• Преподавателю
  • Биология
  • Учебно-методическая карта лекционного занятия по теме: Анатомо-физиологические особенности полости рта, глотки, пищевода, желудка

Учебно-методическая карта лекционного занятия по теме: Анатомо-физиологические особенности полости рта, глотки, пищевода, желудка

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методическая карта лекционного занятия по теме: Анатомо-физиологические особенности полости рта, глотки, пищевода, желудкаУчебно-методическая карта лекционного занятия по теме: Анатомо-физиологические особенности полости рта, глотки, пищевода, желудкаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Группа

№ занятия

1Л/Д

16


Дисциплина, ПМ___Анатомия и физиология человека_________________________

наименование

Количество часов -90'

Тема занятия Анатомо-физиологические особенности полости рта, глотки, пищевода, желудка._______

Вид занятия Лекция_______________________________________________________________________

Тип занятия Изложение нового материала____________________________________________________

Цель занятия

Образовательная Способствовать формированию понятий «процесса пищеварения», «ферментам», железам,_ участвующим в процессе пищеварения. Изучить особенности строения начального отдела пищеварительной трубки при изложении нового материала. ПК 1.1-1.5, 2.1-2.6, 3.1-.3.3, 3.6,4.1, 4.4, 4.5, 4.8, 4.9, 5.1-5.5__________

Развивающая Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления при изложении нового материала. ОК 1 - 9, 11, 13____________________________________

Воспитательная Создать условия для развития интереса к предмету ответственности к своим действиям, любви к выбранной профессии. ОК 1 - 9, 11, 13.___________

Межпредметные связи

Обеспечивающие_ОП.07. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.06. Гигиена и экология человека, ОП.05.Генетика человека с основами медицинской_генетики, ОП.08. Общая и неорганическая химия, ОП.09. Органическая химия________________________________________________

Обеспечиваемые _Профессиональные модули клинических дисциплин:_ПМ.01.Диагностическая деятельность;_ПМ.02. Лечебная деятельность___________________________

______________________________________________________________________


Обеспечение занятия:



А. Наглядные пособия _Мультимедийная презентация________________________________________

Б. Раздаточный материал ____________________________________________ ______________________

В. Технические средства обучения компъютер, проектор, интерактивная доска___________________

Г. Учебные места __Аудитория техникума___________________________________________________

Д. Литература:

Основная Р.П.Самусев, Ю.М.Селин «Анатомия человека». М.Медицина, 2012 год

Н.И.Федюкович «Анатомия и физиология человека» Ростов - на - Дону «Феникс», 2013 г

Дополнительная В.Я.Липченко, Р.П.Самусев «Атлас нормальной анатомии человека», учебное пособие, М,:Медицина, 2009 год________________________________________________________

С.Д Барышников «Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии», М, : ГОУ ВУНМЦ. 2002 год ___________________________________________________

Э.В.Семёнов «Физиология и анатомия» М.: Редакция газеты «Московская правда»,1997






ХОД ЗАНЯТИЯ

Структура занятия

Время

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

90

№ элемента

1

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

5

6

Использование

НП, ТСО и др.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Содержание занятия

№ элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения.

Добавления, изменения,

замечания.

1

2

3

1.

1.1



1.2

1.3

































































































































































2.























3.



















































4.















5.







6.















Организационный момент:

Преподаватель приветствует обучающихся, обращает внимание на их внешний вид, на санитарное состояние учебной комнаты.

Проверяет готовность обучающихся к занятию, отмечает отсутствующих.

Сообщает тему занятия, цель, формируемые компетенции, план, предлагает обучающимся сделать соответствующие записи в своих тетрадях.

Тема занятия - «Анатомо-физиологические особенности полости рта, глотки, пищевода, желудка»

Цель занятия: Дать понятие «процесса пищеварения», «ферментам», железам, участвующим в процессе пищеварения. Изучить особенности строения начального отдела пищеварительной трубки при изложении нового материала.

После изучения данной темы фельдшер должен:

знать:

  • общий план строения органов пищеварения;

  • функции пищеварительного тракта;

  • строение отделов пищеварительной трубки;

  • лимфоидное глоточное кольцо, его физиологическое и клиническое значение;

  • строение оболочек пищеварительной трубки;

  • основные медицинские термины.

уметь:

  • использовать медицинскую терминологию;

  • показать в таблицах, на муляжах структуры пищеварительного аппарата;

  • проецировать органы пищеварительного канала на поверхность тела человека.

владеть компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.

ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

Мотивация темы:

Знание механизма работы пищеварительной системы, общих принципов строения и функции органов пищеварения, необходимо для понимания сущности физиологических процессов, протекающих в организме человека, направленных на удовлетворение его потребностей, а значит на сохранение здоровья и жизни человека. Нужно помнить, что при нарушении функции органов пищеварительной системы могут развиваться различные патологические процессы, сопровождающиеся осложнениями, поэтому данные знания необходимы для понимания механизмов развития патологических процессов, для успешного усвоения профессиональных модулей клинических дисциплин и в будущей профессиональной деятельности. Знание гистофункциональных особенностей органов пищеварительной системы необходимо для проведения профилактического обследования, диагностики их состояния (рентгеноскопия, эндоскопия, биопсия и др.) и выбора путей лечения.

Изложение нового материала:

План изложения нового материала:

1.Отделы пищеварительного тракта.

2.Принцип строения стенки органов пищеварительного тракта.

3.Полость рта, функции полости рта.

4.Зев: границы.

5.Органы полости рта: язык и зубы, строение, функции, зубная формула.

6.Глотка - расположение, строение, стенки, отделы, функции.

7.Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера.

8.Пищевод - топография, отделы, длина, сужения, функции, строение стенки.

9.Желудок - расположение, внешнее строение, строение стенки, железы, функции

При изложении материала преподаватель использует записи на доске - новая русская и латинская терминология. Показывает рисунки и фотографии, используя материал интернета

nsau.edu.ru/images/vetfac/images/ebooks/histology/histology/r5/t23.html

health-ua.org/video/anatomiya/738.html «Строение и функции пищеварительных органов», youtube.com/watch?v=ofnNyu4Oouk «Строение пищеварительной системы человека». Перед изложением вопроса преподаватель актуализирует знания обучающихся по вопросам анатомии и физиологии пищеварительной системы: названия органов, входящих в состав пищеварительной системы организма, строение органов пищеварительной трубки, анатомию её стенок, желёз, анатомию V, IX и X пар черепно-мозговых нервов, анатомию симпатического ствола.

Закрепление изученного материала:

Преподаватель проводит закрепление нового материала с целью обобщения и систематизации теоретических знаний с использованием интерактивной доски. Обучающимся предлагается вписать названия органов или элементов на предложенных рисунках по данной теме. Неправильные ответы исправляют и дополняют другие обучающиеся. Преподаватель при необходимости комментирует ответы обучающихся.

Резюме:

Подведение итогов занятия. Выделение основных моментов. Ответы на вопросы обучающихся.

Задание на дом:

- Преподаватель предлагает записать домашнее задание. Даёт методические рекомендации по его выполнению. Обращает внимание на основные вопросы темы.

Ориентирует обучающихся на подготовку к семинарско - практическому занятию по теме: «Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения »



Литература:

Основная:



1. Р.П.Самусев, Ю.М.Селин «Анатомия человека». М.Медицина, 2012 год, стр. 246-262

2. Н.И.Федюкович «Анатомия и физиология человека» Ростов - на - Дону «Феникс», 2013 г, стр.167-185

Дополнительная:

1. В.Я.Липченко, Р.П.Самусев «Атлас нормальной анатомии человека», учебное пособие, М,:Медицина, 2009 г, стр. 148 - 175

2. С.Д Барышников «Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии», М, : ГОУ ВУНМЦ. 2002 год , стр. 111 - 124

3. Э.В.Семёнов «Физиология и анатомия» М.: Редакция газеты «Московская правда»,1997, стр. 332-352



5 мин









Слайд № 1

Слайд № 2



























































































































































5 мин

Слайд № 3



























60 мин

Приложение № 1





















Презентация и видеофильм открывается по ссылке



















10 мин

Приложение № 2











5 мин







5 мин

Приложение № 3























© 2010-2022