Экологический урок

Экологический урок для учеников 5-7 классов. Данный урок краеведческого характера, рассматривает заповедные места Автозаводского района Нижегородской области.В работе представлены фотографии охраняемых территорий, а также растения занесенные в красную книгу.Рассматриваются актуальные экологические проблемы представленных территорий и пути решения проблем. Урок построен на основе виртуальной экскурсии, где представленны игровые моменты. В качестве закрепления предлагается разгадать кроссворд и ре...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: Экологическое путешествие по Родному краю.

Цель: Формирование основ экологической культуры поведения детей школьного возраста.

Задачи:

  1. Расширить объем знаний об объектах природы

  2. формирование бережного отношения

  3. учить видеть красоту

Оборудование: Мультимедийное оборудование, для сопровождения слайдов.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний

Учащиеся 5-7 классов

Ход урока.

1 Организационный момент.

2 Актуализация знаний.

Над рекой родной уголок

А в окне родной огонек

Береги его, не гаси

От него светлей на Руси

(П. Синявский)

Учитель: Да, огонечек-это наши познания в мире науки, и особенно теплее становиться, когда мы познаем свой край. Я думаю, что вы все любите свой район. Хочу вас пригласить в небольшое путешествие по уникальным местам Автозаводского района.

Прочтите слова расположенные на доске

ПРИРОДА КРАСОТА РОДНОЙ ГОРОД СОЛНЦЕ РЕКА ЛЕС ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ

Думаю, все догадались о чем сегодня пойдет речь. Тема сегодняшнего урока Путешествие по Памятникам природы Автозаводского района, где мы увидим красоту природы, уникальность сохранившихся природных ландшафтов в современном городе.

  1. Новый материал.

Чтобы увидеть всю эту красоту, предлагаю отправиться на виртуальную экскурсию вдоль левого берега реки ОКА. Для этого проложим наш маршрут и определим остановочные пункты.

Карта-Схема

Экологический урокЭкологический урокЭкологический урокЭкологический урокЭкологический урокЭкологический урокЭкологический урок

Наш путь пойдет вдоль левого берега Оки - 6 остановочных пунктов:

  1. Малышевские гривы

  2. Стригиновский бор

  3. Гнилицкие дачи и Таланова роща

  4. Доскинские дачи и Смирновские дачи


Учитель: Смотрите к нам кто-то прилетел. Попытаемся отгадать загадку:

Угадайте что за птица

Света яркого боится

Клюв крючком,

Глаза пятачком

Ушастая голова

Это.. (СОВА)

Да, прилетела к нам мудрая сова. Она охраняет вход на территорию Памятников природы.

Сова: Здравствуйте! С чем ко мне пожаловали?

Учитель: Пропустите нас пожалуйста в ваше зеленое царство.

Сова: Я пропущу вас, но только тогда, когда узнаю, что вы действительно любите землю, природу и никогда не обидите лесных обитателей, наш лес очень ранимый и требует бережного отношения. Знаете ли вы правила поведения, которые надо знать тем, кто приходит к нам в гости.

Ответы детей:

1. Старайся передвигаться по лесу по тропинкам!

2. Не сори в лесу.

3. Не шуми в лесу!

4. Не губи. Знай и выполняй правила сбора лесных ягод. В лесу нет ничего лишнего. Нельзя рвать цветы. Не ломай ветки. Не бросай камни в лягушек. Не дави муравьев. Все живое связано между собой.

5. Не оставляй раны на деревьях!

6. Не разводи костров, особенно летом, в жаркую погоду.

7. Убирай мусор за собой.

Сова: Теперь я могу быть спокойна, можете продолжать свое путешествие, но помните. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы и объекты естественного, а также искусственного происхождения. Основным назначением является сохранение редких и уникальных объектов природы.

Памятник природы - это своеобразный информационный источник, расшифровать который не просто. Какие-то знания можно будет получить только спустя годы и даже столетия. Вот почему памятники природы нужно сохранять. Эстетическую ценность этих удивительных природных объектов оценить невозможно. Но именно красота мира природы затрагивает в нас самые тонкие струны души.


Станция 1 Малышевские гривы.

Взят под охрану 20.10.65 г. Площадь 149, 6 га.

Располагается на высокой пойме Оки.

Экологический урок

Представляют собой сочетание разреженных, деградированных выпасом

дубрав

Экологический урок

с культурами сосны, насаждений различных древесно-кустарниковых культур, на высоком прирусловом валу Оки и на ее высокой пойме, лугов и озер.

Здесь произрастают редкие в городе виды: Экологический урок кубышка желтая

Экологический урокирис желтый

Экологический уроксыть бурая

коровяк черный, ива пурпурная; здесь одно из немногих мест произрастания значительных зарослей одичалой облепихи. Из редких интродуцированных видов здесь произрастают

Экологический урокаморфа кустарниковая

Станция 2 Стригиновский бор

На территории Автозаводского района г. Нижнего Новгорода находится былая гордость автозаводцев - Стригинский бор. Его площадь 179 гектаров. С севера к бору примыкает посёлок Стригино, с юга он граничит с рекой Окой

Высокоствольный сосновый бор в сочетании с дубравами, заболоченными участками. Растет брусника, черника, малина, кислица, седмичник, папоротник орляк.

Экологический урок

Дивный лес, который является «памятником природы первого класса эстетической ценности», это лишь отчасти остатки дикорастущего лесного массива: в начале далёких тридцатых годов прошлого века, когда строился первый отечественный автогигант (теперь это Горьковский автомобильный завод), значительная часть современного бора была высажена нашими бабушками и дедами, настоящими героями труда. В выходные дни они ехали в кузовах грузовиков на болотину, чтобы засеять её рядами юных сосенок. Не очень грамотные и хронически усталые первостроители мечтали о том, что не только их завод станет самым-самым, но и о том, чтобы жителям нового района города жилось здорово.

Экологический урок

Экологический урок

Охраняемые :

Экологический урок

прострел раскрытый

Экологический урокполевица виноградниковая



Экологический урок

Экологический урок

Экологический урок


Шли годы, бор становился всё более популярной лесопарковой зоной. Он манил автозаводцев круглый год: по пути на пляж можно было насобирать пару-другую пригоршней земляники или душистой лесной малины. А животный мир! В бору размножились ежи, белки, лесные грызуны, на ветвях деревьев нашлось место для гнездовий разнообразных видов птиц…

Жители посёлка долго боролись за официальное придание Стригинскому бору статуса особо охраняемой зоны. Решением Горьковского Облисполкома от 1965 года паспорт и охранное обязательство были оформлены.

К сожалению, приходится признать, что мы неблагодарные потомки. С течением времени разросшийся, возмужавший бор стал всё более страдать от человека.

Экологический урок

Экологический урок

Экологический урок


Станция 3

Гнилицкие дачи (45,6 га.) и Таланова Роща (81га.)

Располагаются на первой надпойменной террасе Оки

Сочетание дубрав и сосновых боров с озерами и болотами

Экологический урок

Экологический урок

Экологический урок


Редкие виды: Фиалка Ривиниуса

Экологический урок

Щавель прибрежный

Экологический урок


  1. Станция Смирновские дачи (152 га.) и Доскиновские дачи (199,5 га.)

Расположены на первой над пойменной террасе Оки. Характерны высокоствольные дубравы, сосны, лиственницы, кустарники, озера и болота

Экологический урок



Экологический урок

Экологический урок

Редкие виды :

Адокса мускусная

Экологический урок

Росянка

Экологический урок

Овсяница лесная

Экологический урок

На территории памятников природы запрещаются:

- в пределах земель особо охраняемой природной территории деятельность, не связанная с сохранением и изучением природного комплекса, не предусмотренная законом Нижегородской области;

- изъятие, продажа и отвод земель в пределах территории государственного памятника природы, в том числе и под временные объекты, противоречащие их целевому назначению;

- любые действия, приводящие к изменению гидрологического режима территории;

- любые повреждения деревьев и кустарников;

- вырубка и выкопка живых деревьев;

- прокладывание через территорию каких-либо коммуникаций без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- стоянка и проезд автотранспорта, кроме спецавтотранспорта;

- разведение костров;

- засорение, захламление и загрязнение территории;

- порча или уничтожение растительного слоя почвы.

Сова: Вот и подошло к концу наше путешествие по царству Памятников природы. Вы увидели много интересного, необычного в природе. Главное богатство нашего города - это лес. Берегите лес, нашу национальную гордость, источник радости и здоровья людей. Лес нуждается в нашей защите, будьте его друзьями.

Учитель: Теперь мы проведем не большую игру, чтобы проверить наши полученные знания. На экране представлен кроссворд, где зашифрованы

растения, встречаемые в заказниках:

А

С

О

С

Н

А

Б

Д

У

Б

К

П

Р

О

С

Т

Р

Е

Л

Н

Н

К

О

В

С

Я

Н

И

Ц

А

Щ

А

В

Е

Л

Ь

А

К

У

О

О

Р

О

Р

О

С

Я

Н

К

А

Н

У

Ф

И

А

Л

К

А

О

А

М

А

Л

И

Н

А

И

К

А

А

Н

У

К

У

В

Ш

И

Н

К

А

И

Р

И

С

А

С

Ы

Т

Ь

Н

П

П

Б

Р

У

С

Н

И

К

А

Ответы: 1. Сосна

2. Дуб

3. Прострел

4. Овсяница

  1. Щавель

  2. Росянка

  3. Фиалка

  4. Малина

  5. Кувшинка

  6. Ирис

  7. Сыть

  8. Брусника

Рефлексия.

1.Где мы с вами сегодня побывали?

2.Что нового мы узнали о нашем крае?

3.Что бы вы посоветовали своим сверстникам?

Литература:

  1. Марш парков - 2001 на земле Нижегородской: Информационные материалы. Н.Новгород: ДОП ННГУ - ГПЗ «Керженский», 2001

  2. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 23.12.2003 № 802-Р «Об Утверждении паспортов на государственные памятники природы регионального (областного) значения г. Нижнего Новгорода»

  3. panoramio.com/photo/26419790?source=wapi&referrer=kh.google.com

  4. Биология. Все для учителя. Научно методический журнал.№11, 12 2012

  5. Мининзон И.Л. Флора Нижнего Новгорода. Третья электронная версия 2009 г.

© 2010-2022