Рабочая программа по биологии 7 класс, учебник В. В Латюшкин, В. А. Шапкин

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с. Вязовка

Екатериновского района Саратовской области






Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

На заседании МО естественно-математического цикла

Председатель МО:

Заместитель директора по УВР

Директор школы:

«____»______________2014г

«____»______________2014г

Приказ №__ «___»___________2014г.

(Харитонова Н.П.)

(Барданова Е.Ф.)

(Щербакова Н.А.)







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАССА


ТОЛКАЧЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ


УЧИТЕЛЯ 1 КАТЕГОРИИ









2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение темы «Многообразие животных» (37 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных», т.к. некоторые вопросы данной темы изучались в предыдущем разделе.

С целью более полного усвоения материала увеличено количество часов на изучение тем «Индивидуальное развитие животных» (4 часа), «Развитие животного мира на Земле» (4 часа), «Биоценозы» (6 часов), «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» (7 часов) за счет часов резервного времени.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007.
































Учебно-тематический план


по____________биологии

предмет

Класс______7

Учитель_Толкачева Ирина Александровна

Количество часов

Всего______70 час; в неделю______2_____ час.

Плановых контрольных уроков _____4______,лабораторные работы ___7___; экскурсии _2__

Административных контрольных уроков _________ч.

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений

Учебник: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007.

название, автор, издательство, год издания



п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата

План

Факт


Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)


1.

История развития зоологии

1

03.09


2.

Современная зоология

1

08.09



Многообразие животных (37 часов)


3

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

1

10.09


4

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории

1

17.09


5

Тип Губки: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

1

22.09


6

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

1

24.09


7

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

1

29.09


8

Тип Круглые черви

1

01.09


9

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, или Полихеты

1

06.10


10

Классы кольчецов: Малощетинковые, Пиявки. Л.Р. №1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»

1

08.10


11

Тип Моллюски. Общая характеристика. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

1

13.10


12

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

1

15.10


13

Тип Иглокожие. Классы

1

20.10


14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные. Л.Р. №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»

1

22.10


15

Класс Паукообразные

1

27.10


16

Класс Насекомые. Л.Р. №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»

1

29.10


17

Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки

1

10.11


18

Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

1

12.11


19

Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

1

17.11


20

Отряд насекомых. Перепончатокрылые

1

19.11


21

Обобщающий урок по теме: «Беспозвоночные животные». Зачет

1

24.11


22

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

1

26.11


23

Классы рыб: Хрящевые, Костные. Л.Р. №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

1

01.12


24

Класс Хрящевые рыбы. Отряды Акулы, Скаты

1

03.12


25

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

1

08.12


26

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

1

10.12


27

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

1

15.12


28

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы

1

17.12


29

Класс Птицы. Отряд Пингвины. Л.Р. №5 «Изучение внешнего строения птиц»

1

22.12


30

Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

1

24.12


31

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные

1

29.12


32

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

1

12.01


33

Экскурсия №1: «Изучение многообразия птиц»

1

14.01


34

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

1

19.01


35

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

1

21.01


36

Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

1

26.01


37

Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

1

28.01


38

Отряд млекопитающих: Приматы

1

02.02


39

Обобщающий урок по теме «Хордовые». Зачет

1

04.02



Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)


40

Покровы тела.

1

09.02


41

Л.Р. №6: «Изучение особенностей различных покровов тела»

1

11.02


42

Опорно-двигательная система

1

16.02


43

Способы передвижения животных. Полости тела

1

18.02


44

Органы дыхания и газообмен

1

25.02


45

Органы пищеварения.

1

02.03


46

Обмен веществ и превращение энергии

1

04.03


47

Кровеносная система. Кровь

1

11.03


48

Органы выделения

1

16.03


49

Нервная система.

1

18.03


50

Рефлекс. Инстинкт

1

01.04


51

Органы чувств.

1

06.04


52

Регуляция деятельности организма

1

08.04


53

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

1

13.04



Индивидуальное развитие животных (4 часа)


54

Продление рода. Органы размножения

1

15.04


55

Способы размножения животных. Оплодотворение

1

20.04


56

Развитие животных с превращением и без превращения

1

22.04


57

Периодизация и продолжительность жизни животных. Л.Р. №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

1

27.04



Развитие животного мира на Земле (4 часа)

58

Доказательства эволюции животных

1

29.04


59

Дарвин о причинах эволюции животного мира

1

04.05


60

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

1

06.05


61

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

1

13.05



Биоценозы (4 часов)

62

Естественные и искусственные биоценозы

1

18.05


63

Факторы среды и их влияние на биоценозы

1

20.05


64

Цепи питания. Поток энергии

1

15.05


65

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия №2: «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»

1

27.05



Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)


66

Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных

1



67

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

1



68

Охрана и рациональное использование животного мира

1



69

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

1



70

Заключительный урок по курсу: «Биология: животные. 7 класс»

1












Содержание программы

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Тема 1. Многообразие животных (37 часов)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №1: Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №2: Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №3: Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №4: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №5: Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия: Изучение многообразия птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильмов.

Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

Покровы тела.

Лабораторная работа №6: Изучение особенностей различных покровов тела

Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Тема 3. Индивидуальное развитие животных (4 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа №7: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Тема 4. Развитие животного мира на Земле (4 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

Тема 5. Биоценозы (4 часов)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.








































Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения биологии ученик должен

знать / понимать

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения организмов животных разных систематических групп.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

- оказания первой помощи при укусах животных;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.









Список литературы


1. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.

2. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2010.

3 Латюшин В.В., Шапкин В. А.. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2005.

4. Латюшин В. В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/ В. В. Латюшин, Е.А. Ламехова. - М.: Дрофа, 2007.- 144с.

Адреса сайтов в Интернете:

  1. bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  2. bio.nature.ru - научные новости биологии

  3. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.


© 2010-2022