- Преподавателю
- Биология
- Программа кружка Юный эколог
Программа кружка Юный эколог
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Матюшенкова Н.Н. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лаголовская основная общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО
На заседании методического Заместитель директора по ВР приказом № ___ от ____
объединения М.В. Прокофьева Директор МОУ
протокол № __ от «__»_____ 2014 г. «__»__________2014г. Лаголовская ООШ
Г.А. Белова
Рабочая программа экологического кружка
«Юный эколог»
для учащихся 6-7х классов
Составитель:
Учитель биологии Матюшенкова Нина Николаевна
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Данная программа рассчитана на учащихся 6-7 классов с целью развития коммуникативных качеств у учащихся, воспитанию уважительного отношения к другому мнению. Изучение учащимися экологических понятий, законов по прежнему актуально, т.к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе. Данная программа способствует развитию у учащихся умений выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, развитию целого ряда личностных качеств (ответственность, самостоятельность и т.д.). Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности. Благодаря данной программе у учеников продолжит развиваться познавательный интерес к экологии, чувство сопричастности к общему делу каждого члена кружка.
Цели и задачи:
-
воспитать у ребят любовь к природе,
-
воспитывать ответственность за сохранность живой природы
-
воспитывать бережное отношение к жизни, ценность жизни
-
научить наблюдать учащихся за жизнью природы,
-
привлечь к практической деятельности и дать навыки работы с живыми организмами
-
расширение энциклопедических представлений школьников;
-
углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
-
обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
-
Развивать коммуникативные навыки, с целью распространения экологических знаний, умений среди учащихся
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих:
Данная программа отличается от уже существующих на развитие коммуникативных навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у учащихся экологической грамотности, экологической культуры.
Возраст детей: 11-13 лет (6-7классы)
Сроки реализации образовательной программы: 5.11.14-30.05.15
Формы и режим занятий:
Экскурсии, уроки - конференции, уроки - практикумы, уроки - викторины, комбинированные уроки, лабораторные и практические работы
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года учащиеся должны знать:
Простейшие элементы ориентирования на местности.
Предмет изучения экологии
Связь между человеком и природой.
Природа родного края.
Основные законы экологии.
Типы экосистем
Многообразие экологических групп комнатных растений
Экологические группы растений и животных по отношению к различным факторам
Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Основные экологические проблемы мира и пути их решения
Значение мониторинга окружающей среды
К концу года учащиеся должны уметь:
Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
Уметь работать с биологическим оборудованием: микроскопами , оборудованием для наблюдения за погодой
Уметь изготавливать гербарий
Уметь готовить микропрепарат
Различать изученные группы растений и животных.
Осуществлять систематический уход за живыми организмами.
Умение выступать с докладом, презентацией
Вести наблюдения в природе под руководством учителя
Выполнять правила поведения в природе
Изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений
Составлять описание природного сообщества
Находить отличия между естественным и искусственным сообществом
Выявлять черты приспособленности растений и животных
Проводить исследования окружающей среды на предмет загрязненности
Проводить наблюдения за живыми организмами и биологические эксперименты
Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам мира
Решать экологические задачи
Применять экологические законы для решения проблемных ситуаций
Конструировать экологические модели, выполнять рисунки по экологической тематике
Участвовать в разработке экологических игр, конкурсов
Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися
Для определения результативности учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить по завершению изучения определенной темы презентацию , фототчет, участвовать в учебной конференции , викторине, экологической игре, конкурсе или мини- олимпиаде.
Формы подведения итогов:
- выставки
- сценки
- учебно-исследовательские конференции
- экологические викторины
- защита презентации
- мини-олимпиада
Учебно-тематический план (75 часов, 3 часа в неделю)
- перечень разделов:
Введение - 2 часа
-
Изучение комнатных растений живого уголка - 12 часов
-
Изучение природного сообщества - экосистемы - 6 часов
-
Экологическое состояние окружающей среды - 4 часа
-
Экологический мониторинг - 8 часов
-
Законы экологии - 3 часа
-
Знакомство с лабораторным оборудованием. Наблюдение за погодой - 33 часа
-
Знакомство с лабораторным оборудованием. Основы биологического практикума - 8 часов
Подведение итогов работы кружка - 2 часа
Практические работы выделены курсивным шрифтом
№ п.п.
Раздел
Тема
Оборудование
Введение (2 часа)
Введение. Постановка целей и задач кружка.
Экология как наука, ее методы.
Изучение комнатных растений живого уголка
(12 часов)
Исследование видового многообразия комнатных растений кабинета биологии. Составление перечня.
Комнатные растения живого уголка, фотоаппарат
Составление этикеток с указанием названий растений, а также списка с указанием родины, семейства, особенностями ухода.
Справочники по комнатным растениям
Изучение вредителей комнатных растений и методов борьбы с ними.
Комнатные растения живого уголка, справочники о комнатных растениях
Практическая работа: «Подкормка комнатных растений»
Коллекция «Минеральные удобрения»
Разработка презентации: «Путешествие с комнатными растениями» (фотоотчет)
ИКТ
Исследование черт приспособленности комнатных растений к условиям окружающей среды.
Микроскоп, рабочая тетрадь, линейки, предметные и покровные стекла
Исследование черт приспособленности комнатных растений к условиям окружающей среды.
Микроскоп, рабочая тетрадь, линейки, предметные и покровные стекла
Практическая работа: «пересадка комнатных растений, их черенкование, правильная расстановка»
Комнатные растения живого уголка
Викторина по теме: «Комнатные растения»
Изучение природного сообщества (экосистемы) - 6 часов
Определение видов растений и животных, методика составления гербария
Определители, бинокуляр, бумага для черчения, засушенные растения, бумажные этикетки, клей, скотч, нитки
Определение видов растений и животных, методика составления гербария
Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия
Правила поведения в естественном сообществе
Создание искусственной экосистемы (флорариума либо аквариума)
Сравнение искусственных сообществ с естественными.
Экологическое состояние окружающей среды - 4 часа
Экскурсия:
«Оценка экологического состояния поселка Лаголово»
Компас, планшет, карандаши, бумага, определители растений, клейкая прозрачная лента (скотч), полиэтиленовые мешки, фотоаппарат
Экскурсия: «Оценка экологического состояния поселка Лаголово»
Подведение итогов экскурсии. Анализ собранного материала
Экскурсия.
Экологический мониторинг - 8 часов
Экологический мониторинг.
Методика сбора проб воды.
Определение содержания в пробах воды из разных источников загрязняющих веществ (фосфатов, нитратов, солей свинца).
Пробы воды, реактивы, фотоаппарат
Анализ и сравнение обнаруженных загрязняющих веществ в различных пробах воды
Причины загрязнений и меры их устранения
Законы экологии - 3 часа
Биоиндикация окружающей среды.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Наблюдение за погодой - 33 часа
Знакомство с лаб. Оборудованием. Наблюдение за погодой.
Из чего складывается погода?
Регистрация температуры
Доклады учащихся
Регистрация температуры
Максимальная и минимальная температура
Изменение дневной температуры
Облака
Направление ветра
Направление ветра
Сила ветра
Регистрация осадков
Регистрация осадков
Оценка метеорических наблюдений
Влияние погоды на организм
Знакомство с лабораторным оборудованием. Основы биологического практикума - 8 часов
Знакомство с лаб. Оборудованием. Основы биологического практикума
Прорастание семян
Прорастание семян
Глубина заделки семян
Симбиоз в природе
Паразитизм в природе
Подведение итогов работы кружка - 2 часа
Подведение итогов работы кружка
Содержание изучаемого курса
Введение - 2 часа
Экология - наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой. Методы исследования в экологии.
-
Изучение комнатных растений живого уголка - 12 часов
Приспособленность. Экологический фактор. Видовое название организмов. Правила ухода за комнатными растениями. Значение комнатных растений в жилище человека.
-
Изучение природного сообщества - экосистемы - 6 часов
Гербарий. Описание растений и животных. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Естественное и искусственное сообщество.
-
Экологическое состояние окружающей среды - 4 часа
Мониторинг, биоиндикация, загрязнение, сбросы, выбросы, анализ проб воды и воздуха
-
Экологический мониторинг - 8 часов
Значение экологических игр.
Экологические группы растений и животных по отношению к определенному фактору окружающей среды. Приспособленность и ее относительный характер.
-
Законы экологии - 3 часа
Закон минимума (либиха). «Бочка Либиха», законы Коммонера.
Здоровье человека. Гармония с природой. Охрана животных и растений. Связь человека с живой природой. Экологическая культура. Загрязнение мирового океана, загрязнение почв, неконтролируемая вырубка лесов, неконтролируемая добыча полезных ископаемых и т. д.
6. Знакомство с лабораторным оборудованием. Наблюдение за погодой - 33 часа
7. Знакомство с лабораторным оборудованием. Основы биологического практикума - 8 часов
8. Подведение итогов работы кружка - 2 часа
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
-
Обеспечение программы методическими видами продукции (игры, беседы, конкурсы, конференции, экскурсии):
- биологическая игра «Эволюция»
- экологические игры:
-
«Жалоба директору школы»
-
«Цепи питания»
-
«Непригодная тропа» и т.д.
(сайт: ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm)
- Экскурсия в природное сообщество
- Экскурсия в зоологический музей
- Экскурсия в музей воды
- Экологические тропы
-
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов
Перед проведением лабораторных и практических работ перед учащимися необходимо четко сформулировать цель проводимой работы, а также значимость получаемых умений. Учителю и учащимся необходимо заранее отобрать необходимое оборудование и изучить детально ход предлагаемой работы. При проведении биологических экспериментов ученики должны вовремя отслеживать результаты эксперимента, его ход, проводить сравнительные описания контрольных и экспериментальных групп. Результаты лабораторных работ, экспериментов должны быть сведены к формулировке вывода, составлению сводной таблицы, либо оформлению графиков. Данные некоторых лабораторных работ и экспериментов должны быть отображены в исследовательских работах кружка.
-
Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы
Лекционный материал:
Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия
Правила поведения в естественном сообществе
Сравнение искусственных сообществ с естественными.
Экология как наука, ее методы.
Экологический мониторинг. Методика сбора проб воды.
Биоиндикация окружающей среды.
Экологические проблемы и здоровье человека
Реабилитация человека при помощи средств природы
Памятники природы
Охрана растений
Красная книга
Эффективное потребление энергии. Альтернативные источники энергии.
Проблемы утилизации отходов. Вторичное производство.
Экология и экономика.
На пути к устойчивому развитию
Тематика опытнической и исследовательской работы:
Исследование видового многообразия комнатных растений кабинета биологии. Составление перечня.
Составление этикеток с указанием названий растений, а также списка с указанием родины, семейства, особенностями ухода.
Изучение вредителей комнатных растений и методов борьбы с ними.
Практическая работа: «Подкормка комнатных растений»
Разработка презентации: «Путешествие с комнатными растениями» (фотоотчет)
Исследование черт приспособленности комнатных растений к условиям окружающей среды.
Практическая работа: «пересадка комнатных растений, их черенкование, правильная расстановка»
Создание искусственной экосистемы (флорариума либо аквариума)
Описание природного сообщества (яблоневый сад, школьная аллея) по плану
Определение видов растений и животных, методика составления гербария
Экскурсия: «Оценка экологического состояния поселка Лаголово»
Проектирование учебно-опытного участка на следующий год
Определение содержания в пробах воды из разных источников загрязняющих веществ (фосфатов, нитратов, солей свинца).
Анализ и сравнение обнаруженных загрязняющих веществ в различных пробах воды
Написание исследовательской работы: «Загрязнение водоемов на территории Ломоносовского района. Причины загрязнений и меры их устранения»
Решение творческих экологических задач
Разработка учебных таблиц по экологии
Экологические модели
Прокладывание экологических троп
Список литературы
Для учителя:
-
Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. - СПБ.: Наука, САГА, 2005. - 137 с.
-
Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. М.: 5 -е издание, 2005. - 192 с.
-
Миркин Б.М. Игры на уроках биологии. 9-11 кл. /Миркин Б. М., Наумова Л. Г. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 271 с.
-
Басов В.М. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений. Учебное пособие. - М. Книжный дом «Либроком», 2010. - 240 с.
-
Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей) . М. «Просвещение», 1971 г.
-
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. Руководство для изучения зоологии в природе. Для учащих, учащихся и любителей природы. Часть 1. Ленинград. 1925 год.
-
Новоселов А.А., Комнатное растениеводство методом водных культур. Пособие для учителей средней школы. Москва. 1959 год
-
Зернов С.А. Общая гидробиология. Москва 1934
-
Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В.Резько. -Мн. : ООО «Харвест», 1999. - 528 с.
Для учащихся:
-
Томанова З.А. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области: учеб. пособие для 10-11 классов / З.А. Томанова, М.А. Шаталов, А.Н. Любарский. - 2-е изд. - СПб.: Специальная Литература, 2-010 - 158 с.: ил.
-
Пуговкин А.П. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразоват. Учреждений/А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина, В.С. Михеев. - М. Просвещение, 2002. - 112 с.
-
Яковлева А.В. Лабораторные и практические занятия по биологии: Общая биология: 9 кл. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 80 с.
-
Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии/ - 2-е изд., исп. И доп. - М. : ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 64 с. Ил.
-
Мансурова С.Е. Практикум по общей биологии. 10-11 / С.Е. Мансурова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 79 с.
-
Веселые эксперименты для детей. Биология. А. ван Саан. Питер. 2011
-
Пономарева И.Н. Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова; под. Ред. И.Н. Пономаревой. - М. Вентана-Граф, 2010. - 400 с. ил.
-
Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2001. - 240 с.; ил.
-
Прядко К.А., Понятия и определения: Экология/Словарик школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. - 64 с.
-
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Ред. коллегия: М. Аксенова, ,В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева идр. - М.: Аванта +, 2005. - 448с. : ил.