водоросли. Лишайники.
13. Журнал «Биология в школе» №7 2001, № 7 2002 г.
14.Журнал «Биология в школе» №1 2006 г, № 4 2006 г.
. 15. Методические рекомендации по расчету выбросов вредных веществ автомобильным транспортом. Л.: Гидрометеоиздат, 1985г
16.Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия livt.net/
-
Изучаем биологию learnbiology.narod.ru/
Литература для учащихся
-
Верзилин Н. По следам Робинзона. Л.: Детская литература, 1974.
-
Гарибова Л. Грибы-лекари //Приусадебное хозяйство, 1986. №6.
-
Домашняя медицинская энциклопедия /Под ред. В.И.Покровского. М.: Медицина, 1993.
-
Красная книга Костромской области. Т. Часть 1. Редкие и исчезающие растения и грибы. - Кострома: РГУП «ИПК «Кострома», 2001.
5. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству/Учебное пособие. М. «Просвещение»1978