Рабочая программа по биологии 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя школа»



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

________А.И.Каравашкина

17 «августа» 2015

«Утверждаю»:

Директор школы:________Н.Б. Белянинова

Приказ от 17.08.2015 №148



Рабочая программа

по биологии

для 6 класса

на 2015-2016 учебный год




Учитель: Перевезенцева Римма Александровна



с. Шарапово


2015 год

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 6 класс

«Живой организм»

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по биологии для 6 класса "Живой организм" авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова / Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством Н. И. Сонина Биология 6-11 классы. Москва Дрофа 2011 год полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, и в соответствии с которой на изучение курса биологии выделено в 6 классе 35 часов (1 час в неделю)

УМК.

1. Программа для общеобразовательных учреждений

к комплекту учебников

созданных под руководством Н.И. Сонина

Москва Дрофа 2011 г.

2 Учебник Биология "Живой организм" 6 класс

Автор Н.И. Сонин

Москва Дрофа 2011г.

3. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина

Биология Живой организм

Москва Дрофа 2012г

Цель изучения учебного предмета.

Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей: 1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности. 2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. 3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.). 4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками. 5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся. С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы: Формы образования - урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д. Технологии образования - индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д. Методы мониторинга знаний и умений учащихся - тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Общая характеристика учебного предмета.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин). Эти курсы разработаны по двум из основных линий биологического образования (авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно - информационной (знает), ценностно - ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет). Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, итого рассчитана на 35 часа. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часа для обязательного изучения биологии в 6 классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(1 час в неделю; всего 35часов) Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (11часов) Тема 1.1: Основные свойства живых организмов (1 час) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Тема 1.2: Химический состав клеток (1 час) Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Лабораторные работы: Определение состава семян пшеницы. Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток (2 часа) Клетка - элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторные работы: .Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах) Тема 1.4: Ткани растений и животных (2 часа) Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа Ткани живых организмов. Тема 1.5: Органы и системы органов (4 часа) Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Лабораторные работы: Распознание органов у растений и животных. Тема 1.6 Растения и животные как целостные организмы(1 час) Взаимосвязь клеток, тканей и организмов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (22часов) Тема 2.1: Питание и пищеварение (4часа) Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роль света и воды в жизни растений. Тема 2.2: Дыхание (2 часа) Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрации: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Тема 2.3: Передвижение веществ в организме (2 часа) Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови). Практическая работы: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений. Демонстрация опыты, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строение клеток крови лягушки и человека. Тема 2.4: Выделение (2 часа) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Тема 2.5: Опорные системы (2 часа) Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Лабораторные работы: Разнообразие опорных систем животных. Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых. Тема 2.6: Движение (2 часа) Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Лабораторная работы Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя. Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности (3часа) Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами. Тема 2.8: Размножение (3 часа) Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Практическая работа. Вегетативное размножение комнатных растений. Демонстрация способов размножения растений; разнообразие и строение соцветий. Тема 2.9: Рост и развитие (2 часа) Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Лабораторная работа. Прямое и непрямое развитие насекомых. Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастание семян. Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2часа) Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды (1часа) Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Тема 3.2. Природные сообщества (1 час) Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Демонстрация моделей экологических систем.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,

  • иметь представление о биологии как науке,

  • о клетке как единице живого,

  • о способах питания и дыхания животных и растений,

  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;

  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

  • причины и результаты эволюции;

  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  • Деление клетки;

  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

  • Обмен веществ и превращение энергии;

  • Особенности питания растительных организмов;

  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

  • Клетки, органы и системы органов растений;

  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  • Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Поведения в природе;

  • Здорового образа жизни человека;

  • Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  • Использовать рисунки;

  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Изменения внесенные в программу: увеличено количество часов на 1 час в разделе «Строение и свойства живых организмов» на проверку и закрепление знаний полученных по данной теме (контрольная работа). В этом разделе происходит формирование у учащихся целостного представления об особенностях строения растительных и животных организмов. Для учащихся 6 класса это сложная тема для восприятия. Дополнительный час взят из темы «Рост и развитие». Учащиеся уже знакомились с распространением плодов и семян, с условиями прорастания семян - проводили опыты по выявлению влияния условий на прорастание семян в курсе природоведения в 5 классе. Двух выделенных часов на изучение темы достаточно для усвоения материала в 6 классе.





Учебно-тематический план по биологии в 6 классе

Название разделов и тем

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по рабочей программе

Количество

практических

и лабораторных

работ в теме

Количество контрольных работ в теме

Раздел 1.Строение и свойства живых организмов

10

11

4

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов

1

1

Тема 1.2 Химический состав клеток

1

1

1

Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток

2

2

1

Тема 1.4 Ткани растений и животных

2

2

1

Тема 1.5 Органы и системы органов

4

4

1

Тема 1.6 Растения и животные как целостный организм

1

1

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

23

22

5

Тема 2.1 Питание и пищеварение

4

4

Тема 2.2 Дыхание

2

2

Тема 2.3 Передвижение веществ в организме

2

2

1

Тема 2.4 Выделение

2

2

Тема 2.5 Опорные системы

2

2

1

Тема 2.6 Движение

2

2

1

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности

3

3

Тема 2.8 Размножение

3

3

1

Тема 2.9 Рост и развитие

3

2

1

Раздел 3 Организм и среда

2

2

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды

1

1

Тема 3.2 Природные сообщества

1

1

Итого

35

35

9

1





Календарно - тематическое планирование по биологии в 6 классе

№ п/п

№ п/п

Дата заполнения

Дата фактич

Темы уроков

Раздел 1 Строение и свойства живых организмов(11часов)

Тема1.1 Основные свойства живых организмов(1 час)

1

1/1

1.Чем живое отличается от

неживого.

Тема 1.2 Химический состав клеток (1 час)

2

2/1

1. Лабораторная работа №1. Содержание химических элементов в клетке. Определение состава семян пшеницы

Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток (2 часа)

3

3/1

1.Лабораторная работа №2. Строение растительной и животной клеток

4

4/2

2.Деление клетки.

Тема 1.4 Ткани растений и животных(2 часа)

5

5/1

1.Ткани растений.

6

6/2

2. Лабораторная работа №3. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Ткани живых организмов.

Тема 1.5 Органы и системы органов (4 часа)

7

7/1

1.Органы цветковых растений.

8

8/2

2. Строение и значение побега.

9

9/3

3. Лист. Строение листа, функции.

10

10/4

4. Лабораторная работа №4. Основные системы органов животных. . Разнообразие органов у растений и животных.

Тема 1.6 Растения и животные как целостный организм (1 час)

11

11/1

1. Контрольная работа по теме Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.

Раздел 2 Жизнедеятельность организмов (22 часа)

Тема 2.1 Питание и пищеварение (4 часа)

12

12/1

1.Особенности питания растительного организма.

13

13/2

2. Особенности питания животных

14

14/3

3. Пищеварение и его значение.

15

15/4

4.Пищеварительные ферменты и их значение.

Тема 2.2 Дыхание (2часа)

16

16/1

1.Значение дыхания. Дыхание растений

17

17/2

2. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Тема 2.3 Передвижение веществ в организме (2 часа)

18

18/1

1.Практическая работа №1.

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

19

19/2

2. Особенности переноса веществ в организмах животных.

Тема 2.4 Выделение (2 часа)

20

20/1

1. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

21

21/2

2. Выделение у животных.

Тема 2.5 Опорные системы (2 часа)

22

22/1

1. Значение опорных систем в жизни живых организмов.

23

23/2

2.Лабораторная работа №5.

Опорные системы животных. Разнообразие опорных систем животных

Тема 2.6 Движение(2часа)

24

24/1

1.Движение как важнейшая особенность живых организмов.

25

25/2

2. Лабораторная работа №6.

Значение двигательной активности. Движение инфузории туфельки.

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

26

26/1

1.Регуляция процессов жизнедеятельности.

27

27/2

2.Нервная система, особенности строения.

28

28/3

3. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Тема 2.8 Размножение (3 часа)

29

29/1

1.Биологическое значение размножения. Бесполое размножение животных.

30

30/2

2. Практическая работа №2. Бесполое размножение растений. Вегетативное размножение комнатных растений.

31

31/3

3.Половое размножение организмов.

Тема 2.9 Рост и развитие (2 часа)

32

32/1

1. Рост и развитие растений.

33

33/2

2. Лабораторная работа №7.Особенности развития животных. Прямое и непрямое развитие насекомых

Раздел 3. Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды(1 час)

34

34/1

1.Влияние факторов неживой природы на жизнь живых организмов.

Тема 3.2 Природные сообщества(1 час)

35

3 5/1

2. Природные сообщества и экосистема



Литература для учителя и учащихся


  1. Учебник Биология Живой организм 6 класс

Автор Н.И. Сонин

Москва Дрофа 2011г.


  1. Биология 6 класс поурочные планы по учебнику Н.И Сонина

Волгоград Учитель 2012г


  1. Контрольно - измерительные материалы Биология 6 класс Москва «ВАКО»

2013г.

  1. Журнал «Биология в школе»


  1. Интернет ресурсы Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия уроки биологии 6 класс


© 2010-2022