Игра Мы - Робинзоны или Последний герой

Интегрированная игра - путешествие по биологии и ОБЖ, которая может быть проведена для учащихся с 5 по 7 классы по усмотрению учителя. Игра проводится в форме соревнования трех команд, в шесть этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Смотри вокруг», «Зрелища». Цели: создать условия для практического применения знаний и умений; расширение кругозора учащихся; привитие любви к родному краю; борьба с «лесными страхами».
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «МЫ - РОБИНЗОНЫ или ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ»

Цель: -создать условия для практического примене­ния знаний и умений учащихся.

- расширение кругозора учащихся;

- привитие любви к родному краю; борьба с «лесными страхами».

Игра в форме соревнования трех команд 5-7 классов в шесть этапов:

«Вода», «Жили­ще», «Пища», «Болезни», «Смотри вокруг», «Зрелища». После успешного выполнения каждого задания команды полу­чают жетоны («солнышки»).

Оборудование (по количеству ко­манд): карточки к играм «Водоемы», рисунки «Биологические показатели чистоты водоема»; камни, песок, ракушки, ткань, водоросли, листья растений, сосуды с неочищенной водой, сосуды для очищенной воды; план острова; листы чистой бумаги; фломастеры; ветки, листва, трава, мох для костра; карта-схема «Типы ко­стров»; коробочки с различными запахами; гербарий растений; жетоны «сол­нышки».

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в путешествие по реке. Да­вайте представим себе, что судно, на кото­ром вы плыли, потерпело крушение. Те, кто спасся, добрались до необитаемого острова.

Ваша задача: выжить до прихода помощи. У вас есть знания о природе и о ее законах, вы можете использовать их.

За каждое преодоленное препятствие вы будете получать «солнышко», которое даст вам шанс дождаться прихода помощи.

Этап I.«Вода»

Ведущий. Первостепенные компоненты, необходимые для выживания человека, - это воздух, вода, пища и т.д.

Вы остались живы, вы дышите, ваша следую­щая задача - найти воду. Задумывались ли вы ко­гда-нибудь, что вода, которую мы используем се­годня - это та же самая вода, которую использо­вали древние египтяне тысячи лет назад. Вы со­гласны с этим утверждением? Действительно, наша планета богата водой. Однако в последнее время перед людьми все чаще возникает проб­лема ее нехватки. Это вызвано, в основном, не­равномерным распределением воды и ее нера­зумным потреблением. Вода движется в замкну­той системе без дополнительных поступлений из атмосферы. На земле никогда не будет воды больше, чем есть сейчас. 97,3% всей воды со­держится в морях и океанах. Это соленая вода. На долю пресной воды приходится лишь 2,7%. Посмотрите на таблицу.

Таблица «Распределение пресной воды»

Ледяные «шапки» гор и ледники

77,2%

Подземные воды и почвенная влага

22,4%

Озера и водоемы

0,35%

Атмосфера

0,04%

Реки и ручьи

0,01%

Из таблицы видно, что 90% пресной воды находится в ледниках, атмосфере и в подзем­ных водах.

1. Постарайтесь визуально определить чи­стоту водоема. Обоснуйте свой ответ. Время выполнения задания 1 мин.

(Биологические показатели чистоты водоема: стрекозы, лилии, личинки поденок и вес­нянок.

Загрязненный водоем: обилие водорослей (вызы­вают нитраты, и фосфаты), личинки ручейника и пиявки).

2. При помощи подручных средств подго­товьте воду для питья.

Командам предлагаются: камни, песок, ра­кушки, ткань, водоросли, листья растений... Задача - сделать фильтр. Время выполнения задания 3 мин.

Ведущий. Итак, вы освоили способ полу­чения воды для питья. Вода - один из важ­нейших факторов в борьбе за выживание. Вы получаете «солнышко».

Этап II. «Жилище»


Ведущий. Основная жизненная потреб­ность удовлетворена. Сейчас ваша задача по­строить себе жилище. Что может стать ва­шим кровом?

1. Нарисуйте свой вариант жилища, ука­жите материал, который вы использовали для его постройки, и объясните свой выбор. Время выполнения задания 2 мин.

* Что может стать кровом? (Шалаш: круп­ные ветви ели ставят конусом, мелкие - по прин­ципу черепицы между ними.)

* На чем спать? (На матраце: осока, еловые ветки, уложенные в несколько слоев.)

* Подушка не помешает? (Можно использо­вать пух иван-чая, рогоз.)

* Без одеяла не будет холодно? (Будет! Накройся сухой травой, мхом.)

2. На плане острова расположите свой дом в наиболее выгодном месте, ответ обоснуйте. Время выполнения задания 1 мин.

Ведущий. А теперь необходимо разжечь костер.

У вас осталась одна спичка, вам нужно раз­вести костер. Типов костров много, какой из них разгорится быстрее? Задача каждой ко­манды сложить из выданных материалов костер:

5 кл - шалаш

6 кл - колодец

7 кл - нодья

и объ­яснить для каких целей используют этот вид костра, какие материалы можно использовать для его разведения.

Время выполне­ния 2 мин. За правильные ответы командам вручаются «солнышки».

(Ответ. Типы костров:

«Шалаш» - поленья укладываются под уг­лом к центру, пламя в верхней части костра полу­чается концентрированным, жарким. Такой кос­тер разгорается очень быстро, удобен для освеще­ния лагеря и варки. Дает высокое пламя, но имеет узкую зону нагрева и образует мало углей.

«Колодец» - это жаровой костер, загорает­ся медленнее, но горит дольше и образует много уг­лей. Костер удобен для приготовления пищи, для обогрева и сушки одежды.

«Нодья» - разгорается долго, горит ровным жарким пламенем несколько часов. Такой костер позволяет варить пищу для большой группы, су­шить вещи и ночевать рядом без палатки.)

Этап III. «Пища»


Ведущий. Вы обустроили свой дом. Пора подумать о хлебе насущном.

1. Определите, какими растениями мож­но заменить следующие продукты питания. Укажите, какую часть растения вы используе­те. Время выполнения задания 3 мин.

5 кл

Кофе

Одуванчик - корень

Шиповник - плоды

Масло

Кедровый орех

Сосна - семена

Хлеб

Иван-чай - корень

Рогоз - корень

6 кл

Салат

Крапива - листья

Хвощ - стебель, лист

Картофель

Иван-чай - корень

Лопух - корень

Сахар

Медуница - цветы, корень весной

Можжевельник - шишки

7 кл

Морковь

Лопух - корень

Капуста

Крапива - листья

Огурец

Борщевик - стебли

2. Перечислите как можно больше расте­ний, из которых можно приготовить чай. На это задание дается 2 мин.

(Ромашка, иван-чай, брусника, малина, смороди­на, земляника, шиповник, мята, клевер, черника, клюква, голубика...)

Ведущий. На острове находиться еще долго, и по­этому вам пригодятся правила поиска съедоб­ных растений.

Правила поиска съедобных растений

Никогда не употребляйте:

• растения, выделяющие на изломе бе­лый (похожий на молоко) сок;

• грибы с неприятным запахом;

• луковицы без характерного луковично­го или чесночного запаха;

• косточки и семена плодов (они часто ядовиты).

• все яго­ды, похожие на малину, клубнику и чернику, безопасны.

• незнакомые плоды, луковицы, клубни же­лательно проваривать, так как варка уничто­жает многие органические яды.

• наибольшая часть очень ядовитых расте­ний встречается на болотистых почвах .

3. Как отличить съедобные грибы от других? Определить где съедобные грибы на карточках.

Ведущий. Вам повезло, волна принесла сундук. Постарайтесь по запаху определить «сокровища», которые в нем находятся.

4. Игра «Что знает нос?». Командам пред­лагаются коробочки с различными запахами (лимон, чеснок, ваниль, пихта, кофе). Время выполнения задания 1 мин. За правильные ответы команда получает «солнышки».

Этап IV. «Болезни»


Как не стыдно человеку -

Чуть чего, бежать в аптеку?!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья - нуль!

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды -

И ты практически здоров!

Ведущий. У участников игры появились симптомы каких-то заболеваний.

У команды 5 кл - раны и ожоги.

У команды 6 кл - это укусы насекомых и ОРВИ.

У команды 7 кл - желудоч­но-кишечные расстройства.

(Дополнительное задание: авитаминоз.)

Помогите себе, найдите лекарство в «лес­ной аптеке». Время выполнения задания 2 мин.

(Ответ.

• Укусы насекомых (оса, пчела, комар). Снимет боль и раздражение - сок одуванчика, листья подорожника и черемухи, мята перечная.

• Раны и ожоги.

Помогут остановить кровотечение - крапива, пастушья сумка, тысячелистник, полынь.

Ранозаживляющие - подорожник, мать-мачеха.

Перевязочные средства - сфагнум, кукушкин лен.

• ОРВИ.

Жаропонижающие травы - отвар листьев ма­лины, клюква (сок ягод), примула, полынь, кип­рей, ромашка.

При кашле - мать-и-мачеха, подорожник, про­стрел, примула, корень солодки, медуница, багуль­ник.

• Авитаминоз - брусника (С), голубика (С, Fе), клюква, земляника, шиповник, черная смородина, спорыш, примула, пастушья сумка.

• Желудочно-кишечные заболевания - ромашка аптечная, полынь, аир болотный, одуванчик, тыся­челистник, черника, мята перечная, подорожник (листья), хвощ, черемуха, крапива.)

Ведущий. Хотя остров и необитаем, но зверей достаточно. Встреча с некоторыми из них очень опасна.

  • Что делать если вы подверглись их нападениям и получили укусы?

  • Что необходимо делать, чтобы их избежать, при встречи с этими животными?

У команды 5 кл - осы, пчелы

У команды 6 кл - клещи

У команды 7 кл - гадюка

Этап V. «Смотри вокруг»


Ведущий. Сурова жизнь Робинзона. Каж­дая минута - борьба за выживание. Вы обес­печили себя всем необходимым, теперь мож­но и отдохнуть.

1) Каждому, находящемуся в лесу, жела­тельно знать, какая погода будет в ближай­шее время: нужно ли срочно строить шалаш для укрытия от дождя или можно спокойно продолжать путешествие. Открываем метео­бюро. На выполнение задания дается 2 мин.

Знаете ли вы признаки хорошей и плохой погоды? Докажите! Каждая команда выбира­ет 8 признаков погоды.

Признаки хорошей погоды:

• паук быстро ткет паутину;

• утренняя роса на траве;

• божья коровка, взятая на руку, быстро взлетает;

• днем тепло, а ночью холодно;

• муравьи тащат куколок;

• стрекочут сверчки и кузнечики;

• утром стелется туман;

• красная вечерняя заря, серое утро.

Признаки плохой погоды:

• ласточки летают низко;

• паук сворачивает паутину;

• утром нет росы;

• муравьи бегут к муравейнику;

• дым от костра стелется по земле;

• при восходе небо красное;

• мухи становятся назойливыми;

• дождевые черви вылезают наружу.

2) Если вы сбились с пути.

Человек оказался один в лесу. Куда идти? Как ориентироваться? (беседа) Итак, каждая команда получит свой ориентир - билетики на бумаге. На выполнение задания дается 2 мин.

5 кл - перед вами муравейник. Поможет ли он и как? (башня муравейника всегда находится в направлении к югу от берега или пня)

6 кл - вам стал попадаться подорожник (значит, рядом где-то тропа)

7 кл - вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг? (Самые спелые ягоды на южной стороне)

Этап VI. «Зрелища»

1) Участники получают карточки с назва­ниями растений и животных. Они должны образовать пары (растение - животное) и объяснить причину выбора (одним, двумя словами). Время выполнения задания 1 мин.

(Ответ. Еж - сосна (имеются иголки); крапи­ва - пчела (жалят); мать-и-мачеха - крот (мягкие покровы); росянка - паук (едят насекомых); лопух - пиявка (цепляются); осина - заяц («тру­сишки»).

2) Что за существо?

В лесу много животных, навивающих страх и ужас только о мысли о том, что с ними можно встретиться. Иногда можно со страху увидеть такое …

У команды 5 кл - птица (голова орла, шея лебедя, тело пингвина, ноги страуса)

У команды 6 кл - млекопитающее (голова оленя, шея жирафа, тело тигра, ноги ламы, хвост лошади)

У команды 7 кл -

3) «Доска объявлений»

Ведущий. Вы видите объявления, предло­женные тем или иным живым организмом. Отгадайте авторов этих посланий.

• Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улит­ка, черепаха.)

• Друзья! Кому нужны иглы, обращай­тесь ко мне. (Еж, дикобраз, ель.)

• Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк.)

• Помогу всем, у кого сломался будиль­ник. (Петух.)

• Прошу разбудить меня весной. Прихо­дите лучше с медом. (Медведь.)

• Хочу свить гнездо. Одолжите, подари­те пух и перья. (Птица.)

• Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)

• Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно отращу новый! (Ящерица.)

• Уже 150 лет жду друга! Характер поло­жительный, недостаток один - медлитель­ность. (Черепаха.)

• Всем, всем, всем! У кого возникла на­добность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)

• Учу всем наукам! Из птенцов за корот­кое время делаю птиц. Прошу учесть, что за­нятия провожу ночью. (Сова.)

• Добрым, но одиноким птицам могу по­мочь обрести семейное счастье! Высиживай­те моих птенцов! Материнских чувств никог­да не испытывала и испытывать не буду. Же­лаю счастья в личной жизни. (Кукушка.)

За правильные ответы команды получают «солнышки».

Итог игры.

Ведущий. Сегодня для вас открылись не­которые тайны природы. За время путешест­вия вы кое-чему научились. Команда, побе­дившая в игре, отправляется домой на кате­ре, количество мест на нем ограничено. Ос­тавшимся участникам игры придется ждать следующего рейса.

«Когда вы испробовали хоть раз лагерную жизнь, когда вы познали радости здоровой, счастливой товарищеской жизни в малень­кой палатке или грубом шалаше, тогда ни од­но развлечение не будет иметь для вас отны­не такой притягательности, как жизнь под парусиновой крышей или на бивуаке...» - го­ворил любитель лесных походов и приклю­чений

В. Попов.

Дерзайте, друзья!

© 2010-2022