• Преподавателю
  • Биология
  • Разработка урока по биологии в 6 классе «Лист - боковая часть побега. Внешнее строение и разнообразие листьев»

Разработка урока по биологии в 6 классе «Лист - боковая часть побега. Внешнее строение и разнообразие листьев»

Урок 6-Б     Тема: «Лист - боковая часть побега. Внешнее строение и разнообразие листьев»   Цель: - сформировать понятие о строении листа, как важной составной части побега; - познакомить учащихся с разнообразием простых сложных листьев, способами; расположения их на стебле; - типами жилкования; - формировать умения распознавать листья по морфологическим признакам.     Оборудование:   - раздаточный материал (простые, сложные листья с разным жилкованием) - комнатные растения с разной формой листо... Какие органы выделяют у растения? (вегетативные, генеративные) 2. Назовите вегетативные органы? (корень, побег: стебель, почки, листья) 3. Значение корня? 4. Значение стебля? 5. А как вы думаете, какое значение имеют листья? 6. Что такое лист? 7. Одинаковые ли у растений листья?     III. Мотивация новых знаний учащихся.   Не одно столетие потратили ботаники всех времён и народов на разгадку сложной задачи - «зачем растению лист?». Для чего? Человек упорно отказывался видеть в нём пользу. Чего только не придумывали о нём! «Утеха взора» (зелёный цвет приятен ... Изучение нового материала. 1.Разнообразие листьев: карлики - ряска гиганты - листья Виктория d=2 м длинные: - у пальмы раджа -о-ва Инд. Океана L~ 19 м (листовая пластинка) ~ 4 м Количество листьев: всего у кипариса ~ 45 - 50 млн. На дубе до 250 тысяч 2.Лист - боковая часть побега (почему?) 3.Внешнее строение (Герань, Гибискус, Каланхоэ а). Черешковые. -рассмотрите эти растения, из каких частей состоит их лист? -какой частью прикрепляются к стеблю? -как называются такие листья? б). Алое, традесканция, Рео -из каких ...   Форма листовой пластинки: овальная, яйцевидная, сердцевидная, линейная, округлая, стреловидная и т.д. Края листовой пластинки: зубчатые, пильчатые, выемчатые, городчатые, цельнокрайние. Расчлененность листовой пластинки: лопастной- до 1/3 ширины полуметра, раздольный - до 1/2ширины полуметра, рассечённый - до главной жилы листа.   Работа в тетради. Стр. 14, задание 3 -рассмотрите листья, прочитайте варианты названий -подпишем название листьев по №   Сложные листья. Работа с учебником стр. 80 ... Рассмотрите листья а) сколько частей можно выделить? б) как они называются? в) какой частью прикрепляются к стеблю? г) как называются такие листья? е) сделайте рисунок, обозначьте на нем: 1) черешок 2) листовую пластинку 3) прилистники   Рассмотрите листья а) какие части имеют листья этих растений? б) какой частью лист прикрепляется к стеблю? в) как называются такие листья? г) сделайте рисунок.   Выберите простые листья а) по какому признаку вы будете их отбирать?   Рассмотрите рисунок 80 стр.81. а) какие виды сложных листьев выделяют? б) какие растения имеют такие листья? в) зарисовать и подписать название сложных листьев.   Выберите сложные листья а) по какому признаку вы будете их отбирать?   Рассмотрите листовую пластинку а) что находится на листовой пластинке? б) какие типы жилкования различают? в) отберите листья с сетчатым, параллельным и дуговым жилкованием.   Определите типы расположения листьев у комнатных растений; зарисуйте типы листорасположения и подпишите названия.   Сделайте вывод, ответив на вопрос; Что общего в строении листьев.                                           ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА   Тема: Строение и разнообразие листьев.   Цель: - изучить строение листа; - научиться определять типы листьев, жилкование, листорасположения.   Оборудование: комнатные растения, гербарии, таблицы, учебник.   Ход работы.   Рассмотрите листья а) сколько частей можно выделить? б) как они называются? в) какой частью прикрепляются к стеблю? г) как называются такие листья? д) сделайте рисунок, обозначьте на нем: 1) черешок 2) листовую пластинку 3) прилистники   Рассмотрите листья а) какие части имеют листья этих растений? б) какой частью лист прикрепляется к стеблю? в) как называются такие листья? г) сделайте рисунок.   Выберите простые листья а) по какому признаку вы будете их отбирать?   Рассмотрите рисунок 80 стр.81. а) какие виды сложных листьев выделяют? б) какие растения имеют такие листья? в) зарисовать и подписать название сложных листьев.   Выберите сложные листья а) по какому признаку вы будете их отбирать?   Рассмотрите листовую пластинку а) что находится на листовой пластинке? б) какие типы жилкования различают? в) отберите листья с сетчатым, параллельным и дуговым жилкованием.   Определите типы расположения листьев у комнатных растений; зарисуйте типы листорасположения и подпишите названия.   Сделайте вывод, ответив на вопрос; Что общего в строении листьев.    
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 6-Б



Тема: «Лист - боковая часть побега. Внешнее строение и разнообразие листьев»


Цель:

- сформировать понятие о строении листа, как важной составной части побега;

- познакомить учащихся с разнообразием простых сложных листьев, способами; расположения их на стебле;

- типами жилкования;

- формировать умения распознавать листья по морфологическим признакам.



Оборудование:


- раздаточный материал (простые, сложные листья с разным жилкованием)

- комнатные растения с разной формой листовой пластинки,

жилкованием, расположением на стебле;

- таблицы: «Внешнее строение листа». «Разнообразие листьев»

- карточки с вопросами лабораторной работы

Понятия: лист, внешнее строение, черенок, листовая пластинка, черешковые и сидячие листья, жилкование листьев: сетчатое, параллельное, дуговое, простые и сложные листья; месторасположение: очередное, супротивное, прикорневая розетка;


Тип урока: Комбинированный, JI/p № 10 «Строение и разнообразие листьев»


Ход урока.


I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Какие органы выделяют у растения? (вегетативные, генеративные)

2. Назовите вегетативные органы? (корень, побег: стебель, почки, листья)

3. Значение корня?

4. Значение стебля?

5. А как вы думаете, какое значение имеют листья?

6. Что такое лист?

7. Одинаковые ли у растений листья?



III. Мотивация новых знаний учащихся.


Не одно столетие потратили ботаники всех времён и народов на разгадку сложной задачи - «зачем растению лист?». Для чего?

Человек упорно отказывался видеть в нём пользу. Чего только не придумывали о нём! «Утеха взора» (зелёный цвет приятен для глаз) «Услада слуха» - что возразишь против зелёного шума.

В 1667 г. итальянец Марчелло Мальпиги решил выяснить, действительно ли растению нужны листья или оно обводится для красоты. А так как он был врачом и видимо по этому он воспользовался «чисто хирургическим методом» - он оборвал листья у проростка тыквы. Как и следовало ожидать - росточек погиб. Этот опыт, конечно, не выдерживает критики.

Но заставил задуматься учёных, что лист необходим растению. Сейчас мы знаем, что «Зеленый лист - кормит всех живущих на Земле».

К. А. Тимирязев говорил: «что если самому лучшему повару дать сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросить чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, жир, зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь.

Но это, что кажется совершенно фантастическим человеку, действительно совершается в листьях.

Как это происходит? И почему в листьях мы узнаем, изучая этот вегетативный орган.

IV. Сообщение темы и цели урока.

«Лист - основная часть побега"

Внешнее строение и разнообразие листьев

Изучение этой темы - при выполнении JI/p № 10.

Откройте тетрадь на стр. 13 Л/р № 10

Поставим дату

1) какая тема лабораторной работы? 2) цель? 3) что нам понадобится для выполнения л/р?


  1. Изучение нового материала.

1.Разнообразие листьев: карлики - ряска

гиганты - листья Виктория d=2 м

длинные: - у пальмы раджа -о-ва Инд. Океана

L ~ 19 м (листовая пластинка) ~ 4 м

Количество листьев: всего у кипариса ~ 45 - 50 млн.

На дубе до 250 тысяч

2.Лист - боковая часть побега (почему?)

3.Внешнее строение (Герань, Гибискус, Каланхоэ

а). Черешковые.

-рассмотрите эти растения, из каких частей состоит их лист?

-какой частью прикрепляются к стеблю?

-как называются такие листья?

б). Алое, традесканция, Рео

-из каких частей состоит лист этих растений?

-как они прикрепляются к стеблю?

-как называются такие листья?

4.Работа в тетраде.

-что изображено на рисунке в верхнем левом углу?

-что обозначают цифры 1, 2, 3 (записали)

-а сейчас давайте заполним прописи в тетрадке.

5.Многие растения, кроме черенка и листвой пластинки имеют особые выросты - Прилистники

Работа с учебником $ 29. (стр. 80)

-найдите в учебнике - Что такое прилистники?

-какой вид имеют прилистники?

-каково их значение?

6.Листья простые и сложные.

- с чем связано такое название?

Таблица + карточки

Простые листья

-чем сходны простые листья?

-чем отличаются простые листья между собой?

Форма листовой пластинки: овальная, яйцевидная, сердцевидная, линейная, округлая, стреловидная и т.д.

Края листовой пластинки: зубчатые, пильчатые, выемчатые, городчатые, цельнокрайние.

Расчлененность листовой пластинки: лопастной- до 1/3 ширины полуметра, раздольный - до 1/2 ширины полуметра, рассечённый - до главной жилы листа.

Работа в тетради. Стр. 14, задание 3

-рассмотрите листья, прочитайте варианты названий

-подпишем название листьев по №

Сложные листья. Работа с учебником стр. 80 рис. 81

1.Какие виды сложных листьев выделяют?

2.Какие растения имеют такие листья?

Итак: Чем простые листья отличаются от сложных листьев?

7.Работа с раздаточным материалом (засушенные листья)

отберите образцы с листьями

I вариант II вариант

Простые Сложные

по какому признаку отбирали?

8.Работа в тетради № 4

Назовите и запишите у каких растений

Простые Сложные

листья листья

Итак, мы выполнили с вами л/р и сейчас сделаем вывод, ответив на?

В тетради (письменно)

1.Чем отличаются черенковые листья от сидячих?

2.Чем отличаются простые листья от сложных?

3.Что общего в строении листьев?

А сейчас продолжим работу в тетради по биологии

Карточки + рис. 78 ,параграф 29.

9.Рассмотрите листовые пластинки:

-что находится на листовой пластинке?

-прочитайте в учебнике, что такое жилки?

-значение жилок?

Тип жилкования

Сетчатое Дуговое Параллельное

-Листьев на стебле или стволе растения много и на каждый из них падает свет.

как объяснить такое явление?

10.Листорасположение?

- что такое?

- как вы думаете, какие виды месторасположения можно выделить у растения?

Схема в тетрадь Листорасположение + рисунок

Очередное Супротивное Мутовчатое

+ прикорневая розетка

+ листовая мозаика

Итог урока: Что вы узнали сегодня на уроке?

Д/з параграф 29 ( читать, отвечать на вопросы? )

Составить характеристику по плану:

1.название растения

2. листья черешковые или сидячие

3. листья простые или сложные

4. тип желкования

5. листорасположение.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА


Тема: Строение и разнообразие листьев.


Цель:

- изумить строение листа;

- научиться определять типы листьев, жилкование, листорасположения.

Оборудование: комнатные растения, гербарии, таблицы, учебник.


Ход работы.

  1. Рассмотрите листья

а) сколько частей можно выделить?

б) как они называются?

в) какой частью прикрепляются к стеблю?

г) как называются такие листья?

е) сделайте рисунок, обозначьте на нем:

1) черешок 2) листовую пластинку 3) прилистники


  1. Рассмотрите листья

а) какие части имеют листья этих растений?

б) какой частью лист прикрепляется к стеблю?

в) как называются такие листья?

г) сделайте рисунок.


  1. Выберите простые листья

а) по какому признаку вы будете их отбирать?


  1. Рассмотрите рисунок 80 стр.81.

а) какие виды сложных листьев выделяют?

б) какие растения имеют такие листья?

в) зарисовать и подписать название сложных листьев.


  1. Выберите сложные листья

а) по какому признаку вы будете их отбирать?


  1. Рассмотрите листовую пластинку

а) что находится на листовой пластинке?

б) какие типы жилкования различают?

в) отберите листья с сетчатым, параллельным и дуговым жилкованием.


  1. Определите типы расположения листьев у комнатных растений; зарисуйте типы листорасположения и подпишите названия.


  1. Сделайте вывод, ответив на вопрос;

Что общего в строении листьев.






















ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА


Тема: Строение и разнообразие листьев.


Цель:

- изучить строение листа;

- научиться определять типы листьев, жилкование, листорасположения.


Оборудование: комнатные растения, гербарии, таблицы, учебник.


Ход работы.


  1. Рассмотрите листья

а) сколько частей можно выделить?

б) как они называются?

в) какой частью прикрепляются к стеблю?

г) как называются такие листья?

д) сделайте рисунок, обозначьте на нем:

1) черешок 2) листовую пластинку 3) прилистники


  1. Рассмотрите листья

а) какие части имеют листья этих растений?

б) какой частью лист прикрепляется к стеблю?

в) как называются такие листья?

г) сделайте рисунок.


  1. Выберите простые листья

а) по какому признаку вы будете их отбирать?


  1. Рассмотрите рисунок 80 стр.81.

а) какие виды сложных листьев выделяют?

б) какие растения имеют такие листья?

в) зарисовать и подписать название сложных листьев.


  1. Выберите сложные листья

а) по какому признаку вы будете их отбирать?


  1. Рассмотрите листовую пластинку

а) что находится на листовой пластинке?

б) какие типы жилкования различают?

в) отберите листья с сетчатым, параллельным и дуговым жилкованием.


  1. Определите типы расположения листьев у комнатных растений; зарисуйте типы листорасположения и подпишите названия.


  1. Сделайте вывод, ответив на вопрос;

Что общего в строении листьев.




© 2010-2022