• Преподавателю
  • Биология
  • Программа антинаркотической профилактической работы как часть воспитательной программы класса

Программа антинаркотической профилактической работы как часть воспитательной программы класса

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 имени П.К. Каледина





МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!

Программа антинаркотической профилактической работы как часть воспитательной программы 9 А класса (проект)

Автор: Лускова Галина Ивановна





Новочеркасск, 2011

Пояснительная записка

Нам угрожает беда. Эта беда - наркомания. Еще недавно вести о ней доходили до нас только из чужих стран. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии: один наркоман «заражает» за год пятерых и больше… Возникает вопрос: почему? Что является причиной беды? Кто же виноват? Семья? Школа? Или современное общество в целом?

Причиной являются проблемы, которых у молодого поколения много:

- быстрое распространение среди молодежи зависимых форм поведения (наркомания, алкоголизм, игровые зависимости и др.);

- низкая мотивация детей и юношества к обучению;

-падение ценности семьи и деторождения;

- отсутствие материальных благ, недоступность дополнительного образования и досуга (для детей из малообеспеченных, неполных, многодетных семей; в связи с удаленностью от центров досуга);

- «родители работают, дети предоставлены сами себе»;

- увеличение среди юношей и девушек различных форм психических нарушений и отклоняющего поведения (в том числе суицилального) и др.;

- стрессовые ситуации в жизни (отсутствие свойства стрессоустойчивости).

Исследования показывают, что наркотики находят место как в проблемных, так и в «благополучных» семьях, привлекают к себе детей властных и «мягких» родителей, а иногда затрагивают лишь одного из нескольких детей в семье. Неизвестно, точно ли является «несчастная любовь» или отсутствие материальных ценностей причиной наркомании, но наркотики одинаково «демократичны» в отношении дочери банкира и сына санитарки. Проблемой является и то, что родители воспринимают наркоманию как общественную проблему и не осознают ее как реальную угрозу собственной семье. При этом, чем старше ребенок, тем беспомощнее себя чувствуют родители в профилактике наркомании. Они не верят в возможность доверительных отношений с подростками и в эффективность воздействия на них убедительных аргументов в пользу отказа от одурманивания. Мнение подростков иное: монологи родителей уместны только в детский период, а для более старших возрастов самым важным средством в профилактике зависимости от алкоголя или наркотиков является заинтересованное участие взрослых, проявление ими симпатии и диалог на равных между родителями и детьми. Следовательно, можно констатировать расхождение во взглядах поколений на родительские стратегии в профилактике наркомании. Налицо также ощущаемая родителями неготовность к осуществлению своей воспитательной роли по отношению к детям подросткового и юношеского возраста. Родители все еще не вооружены необходимыми знаниями по профилактике наркомании, не подготовлены в достаточной мере к осуществлению своих функций в процессе социализации детей. Семья часто самоустраняется от решения надвигающихся проблем взросления детей, охотно признавая свою беспомощность и пассивно делегируя свои воспитательные функции государству и его институтам - школе, здравоохранению, полиции. С другой стороны, родители часто закрывают глаза на возможность начала наркотизации собственного ребенка и рассматривают проблемы распространения наркомании преимущественно на социальном уровне как решаемые государственными органами. Поэтому возникает необходимость создавать программы антинаркотической профилактической деятельности не только для детей разных возрастных групп, но и находить возможность в рамках таких программ для просвещения родителей как информационного так и психологического.

Известно, что приобщение подростков к приему ПАВ наиболее часто происходит в возрасте 14-18 лет. Поэтому главную роль в профилактике наркомании, а возможно (при соответствующей подготовке) и в выявлении наркопотребителей могут и должны сыграть педагоги и воспитатели, в первую очередь классный руководитель. Чтобы не чувствовать себя беспомощными в трудной ситуации, когда появилось подозрение в употреблении подростком наркотиков, педагогам и воспитателям необходима специальная подготовка, а также готовность заниматься данной проблемой, настойчивость, ответственность и конечно, креативность, т.к. от них во многом зависит как сложится дальнейшая судьба ребенка.

На основании изложенных фактов, предлагаемая программа антинаркотической профилактической работы «Мы выбираем жизнь!» предназначена для детей 8-11 классов, их родителей, педагогов и воспитателей (учителей-предметников и классных руководителей).

Цели программы:

- изменение ценностного отношения детей к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на ПАВ в детско-молодежной среде;

- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы;

- формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих антинаркотическую профилактическую работу со своими детьми;

- формирование ресурсов школы, обеспечивающих развитие ценностей ЗОЖ и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков путем внедрения инновационных педагогических и психологических технологий в рамках программы, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися.

Задачи программы:

- создание в коллективе класса, школы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;

- создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы и семьи (антинаркотический пост);

- формирование и развитие личностных свойств обучающихся в рамках работы антинаркотической профилактической программы.



































ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ:



Календарно-тематический план:

№ п/п

Темы

Целевая аудитория

Время проведения

1.

Обучающий семинар для педагогов, работающих с несовершеннолетними детьми по теме «Профилактика злоупотребления ПАВ. Инновационные технологии.»

учителя, классные руководители

сентябрь

2.

Родительское собрание (или всеобуч) по теме «Формирование антинаркотической профилактической деятельности в институте семьи».

родители

сентябрь

3.

Классный час «Что мы знаем о наркомании?»

учащиеся 8 А класса

сентябрь

4.

Классный час «Что нужно знать о наркомании?»

Учащиеся 8 А класса

октябрь

5.

Классный час «Если друг - наркоман?»

Учащиеся 8 А класса

ноябрь

6.

Классный час «Личность и навыки уверенного поведения как фактор противостояния наркотизации».

Учащиеся 8 А класса

декабрь

7.

Классный час «Роль чувств в жизни человека. Стресс. Формирование стрессоустойчивости».

Учащиеся 8 А класса

январь

8.

Классный час «Разумный выбор: жизнь, семья, здоровье» - 1

Учащиеся 8 А класса

февраль

9.

Классный час «Разумный выбор: жизнь, семья, здоровье» - 2

Учащиеся 8 А класса

март

10.

Классный час «ПАВ и последствия их употребления».

Учащиеся 8 А класса

апрель

11.

Интерактивная игра «Я выбираю жизнь!»

учащиеся 8 А класса

май

























































СОДЕРЖАНИЕ:



Занятие 1.

Обучающий семинар для педагогов, работающих с несовершеннолетними детьми по теме «Профилактика злоупотребления ПАВ. Инновационные технологии.»

Цели:

- формирование компетентности у учителей-предметников и классных руководителей по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ детьми, формирование у них позиции активных соучастников профилактической программы;

- обучение первичным навыкам консультирования подростков, родителей и других значимых лиц;

- формирование знаний о современных технологиях профилактической работы.

Целевая аудитория: учителя-предметники, классные руководители школы





Лекция. Общие сведения о наркотиках и наркомании. Федеральный закон. Что нужно знать о наркомании учителям, детям и родителям. Как включиться в работу антинаркотической профилактической программы. Первичная профилактика. Обучение современным технологиям антинаркотической профилактической работы.

Психологическая мастерская (при участии психологической службы школы, МОУ ЦППРиК «Диалог»). Вторичная профилактика. Внешние признаки потребления ПАВ. Освоение технологий проведения индивидуальной профилактической работы (индивидуальная профилактическая беседа). Освоение психологических технологий.

Итоговый тренинг. Как сообщить родителям о том, что их ребенок употребляет ПАВ? (работа в парах).

Обсуждение возможного создания в ОУ общественного наркологического поста. Положение об общественном наркологическом посте (Автор: Гузаерова В.А.)





Занятие 2. Проведение родительского собрания в классе (или всеобуча в школе) по теме «Формирование антинаркотической профилактической деятельности в институте семьи».

Цели:

- вооружить родителей необходимыми знаниями по профилактике наркотизации, способствовать исправлению ошибочной тактики родителей в осуществлении профилактики наркомании;

- помочь родителям в ситуации, если они подозревают, что их ребенок принимает наркотик;

- мотивировать родителей на обучение новым отношениям с детьми.

Целевая аудитория: родители и члены семей учащихся.

Лекция антинаркотической направленности для родителей обучающихся, воспитанников. Что нужно знать о наркомании родителям? Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Наркотическая ситуация. Современные представления о профилактике наркомании. Телефон доверия.

Беседы-тренинги с участием службы психологической помощи. Как можно помочь быть ребенку уверенным в себе? Почему дети лгут? Что такое воспитание ребенка. Откуда берутся непослушные дети? Дети и наркотики? Как распознать эту болезнь?

Анкета для родителей (из материалов семинара в МОУ ЦПППРиК «Диалог» в рамках городской целевой программы «Комплексные меры противодействия и профилактики наркозависимости»). Тесты для выявления фактов употребления наркотиков - памятка для родителей и близких (материалы Региональной некоммерческой общественной организации «Добровольное психологическое общество «ЖИЗНЬ БЕЗ НАРКОТИКОВ»).















Занятие 3. Классный час «Что мы знаем о наркомании?

Цели:

-выяснение уровня знаний и установок обучающихся в классе в плане злоупотребления ПАВ для дальнейшей работы с ними в рамках данной программы;

- развитие умений самопрезентации в группе (классе, профессиональном сообществе);

- создание установки на сотрудничество;

- осознание своих характеристик как носителя социальной компетентности.

Целевая аудитория: учащиеся класса.

Ход занятия:

Беседа «Что мы знаем о наркомании?» Отношение обучающихся к наркомании как к социальному явлению или как к заразной болезни. Как осуществлять профилактику употребления ПАВ по мнению обучающихся. Телефон доверия.

Практикум:

Знакомство - представление в свободной форме каждого участника, включая ведущего (учителя или ученика), или игра «Имена-качества».

Игра-тренинг «Имена-качества». Ведущий и все участники по кругу называют имена и одно-два каких-либо своих качества, начинающихся с той же буквы, что и имя (например, Лариса - любовь, Сергей - серьезность).

Игра-тренинг «Личная карточка». Каждый пишет несколько строк о себе ( увлечения, внешние признаки). Затем карточки перемешиваются и раздаются участникам. Задача - найти автора каждой карточки.

Игра-тренинг «Путаница» Это двигательное упражнение дает возможность поделиться своей энергией. Где-нибудь, где есть достаточно места, участникам предлагается подвигаться «броуновски», Как только прозвучит Ваш условный сигнал, им необходимо как можно теснее сбиться «в кучу». Далее пусть каждый протянет руки соседям. После этого попросите группу распутаться, не разъединяя рук.

Игра «Ассоциации». Для игры необходимы ручки и листы бумаги. Дается задание: «назовите 2-3 слова, которые проходят вам на ум, когда вы слышите - «наркотики», «наркомания», «зависимость». После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий (учитель) записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

Занятие 4. Классный час «Что нужно знать о наркомании

Цели:

- дать обучающимся в классе общие сведения о наркотиках и наркомании, юридической ответственности за преступления и административные нарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

- продолжить формировать стратегию сотрудничества.

Целевая аудитория: учащиеся класса.

Ход занятия:

Лекция антинаркотической направленности для подростков и молодежи. Актуальность темы профилактики употребления ПАВ в молодежной среде. Мифы и правда о наркотиках. Факторы риска наркотизации и защитные факторы. Телефон доверия.

Практикум:

Деловая игра «Телефон доверия». Практическое занятие проводится в форме деловой игры. Участники пишут на листочках бумаги различные обращения за помощью в «телефон доверия», это могут быть реальные или вымышленные истории. Затем эти обращения собираются и каждый из учащихся выступает в качестве телефонного консультанта, задача которого успокоить подростка, обратившегося за помощью и подсказать ему выход из сложившейся ситуации. Остальные участники игры наблюдают , насколько предлагаемые советы действительно могут помочь подростку. Затем в группе проводится обсуждение.

Упражнение «Подвиг искренности». Ребята по очереди вытаскивают из колоды по одной карточке с незаконченным высказыванием, предполагающим рассказ о переживании какой-либо «запретной» эмоции, и завершают его. Например: «Как-то раз я сильно испугался, когда…»

















Занятие 5. Если друг - наркоман?»

Цели:

- выявление групп риска в среде учащейся молодежи;

-изменение отношения детей к наркомании;

- формирование толерантности к чужой беде (в частности к тем, кто страдает наркоманией);

- продолжить формировать стратегию сотрудничества.

Целевая аудитория:

учащиеся класса.

Ход занятия:

Беседа. Люди из группы риска рядом с нами. Как становятся наркозависимыми? Как помочь наркоману? Телефон доверия. Скрининг.

Игра-тренинг «Гений общения». Участники группы располагаются по кругу, образуя достаточно плотное кольцо. По очереди один из участников оказывается вне круга, его задача попасть в круг, договорившись о сотрудничестве с группой, оказывающей сопротивление. Вести переговоры необходимо с разных позиций: держателя акций; человека, у которого последний шанс; уверенного в своей правоте; убежденного в бессмысленности предприятия, уверенного в своей способности управлять другими; жаждущего признания, оценивающего себя слишком низко.

Игра-тренинг «Вавилонская башня». Каждый участник выбирает тему для обсуждения с другими, задается направление выбора тем: профилактика ПАВ зависимости. Участники составляют план и средства включения как можно большего числа собеседников и обсуждение своей темы. Перед учащимися ставится задача привлечь как можно больше собеседников, удержать внимание и актуализировать их потенциал в развитии темы.















Занятие 6. Классный час «Личность и навыки уверенного поведения как фактор противостояния наркотизации»

Цели:

- формирование эффективных стратегий поведения у детей в трудных ситуациях общения;

- повышение уровня социальной адаптации за счет формирования эффективных стратегий поведения;

- осознание собственной индивидуальности и индивидуальности других;

- формирование мотивации к сохранению здоровья, стремлению к ЗОЖ, умению сказать «Нет наркотикам».

Целевая аудитория: учащиеся класса.

Ход занятия:

Разминка «Что я люблю делать…». Один без слов показывает, что он любит делать. Все остальные смотрят и пытаются угадать это. После завершения пантомимы высказывают догадки. Выступающий говорит, кто понял его правильно. Потом выступает следующий.

Беседа. Общее представление о поведении. Какой я? Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Модели общения и поведения по В. Сагир (заискивающее, обвиняющее, расчетливое, отстраненное, уравновешенное). Индивидуальный подход общения и поведения. Четыре основных правила «Нет» наркотикам. 5 заповедей «Как не стать наркоманом?» Групповое давление. Уступать или соспротивляться?

Практикум:

Профилактический тренинг «Как правильно сказать «НЕТ!», предлагающему тебе наркотик?»

Составление буклета «Как не стать жертвой наркомании?»

Игра-тренинг «Путь к успеху». Участникам предлагается на прямой линии, символизирующей путь отметить точкой сегодняшний день и обозначить наиболее успешное решение проблемной ситуации, свою победу «образец компетентного поведения» во взаимодействии со сверстниками и взрослыми в прошлом и наметить будущие успехи в проявлении профессиональной компетентности.

Мозговой штурм «Последствия неуверенности в себе».

Экологическая игра «Умей постоять за себя».







Занятие 7. Классный час «Роль чувств в жизни человека. Стресс и формирование стрессоустойчивости».

Цели:

- развитие умений самодиагностики своего психологического портрета;

- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния, принятие отрицательных эмоций;

- формирование стратегии поведения в ситуациях оскорбления, отказа, ограничения, обвинения и др.;

- формирование стратегии поведения в условиях стресса .

Целевая аудитория: учащиеся класса.

Ход занятия:

Беседа. Выражение своих чувств и эмоций: необходимость и возможность. Способы выражения чувств. Управление своим эмоциональным состоянием. Понятие стресса. Стадии развития стресса. Виды стресса. Способы реагирования на стресс как фактор наркозависимости. Признаки стресса.

Практикум:

Дискуссия «Стресс - это хорошо или плохо (полезно или нет?)»

Дискуссия «Можно ли справиться со стрессом с помощью ПАВ?»

Мозговой штурм «Как помочь себе при стрессе?»





















Занятие 8. «ПАВ и последствия их употребления»

Цель:

- повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании.

Целевая группа: учащиеся класса.

Ход занятия:

Лекция. Общее представление о наркотиках и ПАВ. Общее и отличное между ними. Неблагоприятные последствия их употребления. «Подростку о наркотиках». Важная информация. Последствия курения марихуаны. Последствия употребления экстази. Последствия употребления кокаина. Последствия употребления метамфетаминов. Не верь глупым мифам о наркотиках!

Практикум:

Подготовка проектов и компьютерных презентаций на тему «ПАВ и последствия их употребления» с целью пропаганды ЗОЖ (защита и показ в других классных коллективах).

Игра-тренинг «Фэнтези». Участники делятся на три команды. Ведущий дает следующее задание: «Используя слова: вино, компания, боль, родители, страшно, весело, девушка, парень, рвота, музыка, уговоры и школа, - попытайтесь придумать небольшой рассказ о неудачном знакомстве с алкогольным напитком одного из героев нашего рассказа.

























Занятия 9-10. «Разумный выбор: жизнь, семья, здоровье»

Цели:

- интеграция полученного опыта;

- формирование мотивации к сохранению здоровья и стремления к здоровому образу жизни;

- создание условий для осознания собственных ценностей

- обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов.

Целевая аудитория: учащиеся класса.

Ход занятий:

1 час - Беседа о приоритетных направлениях жизни. ЗОЖ или вредные привычки?

Сочинение на тему «Мое будущее» (15 минут). Защита позиций по итогам написания творческой работы. Подведение вывода : « Будущее каждого человека - результат работы над собой».

Практикум:

Упражнение «Ладошки». Каждый участник группы на листе бумаги пишет сверху свое имя, затем обводит свою ладонь фломастером. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники пишут в ней положительные качества, присущие тому, чья это «ладошка».

2 час - Практикум:

Мозговой штурм «Для чего нужна реклама?» «Кому выгодно, чтобы подростки принимали ПАВ?»

Ролевая игра «Рекламное агентство»( разделить класс на 2 группы). Задание : группам представить себя в роли солидного рекламного агентства, выполняющего дорогостоящий проект - создание рекламы для подростков. Реклама направлена на побуждение вести здоровый образ жизни.













Занятие 11. Интерактивная игра «Мы выбираем жизнь!»

Цели:

- подведение итогов работы антинаркотической профилактической программы «Мы выбираем жизнь!»;

- формирование личностных свойств обучающихся в классе, развитие творческих способностей, приобретение опыта проектной деятельности.

Мастерская будущего . Этап 1.«Школа без наркотиков» (Группа должна записать все препятствия на пути достижения цели «Школа без наркотиков». После зачитывания всех суждений, участникам предлагается оценить значимость каждого суждения в баллах. При этом каждый участник имеет только 10 баллов, которые он может отдать одному суждению или распределить баллы среди всех. Баллы расставляются по степени значимости для каждого участника. После подсчета баллов ведущий представляет группе список проблем, сформулированных на первом этапе. Этап 2. Этап фантазий. Игра - «лучший проект». Ведущие сообщают, что администрация города объявила конкурс на лучший проект «Идеальная школа». Творческий проект, занявший первое место, получит огромное финансирование. Группам предлагается разработать проект идеальной школы без ограничений. Проект мечты. Для этого выдаются листы ватмана, краски, фломастеры. Задача - изобразить проект идеальной школы на бумаге, описать его и представить. На презентации каждая группа рассказывает о своей мечте. Все участники должны получить подарки (например, что-то сладкое). На этом этапе происходит эмоциональный и творческий подъем, который способствует успешной работе на третьем этапе. 3 этап. Задание: переформулировать проблемы, заявленные на первом этапе, в позитивные утверждения. Направленные на решения проблем. Снова проводится запись всех утверждений и оценка их в баллах. Теперь каждый участник имеет 5 баллов, которые он может отдать в любом соотношении для оценки значимости утверждений. Ведущие обрабатывают результаты и представляют их в виде сформулированных трех или четырех тем для настоящих проектов. 4 этап. Создание реальных проектов. Участники выбирают темы проектов, которые их наиболее волнуют, таким образом, создаются рабочие группы для создания проектов, которые должны определить цель проекта, стратегии, план действий, сроки.













Ожидаемые результаты:

Выполнение главной цели антинаркотической профилактической программы - отсутствие в сообществе класса наркозависимых подростков и подростков с «первой пробой» ПАВ и наркотиков, снижение вероятности употребления ПАВ.

Создание на базе школы с помощью вооруженных знаниями антинаркотической направленности педагогов и родительской общественности общественного наркологического поста.

Программа рассчитана на 1 год обучения, в перспектике продолжить работу в рамках антинаркотической профилактической программы «Мы выбираем жизнь» на 2 и 3 годы обучения .









































Список литературы:

1. Сборник методических, информационных материалов для проведения информационно-пропагандисткой работы антинаркотической направленности. Учебно-методические материалы по профилактике злоупотребления ПАВ для образовательных учреждений, работников образоваия. РО ИПК и ПРО.

2. Чаусова Л.К., Остапенко А.В., Мясникова М.Н. Критерии оценки профилактической деятельности образовательного учреждения. Методическое пособие - МО и ПОРО, Ростов-на-Дону, 2008.

3.Родителям о детях и наркотиках: методические рекомендации. Автор-составитель: Кислякова Н.И., под ред. Кизяевой Е.И. УО г. Новочеркасска,МОУ ЦППРиК «Диалог»,Новочеркасск, 2010.













© 2010-2022