Урок по ФГОС для 5 класса по теме «Среды жизни планеты Земля»

"Описание материала: "Тема раздела: Жизнь организмов на планете Земля."  "Тема урока: " Среды жизни планеты Земля. ""Тип урока: "Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний.   "Задачи: "  "Образовательные: Познакомить с понятием «Среда обитания». Раскрыть смысл приспособления животных к различным средам обитания. Научиться выделять главное из прочитанного. Способствовать развитию памяти, произвольному умению определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; учить формулировать вопросы к учебному тексту и составлять инструкцию к карточкам, содержащим дополнительную информацию по теме.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

технологическая карта урока

Урок 21

Ф. И. О. педагога: Федорочева Ирина Алексеевна
Предмет: биология 5классс
Класс: 5-й «Б»
Тема раздела: Жизнь организмов на планете Земля

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

Тип урока: Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний

Задачи Образовательные: Познакомить с понятием «Среда обитания». Раскрыть смысл приспособления животных к различным средам обитания. Научится выделять главное из прочитанного. Способствовать развитию грамотной биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и табличной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса

Цели: Формируем умение работать с рисунками учебника, формируем умение сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания.

Формируем умение объяснять взаимосвязи между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природ

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту учебника или справочной литературы

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УДД

  1. Организационный момент

Ребята, добрый день!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка - это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Личностные УУД

создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

  1. Актуализация знаний

Внимание! Внимание! Седьмого февраля стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.

Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство.
Корреспондент пришел в недоумение. Ребята, как вы думаете почему?

Ответы ребят.

Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля.

Коммуникативные

организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог

Познавательные УУД

-Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного с помощью учителя

Регулятивные УУД

-Высказывать своё предположение

-Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Предметные:

-повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания».



  1. Изучение нового материала.

Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать « средой обитания»?

- ответы ребят…

Cреда обитания - условия, окружающие организм

Ребята, открываем учебник на стр75,параграф 17, используем справочные карточки. Задания следующие:

1-й ряд. Работает с водной средой.

2-й ряд. Работает с наземно - воздушной.

3-й ряд. Работает с почвенной средой обитания



План

1. Назовите основные характеристики среды обитания?

2..Какими признаками обладают организмы населяющие среду?

3.Назовите основных представителей среды?

Обсуждение вопросов и заполнение таблицы:

Среда жизни

Особенности среды

Обитатели среды

Приспособленность обитателей к среде

Организменная

Водная

Наземно -воздушная

Почвенная

Сообщение ученика о влияние человека на среды жизни .

1-й ученик отрицательное влияние

2-й ученик положительное

Физминутка

Познавательные УУД

-Продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой.

-Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки, заполнять таблицы

Коммуникативные УУД

-Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

-Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

-Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

-Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

-Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

-Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  1. Закрепление

Задание 1. Прочитать текст и ответить на вопросы.

Текст .

Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха . Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.

Вопросы.

  1. О какой среде идёт речь?

  2. Назовите животных, живущих в этой среде.

Задание 2.

Текст.

Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.

Вопросы.

  1. Как называется эта среда обитания?

  2. Каких животных, живущих в этой среде вы знаете? Назовите их.

Задание 3. Посмотрите фрагмент сказки Бианки «Путешествие муравьишки» и

Запишите какие среды обитания освоили насекомые.

Регулятивные УУД

-Уметь корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения знаний.

Личностные УУД:

-понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

-быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

-не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи.

КоммуникативныеУУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Уметь сотрудничать со сверстниками



  1. Рефлексия учебной деятельности

Обсуждение и проверка заданий, ответ на вопрос: Почему корреспондент пришел в недоумение?

Помним, что улыбка это поцелуй души! Улыбнулись друг другу и похлопали!

Регулятивные УУД:

- осознание того, что уже усвоено

-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД:

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности.


  1. Инструкция по выполнению дом . задания

Я обнял глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

-Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!

Я обнял глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Напишите мне небольшое сочинение - рассуждение

1-й ряд. Как человек изменяет водную среду обитания,

2-й ряд. Как человек изменяет наземно - воздушную среду обитания,

3-й ряд. Как человек изменяет почвенную среду



© 2010-2022