Разработка урока Тема: «Нервная система позвоночных. Органы чувств»

Тема: «Нервная система позвоночных. Органы чувств» Цели урока: Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: «нервная система» «отделы головного мозга» «боковая линия» «кора» извилины, борозды веки виды органов чувств; показать значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать  логические выводы. Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе. Тип урока: комбинированный урок с элементами практической работы Формы работы: ·        Фронтальная; ·        Индивидуальная; ·        групповая. Средства обучения: Учебник, карточка с дополнительной информацией и с заданиями, презентация, модели головного мозга животных.   1 Приветствие учащихся. 2 Проверка Д\З
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель биологии: Огурцова Татьяна Петровна г. Павлодар

Урок биологии -7 класс

Тема: «Нервная система позвоночных. Органы чувств»

Цели урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: «нервная система» «отделы головного мозга» «боковая линия» «кора» извилины, борозды веки виды органов чувств; показать значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных

Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать логические выводы.

Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.

Тип урока: комбинированный урок с элементами практической работы

Формы работы:

  • Фронтальная;

  • Индивидуальная;

  • групповая.

Средства обучения:

Учебник, карточка с дополнительной информацией и с заданиями, презентация, модели головного мозга животных.


1 Приветствие учащихся.

2 Проверка Д\З

Учитель Какие системы органов мы изучили?

Учитель Какую систему органов начали изучать на прошлом уроке?

- нервную систему

Учитель С помощью выполнения теста мы проверим на сколько хорошо вы усвоили данную тему- 4минуты

1 Вариант

1 Сложное поведение, забота о потомстве, защита от хищников обусловлено развитием

  1. Дыхательной системы

  2. Метаморфозом

  3. Пищеварительной системы

  4. Нервной системы

2 Нервные клетки соединены между собой ветвистыми отростками, которые образуют

  1. Нервную сеть

  2. Подглоточный узел

  3. Окологлоточное нервное кольцо

  4. Нервную цепочку

3 У насекомых, пауков, раков, червей нервная система

  1. Рассеянная

  2. В виде нервной сети

  3. Централизованная

  4. Разбросана

4 Ответ организма на внешний раздражитель с помощью нервной системы

  1. Сигнал

  2. Рефлекс

  3. Аксон

  4. Метаморфоз

5 Вид рефлекса который передается по наследству

  1. Условный

  2. Безусловный

  3. Вставочный

  4. Ответная реакция

6 Выход из икринки, самостоятельный поиск пищи- это пример

  1. Вставочного рефлекса

  2. Промежуточного рефлекса

  3. Условного рефлекса

  4. Безусловного рефлекса

2 Вариант

1 Специализированные нервные клетки впервые появляются у

  1. Пауков

  2. Земноводных

  3. Кишечнополостных

  4. Млекопитающих

2 Нервные клетки гидры делятся на

  1. Двигательные и реагирующие

  2. Чувствительные и двигательные

  3. Двигательные и вставочные

  4. Вставочные и чувствительные

3 Нервная система дождевого червя состоит из

  1. Нейронов, дендритов, аксонов

  2. Нервной сети и нервных клеток

  3. Подглоточного узла и нейронов

  4. Надглоточного, подглоточного узла и нервной цепочки

4 Выбери правильную последовательность этапов рефлекса

  1. Восприятие возбуждения, передача и ответная реакция

  2. Ответная реакция, восприятие передача

  3. Передача возбуждения и ответная реакция

  4. Нейрон, передача, аксон

5 Вид рефлекса не передается по наследству

  1. Условный

  2. Безусловный

  3. Вставочный

  4. Ответная реакция

6 Кормление аквариумных рыбок сопровождается включением лампочки - это пример

  1. Вставочного рефлекса

  2. Безусловного рефлекса

  3. Условного рефлекса

  4. Промежуточного рефлекса

Учитель предлагаю вам обменятся работами и проверить выполнение теста с предоставленным ключом. Выставить оценку в зависимости от количества правильных ответов 2 минуты

Учащиеся проверяют работы и выставляют оценки

6 ответов оценка - «5»

5 ответов оценка- «4»

4, 3 ответа оценка - «3»

2 ответа оценка - «2»

Ответы

1 вариант

1D

2A

3C

4B

5B

6D

2 вариант

1C

2B

3D

4A

5A

6C

Учитель Ученики которые получили оценку 5 поднимите ручки -1 минута

Оценку 4

Оценку 3

Оценку 2

Включить первый слайд-1

Учитель Тесты оставьте на столе. Оценка за тест будет одной из составляющей оценки за урок .

3 Мотивация. Выход на новую тему. Целепологание 4-5 минут

Учитель Отвечая на тест мы повторили значение нервной системы, рефлекс и его виды. Сегодня на уроке эти знания нам пригодятся для продолжения изучения темы нервная система.

Учитель Внимание на экран Перед вами животные и желтым цветом обозначена нервная система. Вспомните и определите, какой тип нервной системы у гидры и дождевого червя.

- ответы учащихся Нервная сеть и централизованная подглоточный и надглоточный нервный узел инервная цепочка

Учитель Мы рассмотрели нервную систему беспозвоночных. А нервная система рыб похожа на нервную систему гидры и дождевого червя

- нет

Включить 2 слайд (название темы)

Учитель Поэтому мы сегодня будем изучать нервную систему позвоночных. А с нервной системой всегда связаны органы чувств. Рассматривая эту тему, мы будем рассматривать и органы чувств

Темой нашего урока будет

…………………………………………………………………………………… (запись темы и даты в тетради)

Учитель Ребята как вы думаете, что нам сегодня предстоит узнать на уроке

- ответы учащихся

Учитель обобщает ответы учащихся

Второй раз щелкнуть на 2 слайд и выходят задачи

1. Какое строение имеет нервная система позвоночных?

2. Сколько отделов головного мозга и как называются отделы головного мозга?

3. Какие органы чувств есть у животных?

4. Как влияет изменение отделов головного мозга на развитие органов чувств и поведение животных?

4 Изучение новой темы

Учитель. Чтобы достичь наших целей, нам необходимо выполнить следующую работу

Слайд -3

Учитель Ребята обратите внимание на позвоночных животных. Что общего вы ведете у всех позвоночных?

-ответ учащихся у всех нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов

Учитель правильно

Слайд -4

.Заполните в тетради следующую схему

СРазработка урока Тема: «Нервная система позвоночных. Органы чувств»Разработка урока Тема: «Нервная система позвоночных. Органы чувств»Разработка урока Тема: «Нервная система позвоночных. Органы чувств»троение нервной системы позвоночных

Учитель От отделов головного и спинного мозга отходят нервы которые регулируют работу органов чувств

Учитель. Какие отделы головного мозга есть у позвоночных и органы чувств и как они развиты мы сможем определить, обратившись к параграфу 49 стр.170-173Для этого мы будем заполнять таблицу Вы делайте в таблице пометки: есть или нет, этот отдел мозга у этой группы животных, и органы чувств, как развит он по сравнению с другими животными? Хорошо плохо сильно или слабо. После заполнения таблица остается у вас. Недостающую информацию можно восполнить пользуясь дополнительной информацией , которая имеется на каждом столе (показать лист) Время на заполнение таблицы 5 минут

Учитель Охарактеризуйте строение отделов головного мозга и обратите внимание на особенности.

(1 вариант)

Классы животных

Отделы головного мозга

Передний

Средний

Промежуточный

Мозжечок

Продолговатый

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

(2 вариант)

Классы животных

Органы чувств

Зрение

Обоняние

Осязание

Вкуса

Слуха

Боковая линия

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие


Включить слайд 5 через 4,5 минуты

Учитель Т.о, таблицу мы заполнили. Внимание на экран. Давайте сверим полученную вами информацию с презентацией на слайде. - 4,5 минут

Учитель Что общего в строении головного мозга

-…….у всех есть отделы головного мозга

Включить слайд -6

Учитель Каковы особенности в строении головного мозга?

-…………..

Включить слайд -7

(демонстрация слайда с таблицей отделы головного мозга, краткое пояснение учителя)

Включить слайд - 8

(выполняем задание на закрепление знаний отделов г. М.)

Учитель что общего в строении органов чувств ?

-………………….

Включить слайд 9,10

Учитель Каковы особенности строения органов чувств у позвоночных

-…………………

Включить слайд -11

(демонстрация слайда с таблицей отделы органы чувств )

Включить слайд -12

(Демонстрация слайда с заданиями по органам чувств)

Демонстрация слайда - 13 выводы

Учитель Выводы записываем в учебный лист по имеющимся заготовкам-

3 минуты

1. У всех позвоночных головной мозг состоит из

5 отделов

2. Увеличение размеров отделов головного мозга влияет на

поведение животного и развитие органов чувств

3. У всех позвоночных есть органы чувств только у рыб

есть боковая линия

4. Сильнее всего развит мозжечок у

птиц и млекопитающих

5. Сильно развит передний мозг и его кора

у млекопитающих

Учитель задает вопросы устно ( чтобы раскрыть4-ю задачу на уроке как влияет развитие г.м. на поведение и органы чувств)- 4 минуты

1 Почему нельзя громко разговаривать когда ловишь рыбу?

2 Посмотрите на рисунок в учебнике. СТР. 171 рис 127 Найдите головной мозг рыбы и земноводного. У кого мозжечок более развит и объясните почему?

- …………………(ответы учеников)

3 выступление ученицы с сообщением Ерохина Д

Учитель каждая группа получает модель головного мозга. Необходимо определить к какому классу животных принадлежит ,в группе показать отделы головного мозга. Подготовить выступающего от группы Использовать рис учебника 127 стр.171 время 2 минуты Время 2 минуты на подготовку

Учитель каждой группе предлагается выступить Назвать кому принадлежит и показать отделы головного мозга при этом называя отделы головного мозга

Выступление учащихся 2,5 минуты

Учитель Предлагаю выполнить следующее задание НА нахождение соответствия время выполнения 3- минуты На столах лежат карточки оранжевого цвета

1Вкус

2 Веки

3 Кора

4 Безусловный рефлекс

5 Обоняние

1Защищают глаза от засорения

2 Чувствительные клетки размещены в ротовой полости

3 У млекопитающих она покрывает передний мозг и имеет борозды и извилины

4 В передней части головы есть 2 отверстия которые ведут в

5 Помогает выжить передается по наследству

1 Нервных окончаний

2 Орган слуха

3 Боковая линия

4 Глазные мышцы

5 Условный рефлекс

1Вырабатывается в течении жизни не передается по наследству

2 Особый орган чувств у рыб

3 Благодаря им животные могут вращать глазами

4 Позволяет слышать звуки

5 Головной и спинной мозг соединяясь со всеми органами с помощью

1 Боковая линия

2 Осязание

3 Зрение

4 Развитие мозжечка

5 Спинной мозг

1 Продолговатый мозг переходит в

2 Малоподвижный образ жизни земноводных связан со слабым

3Благодаря органу чувств выслеживают добычу и уходят от опасности

4 Усики рыб выполняют

5 Она позволяет ощущать давление и силу воды

1 Вкусовые точки

2 Передний мозг

3 Слух

4 Орган осязания

5 Орган обоняния

1Развит слабо у лягушки и жабы

2 У земноводных развит сильнее чем у рыб и разделен на 2 полушария

3Лягушки и жабы имеют хороший

4 расположены у рыб на голове, теле плавниках

5 Развит слабо у лягушки и жабы

1 Нервная система

2 Орган слуха

3Осязание

4 Условный рефлекс

5 Передний мозг

1 Из пяти отделов головного мозга у млекопитающих особенно развит

2 Позволяет слышать звуки

3 Вырабатывается в течении жизни не передается по наследству

4Состоит из голоного мозга, спинного мозга и нервов

5 Усики рыб выполняют

Учитель. Предайте работы по часовой стрелке следующей группе выполните проверку правильности выполнения задания. Карточки с ответами малинового цвета

Ученики проверяют работу

Учитель За 5 правильных ответов оценка 5

4 -4

3-3

Учитель Это вторая составляющая итоговой оценки за урок

Учитель Из перечисленного найдите лишнее и объясните почему 1 минута

1 Передний, средний. Промежуточный, рефлекс , продолговатый, мозжечок

2 Головной мозг, веки, спинной мозг, нервы

3 Обоняние ,зрение, условный рефлекс, осязание, слух

4 Передний мозг, кора, борозды , боковая линия, извилины,

5 Рефлекс, вкус, врожденный, приобретенный, условный.

5 Рефлексия 2 минуты

Учитель Какие цели мы ставили перед собой вначале урока? нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?

(показать слайд с вопросами)

6 Итоговое задание определить верное или не верное утверждение + или - 3минуты

1 Нервная система состоит из головного спинного мозга и отходящих от них нервов +

2Усики рыб выполняют обонятельную функцию -

3 Боковая линия позволяет ощущать давление воды силу и направление течения +

4 Органы осязания и обоняния у лягушки развиты хорошо -

5 Головной мозг состоит из 6 отделов -

6 У млекопитающих сильно развит передний мозг и его кора +

7 Рыбы не различают вкус еды -

8 Головной и спинной мозг соединяется со всеми органами с помощью нервных окончаний +

9 Условный рефлекс передается по наследству -

10 Безусловный рефлекс -это оборонительный +

Итоги 4 минуты

Учитель В карточке есть таблица впишите ваши оценки полученные за урок

1 оценка за д\з тест

2 оценка за работу в группе

3 оценка за определение верного и неверного утверждения

Оценка за урок складывается из оценки за д.з + оценка за выполнение задание на соответствие и оценка за выполнение итогового графического теста

И делится на 3

Учитель Что хорошо запомнилось? Что вызвало затруднение? 2 минуты

Домашнее задние - 1 минута

Ученики с оценкой 5- найти информацию Каково значение продолговатого мозга в жизни животных и почему его называют важным органом жизни

Ученики получившие оценку 4 прочитать п 49 составить кроссворд 10 вопросов

Ученики получившие оценку 3-2 читать учить пересказывать дома п 49

© 2010-2022