Рабочая программа по биологии, УМК - В. В. Пасечник (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Малиновская средняя общеобразовательная школа» Томского района













Рабочая программа

по учебному курсу

«Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.»



Разработана на основе:

Примерной программы «по биологии

Авторы: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова.»





Составитель:

Учитель биологии и химии

Гарейшина И.Г.

2015-2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта , авторской программы Биология. 9 класс авторов В.В.Пасечник, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой, «Просвещение» 2009г.

Согласно действующему учебному плану программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2009. - 96 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009. - 304 с;

а также методических пособий для учителя:

1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2009;

2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

/ 5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 - 96

Учебно- тематический план

Темы

Кол-во часов

Введение

3

Раздел 1.Уровни организации живой природы

47

Молекулярный уровень

9

Клеточный уровень

15

Организменный уровень

1

Популяционно- видовой уровень

3

Экосистемный уровень

4

Биосферный уровень

2

Раздел 2 Эволюция органического мира.

8

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле

5

Раздел 4.Основы и среда

3

Раздел 5. Биосфера и человек.

2

Итого

68

Содержание программы:

Введение (3 часа)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Раздел 1. Уровни организации живой природы (48 час)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (9 часов)

Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.

Лабораторная работа. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

Лабораторная работа. Строение клеток растений и животных.

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гены и хромосомы. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная (наследственная и ненаследственная ), изменчивость изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

Лабораторная работа. Выявление изменчивости организмов.

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно- видовой уровень (3 часа)

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Лабораторная работа. Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (4 часов)

Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Движущие силы и результаты эволюции.

Тема 1.6. Биосферный уровень (2 часа)

Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

Раздел 2. Эволюция органического мира (8 часов)

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Лабораторные работы:

• изучение морфологического критерия вида

  • Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Раздел 4.Основы экологии.(3 часа)

Экология как наука Среда - источник веществ, энергии и информации Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции... Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.

Типы экологических взаимодействий. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.

Раздел 5. Биосфера и человек.(2 часа)

Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов "риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. - М.: Дрофа, 2009. - 304 с.;

тетради с печатной основой:

В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. - М.: Дрофа, 2009. - 96 с.

а также методических пособий для учителя:

1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2009;

2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007;

Важным компонентом учебно-методического комплекта является электронные пособия

(электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 9 классе на каждом уроке можно использовать материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

bio.1september.ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература)


Название темы, урока


Оборудование и материалы.



Материалы учебника

Срок

календ.

Кор.даты

Введение.(3 ч.)

1

Биология - наука о жизни.

Таблицы с представителями царств живой природы.

Введение и § 1.

05.09.11

2

Методы исследования в биологии.

Портреты учёных - биологов.

§ 2.

07.09.11

3

Сущность жизни и свойства живого.

Таблица «Фотосинтез», «Вирусы».

§ 3

12.09.11

Часить1.Уровни организации живой природы. (48 часов)

Раздел 1.Молекулярный уровень.(9 ч.)

4

Молекулярный уровень: общая характеристика.

Схема «Уровни организации живой природы».

Текст «Уровни организации живой природы» и § 1.1.

14.09.11

5

Углеводы.

Схема «Классификация углеводов и их функции»

§ 1.2,

19.09.11

6

Липиды.

Схема «Строение и функции липидов».

§ 1.3.

21.09.11

7

Состав и строение белков.

Схема «Строение и функции белков».

§ 1.4

26.09.11

8

Функции белков.

Схема «Строение и функции белков».

§ 1.5

28.09.11

9

Нуклеиновые кислоты.

Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК».

§ 1.6,

3.10.11

10

АТФ и другие органические соединения клетки.

Таблица «Строение и функции АТФ».

§ 1.7

05.10.11

11

Биологические катализаторы. Лабораторная работа №1. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Сырой картофель, листья комнатных растений, пероксид водорода.

§ 1.8,

10.10.11

12

Вирусы.

Таблица «Вирусы».

§ 1.9

12.10.11

Раздел 2.Клеточный уровень.(15 ч.)

13

Основные положения клеточной теории.

Таблица «Животная и растительная клетки».

§ 2.1,

17.10.11

14

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Таблица «Строение животной клетки».

§ 2.2,

19.10.11

15

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

Таблица «Строение животной клетки».

§ 2.3,

24.10.11

16

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Таблица «Строение животной клетки».

§ 2.4,

26.10.11

17

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Таблица «Строение животной клетки».

§ 2.5,

31.10.11

18

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Таблица «Строение животной клетки», «Простейшие».

§ 2.6,

02.11.11

19

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток растений и животных»

Таблицы «Бактерии», «Растительная клетка».

§ 2.7,

14.11.11

20

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Таблица «Функции АТФ».

§ 2.8,

16.11.11

21

Энергетический обмен в клетке.

Таблица «Функции АТФ».

§ 2.9,

21.11.11

22

Типы питания клетки.

§ 2.10

23.11.11

23

Фотосинтез и хемосинтез. Гетеротрофы

Таблица «Фотосинтез».

§ 2.11. и § 2.12.

28.11.11

24

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

Таблица «Редупликация ДНК», модель молекулы ДНК.

§ 2.13 «Синтез белков в клетке» до раздела «Транспортные РНК»

30.11.11

25

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

Таблица «Редупликация ДНК».

§ 2.13 до конца, ответить на вопросы

05.12.11

26

Решение задач по теме «Синтез белка»

07.12.11

27

Деление клетки. Митоз.

Таблица «Митоз». Презентации «Митоз»

§ 2.14

12.12.11

Раздел 3.Организменный уровень.(14 ч.)

28

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Таблица «Эмбриогенез».

§ 3.1.

14.12.11

29

Развитие половых клеток Мейоз..

Таблицы «Эмбриогенез», «Мейоз».

§3.2

19.12.11

30

Оплодотворение.

.§3.3.

21.12.11

31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Таблица «Эмбриогенез позвоночных».

§ 3.4.

26.12.11

32

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание».

§ 3.5 до закона «Чистоты гамет»,

28.12.11

33

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Таблица «Моногибридное скрещивание».

§ 3.5 до конца.

11.01.12

34

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Схема неполного доминирования и анализирующего скрещивания

§ 3.6 .

16.01.12

35

Дигибридное скрещивание.

Таблица «Дигибридное скрещивание».

§3.7.

18.01.12

36

Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Таблица «Мутации».

§ 3.8.

23.01.12

37

Взаимодействие генов.

§ 3.9

25.01.12

38

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Таблица «Определение пола»

§ 3.10.

30.01.12

39

Модификационная изменчивость.

Лабораторная работа №3

«Выявление изменчивости организмов»

Таблица «Модификационная изменчивость».

§ 3.11.

01.02.11

40

. Мутационная изменчивость.

Таблица «Мутации».

§ 3.12.

06.02.11

41

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Таблица «Центры происхождения культурных растений».Муляжи плодов культурных растений.

§ 3.13.§ 3.14.

08.02.11

Раздел 4.Популяционно-видовой уровень.(3 ч.)

42

Вид. Критерии вида.

Лабораторная работа№ 4 «Изучение морфологического критерия вида».

Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растен

§ 4.1.

13.02.11

43

Популяция - элементарная единица эволюции

Таблицы «Популяции»

§4.2.

15.02.11

44

Биологическая классификация.

Систематические категории (карточки)

§4.3.

20.02.11

Раздел 5.Экосистемный уровень.(4 ч.)

45

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Таблицы «Биогеоценоз широколиственного леса», «Биогеоценоз водоёма».

§ 5.1

22.02.11

46

Состав и структура сообщества.

Таблица «Биогеоценоз широколиственного леса».

§ 5.2.

27.02.11

47

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Таблица «Цепи питания в экосистеме смешанного леса».

§ 5.3

29.02.11

48

Саморазвитие экосистемы.

Таблица «Зарастание водоёма».

§ 5.5

05.03.11

Раздел 6.Биосферный уровень.(2 ч.)

49

Биосфера. Среды жизни.

Таблица «Биосфера».

§ 6.1

07.03.11

50

Круговорот веществ в биосфере.

Схемы круговорота азота, углерода и фосфора.

§ 6.3

12.03.11

Часть 2. Эволюция органического мира (13 часов)..

Раздел 7.Основы учения об эволюции. (8 ч.)

51

Развитие эволюционного учения.

Портреты Ч. Дарвина, Ж. Б. Ламарка, К. Линнея.

§ 7.1

14.03.11

52

Изменчивость организмов.

Таблицы «Модификационная изменчивость», «Мутации».

§ 7.2

21.03.12

53

Генетическое равновесие в популяциях и её смещение.

Рисунки учебника.

§ 7.3

04.04.11

54

Борьба за существование. Естественный отбор

Таблицы «Борьба за существование»

§7.4

09.04.11

55

Формы естественного отбора.Механизмы изоляции.

§7.5.,7.6.

11.04.11

56

Видообразование.

Таблицы иллюстрирующие процесс видообразования.

§ 7.7

16.04.11

57

Макроэволюция.

Рисунки учебника, «Филогенетический ряд слонов».

§ 7.8

18.04.11

58

Основные закономерности эволюции.

Рисунки учебника.

§ 7.9

23.04.11

Раздел 8.Возникновение и развитие жизни на Земле.(5 ч.)

59

Гипотезы возникновения жизни.

Презентации

§8.1

25.04.11

60

Развитие представлений о возникновении жизни.Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы.

Рисунки учебника. Презентации

§ 8.2, 8.3

30.04.12

61

Основные этапы возникновения жизни

Презентации

§ 8.4

07.05.11

62

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

Презентации «Эволюция органического мира», кинофильм «Древние вымершие папоротники,

§ 8.5 и 8.6.

09.05.11

63

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Презентации

§ 8.7 и 8.8,

14.05.11

Часть 3. Основы экологии (5 часов)

Раздел 9.Организм и среда (3ч.)

64

Экологические факторы, их влияние на организм. Условия среды. Экологические ресурсы.

Презентации Таблицы темы.

§ 9.1 и 9.2,9.3

16.05.11

65

Адаптация организмов к различным условиям существования.

Презентации .Таблицы темы.

§ 9.4

ответить на вопросы.

21.05.11

66

Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

§ 9.5 и 9.6

ответить на вопросы.

23.05.12

Раздел 10 .Биосфера и человек (2ч.)

67

Эволюция биосферы.

Таблица «Биосфера»

§ 10.1


68

Антропогенное воздействие на биосферу.. Рациональное природопользование. Повторение и обобщение по всему курсу биологии.

§ 10.2., 10.3



© 2010-2022