Программа кружка Юный биолог

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Введенская средняя общеобразовательная школа

Чухломского района Костромской области







Учебная программа биологического кружка


«Юный биолог»


номинация: Авторская образовательная программа

Возраст детей 13-17 лет

Срок реализации программы 2 года





Автор программы: учитель биологии:

Тугаринова Галина Борисовна













Пояснительная записка


Направленность дополнительной образовательной программы - эколого-биологическая.

Цель: Совершенствование условий для всестороннего развития и воспитания познавательной активности учащихся по биологии и экологии через работу объединения.

ЗАДАЧИ:

  • Обеспечить в ходе реализации кружка изучение, повторение, закрепление основных понятий биологии и экологии.

  • Способствовать формированию научно-мировоззренческой картины мира.

  • Содействовать эстетическому и экологическому воспитанию.

  • Повысить качество биологических знаний.

  • Способствовать формированию навыков использования справочной литературы, Интернет-ресурсов для приобретения новых знаний.

  • Научить применять биологические знания для анализа различных видов жизненных ситуаций и решения биологических задач.

  • Развивать коммуникативные навыки.

  • Создавать эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности.

Актуальность.

Сегодня, на современном этапе развития нашего общества как никогда стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, которые они получают на уроках. Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. Важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что можно сделать через изучение процессов, происходящих в природе; причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.

Необходимо не только научить детей применять знания в жизни, давать определенную сумму знаний по каждому предмету, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы.

В качестве приоритетного направ­ления развития современной школы и сис­темы образования в целом выступает экологическое воспитание. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамич­ного продвижения в решении насущных проблем современности. К сожале­нию, экологии как одному из равноправ­ных, основных предметов не нашлось места в разработках базисных планов для 12-летнего образования. Что уж говорить об экологии, если даже биологию сократили в базисном плане школ. В современных условиях необходимо знать, например, информатику или экономику, однако все должно быть разумно сбалан­сировано. Знать и понимать экологиче­ские проблемы, уметь их решать сегодня не менее важно. Как предмет, современная экология, да­вая учащимся целостное представление об окружающем мире, биосфере, месте в ней человека и его потребностях и возможно­стях, способствует формированию и граж­данской позиции, и любви к природе, ро­дине, и ответственности за принимаемые решения, и правильных представлений об обществе, здоровом образе жизни. В условиях современной экологической ситуации важна экологи­зация всей системы образования и воспитания подрастающего поко­ления. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обу­чения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жиз­ни. Непрерывность экологического образования может осуществляться в нашей школе через кружок по биологии «Юный биолог».

В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе. Осуществление работы по реализации проекта помогут некоторым учащимся увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии.

Кружок «Юный биолог» - это возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний экологического образования. Смена учебной деятельности на разнообразные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического воспитания, позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Срок реализации - 2 года. Программа кружка рассчитана на 2 часа в неделю, включает четыре основных блока: ботаника, зоология, гидробиология, лесоводство, ориентирована на требования конкурсных заданий Костромского областного слета школьных трудовых объединений в номинации «Юный лесовод» и областной олимпиады школьников по лесоводству.

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 12-17 лет, это обучающиеся 6-10 классов.

Программа рассчитана на теоретические и практические занятия, практические занятия связаны с работой по определителям растений, животных; проходят тематические экскурсии.

Формы организации детей на занятии различны: коллективная, групповая или индивидуальная.

Ожидаемые результаты

  • наличие высоких адаптивных возможно­стей личности, позволяющих быстро приспособиться к современной, постоянно меняющейся социальной среде за счет формирования гибкого, нестандартного мышления и объективной само­оценки;

  • наличие положительного эмоционально-ценностного отношения школьников к изучению биологии, потребность в творческой самореали­зации, самообразовании,

  • общее повышение уровня образованности выпускников нашей школы, которое в значитель­ной степени соответствует современным социаль­ным требованиям;

  • наличие качественных биологических зна­ний, широкого кругозора у школьников, обеспе­чивающих их дальнейшую успешную специализа­цию

  • расширение круга самостоятельно решае­мых выпускниками проблем и повышение уровня их сложности.

  • самосовершенствова­нии и саморазвитии;

  • умение решать проблемы профессиональ­ного выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в средних специальных и высших учеб­ных заведениях;

Ребята, посещающие кружок, испытывают свои знания на районных и областных конкурсах: лесная олимпиада, слет юных лесоводов, олимпиадах по биологии и экологии, экологической и биологической конференции.



Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Ботаника (24ч.)

Инструктаж по технике безопасности

1


1

    Ботаника - наука о растениях

    1


    1

      Анатомия растений (система образовательных тканей, система покровных тканей, система основных тканей, система механических тканей, система проводящих тканей, система выделительных тканей)

      1


      1

        Строение и функции корня

        1


        1

          Строение и функции стебля

          1


          1

            Строение и функции листа. Классификация листьев. Видоизменения листьев

            1


            1

              Строение и функции цветка. Однодомные и двудомные растения

              1


              1

                Строение и функции семени и плода

                1


                1

                  Вегетативное размножение растений. Посадка деревьев.

                  1

                  2

                  3

                    Половое размножение растений

                    1

                    1

                      Общая характеристика лекарственных растений.

                      1


                      1

                        Агроценоз - сообщество культурных и сорных растений. Растения вторичных мест обитания. Экскурсия на поле.

                        1

                        2

                        3

                          Определение растений по определителю

                          1

                          1

                          2

                            Определение растений по листьям и побегам.

                            1

                            1

                            2

                              Определение формы листьев и типы соцветий.

                              1

                              1

                              2

                                Определение лекарственных растений (применение, сроки, правила сбора и хранения).

                                1

                                1

                                2

                                16

                                8

                                24

                                Зоология (28 ч.)

                                Общая характеристика животных.

                                1


                                1

                                  Классификация животных.

                                  1


                                  1

                                    Многоклеточные животные. Общая характеристика и происхождение. Тип Членистоногие. Класс Насекомые

                                    1


                                    1

                                      Характеристика насекомых с точки зрения их роли в жизни леса.

                                      1


                                      1

                                        Методы борьбы с насекомыми-вредителями.

                                        1


                                        1

                                          Охраняемые насекомые Костромской области

                                          1


                                          1

                                            Визуальное определение насекомых.


                                            2

                                            2

                                              Общая характеристика класса Птиц.

                                              1


                                              1

                                                Экология птиц. Определение птицы по определителю.

                                                1

                                                2

                                                3

                                                  Птицы леса. Пищевые связи. Определение птиц по голосам.

                                                  1

                                                  2

                                                  3

                                                    Установка искусственного гнезда.

                                                    1

                                                    2

                                                    3

                                                      Систематический обзор млекопитающих. Определение млекопитающего животного по определителю. Составление последовательности номеров прочитанных тез

                                                      1

                                                      2

                                                      3

                                                        Отряд Грызуны, Хищные, Зайцеобразные. Определение млекопитающего животного по черепу с помощью определителя.

                                                        1

                                                        2

                                                        3

                                                          Лесные звери: охота и охрана.

                                                          1


                                                          1

                                                            Биотехнические мероприятия: создание кормовых посевов. Закладка подкормки.

                                                            1


                                                            1

                                                              Определение животных по: следам жизнедеятельности, погрызам, помету, отпечаткам следов.

                                                              1

                                                              1

                                                              2

                                                              15

                                                              13

                                                              28

                                                              Гидробиология (25 ч.)

                                                              Водоемы и болота как естественные биогеоценозы.

                                                              1


                                                              1

                                                                Паспорт водоема. Основные параметры, учитывающиеся при паспортизации водоема.

                                                                1

                                                                1

                                                                2

                                                                  Растения водоемов и их биоморфологические особенности.

                                                                  1


                                                                  1

                                                                    Экологические группы растений водоемов. Определение водных растений и беспозвоночных животных

                                                                    1

                                                                    2

                                                                    3

                                                                      Образование и типы болот.

                                                                      1


                                                                      1

                                                                        Ботаническая и биологическая характеристика водных растений.

                                                                        1

                                                                        1

                                                                        2

                                                                          Виды деревьев и кустарников, используемых для укрепления берегов водоемов (на местном примере).

                                                                          1


                                                                          1

                                                                            Растения и животные - индикаторы чистоты водоемов.

                                                                            1


                                                                            1

                                                                              Характеристика беспозвоночных животных водоемов.

                                                                              1

                                                                              1

                                                                              2

                                                                                Рыбы, обитающие в водоемах Костромской области. Чухломское озеро. Экскурсия на реку Вига.

                                                                                1

                                                                                2

                                                                                3

                                                                                  Сорные рыбы, их значение. Экскурсия на пруд с. Введенское.

                                                                                  1

                                                                                  2

                                                                                  3

                                                                                    Виды запрещенных орудий и способов лова рыбы. Определение рыб по определителю.

                                                                                    1

                                                                                    2

                                                                                    3

                                                                                      Меры, принимаемые по случаю гибели рыб в водоемах.

                                                                                      1


                                                                                      1

                                                                                        Виды рыбоводно-мелиоративных работ.

                                                                                        1


                                                                                        1

                                                                                        14

                                                                                        11

                                                                                        25

                                                                                        Лесоводство и лесовосстановление (35 ч.)

                                                                                        Общие сведения о природе леса

                                                                                        1


                                                                                        1

                                                                                          Значение леса и лесоводство.

                                                                                          1


                                                                                          1

                                                                                            Становление и развитие научного лесоводства.

                                                                                            1


                                                                                            1

                                                                                              Экология леса.

                                                                                              1


                                                                                              1

                                                                                                Возобновление леса.

                                                                                                1


                                                                                                1

                                                                                                  Формирование древостоев и смена пород.

                                                                                                  1


                                                                                                  1

                                                                                                    Типы леса.

                                                                                                    1


                                                                                                    1

                                                                                                      Компоненты широколиственного леса: древостой, подрост, подлесок, Напочвенный покров, опад. Ориентирование по азимуту.

                                                                                                      1

                                                                                                      2

                                                                                                      3

                                                                                                        Биологические особенности и значение деревьев.

                                                                                                        1

                                                                                                        1

                                                                                                        2

                                                                                                          Лесорастительные районы Костромской области.. Экскурсия в лес .

                                                                                                          1

                                                                                                          3

                                                                                                          4

                                                                                                            Формула древостоя. Описание лесного сообщества по ярусам и видам растений их составляющих.

                                                                                                            1

                                                                                                            2

                                                                                                            3

                                                                                                              Способы рубок леса.

                                                                                                              1


                                                                                                              1

                                                                                                                Рубки главного пользования.

                                                                                                                1


                                                                                                                1

                                                                                                                  Виды рубок ухода.

                                                                                                                  1


                                                                                                                  1

                                                                                                                    Задачи рубок в лесах разного назначения.

                                                                                                                    1


                                                                                                                    1

                                                                                                                      Защита леса от вредных насекомых.

                                                                                                                      1

                                                                                                                      1

                                                                                                                      2

                                                                                                                        Болезни деревьев и их защита.

                                                                                                                        1

                                                                                                                        1

                                                                                                                        2

                                                                                                                          Типы лесных пожаров.

                                                                                                                          1


                                                                                                                          1

                                                                                                                            Противопожарные правила в лесах.

                                                                                                                            1


                                                                                                                            1

                                                                                                                              Робинзонада (измерить высоту и диаметр дерева, посадить саженец, разжечь костер, потушить костер подручными средствами, оказать первую медицинскую помощь).

                                                                                                                              1

                                                                                                                              2

                                                                                                                              3

                                                                                                                                Выполнение геоботанического описания растительного сообщества на пробной площадке

                                                                                                                                1

                                                                                                                                2

                                                                                                                                3

                                                                                                                                21

                                                                                                                                14

                                                                                                                                35

                                                                                                                                всего

                                                                                                                                66

                                                                                                                                46

                                                                                                                                112

                                                                                                                                Ботаника


                                                                                                                                1. Тема: Ботаника - наука о растениях

                                                                                                                                Цель: Сформулировать представления о раститель­ном мире как мире взаимозависимом и включенным в единую систему с другими формами жизни. Показать, что эта система не случайная, а эволюционно закономерная. Кроме того, она не застывшая, а подвижная, способ­ная изменяться - усложняться или упрощаться.

                                                                                                                                1. Тема: Анатомия растений (система образовательных тканей, система покровных тканей, система основных тканей, система механических тканей, система проводящих тканей, система выделительных тканей)

                                                                                                                                Цель: Показать разнообразие и сложность клеток растений и связать это с различием задач, которые они выполняют. Обратить внимание на то, что специализация клеток приводит к образованию тканей и форми­рованию систем тканей. Подчеркнуть, что различия специализированных клеток находятся в пределах больших возможностей их генотипа, и разви­вается в процессе дифференцировки. Именно в процессе индивидуальной дифференцировки формируются специфические индивидуальные различия.

                                                                                                                                1. Тема: Строение и функции корня

                                                                                                                                Цель: Дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его назначению, но отличается в архитектуре проводящей системы от стебля в силу эволюционной молодости. Озна­комление с корнем как функциональной структурой, возникшей и развив­шейся в ответ на сложные условия наземного обитания растения и не ис­черпавшей перспективы эволюционного прогресса.

                                                                                                                                1. Тема: Строение и функции стебля

                                                                                                                                Цель: Показать устройство побега, его составные части и их название, отличие вегетативного побега от генеративного, а также экологическое разнообразие побегов, сформированное эволюцион­ным путем.

                                                                                                                                1. Тема: Строение и функции листа. Классификация листьев. Видоизменения листьев

                                                                                                                                Цель: Изучить назначение, устройство и разнообразие функций листа, а также его эволюцию и роль фотосинтеза в жизни Земли. Познакомить учащихся с видоизменением листьев как результатом приспособления к условиям обитания.

                                                                                                                                1. Тема: Строение и функции цветка. Однодомные и двудомные растения

                                                                                                                                Цель: вспомнить о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показать родство покрытосеменных растений.

                                                                                                                                1. Тема: Строение и функции семени и плода

                                                                                                                                Цель: показать, что плод представляет важное звено, повы­шающее надежность распространения семян в сложной системе, вклю­чающей кроме самих цветковых растений и процессов неживой природы также представителей живого мира.

                                                                                                                                1. Тема: Вегетативное размножение растений. Посадка деревьев.

                                                                                                                                Цель: Показать разнообразие вегетативного размножения и роль в жизни растений, а также значение в хозяйственной деятельности людей; освоить кроме черенкования другие способы вегетативного размножения растений.

                                                                                                                                1. Тема: Половое размножение растений

                                                                                                                                Цель: изучить особенности опыления как части генеративного процесса и представляющего промежуточное звено между спорообразова­нием и оплодотворением у высших растений - голосеменных и покрытосе­менных.

                                                                                                                                1. Тема: Общая характеристика лекарственных растений.

                                                                                                                                Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии, распространении и значении лекарственных растений, произрастающих на территории Костромской области.

                                                                                                                                1. Тема: Агроценоз - сообщество культурных и сорных растений. Растения вторичных мест обитания. Экскурсия на поле.

                                                                                                                                Цель: изучить приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе; познакомить с многообразием дикорастущих цветковых растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; проверить умения распознавать основные виды растений изученных семейств.


                                                                                                                                1. Тема: Определение растений по определителю

                                                                                                                                Цель: научить учащихся работать с определителем растений; составлять правильную последовательность тез; научить составлять морфологическое описание растения.

                                                                                                                                1. Тема: Определение растений по листьям и побегам.

                                                                                                                                Цель: научиться определять древесные и кустарниковые растения по листьям и зимним побегам.

                                                                                                                                1. Тема: Определение формы листьев и типы соцветий.

                                                                                                                                Цель: познакомить учащихся с наиболее распространенными соцветиями. Показать их биологическое значение; научить определять формы листьев и типы соцветий.

                                                                                                                                1. Тема: Определение лекарственных растений (применение, сроки, правила сбора и хранения).

                                                                                                                                Цель: научить правилам сбора и хранения, изучить сроки сбора и применения лекарственных растений.


                                                                                                                                Зоология


                                                                                                                                1. Тема: Общая характеристика животных.

                                                                                                                                Цель: Дать общую характеристику царства Животных. Выявить черты сходства и отличия растений от животных.

                                                                                                                                1. Тема: Классификация животных.

                                                                                                                                Цель: показать многообразие животного мира, схему развития животного мира; выделить этапы развития зоологии;

                                                                                                                                1. Тема: Многоклеточные животные. Общая характеристика и происхождение. Тип Членистоногие. Класс Насекомые

                                                                                                                                Цель: ознакомить учащихся с общими признаками членистоногих; познакомить с внешним и внутренним строением насекомых, их приспособленностью к среде обитания.

                                                                                                                                1. Тема: Характеристика насекомых с точки зрения их роли в жизни леса.

                                                                                                                                Цель: изучить насекомых, обитающих в лесу; показать положительную и отрицательную роль насекомых в жизни леса.

                                                                                                                                1. Тема: Методы борьбы с насекомыми-вредителями.

                                                                                                                                Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых-вредителей; рассмотреть основные методы борьбы с насекомыми-вредителями

                                                                                                                                1. Тема: Охраняемые насекомые Костромской области

                                                                                                                                Цель: изучить охраняемых насекомых .

                                                                                                                                1. Тема: Визуальное определение насекомых Костромской области.

                                                                                                                                Цель: научиться визуально определять насекомых-вредителей, водных и других насекомых.

                                                                                                                                1. Тема: Общая характеристика класса Птиц.

                                                                                                                                Цель: выделить признаки, характерные для класса Птицы; изучить строение, жизнедеятельность, обмен веществ птиц в связи с полетом.

                                                                                                                                1. Тема: Экология птиц. Определение птицы по определителю.

                                                                                                                                Цель: познакомить учащихся с представителями класса Птицы, их приспособленностью к жизни в разных условиях; научиться работать с определителем птиц, составлять последовательность тез и антитез.

                                                                                                                                1. Тема: Птицы леса. Пищевые связи. Определение птиц по голосам

                                                                                                                                Цель: изучить приспособления птиц к жизни в лесу; научиться составлять пищевые цепи и сети. Научиться определять птиц по голосам.

                                                                                                                                1. Тема: Установка искусственного гнезда.

                                                                                                                                Цель: научится изготовлять и устанавливать скворечники, синичники.

                                                                                                                                1. Тема: Систематический обзор млекопитающих. Определение млекопитающего животного по определителю.

                                                                                                                                Цель: выделить основные признаки животных класса Млекопитающие, показать черты усложнения их организации по сравнению другими животными; научиться определять млекопитающих животных по определителю, составлять последовательность тез и антитез.

                                                                                                                                1. Тема: Отряд Грызуны, Хищные, Зайцеобразные. Определение млекопитающего животного по черепу с помощью определителя.

                                                                                                                                Цель: раскрыть биологические особенности грызунов, хищников, показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; познакомить с животными отряда Зайцеобразные, выделить характерные особенности данного отряда; научиться определять млекопитающих по черепам с помощью определителя, составлять последовательность номеров прочитанных тез.

                                                                                                                                1. Тема: Лесные звери: охота и охрана.

                                                                                                                                Цель: раскрыть черты приспособления млекопитающих к жизни в лесу; изучить промысловых зверей Костромской области, охоту на них и охрану.

                                                                                                                                1. Тема: Биотехнические мероприятия: создание кормовых посевов. Закладка подкормки.

                                                                                                                                Цель: обобщить знания о животных; выявить биотехнические мероприятия по улучшению кормовой базы для животных

                                                                                                                                1. Тема: Определение животных по: следам жизнедеятельности, погрызам, помету, отпечаткам следов.

                                                                                                                                Цель: научиться определять животных по следам жизнедеятельности, погрызам, помету, отпечаткам следов.


                                                                                                                                Гидробиология

                                                                                                                                1. Тема: Водоемы и болота как естественные биогеоценозы.

                                                                                                                                Цель: определить типы водоемов и болот, дать характеристику водоемам и болотам.

                                                                                                                                1. Тема: Паспорт водоема. Основные параметры, учитывающиеся при паспортизации водоема.

                                                                                                                                Цель: научиться составлять паспорт водоема, используя основные параметры паспортизации.

                                                                                                                                1. Тема: Растения водоемов и их биоморфологические особенности.

                                                                                                                                Цель: изучить растения водоемов, их анатомические, морфологические особенности строения, приспособления к обитанию в водной среде.

                                                                                                                                1. Тема: Экологические группы растений водоемов. Определение водных растений и беспозвоночных животных

                                                                                                                                Цель: изучить экологические группы водоемов, их приспособительные черты к обитанию в воде; научиться визуально, определять водные растения и беспозвоночные животные.

                                                                                                                                1. Тема: Образование и типы болот.

                                                                                                                                Цель: изучить процесс образования болота, типы болот; выявить признаки сходства и различия болот и других водоемов.

                                                                                                                                1. Ботаническая и биологическая характеристика водных растений.

                                                                                                                                Цель: изучить водных растений на примере растений, произрастающих в реке Вига, в близлежащих прудах.

                                                                                                                                1. Тема: Виды деревьев и кустарников, используемых для укрепления берегов водоемов (на местном примере).

                                                                                                                                Цель: изучить биологию деревьев и кустарников, используемых для укрепления берегов водоемов; научиться визуально, определять эти деревья и кустарники.

                                                                                                                                1. Тема: Растения и животные - индикаторы чистоты водоемов.

                                                                                                                                Цель: изучить растения и животных, являющихся индикаторами чистоты водоема, визуально их определять.

                                                                                                                                1. Тема: Характеристика беспозвоночных животных водоемов.

                                                                                                                                Цель: изучить беспозвоночных животных - обитателей различных водоемов.

                                                                                                                                1. Тема: Рыбы, обитающие в водоемах Костромской области. Экскурсия на реку Вига.

                                                                                                                                Цель: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, развивать умение наблюдать за живыми животными.

                                                                                                                                1. Тема: Сорные рыбы, их значение. Экскурсия на пруд с.Введенское.

                                                                                                                                Цель: изучить сорных рыб, обитающих в водоемах Костромской области, выявить их черты приспособленности; развивать умение наблюдать за живыми животными

                                                                                                                                1. Тема: Виды запрещенных орудий и способов лова рыбы. Определение рыб по определителю.

                                                                                                                                Цель: изучить виды запрещенных орудий и способов лова рыбы; научиться определять рыб по определителю, составлять последовательность номеров прочитанных тез.

                                                                                                                                1. Тема: Меры, принимаемые по случаю гибели рыб в водоемах.

                                                                                                                                Цель: изучить источники гибели рыб в разное время года; меры, принимаемые по случаю гибели рыб в водоемах.

                                                                                                                                1. Тема: Виды рыбоводно-мелиоративных работ.

                                                                                                                                Цель: изучить виды рыбоводно-мелиоративных работ.


                                                                                                                                Лесоводство и лесовосстановление

                                                                                                                                1. Тема: Общие сведения о природе леса

                                                                                                                                Цель: познакомить с многообразием растений, их приспособленностью к обитанию в лесном сообществе; проверить умения распознавать основные виды растений изученных семейств.

                                                                                                                                1. Тема: Значение леса и лесоводство.

                                                                                                                                Цель: раскрыть значение леса для человека, народного хозяйства, окружающей среды.

                                                                                                                                1. Тема: Становление и развитие научного лесоводства.

                                                                                                                                Цель: изучить этапы развития лесоводства и становление научного лесоводства.

                                                                                                                                1. Тема: Экология леса.

                                                                                                                                Цель: изучить экологию леса как естественного биогеоценоза.

                                                                                                                                1. Тема: Возобновление леса.

                                                                                                                                Цель: изучить процесс возобновления леса.

                                                                                                                                1. Тема: Формирование древостоев и смена пород.

                                                                                                                                Цель: изучить процесс формирования древостоя им смену доминирующих пород.

                                                                                                                                1. Тема: Типы леса.

                                                                                                                                Цель: изучить типы лесов, в зависимости от его хозяйственного назначения.

                                                                                                                                1. Тема: Компоненты широколиственного леса: древостой, подрост, подлесок, Напочвенный покров, опад. Ориентирование по азимуту.

                                                                                                                                Цель: изучить компоненты широколиственного леса: древостой, подрост, подлесок, напочвенный покров, опад. Научиться ориентироваться по азимуту.

                                                                                                                                1. Тема: Биологические особенности и значение деревьев.

                                                                                                                                Цель: изучить биологические особенности распространенных деревьев; их значение в народном хозяйстве.

                                                                                                                                1. Тема: Лесорастительные районы области. Экскурсия в лес

                                                                                                                                Цель: изучить лесорастительные районы Костромской области, выяснить, какие районы наиболее богаты лесами; провести геоботаническое изучение леса.

                                                                                                                                1. Тема: Формула древостоя. Описание лесного сообщества по ярусам и видам растений их составляющих.

                                                                                                                                Цель: изучить лесное сообщество по ярусам; научиться составлять формулу древостоя.

                                                                                                                                1. Тема: Способы рубок леса.

                                                                                                                                Цель: изучить способы рубок леса.

                                                                                                                                1. Тема: Рубки главного пользования.

                                                                                                                                Цель: выяснить, для чего нужны рубки главного пользования, как производят рубки главного пользования.

                                                                                                                                1. Тема: Виды рубок ухода.

                                                                                                                                Цель: изучить виды рубок, как производится рубка в зависимости от вида.

                                                                                                                                1. Тема: Задачи рубок в лесах разного назначения.

                                                                                                                                Цель: изучить виды рубок в лесах разного назначения.

                                                                                                                                1. Тема: Защита леса от вредных насекомых.

                                                                                                                                Цель: изучить биологию насекомых- вредителей леса; рассмотреть методы борьбы против насекомых вредителей на конкретном местном примере.

                                                                                                                                1. Тема: Болезни деревьев и их защита.

                                                                                                                                Цель: изучить самые распространенные болезни деревьев и способы их защиты.

                                                                                                                                1. Тема: Типы лесных пожаров.

                                                                                                                                Цель: изучить типы лесных пожаров, рассмотреть способы и методы их тушения

                                                                                                                                1. Тема: Противопожарные правила в лесах.

                                                                                                                                Цель: изучить противопожарные правила в лесах.

                                                                                                                                1. Тема: Робинзонада (измерить высоту и диаметр дерева, посадить саженец, разжечь костер, потушить костер подручными средствами, оказать первую медицинскую помощь).

                                                                                                                                Цель: научиться измерять высоту и диаметр дерева, сажать саженец по технологии, разжигать и тушить костер подручными средствами.

                                                                                                                                1. Тема: Выполнение геоботанического описания растительного сообщества на пробной площадке

                                                                                                                                Цель: научить закладывать пробные площадки и выполнять геоботаническое описание растительного сообщества; научиться определять проективность, ярусность, жизненность, обилие, фенофазу.







                                                                                                                                Темы исследовательских работ:



                                                                                                                                Исследовательская работа №1

                                                                                                                                «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу и по внутреннему строению лишайников»

                                                                                                                                Цель: изучить распространение эпифитных лишайников на старых деревьях в черте села и в лесу;

                                                                                                                                Задачи: определить видовое разнообразие лишайников;

                                                                                                                                определить проективное покрытие лишайников на высоте 1,3 м;

                                                                                                                                Методы: с помощью литературы, справочников, определить виды эпифитных лишайников;

                                                                                                                                с помощью сетки определить площадь покрытия лишайников;

                                                                                                                                определить обилие лишайников.

                                                                                                                                Исследовательская работа №2

                                                                                                                                Изучение состояния фитоценоза калужницы болотной

                                                                                                                                Цель: изучить состояние ценопопулизации калужницы болотной выяснить антропогенное воздействие на состояние ценопопуляций калужницы;

                                                                                                                                Задачи: изучить морфологические особенности отдельных растений в разных местах определить фазы развития растений;

                                                                                                                                Методы: измерение длины листовой пластинки калужницы а пробных площадок; определение фазы развития растений; определение видового разнообразия растений на пробной площадке; определение плотности калужницы в ценопопуляции; математические расчёты; сравнение данных разных ценопопуляций;


                                                                                                                                Исследовательская работа №3

                                                                                                                                «Биоиндикация загрязнения воздуха на учебной экологической тропе по состоянию сосны обыкновенной».

                                                                                                                                Цель: Изучить экологическое состояние атмосферного воздуха в районе экологической тропы, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную.

                                                                                                                                Работа №4

                                                                                                                                Сбор коллекции

                                                                                                                                Цель: овладение умениями и навыками изготовления коллекции и гербарий для использования в процессе обучения в школе

                                                                                                                                Исследовательская работа №5

                                                                                                                                Исследование жизнедеятельности дождевых червей в различных видах почв

                                                                                                                                Цель: исследование жизнедеятельности дождевых червей в различных видах почв.

                                                                                                                                Исследовательская работа №6

                                                                                                                                Статистическое исследование растительности (деревьев) на берегу реки Вига.

                                                                                                                                Цель: Провести статистическое исследование деревьев на берегу реки Вига.




                                                                                                                                Экскурсии:


                                                                                                                                Тема: Экскурсия на водоем (2 часа)

                                                                                                                                Цели: а) показать обитателей водоемов, их разнообразие, взаимосвязи в естественных условиях;

                                                                                                                                б) развивать навыки наблюдения животных в их среде обитания;

                                                                                                                                в) формировать культуру поведения в природе.

                                                                                                                                Организовать экскурсию, по возможности на три водоема, соблюдая требования к ее проведению и правила техники безопасности. Перед экскурсией дать учащихся план наблюдения организмов, где отразить способ передвижения, питания, дыхания, экологическую нишу и видовую принадлежность. Собрать природные объекты (личинок стрекоз, поденок, ручейников, бокоплавов, щитней, дафний, циклопов и других). После изучения животных вернуть их в водоемы. Во время экскурсии организовать видеосъемку и фотографирование.

                                                                                                                                Учебные элементы: экологическая среда и ниша, характер движения.

                                                                                                                                Формы занятий и технологии : мини- экспедиция, сбор природных объектов, наблюдения в естественных условиях.

                                                                                                                                Оборудование: сачки, кюветы, емкости с крышками, лупы, видеокамера, фотоаппарат, полевые дневники.

                                                                                                                                Тема: Экскурсия в лес (1 час)

                                                                                                                                Цели:

                                                                                                                                а) расширить представления о пространственной структуре посещенного фитоценоза;

                                                                                                                                б) углубить знания о редких и охраняемых видах;

                                                                                                                                в) развивать навыки работы с определителями растений и животных.

                                                                                                                                Экскурсионный материал обрабатывается в ходе работы. Необходимые сведения записываются в полевые дневники. У собранных растений и животных определяется видовая принадлежность и пространственное местонахождение в биоценозе. Особое внимание уделить биологии редких и охраняемых видов

                                                                                                                                Учебные элементы: ярусы леса, редкие охраняемые виды.

                                                                                                                                Формы занятий и технологии : работа с определителями и полевыми дневниками, тренинг.

                                                                                                                                Оборудование: определители растений, гербарии, таблицы, рисунки животных.

                                                                                                                                Тема: Экскурсия на луг (1 час)

                                                                                                                                Цели: Осуществить наблюдения в реальных условиях фитоценоза над распространением сорняков, убедиться в их разнообразии, приспособленности к различным условиям освещенности, водного режима, виду почв. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и др.), учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав.

                                                                                                                                Формы занятий и технологии : Самостоятельная работа школьников на экскурсии осуществляется по заданиям, которые предлагает учитель в зависимости от местных условий. Оборудование: таблицы с изображением разных типов агроценозов и сорных растений, которые произрастают или могут произрастать в них;









                                                                                                                                Литература


                                                                                                                                1. Ашихмина Т.Я «Школьный экологический мониторинг» М., «Агар», 2000

                                                                                                                                2. Бородина Н.А., Некрасов В.И. и др. Деревья и кустарники СССР. -М.: Мысль, 1966.

                                                                                                                                3. Воротников В.П. Геоботаническая характеристика Приволжских нагорных дубрав // В сб. «Наземные и водные экосистемы». - Горький, 1978.

                                                                                                                                4. Высоцкая М.В. « Элективные курсы» « Экология» 9 класс, И. «Учитель», Волгоград, 2007г

                                                                                                                                5. Гаммерман А.Ф., Кадаев Г.Н., Яценко-Хмелевский А.А. Лекарственные растения. - М.: Высшая школа, 1983.

                                                                                                                                6. Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С. Дикорастущие полезные растения. - Изд. Московского университета, 1987.

                                                                                                                                7. Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Иллюстрированный определитель растений Средней России. Т.1. - М.: Товарищество научных изданий КМК.

                                                                                                                                8. Еленевский А.Г ,Гуленкова М.А. «Биология». Краткий курс Левитин М.Г., Левитина Т.П. Биология. Санкт- Петербург, 2001.

                                                                                                                                9. Мелехов И.С. Лесоводство, - М.: Изд. «Лесная промышленность», 1980.

                                                                                                                                10. Петров В.В. Жизнь леса и человек. - М.: Наука, 1985.

                                                                                                                                11. Пасечник В.В «Биология». Учебник для 6 кл

                                                                                                                                12. Тахтаджан А.А. «Жизнь растений». 3 том. Водоросли. Лишайники.

                                                                                                                                13. Журнал «Биология в школе» №7 2001, № 7 2002 г.

                                                                                                                                14.Журнал «Биология в школе» №1 2006 г, № 4 2006 г.

                                                                                                                                . 15. Методические рекомендации по расчету выбросов вредных веществ автомобильным транспортом. Л.: Гидрометеоиздат, 1985г

                                                                                                                                16.Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия livt.net/

                                                                                                                                1. Изучаем биологию learnbiology.narod.ru/


                                                                                                                                Литература для учащихся


                                                                                                                                1. Верзилин Н. По следам Робинзона. Л.: Детская литература, 1974.

                                                                                                                                2. Гарибова Л. Грибы-лекари //Приусадебное хо­зяйство, 1986. №6.

                                                                                                                                3. Домашняя медицинская энциклопедия /Под ред. В.И.Покровского. М.: Медицина, 1993.

                                                                                                                                4. Красная книга Костромской области. Т. Часть 1. Редкие и исчезающие растения и грибы. - Кострома: РГУП «ИПК «Кострома», 2001.

                                                                                                                                5. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству/Учебное пособие. М. «Просвещение»1978


                                                                                                                                © 2010-2022