Открытый урок по ООМ на тему В царстве грибов

Подробный конспект урока окружающего мира в 3 классе.   Организационная информация Тема урока В царстве грибов.   Предмет Окружающий мир Класс 3   Автор/ы урока (ФИО, должность)   Симонова Светлана Васильевна, учитель начальных классов Образовательное учреждение МОУ Чернослободская оош Методическая информация Тип урока (мероприятия, занятия) Урок  открытия новых знаний Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) познавательные:формировать представление о грибах, как особом царстве живой природы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую длярешения учебной задачи;  регулятивные:в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); проявлять познавательную инициативу в учебномсотрудничестве; коммуникативные: формулировать собственное... Задачи урока (мероприятия, занятия) Мотивировать учащихся на изучение предмета, имеющего  важное значение в жизни человека; прививать навыки экологической культуры; воспитывать культуру учебного труда; расширять кругозор учащихся, вырабатывать потребности поддержания собственного экологического здоровья личности.   Используемые педагогические технологии,  методы и приемы Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, проблемное обучение, наглядно-образные методы и приемы, метод рефлексии. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая Время реализации урока (мероприятия, занятия) 40 минут Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут /закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Учащиеся научатся объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы, узнают интересные  факты о  грибах.   Необходимое оборудование и материалы Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.   Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) Презентация, тексты-описания для чтения детьми, дополнительный информационный материал для групп, листы самооценки;конверты с текстами по количеству групп; картинки с изображением  грибов
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подробный конспект урока окружающего мира в 3 классе.

Организационная информация

Тема урока

В царстве грибов.

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Симонова Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ Чернослободская оош

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок открытия новых знаний

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

познавательные:формировать представление о грибах, как особом царстве живой природы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую длярешения учебной задачи;

регулятивные:в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); проявлять познавательную инициативу в учебномсотрудничестве;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учить работать в команде разного наполнения, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки ;осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, достигать положительных результатов труда, учить проводить самооценку своего учебного труда.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Мотивировать учащихся на изучение предмета, имеющего важное значение в жизни человека; прививать навыки экологической культуры; воспитывать культуру учебного труда; расширять кругозор учащихся, вырабатывать потребности поддержания собственного экологического здоровья личности.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, проблемное обучение, наглядно-образные методы и приемы, метод рефлексии.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут /закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Учащиеся научатся объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы, узнают интересные факты о грибах.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация, тексты-описания для чтения детьми, дополнительный информационный материал для групп, листы самооценки;конверты с текстами по количеству групп; картинки с изображением грибов

Ход урока:

1 этап. Организационный

Цель: Организация эмоционального настроя на урок. Создание наиболее благоприятных условий для успешной работы на уроке, создать условия для проверки готовности учащихся к уроку

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на совместную деятельность.

-Окружающий нас мир интересно познавать! Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

Мы начинаем урок окружающего мира. И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать:

«Сегодня я искал, творил,

И знанье новое открыл.

И то, что мне пришлось узнать,

Могу теперь всем рассказать»

Готовятся к уроку, занимают места в группах. Слушают учителя.

Организация рабочего места, готовность активно участвовать в уроке

2 этап. Актуализация знаний

Цель: Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться! Лес… Это сказочный мир Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. У вас на столах лежат розовые карточки. Прочитайте предложения и выберите те, в которых говорится о значении леса в жизни человека и природы.

Какое значение имеет лес в природе?

дом для животных и зверей

кислород для дыхания,

сохраняет водоемы и почву

имеет лекарственные растения

источник воды и пищи

А какую роль он играет в жизни человека?

Защитник воздуха

Место для отдыха человека

Источник ягод и грибов

Источник древесины

После учителя читают текст 3 учащихся:

-Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.

-А сколько в нём разнообразных ягод и грибов!

-Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы.Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Развитие умения самостоятельно эмоционально читать, понимать, осознавать прочитанное

3 этап. Введение в тему

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Беседа:

- Итак, мы отправляемся в лес на природу.

- Давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

-Какая бывает природа?

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает). Всё живое ученые делят на большие группы - царства. Какие царства мы с вами знаем?

- Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру «Кто внимательный?» Я называю явления живой или неживой природы, а вы будете вставать и хлопать в ладоши, если речь пойдет о живой природе, а если, неживая природа, будете сидеть молча с закрытыми глазами. Готовы?

(Проводится игра: радуга, дерево, трава, камни, птицы, звезды, звери).

Ответы детей на вопросы.

-определить цель (проблему)

-принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Природа - все, что нас окружает, человек - частица природы. Природа бывает живая, неживая.

Живое рождается, питается, растет, дышит, имеет потомство, умирает.

Живая природа делится на царства растений и животных.

Развитие умений самостоятельно объяснять, пояснять информацию, заданную с помощью краткой записи;

4 этап. Постановка проблемы, цели и темы урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: Дать возможность учащимся выявить цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Для того, чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить на уроке, отгадайте загадку?

«Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы?» (Гриб)

- О чем шла речь?

- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Живая).

- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

- Можем ли мы отнести грибы к миру растений?

- Почему? (Они растут на земле).

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

- А к миру животных? (Тоже нет).

- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы)

- Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

Какова тема нашего урока? (В царстве грибов)

Верно, мы сегодня отправимся в царство грибов.

- Какие же цели мы поставим для проведения урока?

- Что бы вы хотели узнать о грибах?

Из каких частей …?

Какие ….?

Как … ?

Дети дают ответ:Грибы

Постановка проблемы, формулировка своих затруднений, возникших при ответе;

отсутствие боязни совершить собственные ошибки, участие в их обсуждении

Развитие умений принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания (Р).




Из каких частей состоит гриб? Где растут грибы? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Как правильно их собирать?

5 этап. Организация исследовательской деятельности учащихся по проблеме.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Существует целая наука, посвященная изучению грибов. Если перевести её названия то получится что «микос» - «гриб», «логос» - «наука». Она называется «микология».

И сегодня мы с вами побудем учеными - микологами.

Вспомните загадку и скажите, какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

- Давайте вместе разберемся, как называются части гриба.

Подпишите части гриба на ваших рисунках.

Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть)

- Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка)

- А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть имеют название «плодовое тело».

Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть)

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?

- Какое бы вы дали ей название?

- На самом деле подземная часть называется «грибница» или «мицелия».

- посмотрите на название частей гриба и скажите: как по - вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов.)

- Вот, грибница - это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.

6 этап. Физкультминутка для глаз

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Свежий воздух мы вдохнём -
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём!

Дети выполняют упражнения согласно физкультминутке.

7 этап. Выработка на основе полученной информации обобщенных умений, формирующих обобщенно - понятийные знания.

Цель Активизация внимания учащихся и повышение работоспособности к дальнейшей работе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Дети, а что мы сейчас делали? (собирали грибы)

- Как вы считаете, все ли подряд грибы должны собирать люди? (Нет).

- Почему? (есть грибы съедобные и есть не съедобные)

Дополняется схема на доске.

Откройте учебник на стр. 115. Рассмотрим изображения грибов. А теперь познакомимся с ними подробней с.114. Чтение текста.

Работа в парах.

- Поработаем в парах. Возьмите белые карточки. Рассмотрите изображения грибов. Вам необходимо отличить съедобные грибы от несъедобных. Рядом со съедобным грибом раскрашиваете кружочек зеленым, рядом с несъедобные - красным.

Проверка по эталону на доске.

- Поднимите руки те, кто любит собирать грибы?

- С кем выходите в лес?

- Как вы собираете грибы?

Тест «Как собирать грибы»

- А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?

- Возьмите голубые карточки. Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите «+», если нет - то ставите

«минус». Идет работа в группах по тесту (запись «Голоса леса»).

Тест «Как собирать грибы»

1.Бери лукошко и отправляйся в лес за грибами.

2.Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

3.Собирай грибы возле дороги. Ведь ты можешь заблудиться в лесу.

4.Нашёл гриб, можешь смело вырывать его.

5.Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать в сторону листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

6.Если ты нашёл ядовитый гриб, то можешь сбить его палкой или растоптать ногой.

7.Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножиком.

8.Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

9.Нельзя собирать грибы возле дорог и предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают автомобили и предприятия.

- Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.

На доске прикрепляется ключ к тесту. (Проверка работы группы).

1 2 3 4 5 6 7 8 9

- + - - + - + + +

Поднимите руки те, кто задание выполнил правильно?

Молодцы.

- Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться.

Д/з на доске:

Всем: Прочитайте статью «В царстве грибов» (учебник, с. 112-115)

Развитие умения работать в команде разного наполнения :паре, малой группе, целым классом; ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Развитие умения самостоятельно «читать» и объяснять текстовую и видеоинформацию; развитие умения составлять, понимать и объяснять простейший план действий при работе с конкретным заданием

Развитие умения понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.

работать в группах


8 этап. Рефлексия и итог урока (самооценка).

Цель: Подвести итоги достигнутого на уроке каждым учеником. Создание условий для обобщения изученного материала и определения направления дальнейшего изучения материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Учитель: На этом наше путешествие заканчивается. Опираясь на начало предложений на слайде, выскажите своё мнение о том что вы узнали нового, что было для вас интересно, может быть, удивило.

Дети высказывают своё мнение.

- На доске корзинки, у вас у каждого есть "грибы". Поставьте свой гриб в корзинку. Если вы о грибах знаете ещё не достаточно много, то вы начинающий грибник, и ваше место в первой корзинке. Если вы знаете основные грибы, умеете отличать их от несъедобных, летом ходите в лес за ними, то вы любитель - прикрепите свой гриб ко второй корзинке. Кто считает, что он хорошо разбирается в грибах, может рассказать о них, может научить других разбираться, тот поставит свой гриб в третью корзинку - он знаток грибов.

- Посмотрите, сколько у нас знатоков грибов.

Мне очень приятно было работать сегодня с вами на уроке. Спасибо

Дети дают ответы на вопрос. Проверяют свои ответы по слайду.

Умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретнымзаданием.

Развитие умения оценивать свой вклад в решение общих задач .

Познавательные УУД (умение делать выводы, обобщать и систематизировать, моделировать)

Коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать и слышать другого)

9


© 2010-2022