Рабочая программа по биологии 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Биология. Живой организм. (6 класс)


Пояснительная записка

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010г.




Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ. В инвариантной части учебного плана на учебный предмет федерального значения «Биология» в 6 классе выделено 1 час в неделю, 1 час выделен за счёт регионального компонента. Данный курс рассчитан на 70 часов в год: 2 часа в неделю. По программе предусмотрено проведение лабораторных - 12 и практических работ - 4, контрольных работ в виде теста - 3.


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования от 05.03.2004 № 1089;

  • Федеральный базисный учебный план;

  • Образовательная программа образовательного учреждения

  • Календарный учебный график образовательного учреждения

  • Учебный план образовательного учреждения

  • Примерная программа основного общего образования по биологии для базового уровня (Письмо Мо и нРФ от 07.07.2005г № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

  • Авторская программа основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» Н.И Сонина /Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы./ сост. И.Б Морзунова. - М.: Дрофа, 2010.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе, утвержденного приказом № 253 Мо и нРФ от 31.03. 2014 г.

Содержание тем учебного курса

Раздел 1 . Строение и свойства живых организмов (24 часа)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (2 часа)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2. Химический состав клеток (2 часа)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа 1.Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы-неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа 2.Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4. Деление клетки (2 часа)

Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные работы. 3. Ткани растительных организмов.

4. Ткани животных организмов.

Тема 1.6. Органы и системы органов (10 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные работы

5.Микроскопическое строение корня. 6. Строение побега. 7. Строение цветка.

8. Строение семян. 9. Распознавание органов у животных.

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (2 часа)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (36 часов+2ч. из резерва)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (7 часов)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание (3 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа 1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4. Выделение (4 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Тема 2.5. Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа 10. Разнообразие опорных систем животных.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков,

коллекций насекомых.

Тема 2.6. Движение (3 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторные работы 11.Движение инфузории туфельки.

Практическая работа. 2.Наблюдение за движением дождевого червя.

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8. Размножение (4 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа 3. Вегетативное размножение комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений;

разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9. Рост и развитие (4 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа 12. Прямое и непрямое развитие насекомых.

Практическая работа 4. Определение всхожести семян.

Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

Раздел 3. Организм и среда (10 часов)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (3 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Тема 3.2. Природные сообщества (7 часов)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Перечень педагогических технологии при преподавании предмета

Личностно-ориентированная, информационно - коммуникационная, здоровьесбрегающая, технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология развивающего обучения.

Результаты освоения учебного предмета

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику "Уметь" входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Требования к уровню подготовки выпускников по данной программе

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Требования к результатам усвоения учебного материала

по биологии. 6 класс

Учащиеся должны знать:

- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

особенности строения ядерных и безъядерных клеток; важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

- типы деления клеток, их роль в организме;

- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать органоиды клетки;

- узнавать основные формы цветкового растения;

- распознавать органы и системы органов изученных организмов;

- составлять простейшие цепи питания;

- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.

Критерии и нормы оценки результатов обучающихся

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «3»;

• три ошибки - оценка «2».


Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы( в форме теста)

1.

Строение и свойства живых организмов.

22+2

9

0

1

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

2


Тема 1.2. Химический состав клеток

2

1

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

2

1

Тема 1.4. Деление клетки

2


Тема 1.5. Ткани растений и животных

2

2

Тема 1.6. Органы и системы органов

10

5

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы

2

2.

Жизнедеятельность организмов.

37+2

3

4

1

Тема 2.1. Питание и пищеварение

7


Тема 2.2. Дыхание

4


Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

4

1

Тема 2.4. Выделение

4


Тема 2.5. Опорные системы

2

1

Тема 2.6. Движение

3

1

1

Тема 2.7. Регуляция процессов жизне деятельности

5


Тема 2.8. Размножение

4

1

Тема 2.9. Рост и развитие

4

1

1

3.

Организм и среда. Природные сообщества

6+1

1

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

3


Тема 3.2. Природные сообщества

3


Итого:

70

12

4

3






Распределение часов по четвертям



Четверть


Количество часов

Количество часов и причины опережения или отставания


по программе


по КТП


факт

I


18


18




II


14


14



III


20


20



IV


18


18



Год


70


70







Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование темы, урока

Дата

Планируемые результаты обучения

Вид (форма) контроля


Домашнее задание

план

факт

РАЗДЕЛ 1 . Строение и свойства живых организмов (24 часа)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (2 часа)

1.

1.Вводный инструктаж по ТБ.

Многообразие живых организмов, их основные свойства.

1.09- 5.09

Называть свойства живых организмов, их значение.

Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о признаках

Называть царства живой природы

Беседа.

Стр.3 - 4

2.

2.Основные свойства живых организмов

1.09- 5.09

Знать основные свойства живых организмов

Уметь работать с учебником, давать характеристику свойствам живых организмов

Фронтальный

опрос

Стр. 6 - 7

Тема 1.2. Химический состав клеток (2 часа)

3.

1. Содержание химических элементов в клетке.

07.09-12.09

Различать неорганические и органические вещества клетки.

Называть неорганические и органические вещества клетки, их роль в роль в жизнедеятельности клетки.

Сам. раб в р/т

Стр. 8

Р/т 6

4.

2. Органические вещества клетки. Л. р. №1. Определение состава семян пшеницы. Инструктаж по ТБ.

07.09-12.09

Фронтальный

опрос Письменный отчет о проделанной работе.

Стр. 9, Р/т 7

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2 часа)

5.

Клетка - элементарная частица живого.

Л. р. №2. Строение клеток живых организмов. Инструктаж по ТБ.

14.09-19.09

Выделять существенные признаки строения и существенные жизнедеятельности растительной клетки.

Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Называть представителей ядерных и доядерных живых организмов.

*Доказывать, что клетка - элементарная частица живого

Уметь работать с микроскопом, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов

Фронтальный

опрос Письменный отчет о проделанной работе.

§1, воп. 1-9

р/т 1 с.4

6.

Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов.

14.09-19.09

Знать отличия растительной клетки от животной клетки

Уметь работать с микроскопом, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

Фронтальный опрос

§1, воп. 10-14

р/т 3 с.5

Тема 1.4. Деление клетки (2 часа)

7.

Деление клетки.

Митоз.

21.09- 26.09

Знать, способы деления ядра - митоз и мейоз, последователь ность их стадий

Уметь давать определения: митоз, мейоз, хромосома, и т.д.

Индивидуальный опрос

Сам. раб. в р/т

§2, воп.1 -6

р/т 12,13 с.12

8.

Мейоз и его биологическое значение

21.09- 26.09

Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом.

Распознавать и описывать стадии деления клетки

*Сравнивать два типа деления клеток - митоз и мейоз между собой

Фронтальный опрос

§2, воп. 7 -10

р/т 15 с. 13

Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 часа)

9.


Особенности строения тканей растений.

Л. р. № 3. Ткани растительных организмов. Инструктаж по ТБ.

28.09- 03.10

Давать определение понятию ткань.

Называть типы и функции тканей растений.

Различать типы и функции тканей растений.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе.

§3, воп. 1 -7

р/т 18 с.15

10.


Ткани животных.

Л. р. № 4

Ткани животных организмов. Инструктаж по ТБ.

28.09- 03.10

Давать определение понятию ткань.

Различать типы и функции тканей животных.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения.

Давать определение понятию ткань.

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе.

§3, воп. 8 -16

р/т 18 с.15

Тема 1.6. Органы и системы органов (10 часов)

11.

Органы цветковых растений. Корень.

05.10-

10.10

Давать определение понятиям - ткань, орган.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения, типы корневых систем.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы.

Изучать биологические объекты - органы цветковых растений.

Находить в тексте учебника и др. источниках информацию об органах цветковых растений.

Фронтальный опрос

Сам.р. в р/т

§4, воп. 1 -2

р/т 23-24

12.

Клеточное строение корня.

Л. р. № 5. Микроскопическое строение корня. Инструктаж по ТБ.

05.10-

10.10

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе.

§4, воп. 3-6

р/т 26

13.

Побег. Почка - зачаточный побег.

Л. р. № 6.

Строение побега. Инструктаж по ТБ.

12.10-17.10

Давать определение понятиям -побег, вегетативные органы.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения .

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части.

Изучать биологические объекты - органы цветковых растений.

Находить в тексте учебника и др. источниках информацию об органах цветковых растений.

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе.

§4, воп. 2

р/т 32

14.

Стебель, особенности строения и значение.

12.10-17.10

Фронтальный опрос

Сам.р. в р/т

Стр. 28-29, воп. 8

р/т 30

15.

Лист, его строение и функции

19.10-

24.10

Фронтальный опрос

Сам.р. в р/т

Стр. 30-31, воп. 7

р/т 35,36

16.

Цветок - орган семенного размножения.

Л. р. № 7.

Строение цветка. Инструктаж по ТБ.

19.10-

24.10

Давать определение понятиям -репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Описывать многообразие соцветий.

Приводить примеры многообразия плодов.

Характеризовать строение цветка как органа цветкового растения.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.

Изучать биологические объекты - органы цветковых растений.

Находить в тексте учебника и др. источниках информацию об органах цветковых растений.

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе.

Стр.32-33, воп. 9-13.

р/т 37, 40

17.

Плоды. Значение и разнообразие.

26.10-31.10

Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.

Называть:

Роль семян и плодов в жизни растения.

Условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян

Способы распространения семян.

Фронтальный опрос

Стр. 34-35, воп. 14-15

р/т 43

18.

Строение семян, их функции.

Л. р. № 8

Строение семян. Инструктаж по ТБ.

26.10-31.10

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе.

Стр. 36

р/т 44, 45

19.

Органы и системы органов животных.

09.11-14.11

Давать определения понятиям - ткань, орган, система органов.

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать, что организм - единое целое.

Находить в тексте и других источниках информацию об органах и системах органов животных

Фронтальный опрос

Сам.р. в р/т

§5, воп. 1-3

р/т 48

20.

Л. р. № 9

Распознавание органов у животных Инструктаж по ТБ.

09.11-14.11

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе.

§5, воп. 4-7

р/т 49,50

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (2 часа)

21.

Организм растения - единое целое.

16.11-21.11

Знать, что работа всех органов и систем органов в живом организме взаимосвязана

Уметь характеризовать взаимосвязь организма и окружающей среды

Фронтальный опрос

§ 6, р/т 51-52

22.

Живые организмы и окружающая среда.

16.11-21.11

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

§ 6, тест с. 35

23.

Повторение и обобщение по теме: «Строение и свойства живых организмов»

23.11-28.11

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов.

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

Фронтальный опрос

Сам. зад. в р/т

§§1-6,

стр. 46( повторить понятия)

24.

Проверочная работа по теме «Строение и свойства живых организмов»

23.11-28.11

Называть особенности строения растительного и животного организма.

Проверочная работа

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (39 часов)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (7 часов)

25.

1.Сущность понятия «питание». Типы питания.

30.11-05.12

Выделять существенные признаки биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ).

Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов, делать выводы на основе сравнения.

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

Давать определения понятиям - питание, почвенное питание, фотосинтез.

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.

Характеризовать роль корн в почвенном питании растений.

Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о почвенном питании растений.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними.

Давать определение фотосинтез.

Описывать сущность воздушного питания растений - фотосинтеза.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Фронтальный опрос

§7, воп. 1

26.

2. Почвенное питание растений.

30.11-05.12

Фронтальный опрос

Стр. 48-49

Воп. 5

27.

3.Воздушное питание растений.

07.12-12.12

Фронтальный опрос

Сам. зад. в р/т

§7, воп. 6

28

4.Особенности питания животных.

07.12-12.12

Давать определения понятиям -питание.

Описывать сущность биологических процессов: питания животных.

Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Приводить примеры животных травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов.

Находить в тексте учебника и др. источниках значение биологических терминов симбионты, паразиты.

Фронтальный опрос

Стр. 50-51,

воп. 4-6

29.

5.Травоядные животные, хищники, симбионты и паразиты

14.12-19.12

Фронтальный опрос

Стр. 52, воп. 7

Стр. 53-55, воп. 8-9

30.

6. Пищеварение и его значение.

14.12-19.12

Уметь давать хар-ку основным типам питания

Уметь описывать значение ферментов

Фронтальный опрос

Сам. зад. в р/т

Стр. 56-57, воп. 2

31.

7. Пищеварительные ферменты и их значение.

21.12-26.12

Стр. 57

Тема 2.2. Дыхание (4 часа)

32.

1.Значение дыхания. Типы дыхания.

21.12-26.12

Давать определения понятиям - дыхание.

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Характеризовать особенности дыхания растений, роль органов растений в процессе дыхания.

Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о дыхании растений.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними.

Называть органы дыхания различных животных (трахеи, легкие, жабры)

Фронтальный опрос

§8, стр. 59

33.

2.Дыхание растений.

Повторный инструктаж по ТБ.

11.01-16.01

Фронтальный опрос

§8, стр. 62

34.

3.Дыхание животных.

11.01-16.01

Фронтальный опрос

§8, стр. 61

35.

4.Обобщение знаний по темам «Питание и пищеварение. Дыхание».

18.01-23.01

Знать, что такое питание и пищеварение, сущность этих процессов.

Уметь давать хар-ку основным типам питания

Знать, что такое дыхание, сущность этого процесса, способы дыхания растений и животных

Тест.

§§8,9; повторить.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4 часа)

36.

1.Пр. р. №1

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Инструктаж по ТБ.

18.01-23.01

Описывать сущность переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними

Письменный отчет по работе Фронтальный опрос

§ 9, стр. 64-65,

воп. 1

37.

2.Передвижение органических веществ в растении.

25.01-30.01

Фронтальный опрос

§ 9,стр. 64-65;

воп. 5-7

38.

3.Перенос веществ в организме беспозвоночных животных.

25.01-30.01

Описывать сущность переноса веществ в организме животного, его значение.

Называть органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, таблицах; Функции органов кровеносной системы; Состав крови, её функции; Типы кровеносных систем.

Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем.

Характеризовать особенности транспорта веществ у животных.

Сам. зад. в р/т

§ 9, стр. 66

39.

4.Перенос веществ в организме позвоночных животных.

01.02-06.02

Фронтальный опрос

§9, стр. 66-68,

воп. 2-8

Тема 2.4. Выделение (4 часа)

40.

1. Выделение у растений.

01.02-06.02

Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.

Называть органы выделения у растений и животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о выделении у растений и животных.

Фронтальный опрос

§ 10, стр. 74-75

41.

2. Выделение у животных.

08.02-13.02

Называть органы, участвующие в процессе выделения у различных животных

Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.

Фронтальный опрос

§10, стр. 70-73,

Воп. 1-4

42.

3. Обмен веществ и энергии у растений.

08.02-13.02

Давать определение понятию обмен веществ.

Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение.

Называть органы участвующие в обмене веществ у растений

Характеризовать особенности обмена веществ у растений и разных животных.

Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

Фронтальный опрос

Сам. зад. в р/т

§ 11, стр. 77-78

Воп. 1-3

43.

4.Обмен веществ и энергии у животных.

15.02-20.02

.

Описывать сущность процесса веществ у животных, его значение.

Называть органы, участвующие в обмене веществ у животных.

Характеризовать особенности обмена веществ у животных.

Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения

Сам. зад. в р/т

Фронтальный опрос

§ 11, стр. 79 - 81

Воп. 4-8

Тема 2.5. Опорные системы (2 часа)

44.

1.Опорные системы и их значение в жизни организмов.

15.02-20.02

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках.

Называть: значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с разными типами скелетов.

Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета.

Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.

Фронтальный опрос

§ 12, стр. 83,86

Воп. 1-5

45.

2.Опорные системы позвоночных животных.

Л. р. №10

Разнообразие опорных систем животных. Инструктаж по ТБ.

22.02-27.02

Знать, что такое скелет, виды скелетов (наружный и внутренний), способы соединения костей между собой, способы передвижения одноклет. и многоклет. животных

Называть функции скелета, давать характеристику типам соединения костей

Письменный отчет по работе Фронтальный опрос

§12, воп. 6-10

Тема 2.6. Движение (3 часа)

46.

1.Движение.

Л. р. № 11 Движение инфузории туфельки. Инструктаж по ТБ.

22.02-27.02

Называть: Роль движения в жизни растений и животных;

Способы передвижения животных.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

Наблюдать за поведением животных.

Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) органы движения животных.

Сравнивать движение растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

Письменный отчет по работе Фронтальный опрос

§13, воп. 1-2

47.

2.Движение многоклеточных животных в водной среде.

29.02-05.03

Называть способы передвижения животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

Фронтальный опрос

§13, воп. 3-7

48.

3.Передвижение позвоночных животных. Пр. р. №2 Наблюдение за движением дождевого червя. Инструктаж по ТБ.

29.02-05.03

Называть способы передвижения животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

Письменный отчет по работе Фронтальный опрос

§12, воп. 8-14

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)

49.

1.Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

07.03-12.03

Давать определения понятиям раздражимость, рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) основные отделы и органы нервной системы.

Называть:

Системы обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных;

Значение нервной системы;

Принцип работы нервной системы;

Типы нервных систему животных.

Приводить примеры животных с разными типами нервных систем.

Находить в разных источниках информацию о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.

Фронтальный опрос

§14, стр. 102-103

50.

2.Основные типы нервных систем.

07.03-12.03

51.

3.Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных.

14.03-19.03

Давать определение понятиям: раздражимость, рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы.

Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных.

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы.

Фронтальный опрос

Сам. зад. в р/т

§14, стр.100

52.

4.Эндокринная система позвоночных животных.

14.03-19.03

Называть:

Системы обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных.

Роль эндокринных желёз в регуляции процессов жизнедеятельности у позвоночных животных. Наблюдать за поведением животных.

Фронтальный опрос

§14, стр. 107

53.

5.Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. Ростовые вещества растений.

30.03-02.04

Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений.

Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Фронтальный опрос

Тест

§14, стр. 108

Тема 2.8 Размножение (4 часа)

54.

1.Размножение, его виды. Бесполое размножение.

04.04-09.04

Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы.

Называть Значение размножения, Виды размножения,

Формы бесполого размножения у растений и животных. Органы вегетативного размножения растений,

Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение.

Описывать сущность бесполого размножения растений.

Уметь давать характеристику основным типам размножения растений и животных

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними.

Фронтальный опрос

§15, воп. 1-3

55.

2.Пр. р. № 3

Вегетативное размножение комнатных растений. Инструктаж по ТБ.

04.04-09.04

Называть органы вегетативного размножения растений.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Письменный отчет по работе. Фронтальный опрос

§15, воп. 4-10

56.

3.Половое размножение животных.

11.04-16.04

Давать определение понятиям размножение, гамета, зигота, оплодотворение.

Называть:

Значение полового размножения,

Органы полового животных (узнавать их на рисунках и таблицах). Женские и мужские половые клетки.

Объяснять преимущества полового размножения над бесполым.

Фронтальный опрос

§16, воп. 1-12

57.

4.Половое размножение растений.

11.04-16.04

Давать определение понятиям размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение.

Называть:

Значение полового размножения,

Органы полового растений (узнавать их на рисунках и таблицах).

Женские и мужские половые клетки.

Описывать строение цветка, как органа полового размножения у растений (двойного оплодотворения).

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними.

Фронтальный опрос

§17, воп. 1-8

Тема 2.9. Рост и развитие (4 часа)

58.

1.Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян.

18.04-23.04

Выделять существенные признаки биологических процессов: роста, развития, размножения.

Сравнивать бесполое и половое размножение, рост и развитие организмов.

Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов..

Давать определение понятиям индивидуальное развитие.

Объяснять преимущества полового размножения над бесполым

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними.

Фронтальный опрос

§18, воп. 1-6

59.

2.Особенности индивидуального развития цветкового растения. Пр. р. №4

Определение всхожести семян. Инструктаж по ТБ.

18.04-

23.04

Называть условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Использовать полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе

§18, воп. 7-14

60.

3.Особенности развития животных организмов.

25.04-29.04

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

Называть этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных.

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Наблюдать за ростом и развитием животных.

Фронтальный опрос

§19, воп. 1-8

61.

4.Постэмбриональное развитие животных.

Л. р. № 12

Прямое и непрямое развитие насекомых. Инструктаж по ТБ.

25.04-29.04

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе

§19, воп. 1-8

62.

5.Повторение и обобщение по теме «Жизнедеятельность организмов».

02.05-07.05

Знать основные процессы жизнедеятельности живых организмов

Уметь характеризовать процессы и разницу их протекания у растений и животных

Фронтальный опрос

§§17-19,20, повторить

63.

6.Проверочная работа по теме «Жизнедеятельность организмов»

02.05-07.05

Называть особенности жизнедеятельности растительного и животного организма.

Сравнивать строение и жизнедеятельность растительного и животного организма и делать выводы на основе строения.

Проверочная работа

Раздел 3. Организм и среда - 7 часов.

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды - 3 часа.

64.

Среда обитания организмов.

10.05-14.05

Давать определения понятиям среда обитания, экология, экологические факторы.

Называть виды экологических факторов, типы взаимоотношения организмов.

Приводить примеры: факторов неживой природы, их влияния на живые организмы; взаимосвязей живых организмов;приспособлений организмов к действию экологических факторов.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Сам. зад. в р/т

§21

65.

Экологические факторы.

10.05-14.05

Называть виды экологических факторов.

Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов.

Фронтальный опрос

Заполнение таблицы

§21, воп. 1-8

66.

Взаимосвязи живых организмов.

16.05-21.05

Называть типы взаимоотношений организмов.

Приводить примеры взаимосвязей живых организмов.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Фронтальный опрос

§22


Тема 3.2. Природные сообщества - 3 часа.

67.

Природные сообщества. Цепи питания.

16.05-21.05

Давать определение понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания.

Называть три группы организмов в экосистеме.

Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Фронтальный опрос

§23, воп. 1-8

68.

Последствия деятельности человека в экосистемах

23.05-28.05

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы в экосистемах. Проводить самостоятельный поиск информации в разных источниках о состоянии природных сообществ.

Сам. зад. в р/т

Фронтальный опрос

§23

69.

Система охраны природы. Охраняемые территории ХМАО

23.05-28.05

Называть особо охраняемые территории ХМАО; распознавать и описывать наиболее распространенные растения и животных, опасные для человека растения и животные; Знать структуру Красной книги; охраняемые группы организмов ХМАО;

Фронтальный опрос

§24 Сообщения

70.

Повторительно-обобщающий по теме Организм и среда. Природные сообщества.

30.05-04.06

Называть особенности строения растительного и животного организма.

Называть особенности жизнедеятельности растительного и животного организма.

Сравнивать строение и жизнедеятельность растительного и животного организма и делать выводы на основе строения.

Фронтальный опрос

Тест

§21-24


Учебно-методическое обеспечение

Класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

6 класс

Сонин Н.И. Биология Живой организм. 6класс.:Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010 .

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс /Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы./ сост. И.Б Морзунова. - М.: Дрофа, 2010.

Семенцова В.Н. Биология: Живой организм. 6 кл.: тетрадь для оценки качества знаний по биологии: к учеб. Н.И. Сонина « Био-логия. Живой организм» В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов. 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.


Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 кл. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012 г.

Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина/ М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2012 г.

Багорский С.В. «Биология: Живой организм.6 класс: тестовые задания/ С.В.Багорский , Л.И. Рубачева, Л.И. Шурхал- М.: Дрофа, 2011 .


Акперова И.А. Биология Живой организм. 6класс.Тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений к учебнику Н.И. Сонина/ И.А. Акперова, В.Н. Сысолятина, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2010 .

Алексеева Е.В. и др. Биология. Живой организм. Опорные конспекты. 6 класс. - М.: Классикс Стиль, 2006.


Биология: Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 6 класс / Ред.-сосот. Н.И. Сонин. - М.: Аркти, 2005.




Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Живой организм. 6 кл. Рабочая тетрадь учителя. - М.: Дрофа, 2007 г.



Учебно- техническое обеспечение

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1.

Учебно- лабораторное оборудование и приборы

Весы с разновесами

Лупа

Микроскоп учеб

Спиртовка лабораторная

Термометр лабораторный

Капельница с пипеткой

Ложка для сжигания вещества

Мензурка 50 мл

Палочка стеклянная

Пробирка стеклянная

Стекло покровное 18/18

Стекло предметное

Фильтровальная бумага

Цилиндр мерный с носиком

Чашка Петри 100

Штатив для пробирок

Штатив универсальный

· Модели

«Модель цветка капусты»

«Модель цветка яблони»

«Цветка картофеля»

«Цветка тюльпана»

«Цветка гороха»

«Цветки пшеницы»

«Структуры ДНК»

«Почка разрез»

«Модель глазного яблока»

«Цветка подсолнечника»

«Модель цветка василька»

«Модель сердца»

·

Коллекции

Классификация животных и растений

Насекомые вредители

Хлопок и продукты переработки.

Семена, плоды.

· Гербарии

Культурных растений

По морфологии растений

Основные группы растений

Дикорастущих растений

Лекарственных растений

Сельскохозяйственных растений

· Набор микропрепаратов

По ботанике 6 класс

· Муляжи

Дикая форма и культурные сорта яблок

Дикая форма и культурные сорта томатов

Плодовые тела шляпочных грибов

Грибы

Овощи

Фрукты

2.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Печатные пособия:

Таблицы по биологии для 6 классов.

Растения, грибы, лишайники.

Вещества растений. Клеточное строения.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

Растение живой организм.

Растение и окружающая среда.

Портреты ученых биологов.

Технические средства обучения:

· Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

· Персональный компьютер - рабочее место учителя

- Интерактивная доска

· Проектор

· Телевизор

- Мобильный компьютерный класс ( ноутбуки -15 шт.)

Тестовая система ….

3.

Цифровые образовательные ресурсы

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

2. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, Дрофа «Физикон», 2006

3. CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии.

Интернет-ресурсы

drofa.ru/catnews/dl/main/biology; drofa.ru/cat/product377.htm;

drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programms

school-collection.edu.ru

bio.nature.ru - научные новости биологии

km.ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



© 2010-2022