Рабочая программа по внеурочной деятельности Юные волшебники для учащихся 6-7 класса

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Брянска



ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



«Юные волшебники»



Направленность: естественнонаучная


Возраст обучающихся: 12-13 лет


Срок реализации: 1 год



Автор программы:


Рассмотрена на методическом совете

Протокол №_____от «__»_________2015г.


Принята педагогическим советом

Протокол №_____от «__»_________2015г.



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №

Пояснительная записка


Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. На решение данных задач направлен учебный предмет Химия, изучающийся в 8-11 классах средней общеобразовательной школы. Данный пропедевтический курс изучения химии, рассчитанный на учащихся 6-7 классов актуален, так как поможет учащимся сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету, подготовит обучающихся к глубокому и осмысленному изучению химии в последующие годы.

Для активизации познавательного интереса учащихся большое внимание уделяется практическим работам. Учитывая запрос обучающихся, в программу обучения включены такие темы как «Тайнопись», «Анализ продуктов питания», «Выращивание кристаллов».

Программа рассчитана на 2 час в неделю - всего 64 часа, 32 занятия. Срок реализации: октябрь - май.

Учебные занятия по данной программе рекомендуется проводить сдвоенными. На первом занятии организуется изучение теоретического материала, заслушиваются сообщения, итоги домашнего эксперимента. На втором занятии выполняются практические работы. Такая структура позволит эффективно организовать смену деятельности на занятии, поможет избежать переутомления обучающихся.
Цель программы: формирование у обучающихся интереса к миру веществ и химических явлений, приобретение минимальных практических умений и навыков при работе с лабораторным оборудованием.

Задачи программы :
Образовательные:
- сформировать умение наблюдать, описывать и объяснять химические процессы, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
- расширить знания учащихся о ряде химических веществ, их свойствах, роли в природе и значении для человека;
- показать связь химии с другими науками.

Развивающие:
- развивать умение самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы;
- расширить кругозор учащихся с использованием различных источников информации;
развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное, делать собственные выводы.
Воспитательные:
- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;
- воспитывать умение слушать товарищей, развивать интерес к знаниям;
- способствовать воспитанию экологической культуры школьников.

Личностными результатами изучения по программе «Юные волшебники» являются следующие умения:

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Метапредметными результатами изучения по дополнительной образовательной программе » является формирование ряда универсальных учебных действий.

Требования к усвоению учебного материала
Учащиеся будут знать:
- место химии среди естественнонаучных дисциплин;
- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;
- отличительные признаки веществ и физических тел; физических и химических явлений;
- признаки химических реакций и условия их протекания;
- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения;

Учащиеся будут уметь:
- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента
- проводить простейшие исследования свойств веществ
- использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий
- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания
- обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

- оформлять результаты проведенного эксперимента в виде таблиц, графиков. Выступать с полученными результатами перед аудиторией.

Учебно-тематический план программы «Юные волшебники»


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

1

1


    Химия как часть естествознания. Предмет химии.

    1

    0,5

    0,5

      Методы изучения химии.

      2

      1

      1

        Мастерская «Мыльных пузырей»

        4

        1

        3

          Мастерская «Выращивание кристаллов»

          4

          2

          2

            Мастерская «Тайны школьного мела»

            4

            1

            3

              Мастерская «Индикаторы»

              2

              1

              1

                Мастерская «Тайнопись»

                1

                0,5

                0,5

                  Проект «Анализ продуктов питания»

                  10

                  5

                  5

                    Конференция «Великие исследователи природы»

                    2


                    2

                      Физика и химия

                      2

                      1

                      1

                        Химия и биология

                        6

                        2

                        4

                          Дом, в котором «живут» химические элементы

                          4

                          2

                          2

                            Химия и математика.

                            10

                            5

                            5

                              Подготовка и реализация коллективного проекта «Вещества и их свойства»

                              9

                              2

                              7

                                Итоговое занятие.

                                Конкурс «Мое любимое химическое вещество»

                                2


                                2

                                  ИТОГО:

                                  64








                                  Содержание программы


                                  Введение (1 час)

                                  Практическая работа 1.Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Знакомство с лабораторным оборудованием.

                                  Химия как часть естествознания. Предмет химии. (1 час)

                                  Науки о природе. Вещество. Свойства веществ. Физические свойства меди, сахара, углекислого газа.

                                  Практическая работа 2. Физические свойства веществ.

                                  Методы изучения химии. (2 часа)

                                  Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Признаки химических реакций.

                                  Практические работы. 3. Знакомство со знаками, обозначающими правила техники безопасности при выполнении химических опытов, их расшифровка. 4. Изготовление самодельного огнетушителя.

                                  Мастерская «Мыльные пузыри». (4 часа)

                                  Растворы. История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Влияние состава мыльных растворов на качественные характеристики мыльного пузыря.
                                  Практические работы. 5. Приготовление мыльных растворов. 6. «Мыльные опыты»:
                                  пузырь в пузыре, пузыри вокруг предметов, пузыри на предметах, пузыри необычной формы, висящие пузыри, «мыльные цветы».

                                  Мастерская «Выращивание кристаллов». (4 часа)

                                  Растворы насыщенные и пересыщенные. Кристаллогидраты. Процесс кристаллизации.

                                  Кристаллы в природе.

                                  Практические работы. 7. Выращивание монокристаллов медного купороса. 8. Сахарные кристаллы на палочках. . 8. кристаллы под микроскопом.

                                  Мастерская «Тайны школьного мела». (4 часа)

                                  Ч то такое мел. Состав школьного мела. Как выбрать школьный мел. Изготовление школьных мелков. Влияние школьного мела на здоровье человека.

                                  Практическая работа. 9. Свойства мела.

                                  Мастерская «Индикаторы». (2 часа)

                                  Индикаторы. Аналитический сигнал. Изменение окраски индикаторов в различных средах .
                                  Практические работы: 10. Определение среды раствора с помощью индикаторов. 11. Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них среды раствора.


                                  Мастерская «Тайнопись». (1 часа)
                                  Симпатические чернила: назначение, история. Простейшие рецепты.
                                  Практическая работа. 12. Готовим секретные чернила.

                                  Проект «Анализ продуктов питания» (10 часов)

                                  Практические работы: 13. Информация с этикеток продуктов питания. 14. Состав жевательной резинки. 15. Определение добавок в образцах меда. 16. Выпуск информационных листов по результатам проведенных исследований «Анализ продуктов питания». 17. Презентация полученной информации.

                                  Конференция «Великие исследователи природы» (2 часа)

                                  Выступления детей о великих химиках, физиках, биологах, географах и экологах с элементами эксперимента (органолептические свойства воды).

                                  Физика и химия. (2 часа)

                                  Молекула, атом, ионы. Агрегатное состояние вещества.

                                  Практические работы: 18. Диффузия сахара в воде. 19. Диффузия перманганата калия в желатине. 20. Опыты с закрытой пластиковой бутылкой.

                                  Химия и биология. (6 часов)

                                  Белки. Жиры. Углеводы. Витамины.

                                  Практические работы: 21. определение содержания воды в свежей зелени. 22. Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 23. обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. 24.обнаружение крахмала в пшеничной муке. 25. взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных

                                  соках). 26. Влияние железа на сок. 27. Изменение содержания витамина С в соке при нагревании.

                                  Дом, в котором «живут» химические элементы. (6 часов)

                                  Химический элемент. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. «Адрес» химического элемента. Период, группа, порядковый номер, относительная атомная масса. Особенности строения атома в связи с «адресом» в таблице (количество протонов, электронов, нейтронов). Металлы и неметаллы. Бинарные соединения.

                                  Химия и математика. (10 часа)

                                  Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Чистые вещества и смеси. Массовая доля примесей в веществе. Способы разделения смесей.

                                  Практические работы: 28. Расчет относительной молекулярной массы по формуле. 29.

                                  Расчет массовой доли химического элемента в сложном веществе по формуле. 30. Расчет

                                  Массовой доли примесей в веществе. 31. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 32. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. 33. очистка поваренной соли.

                                  Вещества и их свойства (9 часов)

                                  Подготовка к конкурсу «Мое любимое вещество».

                                  Работа в лаборатории по плану, составленному совместно с учителем. Оформление проекта. Заполнение дневника проекта. Подготовка к презентации проекта.

                                  Итоговое занятие (итоговая аттестация).

                                  Конкурс «Мое любимое химическое вещество

                                  Литература для учителя


                                  1. Методическое пособие. Химия. Вводный курс. 7 класс. Пропедевтический курс / О. С. Габриелян, Г. А. И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин). М.: Дрофа, 2013

                                  2. Практикум. 7 класс./ О. С. Габриелян, Г. А. Шипарева. М.: Дрофа, 2013

                                  3. . Химия. 7 класс: рабочая тетрадь к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О. С. Габриелян, Г. А. Шипарева. М.: Дрофа, 2013

                                  4. Савина Л. А. Я познаю мир: Химия. - АСТ-ЛТД, 1998

                                  5. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» him.1september.ru ChemNet: портал фундаментального химического образования

                                  6. chemnet.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой alhimik.ru Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов hemi.nsu.ru

                                  7. Химия в Открытом колледже chemistry.ru WebElements: онлайн-справочник химических элементов

                                  © 2010-2022