Педагогическая мастерская по биологии по теме Хищничество

Мастерская «Хищничество» Цель: 1. Раскрыть аспекты хищничества 2.  Сформулировать мировоззрение    и лучшие моральныекачества  личности,   такие   как   гуманность,   доброта,   любовь,патриотизм, нетерпимость к насилию, злу. 3. Развитие логического мышления на основе сравнительнойхарактеристики хищничества. Оформление: Рисунки, фотографии, иллюстрации, которые показывают процессы хищничества, происходящие в природе(пожирание хищниками своих жертв, глушение рыбы, отстрел сайгаков, вырубка леса, ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастерская «Хищничество»

Цель: 1. Раскрыть аспекты хищничества

2. Сформулировать мировоззрение и лучшие моральные
качества личности, такие как гуманность, доброта, любовь,
патриотизм, нетерпимость к насилию, злу.

3. Развитие логического мышления на основе сравнительной
характеристики хищничества.

Оформление: Рисунки, фотографии, иллюстрации, которые показывают процессы хищничества, происходящие в природе(пожирание хищниками своих жертв, глушение рыбы, отстрел сайгаков, вырубка леса, пожары, загрязнение водных бассейнов). На центральной стене большое зеркало, обрамлённое нарисованными на бумаге хищниками (лев, тигр, лиса, волк, пантера).

Тип урока: Педмастерская.

Ход мастерской

  1. Организационный момент

  2. Мастерская

Учащиеся рассматривают иллюстрации.

Учитель: 1 задание Индукция.

Рассмотрите рисунки и фотографии. Дайте самостоятельное определение процессу, изображенному на них.

Идёт работа в группах, даётся собственная трактовка определения. Определения всех групп записываются на доске. В процессе социализации учащиеся приходят к выводу, что данный процесс - это процесс хищничества.

Трактовка собственных определений сравнивается с определением хищничества в словаре С. Ожегова и корректируется.

Хищничество -

Таким образом, тема мастерской произносится самими учащимися и на доске вывешивается транспарант «ХИЩНИЧЕСТВО».

2 задание Деконструкция.

Учитель: Посмотрите видеофрагмент охоты хищника на жертву, и запишите вопросы, на которые вы хотите получить ответы. Вопросы записываются на доске и выделяются самые важные, по мнению учащихся.

Примерные вопросы, которые могут поставлены:

  1. Кто такие хищники?

  2. Какие семейства относятся к отряду хищники?

  1. Вредно ли хищничество для всей популяции жертв или только
    для одной особи?

  2. Что случится в природе, если хищничества не будет?

  3. Способствует ли хищничество эволюции жертвы и самих
    хищников?

  4. Всем ли хищникам везёт на охоте?

  5. Может ли человек управлять численностью популяции?

  6. Чем отличается хищничество человека от хищничества
    животных?

В процессе социализации учащиеся пришли к выводу, а именно: хищничество вредно в природе для отдельной особи, но полезно для популяции в целом. Хищничество выступает в роли селекционера, регулятора численности, санитара, движущей силы. Хищничество полезно как для популяции животных, так и для взаимодействующих с ними растительных сообществ.

3 задание. Разрыв.

Учитель: Прочитайте рассказ В.Астафьева «Зачем я убил коростеля». По тексту составьте вопросы наиболее важные и насущные. Вопросы записываются на доске.

Примерные вопросы:

  1. Для чего человек убивает животных?

  2. Задумываются ли люди над тем, что они делают?

  3. Чем человек отличается от хищников во время охоты?

  4. Оправдана ли жестокость человека в природе?

  5. Можно ли оправдать жестокость?

  6. Можно ли исправить вред, нанесенный человеком природе?

Учитель: Посмотрите на зеркало, кого вы здесь видите?

Уч-ся: Хищников

Учитель: Центральное место среди хищников занимает отражение

человека, смотрящего в него.

В процессе социализации учащиеся приходят к выводу:

Осознано или неосознанно человек наносит своим поведением (которое зависит от воспитания и моральных устоев личности) и деятельностью непоправимый урон природе, уничтожая отдельные особи и целые виды, он самый беспощадный хищник на Земле из всех существующих. Учащиеся проводят четкую грань между хищником - волком, хищником -акулой и хищником - человеком. А сколько уже уничтожено им самим разумным на планете?

4 задание Реконструкция и социализация.

Учащимся даются рисунки с изображением животных, птиц, млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, включенных в Красную книгу. Каждый рисунок сопровождается текстом.

Работа предполагает объединение групп, обмен мнениями по поводу изображенных животных и поиск ответа на вопрос: Каково современное положение этих животных в природе? Учащимся необходимо проиллюстрировать это положение.

Учащиеся отмечают, что это редкие и исчезающие виды животных «благодаря» хищнической деятельности человека. И иллюстрируют на доске положение этих животных следующим образом: размещают рисунки так, чтобы первые буквы родовых или видовых названий составляли слово «Красная книга».

5 задание Рефлексия.

Придумайте эпиграф к мастерской и напутствие современникам и будущим поколениям.

В качестве дополнительной информации я предлагаю высказывания и изречения.

Каждая группа прочла свой эпиграф и напутствие. В ходе социализации вносились изменения, дополнения и в результате был сформирован своеобразный моральный кодекс отношения человека к природе. Эпиграфом к мастерской решили взять слова, написанные при входе в зоопарк города Бронкса под огромным зеркалом: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живших когда-либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды ...».


© 2010-2022