Рабочая программа по биологии для 8 класса

Современное биологическое образование невозможно представить без внесения в него экологического компонента.  Предлагаемая рабочая программа уникальна тем, что в ней объединено изучение двух предметов.  Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии и предназначена для изучения предмета в течение 102 часа (3 часа в неделю). Из школьного компонента добавлен 1 час для конкретизации основных экологических понятий.  При составлении ...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано Утверждаю

Председатель МС__________ С.К Барбашова Директор школы___________О.Н Калмыкова

« »_________________ « »____________


МОУ Покровская основная общеобразовательная школа






Рабочая программа


по биологии

8 класс

количество часов в год: 102

количество часов в неделю: 3


Учитель биологии

Иванова Жанна Альфредовна




2013 - 2014 учебный год



Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии, с учетом авторских программ: Н.И.Сонина, 2006 года, рассчитанной на 68 часов и И.М.Швец «Экология человека. Человек в экосистеме, 2006 года, рассчитанной на 34 часа.

Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии и предназначена для изучения предмета в течение 102 часа (3 часа в неделю). Из школьного компонента добавлен 1 час для конкретизации основных экологических понятий.

При составлении тематического плана было учтено основное содержание, перечень практических и лабораторных работ, требования к уровню подготовки обучающихся. Введены темы «Внутривидовая дифференциация человека», «Человек и окружающая среда», «Вода и здоровье человека», «Почва и здоровье человека», «Воздух и здоровье человека», «Биотические факторы и их влияние на человека», «Человек и социальные факторы», «Человек и культура», «Реакции человека на факторы окружающей среды». В связи со сложностью усвоения материала по темам: «Координация и регуляция», «Транспорт веществ», количество часов увеличено на 1 час за счет резервного времени. Это необходимо для организации своевременного повторения и систематизации знаний. С этой же целью организовано повторение основных вопросов курса 8 класс и запланирован повторительно -обобщающий урок.

Изучение биологии направлено на достижение учащимися следующих целей:

овладение умениями применять биологические знания, для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов; наблюдение за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний, работая с различными источниками информации;

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, здоровью людей, культуры поведения в природе, любви к своему краю, стране и формирование основ экологической культуры;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Используемый УМК:

  1. Н.И. Сонин,М.Р.Сапин. Биология 8 класс учебник М., Дрофа, 2010.

  2. Н.И. Сонин. Человек. 8 класс рабочая тетрадь М., Дрофа, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3т.М. Мир1990.

  2. Драгомилов.А.Г, Маш.Р.Д Биология 8 класс учебники М., Дрофа, 2005

Научно-популярная литература:

  1. Чернова.Н.М Основы экологии 10-11 класс учебник М., Дрофа,2004

Методическая литература:

  1. Сборник нормативных документов. Биология. /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.,М.: Дрофа, 2004.

В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:

знать/понимать фундаментальные понятия биологии; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, при охране природы, особенности жизни как формы существования материи, общее представление жизнедеятельности организма, влияние факторов среды на организм.

уметь пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных растений и животных, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований; работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

по курсу «Экология человека. Человек в экосистеме»


1.Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных экологических факторов на человека и его здоровье.

2.Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.

3. Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.

4. Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

5. Прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.

6. Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.

7. Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от их общекультурных позиций, ценностных установок и ориентаций.

8. Уметь организовать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.

9. Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.
















Календарно- тематический план

п/п

Дата

урока

Тема

урока

Основное содержание урока

Форма

урока,

содержание

проверки знаний

Оборудование

Упражнения

Д/з

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

1/1

Человек как часть живой природы, место и роль человека в системе органического мира.

Система органического мира. Систематика человека.

Урок изучения нового материала.

Вырезки из газет по теме: «Рудимент. Атавизмы».

С.5-6.Найти

газетные статьи о людях, которые имеют необычную внешность.

2/2

Черты сходства человека с животными и отличие от них.

Рудименты Рудиментарные органы. Атавизмы.

Урок с прим-ем технологии РКМЧП.

с.11в.1-7.

Скелеты человека и позвоночных.

Рабочая тетрадь с.3

№2и3.

С.5-12.

Работа в словаре терминов.

Тема 2. Происхождение человека(2 часа)

3/1

Эволюция человека.

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Человек разумный

Дриопитеки. Рамапитек.

Австралопитеки.

Человек умелый. Человек прямоходящий.

Человек разумный.

Неандерталец.

Кроманьонец.

«Продвинутая лекция».

С.17 в 1-9.

Модели остатков материальной первобытной культуры человека.

Рабочая тетрадь с.4 №6.

Работа с текстом

С.12-17.

*Кластер «Эволюция человека

Или

Эссе. От человека

умелого к человеку разумному.

4/2

Расы человека, их происхождение и единство.

Расы человека:

экваториальная евразийская, азиатско-американская.

Проектная деятельность

Рабочая тетрадь

с.5 №7.

Иллюстра

ции представителей различных рас человека.

Защита проекта.

с.20 в1-9.

Тема 3.Внутривидовая дифференциация человека (4 часа)

5/1

Типы внутри- видовой дифференциации.

Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные био-психо-социальной природой человека.


6/2

Основные направления изучения по Н.Ф.Реймерсу

Антропологические типы. Хозяйственно-культурные.

Характеристика основных адаптивных типов человека.


7/3

Представления Л.Н.Гумелева об этносах.


Сообщения об ученых.

8/4

Повторительно- обобщающий урок по темам: Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. Внутривидовая дифференциация человека.

Защита проектов.


Тема 4.Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

9/1

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Строение и процессы жизнедеятельности человека Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Науки о человеке. Методы изучения. Великие ученые физиологи. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма для самопознания и сохранения здоровья.

Конференция.

С.30 в.1-7.

Демонстрация портретов

великих ученых.

Творческие работы.

Тема 5.Общий обзор строения и функций человека (4 часа)

10/1

Клеточное строение организма.

Органоиды клетки.

Урок изучения нового материала.

Демонстрация различных клеток.

Работа со словарем терминов.

с.31-33. в1-9, таблица в тетради.

11/2

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные.

Особенности строения тканей человека и образование из них органов.

Л.р №1

Изучение микроскопического строения тканей.

Микроскоп

Микропрепараты различных видов тканей.

с.40 в.10-11.

таблица в тетради.

12/3

Системы органов Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Органы человеческого организма.

Пр.р № 2 (1) Распознавание на таблицах органов и систем органов* ртс.14

Демонстрация схем систем органов человека.

Рабочая тетрадь с.15

з.№ 23.

Работа со словарем терминов.

таблица в тетради.

13/4

Повторительно-обобщающий урок. «Общий обзор строения и функций человека»

Тестирование


Тема 6.Человек и окружающая среда (4 часа)

14/1

Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды- здоровье природы и человека.


15/2

Резервы здоровья человека.

Особенности восприятия человеком окружающей среды.


16/3

Основные абиотические факторы. Реакции человека на их изменения.


17/4

Климат (температура, влажность, освещенность) и здоровье человека.

Адаптивный потенциал человека.


Тема 7. Координация и регуляция(11 часов)

18/1

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

Гормоны и их роль в обменных процессах.

Гуморальная регуляция. Гипофиз. Тимус. Щитовидная железа. Поджелудоч

ная железа. Половые железы.

«Продвинутая

лекция» с.53

С.53 в10-11.

Демонстрация схем строения желез. Фотографии больных с различными нарушения.

Работа со словарем терминов.

с.53 работа с компьютером.

Таблица в тетради.

Сообщения по теме.

19/2

Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Нервная и гуморальная регуляция.

«Продвинутая

лекция».

С.53 в1-9.

Записи в тетради.

20/3

Нервная регуляция

Значение нервной системы Центральная и периферическая нервные системы

Вегетативная и соматическая части нервной системы.

Виды нейронов. Работа синапсов.

Функции отделов нервной системы.

Урок изучения нового материала

с.59 в.10-11 в рабочей тетради


Демонстрация схемы строения нервной системы

С.59 в.1-9.

с.54-57

*Подумайте

21/4

Рефлекс; проведение нервного импульса.

Рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы.

Комбинированный урок.

С.57-59.в10-11

Демонстрация схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

с.59 в.5,6.

с.57-58.

Работа в словаре терминов.

22/5

Строение и функции спинного мозга.

Спинной мозг. Рефлекторная и проводящая функции.

Комбинированный урок.

Р.т. с.18

№ 32-33 .

Схема строения спинного мозга.

с.62 в.1-6.

с.60-62.

*Подумайте

**с.62 Работа

компьютером

23/6

Отделы головного мозга.

Строение и функции головного мозга.

Л.р №3 (2).

Изучение головного мозга человека* (по муляжам).

Демонстрация моделей головного мозга.

с.68 в.1-9.

с.63-68.

Рабочая тетрадь с.19 №34-35.

24/7

Большие полушария

головного мозга человека. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Доли полушарий большого мозга.

Функции основных зон полушарий большого мозга.

Комбинированный урок.

с.75 в.1-8.

Демонстрация фотографий

зон полушарий большого мозга.

Рабочая тетрадь

с.20 з.№35.

с.70-75

работа со словарем терминов

*с.75

Подумайте.

25/8

Органы чувств(анализаторы), их строение, функции

Строение, функции и гигиена органов зрения.

Рецепторы.

Анализаторы. Строение и функции глаз. Близорукость и дальнозоркость

Бинокулярное зрение.

Л.р №4(3).

Изучение изменения размера зрачка*

Таблица

«Строение и гигиена органов зрения».

Рабочая тетрадь.

с.21 з.№41,

с.22 з.№43.

с.83

в.1-10.

*Подумайте.

**Работа с компьютером

29/9

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.

Наружное, внутреннее, среднее ухо строение и функции. Орган равновесия.

Комбинированный урок.

Рабочая тетрадь

с.23 № 47,

с.24 № 50.

Таблица

«Строение и гигиена органов слуха».

с.90 в.1-10.

с.84-90.

*Подумайте.

**Работа с компьютером

30/

10

Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Мышечное чувство. Тактильный, обонятельный,

вкусовой анализаторы.

Комбинированный урок.

с.99 в.1-9.

Демонстрация схем строения органов чувств.

Тестовые задания.

с.91-96.

*Коммента

рии к тексту с.97-99.

31/

11

Повторительно - обобщающий урок

по темам: Координация и регуляция. Человек и окружающая среда.


Тема 8. Опора и движение (8 часов)

32/1

Скелет человека, его отделы:

осевой скелет, скелет поясов конечностей.

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением

Опорно-двигательная система.

Отделы скелета.

Черты сходства и скелетов различия животных и человека.

Урок изучения нового материала.

Работа с таблицами у доски.

Демонстрация скелета человека.

с.107 в.1-6.

Работа с рисунками в учебнике.

с.100-102,

записи в тетради.

с.108-112.

*с.107. Подумайте.

**с.113-115 комментарии к тексту.

33/2

Состав и строение костей: Рост костей. Возрастные изменения в строении костей.

Строение трубчатых и губчатых костей. Профилактика травматизма.

Л.р № 5(4).

Изучение внешнего строения костей.*

Демонстрация

отдельных костей, распилов костей.

с.107 в.7-9.

Схема строения костей в тетради.

с.102-105.

34/3

Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Подвижное, полуподвижное и неподвижное соединения костей. Бурсит.

Сколиоз. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы

Комбинированный урок.

Демонстрация оказания первой помощи при повреждениях (травмах)

Рабочая тетрадь с.27. №60-61.

с.105-107.

*Подумайте.

**Работа с компьютером

35/5

Мышечная система.

Строение и развитие мышц.

Мышечная ткань.

Мышечные волокна.

Миофибриллы. Актин, миозин.

Пр.р №6(2).

Измерение массы и роста своего организма*

Демонстрация микропрепарата гладкой и скелетной мышц.

Работа в словаре терминов.

с.116-118.

36/6

Основные группы мышц, их функции.

Мышцы головы и шеи, мышцы туловища и конечностей.

Комбинированный урок. Работа в парах

на с.120

Демонстрация таблиц по основным группам мышц.

Рабочая тетрадь с.32

№77,79.

с.118-121.

в.4-9 устно.

37/7

Работа мышц; статическая и динамическая и динамическая нагрузка.

Утомление мышц. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно- двигательного аппарата.

Мышцы- сгибатели и разгибатели.

Гладкие мышцы: строение и работа.

Роль активного отдыха и восстановления активности мышечной ткани

Л.р № 7(5).

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*

Демонстрация полученных результатов по л.р№5.

Рабочая тетрадь с.33

№80.

с.126 в.1-7 устно.

38/8

Контроль знаний по теме: «Опора и движение».


Тема 9. Внутренняя среда организма (3 часа)

39/1

Понятие «внутренняя среда».

Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Значение постоянства внутренней среды организма.

Значение и функции крови.

Состав крови.

Урок изучения нового материала.

Рабочая тетрадь.

с.36.

Л.р. № 8 (6)

Изучение микроскопического строения крови.*

Микроскоп

Микропрепарат клетки крови человека.

Работа со словарем терминов с.135в.1-3.

с.128-130

работа с текстом.

40/2

Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертываемость крови. Лимфа.

Состав плазмы.

Форменные элементы крови и их значение.

Открытие фагоцитоза. Заболевания крови.

Комбинированный урок.

с.135в.4-9.

Работа с таблицами.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Рабочая тетрадь.

с.34 з.84.

с.130-132

работа с текстом.

*комментарии дополнительной статьи с.132-135.

41/3

Иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Факторы, влияющие на иммунитет.

Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области медицины.

Виды иммунитета.

Работы Э.Дженнера,

Л.Пастера, И.И.Мечникова и других ученых в области изучения иммунитета и переливания крови.

Комбинированный урок.

Терминологический диктант.

Схема

вариантов переливания крови.

Рабочая тетрадь.

с.34 з.85.

с.136-142

Работа в словаре терминов

*сообщения по заинтересовавшему вопросу.

Тема 10.Транспорт веществ (5 часа)

42/1

Кровеносная система. Сердце, его строение и регуляция деятельности.

Строение и работа сердца.

Работа с таблицей «Строение сердца.

Демонстрация моделей сердца человека .

Тестовые задания.

с.144-146.

43/2

Большой и малый круги кровообращения.

Работа по схеме

«Круги кровообращения»

Демонстрация

схем строения

кровообращения

Тестовые задания.

С.147-148.

* Работа с компьютером

44/3

Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Лимфатическая система.

Лимфаобращение.

Скорость тока крови. Пульс. Движение крови по венам. Тренировка сердца. Лимфатическая система и движение лимфы.

Л.р № 9 (7). Измерение кровяного давления, температуры тела.*

Пр.р 10 (3). Определение пульса и подсчет числа сердечных* сокращений

Демонстрация

схем строения

вен, артерий, капилляров,

секундомер,

манометр, фонендоскоп.

Отчет по лаб.работам.

Работа со словарем терминов.

с.153-157.

Повторение основных вопросов темы.

45/4

Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Анемия, гемофилия, СПИД.

Ролевая игра.

Отчет по работе в группах.

Демонстрация

буклетов по теме урока.

с.141-142

*сообщение по теме

**защита своего буклета.

46/5

Контроль знаний по темам: «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ».

Урок с применением технологии РКМЧП.



Тема 11. Дыхание (5 часов)

47/1

Дыхание. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

Органы дыхания, их строение. Голосовой аппарат.

Дыхательная система. Дыхательные пути. Гортань.

Бронхиальное дерево. Легкие.

Взаимосвязь строения и функций органов.

Урок с применением технологии РКМЧП,

Демонстрация схем строения органов дыхания.

Работа со схемами в учебнике.

с.158-161

в.10-11

письменно.

48/2

Газообмен в легких, тканях.

Комбинированный урок.

Работа в парах со схемами осуществления газообмена.

Демонстрация схем газообмена

Тестовые задания.

с.163-164 в.1-2.

49/3

Дыхательные движения. Разнообразие дыхательных гимнастик.

Дыхательные движения.

Жизненная емкость легких.

П.р № 11(4) Определение частоты дыхания.*

Демонстрация

Схем иллюстрирующих механизм вдоха, выдоха.

С.170 Подумайте.

с.164-166.

*с.166-170 комментарии к тексту.

50/4

Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Заболевание органов дыхания и их профилактика.

Нервно-гуморальная регуляция дыхания.

Практикум

Демонстрация

приемов искусственного дыхания.

Тестовые задания.

с.166, записи в тетради.

51/5

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Дыхание».

Письменный зачет.


Тема12.Воздух и здоровье человека (3часов)

52/1

Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное

здоровье.

Химические и физические воздушные загрязнители. Человек и окружающая среда.


53/2

Шум и здоровье человека. Вибрация, ультразвук и здоровье человека

Л.р Измерение

шумового фона в школе.

54/3

Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека.


Тема13.Пищеварение (5часов)

55/1

Потребность человека в пище и питательных веществах. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения.

Питание. Пищеварительная система.

Этапы пищеварения.

Урок с применением технологии РКМЧП, фронтальный опрос

Демонстрация

таблицы «Витамины».

Работа в словаре терминов.

Сообщения о витаминах.

*творческие работы по теме «Роль витаминов в жизни человека».

56/2

Пищеварение в ротовой полости.

Строение и функции зубов.

Слюнные железы. Язык.

Глотание.

Л.р № 12 ( 8) Воздействие слюны на крахмал*.

Демонстрация

таблицы «Пищеварение в ротовой полости».

с 179..в1-10.

с.174-177.

*комментарии к тексту с.177-178.

57/3

Пищеварение в кишечнике и желудке. Профилактика гепатита и кишечных инфекций

Желудок. Тонкая кишка. Толстая кишка.

Всасывание

Л.р№13 (9) Воздействие желудочного сока на белки.*

Демонстрация

таблицы «Пищеварение в кишечнике и желудке».

с.180-181, 182-185.

58/4

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Пищеварительные железы.

Роль ферментов в пищеварении. Пища как биологическая основа жизни.

П.р №14(5) Определение норм рационального питания*,

лекция

Демонстрация

муляжей внутренних органов.

Р.т .

с.50 №130,

с.51 №131.

с.181-182,

записи в тетради.

59/5

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Пищеварение».


Тема 14. Воздух и здоровье человека(2 часа)

60/1

Основные химические загрязнители и их влияние на индивидуальное здоровье. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни

Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.


61/2

Вода как совокупность физических факторов, влияющих на здоровье человека.

Л.рС.равни

тельный анализ воды из различных источников водоснабжения.


Тема 15. Почва и здоровье человека (2 часа)

63/1

Неоднородность строения земной коры и ее проявление в медико-экологических явлениях. Влияние литосферы на здоровье людей через проявление вулканизма, радиоактивности, сейсмической активности.

Антропогенные

нарушения

литосферы.

Геопатогенные зоны.


64/2

Плодородие почвы, роль почвы в круговороте веществ в природе биоценозов. Влияние ландшафта на экономическую деятельность человека. Влияние

хозяйственной деятельности

человека на изменение ландшафта.

Л.р 15 ( 10) Почва состав и свойства*.


Тема 16.Обмен веществ и энергии (2 часа)

65/1

Общая характеристика обмена веществ и энергии.

Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Обмен веществ.

Диссимиляция.

Ассимиляция.

Урок с применением технологии РКМЧП, терминологический диктант.

Работа в словаре терминов.

с.187-191,

*Комментарии к тексту с.191-193.Работа с терминами.

66/2

Витамины. Их роль в обмене веществ. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Основные витамины Гиповитаминоз. Гипервитаминоз ины.

Урок с применением технологии РКМЧП, фронтальный опрос.

Демонстрация

таблицы «Витамины».

Разгадай кроссворд.

с.194-197,

*творческие работы по теме «Роль витаминов в жизни человека».

Тема 17. Выделение (2 часа)

67/1

Органы выделения.

Почки, их строение и функции.

Мочеполовая система, строение и функции.

Урок с применением ИКТ, тестовые задания.

Демонстрация

муляжей внутренних органов.

с.199 -200, с.204 в.1-6 (устно).

68/2

Образование мочи.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения,для сохранения здоровья.

Выделение.

Комбинированный урок, с.204 в.1- 9 (устно).

Р.т.с.53 №140.

с.201-202, *с.202-204 комментарии к тексту.

Тема 18. Покровы тела (3 часа)

69/1

Строение и функции кожи.

Эпидермис.

Дерма.

Железы.

Урок с применением ИКТ, тестовые задания.

Interhet-ресурсы.

Исследовательская работа.

с.205-208,

р.т.с.55 №145-146.

70/2

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Кожа - орган теплоотдачи.

Виды закаливания.

Урок с применением технологии РКМЧП, р.т.с.56№147.

с.211в.1-9

(устно).

с.209-211.

с.274-277

в.1-8.

Р.т с.59 №147.

71/3

Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Чесотка.

Псориаз.

Рожистое воспаление

кожи. Дерматит. Уход за кожей, волосами и ногтями

Урок с применением технологии РКМЧП, ИКТ, дискуссия.

Демонстрация фотографий людей с заболевания

ми кожи.

Работа с Interhet-ресурсами.

Сообщения о кожных заболеваниях,

*подготовка презентаций

Тема 19.Размножение и развитие (3 часа)

72/1

Система органов размножения: строение и гигиена.

Планирование семьи.

Половая система человека.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждениеРоль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

Урок - встреча со специалистом,

ответы на вопросы

Схемы строения органов размножения в учебнике.

с.220 в.1-12 (устно).

с.220 з.13-14 письменно,

*с.218-219

комментарии к тексту.

73/2

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация.

Оплодотворение и развитие зародыша. Рождение.

Урок - встреча со специалистом,

ответы на вопросы.

с.216-217, 221, с.224 работа с компьютером

74/3

Рост и развитие ребенка.

Новорожденный и грудной ребенок.

Детство. Подростковый возраст.

Юношеский возраст.

Урок с применением ИКТ, тестовые задания.

Показ презентации.

Р.т.с.59 №157.

с.221-224,

с.224 работа с компьютером

Тема 20.Биотические факторы и их влияние на человека (7 часов)

75/1

Биотические факторы и их влияние на человека. Значение растений в снабжении человека питательными веществами, энергией , кислородом.

Взаимодействие с растениями.

Роль и воздействие растений на жизнедеятель

ность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Урок с применением ИКТ, тестовые задания.

Применение Interhet-ресурсов.

Работа со словарем терминов.

Записи в тетради.

76/2

Лекарственные растения. Растения и санитарно-гигиеническое состояние воздуха.

Эстетическое, психо-физическое и санитарно-гигиеническое значение растений для человека.

Растительность и ионизация воздуха. Противопыле

вые, противошумо

вые факторы.

Л.р.Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая.Определение запыленности воздуха с помощью

домашних растений.

Сообщения о лекарственных растениях своего края.

77/3

Роль и воздействие животных на жизнедеятельность человека. Значение животных в снабжении человека питательными веществами, энергией.

Взаимодействие с животными.

Урок с применением технологии РКМЧП,

составление вопросов собеседнику.

Записи в тетради.

78/4

Ядовитые животные и их значение во взаимоотношениях с человеком. Эстетическое, психо-физическое и санитарно-гигиеническое значение животных для человека.

Пауки.

Змеи.

Скорпионы.

Осы и шершни.

Как вести себя при «встрече».

Зачем природе ядовитые животные.

Урок с применением технологии РКМЧП,

составление вопросов и заданий для собеседника.

Демонстрация

фотографий ядовитых животных.

Составить кроссворд.

Творческие работы.

79/5

Человек как среда обитания микроорганизмов.

Трофическая, ферментативная, иммуно

регулирующая роль микроорганизмов в жизнедеятельности человека. Нейтральное, симбиотическое, паразитическое взаимодействие микроорганизмов и человека.

Взаимодействие с микроорганизмами. Бактериально-вирусное сообщество с человеком.

Урок-лекция, терминологический диктант.

Применение Interhet-ресурсов.

Работа с терминологией

Блок-схема урока.

Работа в словаре терминов.

80/6

Взаимодействие человека с человеком.

Многообразие отношений между людьми. Деловые и личностные отношения.

Подражание, общение и взаимопонимание. Природа конфликтов. Совместная деятельность. Симпатии и антипатии.

Урок- диспут,

Предложение сложных жизненных ситуаций ипути решения возникших проблем.

Предложение сложных жизненных ситуаций ипути решения возникших проблем, конспект урока.

81/7

Практическое занятие. Напиши «биографию» любого школьного предмета.

Урок - игра.


Тема 21.Высшая нервная деятельность (5 часов)

82/1

Рефлекс- основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина.

Виды рефлексов.

Формы поведения.

Психология и поведение человека.

Условные и безусловные рефлексы.

Торможение.

Урок изучения нового материала, с.234 в1-10 (устно).

Работа с тестом с.232-234.

с.225-232,

записи из тетради.

83/2

Особенности ВНД и поведения человека. Речь.

Сознание человека. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).

Биологическая природа и социальная сущность человека

Комбинированный урок, с.241в.1-4.

*Подумайте.

с.238-241,

записи в тетради.

84/3

Познавательные процессы. Мышление.

Память.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации

Исследование,

с.245.

*Подумайте.

Отчет по

работе.

с.242-245, 246-249,

записи в тетради.

85/4

Эмоции, особенности психики человека

Способности. Темперамент. Характер

Типы нервной системы. Индивидуальные особенности личности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.

Исследование,

с.253. *Подумайте.

Рисунки людей с разными темпераментами.

Работа в словаре терминов.

с.253 в.1-8

(устно).

86/5

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

Гигиена умственного труда (рациональная организация труда и отдыха)

Совы.

Жаворонки.

Голуби.

Сон, его значение. Роль обучение и воспитания в развитии психики и поведении человека

Урок-дискуссия,

С.237 в.1-9.

Р.т.с.63 №163 письменно.

с.235-237.

*с.238.

Подумайте,

с.238.

Работа с компьютером

87/1

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Высшая нервная деятельность».

Семинар.


Тема 22. Человек и социальные факторы (4 часа)

88/1

Социализация человека. Цели и мотивы деятельности Социальные роли.

Эгоизм.

Альтруизм.

Коллективизм

Урок-игра, работа со словарем терминов.

Работа с терминологией.

Эссе «Моя социальная роль».

89/2

Антиобщественные поступки. Вредные привычки

Алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение.

Последствия злоупотребления ими.

Урок-суд, пути решения из возникших сложных жизненных ситуаций.

Работа с различными источниками информации

Создание презентации или

плаката.

90/3

Информационно-потребительская теория поведения человека П.К.Симонова.

Урок-лекция, вопросы обучающихся.

Конспект урока.

91/4

Здоровый образ жизни. Инфекции передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекции и их профилактика. Проблемы социального здоровья.

Как противостоять вредным привычкам.

Урок-исследовани,

отчет по работе.

Творческие работы.

Тема 23.Человек и его здоровье (4 часа)

92/1

Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил

здорового образа жизни Укрепление здоровья.

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.

Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье человека.

Двигательная активность, закаливание, аутотренинг.

Профилактика вредных привычек.

Экологические проблемы и здоровье человека. Человек и окружающая среда.

Конференция,

ответы на вопросы.

Демонстрация фотографий людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикома

нией, табакокуре

нием.

Творческие работы,

Записи в тетради.

93/2

Оказание первой доврачебной помощи при артериальном и венозном кровотечениях.

Приемы остановки капиллярного,

артериального и венозного кровотечений.

Л.р№16(11 ).

Изучение приемов остановки капиллярного,

артериального и венозного кровотечений*.

Демонстрация

приемов остановки кровотечений.

Составить задания по проверке знаний.

94/3

Оказание первой доврачебной помощи при отравлениях угарным газом, спасении утопающих, травмах, ожогах обморожении и их профилактика.

Оказание первой доврачебной помощи в случае травм и отравлений.

Практикум,

Демонстрация навыков.

Демонстрация

Оказания первой доврачебной помощи при отравлениях угарным газом, спасении утопающих, травмах, ожогах обморожении.

с.255-264.

95/4

Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Среда обитания.

Правила поведения человека в окружающей среде. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма

Факторы среды влияющие на человека и его здоровье.

Причины техногенных катастроф.

П.р№17(6) Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.*

Отчет по л.р

Записи в тетради.

Тема 23.Человек и культура (2часа)

96/1

Восприятие и преобразование человеком окружающего мира. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Преобразованный материальный мир как мера познания человеком природного мира.


97/2

Материальная и духовная культура человека.


Тема 24. Реакции человека на факторы окружающей среды (2 часа)

98/1

Норма реакции.

Стресс. Биоритмы.

Лекция, ответы на вопросы аудитории.

Работа в словаре терминов.

Подготовка к терминологическому диктанту.

99/2

Практикум,

отчет по работе

П.р Определение

индивидуальных биоритмов.

Терминологический диктант.

100

Повторительно-обобщающий урок по основным вопросам курса 8 класса.


Индивидуальные задания.

101

Повторительно- обобщающий урок

за курс 8 класса.


102

Заключительный урок. Летнее задание.












© 2010-2022