Проблемный вопрос Самостоятельная работа на уроках биологии

Основных общеучебных умений и навыков на уроках  биологии  через самостоятельную  работу(проблемный вопрос)          Каждый учитель, начиная свою педагогическую деятельность, ставит перед собой цель: выпустить в жизнь активную творческую личность, способную к принятию самостоятельных решений, стоящую на позициях нравственности и гражданственности. Как достигнуть этой цели? Эта проблема в настоящее время интересует и учителей, и ученых, и родителей, и представителей общественности. Ведь от того,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемный вопрос Самостоятельная работа на уроках биологииСинявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

Приложение

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ

САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ



(проблемный вопрос)

«Единственный путь, ведущий к знанию,

- это деятельность»

Бернард Шоу



Каждый учитель, начиная свою педагогическую деятельность, ставит перед собой цель: выпустить в жизнь активную творческую личность, способную к принятию самостоятельных решений, стоящую на позициях нравственности и гражданственности. Как достигнуть этой цели? Эта проблема в настоящее время интересует и учителей, и ученых, и родителей, и представителей общественности. Ведь от того, каким будут наши сегодняшние ученики, зависит, как мы будем жить в XXI веке.

Мой путь решения этой проблемы - формирование основных общеучебных умений и навыков на уроках биологии через самостоятельную работу. Биология - естественная наука, и преподавание ее имеет целый ряд особенностей. Здесь много зависит от личности учителя, его увлеченности

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

предметом и умением работать с классом. В процессе обучения учитель должен сформировать у учащихся понимание непрерывности, закономерности и объективности эволюционного процесса.

Нельзя забывать, что преподавание биологии в школе ставит перед собой важные задачи - формирование мировоззрения, развитие коммуникативных умений учащихся, эстетического, нравственного воспитания, умение применять знания в жизни и добывать новые.

Решение всех этих задач требует выработки у школьников умений и навыков самостоятельной работы, так как именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности.

Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в познании. Недостаточность самостоятельности делает учащихся пассивными, тормозит развитие их мышления и в конечном итоге делает их неспособными к применению полученных знаний.

Ведущие ученые-психологи В.В.Давыдов, Г.С. Костюк, А.Н. Леоньтев и другие, обогатившие науку фундаментальными исследованиями, внесли значительный вклад в решение проблемы организации учебной деятельности школьников. Они утверждают: «Решающее звено процесса обучения - собственная деятельность учащихся, так как вне деятельности невозможно познание»

Самостоятельная работа - это дидактическое средство обучения, с помощью которого учитель организует деятельность учащихся как на уроке, так и при выполнении домашнего задания. При этом ученик вовлекается в разноуровневые процессы учебного познания, охватывающие весь спектр воспроизводящих и творческих действий. Деятельность ученика будет

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

самостоятельной, если он сам выделит ее цель, определит предмет, выберет средство.

Учитывая разноуровневую подготовку детей и используя личностно - ориентированный подход, я разработала диагностику уровня развития общеучебных умений и навыков (Рис.1, 1а), специальных умений, творческих возможностей. Через анкетирование, тестирование учащихся, учителей, родителей провела исследовательскую работу по составлению психолого-педагогической характеристики (Рис.2, 2а), выявила уровень воспитанности каждого ученика и на основе вышеперечисленного выработала требования к уровням самостоятельной работы. Трудно переоценить значение самостоятельной работы на любом уроке. На уроках биологии она имеет свои особенности и применяется на разных этапах: при закреплении, повторении, изучении нового материала. Как правило, начиная с первых уроков биологии в 6 классе, я стараюсь разделить детей на три по знаниям и умениям группы, которым даю посильные самостоятельные работы.

Одна из самых важных видов самостоятельной работы - это работа с текстом школьного учебника и словарями, дополнительной литературой. Эти умения и навыки приобретаются постепенно, на протяжении всех лет обучения в школе, а результаты определяются индивидуальными различиями в способностях и кругозоре ребенка, уровнем развития его мышления.

Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроке. При объяснении учебного материала учебник не следует закрывать, а, наоборот, нужно вместе с детьми внимательно читать о значении биологических объектов, выделять главную мысль параграфа, абзаца, по возможности конспектируя, составляя вопросный, тезисный или развернутый план ,

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

используя памятку. Также считаю целесообразно работать со схемами, иллюстрациями, публикуемыми в учебнике, а отдельные учебные тексты несложных параграфов, в которых даются значения, можно предложить для домашнего самостоятельного чтения. После прочтения текста и ответов на вопросы, организую заключительную беседу, где ставлю дополнительные вопросы и обобщаю изученное на соответствующем уроке с помощью учеников. На таком уроке можно предложить групповую работу, заполнение таблицы. Очень важно поощрять самостоятельные примеры, осмысленный пересказ текста, стремиться к тому, чтобы ученики пытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы.

Во всех классах для изучения новой темы даю задание приготовить сообщение о ученых, животных или растениях, доклады на научно-практическую конференцию учащихся.

Эта работа, во-первых, заставляет детей использовать дополнительную литературу и, во-вторых, это первый этап к развитию умения написания рефератов в старших классах.

Начиная с 6 класса, впервые ввожу таблицу. Например, при изучении темы «Ткани».Сначала в учебнике карандашом отмечаем общие и особенные черты всех видов тканей , а затем разносим их в таблицу. Эта первая работа имеет принципиальное значение, так как дети усваивают принцип, лежащий в основе самостоятельной работы: тщательный анализ, отбор фактов и лишь потом их фиксация. Такую же таблицу заполняем и в 7 классе при изучении зоологии тканей животных проводим аналогичную работу и обязательно вспоминаем ткани растений.

В 7 классе при изучении темы «Простейшие» предлагаю детям для домашней работы заполнить сравнительную таблицу: «Сходство и различие амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки»

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»


Амеба обыкновенная

Эвглена

зеленая

Инфузория

туфелька

Сходство

Различие

Табличное усвоение знаний способствует развитию логического мышления, умению отличать главный материал от второстепенного, развивает умение сравнивать, сопоставлять факты, работать самостоятельно с текстом учебника, запоминать понятия.

Для проверки знаний и умений я предлагаю, ребятам например, такие разноуровневые виды работ как:

проверочная работа по теме «Биология - наука о жизни» 9 класс:

1*. Что изучает биология и каково происхождение этой науки?

1**.Назовите явления или процессы, которые изучает биология.

1***. Почему общая биология играет объединяющую роль в системе знаний о живой природе?

2*. Какие биологические науки вам известны?

2**. Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?

2***.Почему селекция микроорганизмов невозможна без знания общебиологических знаний?

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

3*. В каких отраслях хозяйства необходимо использовать биологические знания?

3**. Какие процессы или явления живой природы произвели на вас наиболее сильное впечатление весной, летом, осенью или зимой? Какие биологические знания необходимы для выяснения причин данных явлений или процессов?

3***. Какое научное и практическое значение имеет изучение механизмов фотосинтеза?

(условные обозначения: * - задания первого уровня, **- второго уровня, ***-третьего уровня)

На каждом уроке я провожу «Словарную работу», которую стараюсь разнообразить. Например, даю такие задания, как:

а) Объясни значение слов самостоятельно или устно друг другу;

б) Найди ошибки в словах и объясни их правильное написание;

в) подбери к биологическому термину родственные слова, объясни их значение;

г) Вставь пропущенные буквы, объясни значение слов;

д) Почему эти слова написаны с заглавной буквы? Сгруппируйте их, объясните;

е) Подчеркни слова, относящиеся только к биологии.

ж) Биологическая зарядка (объясни слово).

з) Соотнесите открытия и имена;

и) Объясни, почему эти слова названы вместе;

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

к) Составьте предложение из данных слов;

л) «Четвертое лишнее». Найди это слово, объясни.

м) Биологический диктант. Учитель читает вопрос, дети пишут ответ, взаимопроверка.

н) «Биологическая перестрелка» - назвать слова, относящиеся только, например, к семейству крестоцветные, семейству карпообразные и т.д.;

о) Соотнеси правильно. Соединить стрелками дату, событие и имя.



Словарная работа способствует формированию общеучебных умений и навыков, расширяет кругозор детей, развивает речь, обогащает их словарный запас.

Следующий вид самостоятельной работы, который провожу я - это тестирование.

Тестирование возможно использовать на разных этапах обучения: от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний, а также возможно использование тестов во всех формах учебной работы: фронтальной, групповой, индивидуальной - в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Я ввожу тесты на первом этапе обучения в 6 классе. Как правило, это короткие тесты, состоящие из одного - пяти вопросов с тремя - четырьмя ответами, потом увеличиваю количество вопросов и усложняю их. Стараюсь при составлении тестов учитывать личностно - ориентированный подход.

К тестам можно отнести альтернативные знания, которые обычно содержат некие утверждения, которые ученик должен оценить как истинные и ложные, используя слова «да» и «нет». Такие тесты позволяют самым

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

кратким путем выявить знания школьников конкретного вопроса, понимание учебного материала.

В заданиях на исключение лишнего школьник должен найти общие закономерности между элементами списка и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии. Аналитическая деятельность лежит в основе всех видов данного текста, которые отличаются друг от друга лишь заключительным действием.

Исключение лишнего:

1. глотка, пищевод, желудок, поджелудочная железа, тонкий кишечник.

2. клубень, корневище, корнеплод, луковица.

С помощью таких тестов можно проверить усвоение знаний, проводить систематизацию и обобщение учебного материала.

В заданиях с ограничениями на ответы предполагается только один возможный ответ, обусловленный жесткой формулировкой условия. Например, допишите предложения:

1. Через корень растение получает из почвы воду и …

2. Все корни растения составляет его...

3. В корневой системе одуванчика хорошо выражен ...

4. Корневая система одуванчика называется...

Этот вид теста эффективен в качестве контрольно-проверочного задания по уроку, в рамках тематического блока и после изучения разделов и курсов, поскольку в нем можно выявить усвоение школьниками всех структурных компонентов учебного содержания.

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

Я использую тесты из рабочих тетрадей по биологии, из методических пособий «Контрольные и проверочные работы по биологии», «Контрольно измерительные материалы по биологии», многие тесты составляю сама, но и к этой работе привлекаю детей.

Очень сложно ребятам составлять тест, но такая творческая работа им нравится, так же, как и нравится составлять или разгадывать кроссворды, ребусы. Кроссворды являются не только игрой для детей, но это и великолепная тренировка, и проверка знаний учащихся. Работу с кроссвордами использую как для поурочного закрепления, так и для обобщающего повторения разделов и тем. Кроме того, я использую их не только на уроке, но и в качестве домашнего задания, по желанию учащихся, что является стимулированием совместной творческой деятельности учащихся и их родителей, изучению дополнительной литературы по предмету.

Еще в качестве творческой работы по формированию учебных умений и навыков я часто использую дидактическую игру с раздаточным иллюстрированным материалом. В 6 классе при повторении или проверке домашнего задания дети любят выступать в роли учителя и использовать яркие иллюстрации, которые я использую в качестве закрепления материала. Эту работу провожу как индивидуально, так и в группах. В ходе ее учащиеся учатся работать в коллективе, развивается чувство взаимоподдержки, взаимовыручки.

Поскольку задания имеют различную степень сложности, пособие я использую дифференцированно, применяю к разному уровню подготовленности отдельных учеников.

Карточки, по желанию детей, рекомендую и при выполнении домашнего задания.

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

При изучении тем использую такой вид работы как описание натурального объекта в ботанике и зоологии. Эта работа способствует развитию устной и письменной речи детей.

Также при формировании умений предлагаю различные карточки, на которых учитываю индивидуальные способности учащихся. Они содержат задания различной сложности, отвечая необходимым стандартам. При составлении заданий такого рода учитывается принцип от простого к сложному.

К самостоятельной работе я отношу и рисунок. В конце почти каждого урока в 6 классе, но реже в 7 классе я отвожу 5-7 минут для рисунка по теме. Сюжет учащиеся выбирают сами, рисунок обязательно подписывают. Рисунок - это своеобразный «стоп-кадр». Внимание детей фиксируется на самом интересном. В старших классах вместо рисунка я стала применять на уроке опорные конспекты. Опыт, конечно, небольшой, но очень интересен. Опорный конспект даю обычно при изучении новой темы. Простые опорные конспекты на первых уроках рисовала на доске, при этом объясняла новый материал., например, при изучении темы «Семейство крестоцветные» опорн ый конспект выглядел таким образом: Проблемный вопрос Самостоятельная работа на уроках биологии



Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

А более сложные опорные конспекты готовлю заранее, на ватмане. Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно, стоит за тем или иным элементом опорного конспекта.

Ученики легко и цельно запоминают материал объемной темы, которая включает в себя несколько параграфов учебника. Особо хочу выделить значение опорных конспектов для учащихся требующих педагогической поддержки. Запомнить определенный факт, событие, понятие для них сложно, не говоря о цельной цепочке темы. Такие ученики теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют минимальный интерес к учебе. Опорный конспект становится опорой для него. И самостоятельно позволяет без подсказки учителя при повторении или обобщении материала вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты, конечно, это очень трудный процесс, но мы пробуем и потом такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя.

Использую в своей работе такой прем как узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой. После изучения темы «Ткани» ребята определяют вид предложенной ткани, после изучения темы «Простейшие» предложенного простейшего. Можно усложнить задание и попросить ученика объяснить почему он так решил.

Высшим проявлением "творческого поиска" и самостоятельности ученика я считаю являются лабораторные и практические работы. Развитие самостоятельности идет постепенно. Например, в начале курса ботаники лабораторные работы проводятся фронтально и по моей команде. В конце же курса ботаники и в последующих курсах биологии (зоологии,

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

физиологии, общей биологии) учащиеся работают все с большей степенью самостоятельности (группами, парами, индивидуально) с разными вариантами и не по команде, а по книге, инструкции на доске, листке, тетради. При подготовке к ЕГЭ в процессе изучения биологии большую роль играет работа с дополнительными источниками. Педагогическое воздействие дополнительных источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.

Дополнение рассказа учителя ярким фактами «Это интересно» повышает интерес учащихся, конкретизирует, обогащает их представления о биологических объектах.

В еще большей степени активизируется познавательная деятельность школьников, когда учитель организует на уроке изучение разных видов источников, привлекая класс к разбору их содержания путем постановки вопросов в ходе беседы или предлагая учащимся задания для самостоятельной работы (с устным или письменным ответом).

Работа с дополнительными источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию. Самостоятельный анализ дополнительных источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской работы.

Познавательная деятельность при изучении дополнительных источников предполагает наличие у учащихся определенной совокупности фактических и теоретических знаний, которые позволяют выявлять сущность новых объектов, явлений и оценивать их.

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

Ведущим приемом познавательной деятельности являются «вчитывание, вдумывание, вчувствование» в содержание материала в целях выделения и использования имеющейся в нем информации. Только в этом случае школьники перестают быть пассивными потребителями готовых знаний и становятся их искателями и открывателями.

На повышение результативности влияет применение различных форм самостоятельных работ, а на формирование творческих способностей учащихся такие факторы как:

  • Уверенность каждого в себе

  • Возможность проявить себя, самостоятельно действовать, оценить себя и товарищей.

Особенность самостоятельной работы на уроке в том, что она ставит школьников перед необходимостью поиска новых факторов их объяснения, использования различных источников информации, то есть получение знаний и умений самостоятельно.

Сама работа требует умственного напряжения, а это важно, так как это развивает творческую активность деятельности учащихся. Атмосфера увлеченности, ощущение посильности задачи, дает чувство возможности у ребят преодолеть стеснительность, чувствовать себя уверенно, что благотворно сказывается на результате обучения.

Данный опыт работы может быть использован для развития познавательного интереса, творческих способностей учащихся, как одна из форм контроля знаний на уроке.

Самостоятельная работа способствует формированию умений учиться без посторонней помощи. Приобретенное умение самостоятельно учиться несет в себе возможность в любой момент увеличить запас знаний.



Рисунок . Мониторинг общеобразовательных умений и навыков



Рисунок1. Мониторинг общеобразовательных умений и навыков учащегося Эдингофера Андрея

Психолого-педагогическая характеристика учащегося Эдингофера АндреяПроблемный вопрос Самостоятельная работа на уроках биологии

Рисунок 2. Психолого-педагогическая характеристика учащегося Эдингофера Андрея

Качество знаний учащегося Эдингофера АндреяПроблемный вопрос Самостоятельная работа на уроках биологии

Рисунок 2а. Качество знаний учащегося Эдингофера Андрея

© 2010-2022