- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа «Воспитание экологической культуры во внеурочной деятельности обучающихся второй ступени обучения»
Рабочая программа «Воспитание экологической культуры во внеурочной деятельности обучающихся второй ступени обучения»
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Владимирова Л.М. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
«Воспитание экологической культуры во внеурочной деятельности обучающихся второй ступени обучения»
Составитель:
Учитель биологии
Владимирова Лариса Марковна,
МБОУ СОШ № 154
2014 год
-
Анализ ситуации
В последнее десятилетие повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического воспитания и образования. Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившееся отношение к природе и тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирование новой экологической культуры.
Это можно объяснить, с одной стороны, принятием ООН и Правительствами ряда государств стратегии устойчивого развития, которая предполагает внедрение наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, направленных на сохранение и позитивное преобразование окружающей среды, что в свою очередь требует формирования новой системы ценностей, новой системы получения, трансляции и практической реализации знаний о человеке и окружающей среде. Другая причина повышения роли экологического образования и воспитания в современном обществе - возникновение серьезных экологических проблем антропогенного происхождения (истощение природных ресурсов; уменьшение биоразнообразия; ухудшения состояния окружающей среды; формирование экотоксических эффектов и др). Изменение системы ценностей, экологическая их ориентация возможны при переходе человечества на путь устойчивого (поддерживающего) развития, направленного на достижение гармонии между людьми, обществом и природой, возникновение «нового экоцентрического внимания». В связи с этим возникает необходимость целенаправленного обучающего и воспитательного воздействия с целью формирования экологических ценностей и соответствующих форм поведения.
Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
Экологическое образование и воспитание выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Экологическую культуру необходимо формировать с раннего детского возраста. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Но сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает недостаточно большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В нашей школе нет отдельного предмета «экология», экологические знания даются на уроках биологии, химии, географии, физики разрозненно, поэтому введены кружки, факультативы, предпрофильные курсы, где рассматриваются общие проблемы экологии.
Целью экологического образования и воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, что предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
В апреле 2011 года в школе был проведен мониторинг по выявлению уровня экологической культуры учащихся, которая складывается из экологических знаний, экологического мышления и экологически оправданного поведения в природе. По итогам мониторинга были получены печальные цифры: только 12% учащихся показали достаточно высокий уровень экологической культуры, который соответствует современным требованиям по формированию личности с устойчивыми экологическими убеждениями, 8% из них это учащиеся 5-9 классов (вторая ступень обучения).
Занятия экологических кружков, факультативов, предпрофильных курсов не повышают интереса общей массы учащихся к изучению экологических вопросов, т.к. изучаются общие теоретические вопросы экологии, часто повторяющиеся из курса в курс, редко рассматриваются проблемы местного значения, слабо ведется практическая, исследовательская деятельность. Поэтому мы решили для начала создать в школе экологический клуб «Исследователь» для учащихся второй ступени обучения, где поэтапно, системно, через реализацию практической деятельности будет формироваться экологическая культура подрастающего поколения.
-
Проблема
Исходя из вышесказанного мы столкнулись с проблемой низкого уровня экологической культуры у 88% учащихся, а также слабой взаимосвязи каждого отдельного курса внеурочной экологической деятельности между собой.
-
Концепция
Из всего вышесказанного вытекает тема проекта: «Воспитание экологической культуры во внеурочной деятельности учащихся второй ступени обучения»
Цель: разработать и апробировать программу экологического клуба «Исследователь»
Задачи:
-
Изучение литературы по данной проблеме
-
Проведение мониторинга по выявлению уровня экологической культуры учащихся школы
-
Подбор эффективных форм и методов формирования экологической культуры и экологического сознания у учащихся второй ступени обучения
-
Разработка программы экологического клуба «Исследователь»
-
Апробация программы экологического клуба «Исследователь»
-
Ресурсы
А) материальные: ноутбук, проектор, таблицы, гербарий, переносная лаборатория, бумага формата А-4, принтер, микроскоп.
Б) информационные: интернет, учебники, инструктивные карточки, методическая литература, видеоматериалы.
В) профессиональные: учителя биологии, химии.
Г) финансовые (городской бюджет)
-
Реализация проекта
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственные
1 Изучение литературы по теме «Воспитание экологической культуры во внеурочной деятельности учащихся второй ступени обучения»
Апрель-май 2013
Владимирова Л.М.
Гришина Т.А.
2 Разработка программы экологического клуба «Исследователь»
(см. Приложение)
Май-сентябрь 2014
Владимирова Л.М.
Гришина Т.А.
Теркунова О.И.
3 Апробация программы экологического клуба «Исследователь»
Сентябрь 2013-май 2015
Владимирова Л.М.
Гришина Т.А.
Теркунова О.И.
4 Выступление на городском межсетевом круглом столе по теме: ««Формирование экологического сознания и экологической культуры школьников во внеклассной работе»
15.03.2014
Владимирова Л.М.
Гришина Т.А.
Теркунова О.И.
5 Выступление на конференции социально-экологического ресурсного центра «Гармония» по итогам работы экологического клуба «Исследователь»
Май 2015
Владимирова Л.М.
Гришина Т.А.
Теркунова О.И.
-
Мониторинг проекта
Мы предполагаем, расширить экологический клуб и включить в его состав учащихся младшей и старшей школы. Предполагаем, что результатом работы станет увеличение числа учащихся с достаточно высоким общим уровнем экологической культуры на 20% к концу 2013-2015 учебного года.
-
Наращивание потенциала проекта
-
Представление программы экологического клуба «Исследователь» и результатов работы с ней учителям биологии и экологии на районных, городских конференциях.
-
Внедрение программы экологического клуба «Исследователь» и его апробация в других образовательных учреждениях.
-
Доработать программу экологического клуба с включением в него блоков для младших и старших школьников, блока для дошкольников.
-
Возможные риски и пути их предотвращения
-
Риск
Пути предотвращения
1 Отсутствие финансирования на приобретение переносной лаборатории
1 Сотрудничество со школами сетевой площадки, с лабораторией ПГСГА
2 Нехватка квалифицированных кадров для реализации программы
2 Проведение обучающих семинаров
3 Потеря интереса членов клуба к проблемам экологии из-за появления новых клубов других направлений
3 Совершенствование форм и методов работы в клубе на основе интересов современных подростков.