Экологические аспекты изучения курса «Биология. 8 класс»

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Экологические аспекты изучения курса «Биология. 8 класс»


«Самая большая ценность в мире - жизнь; чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры; жизнь на всём протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем» Н.К. Рерих

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного отношения к природным богатствам и ответственного отношения к здоровью.

Академик Ягодин Г.А. определяет цель экологического образования и воспитания как « образование человека, гражданина Вселенной, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его, не подрывая основ развития и жизни следующих поколений людей, выделение экологического аспекта в нравственном, эстетическом, физическом воспитании и т.д.»

В нашей стране дисциплина «Экология» не введена в базовый федеральный компонент, в связи с этим её преподавание может осуществляться только за счёт регионального или школьного компонента. Это обстоятельство приводит к тому, что в ряде регионов страны экология в средних школах не изучается. Поэтому особенно актуальной остаётся проблема экологизации естественных школьных дисциплин.

В процессе анализа школьных программ и учебных пособий становится понятным, что многие междисциплинарные вопросы рассматриваются в различных дисциплинах вне связи друг с другом, поэтому следует пересмотреть уже сложившееся преподавание естественных предметов с позиций экологически ориентированного образования, а не простого дополнения каждой учебной дисциплины экологическими примерами.

Основной задачей экологического образования является формирование у школьников целостного представления о месте человека в биосфере, о взаимосвязи биотических, абиотических и антропогенных процессов на планете, о личном участии в обеспечении экологической безопасности.

Важная роль в решении этой задачи отводится биологии по нескольким причинам:

1. биологические основы функционирования экосистем универсальны, и основные законы жизни на нашей планете имеют всеобщее значение;

2. живые организмы участвуют в преобразовании всех оболочек планеты - гидросферы, литосферы, атмосферы;

3. от устойчивости биосферы зависит будущее человечества;

4. только знание биологических основ позволяет грамотно рассматривать прикладные экологические проблемы.

Экологически ориентированное обучение прежде всего принадлежит такому предмету как биология, так как её изучение начинается раньше других естественных предметов. Содержание курса включает достаточное количество практических и лабораторных работ экологической направленности, способствующих развитию навыков исследовательской работы у школьников.

Наибольшие возможности в формировании здорового образа жизни заложены в материале раздела «Человек и его здоровье».

Экологические компоненты в содержании курса биологии 8 класс

VIII.

Раздел «Человек»

1

Происхождение человека

Место человека в системе органического мира; роль социальных и биологических факторов на разных этапах развития человека.

2

Организм человека и его строение

Организм человека как единая целостная система; типы тканей и их свойства; видоизменение тканей под влиянием ряда факторов.

3

Нервно - гуморальная регуляция физиологических функций

Строение нервной системы; болезней нервной системы и их взаимосвязь с состоянием окружающей среды и социальными процессами

4

Система опоры и движения

Различные виды травм системы опоры и движения; первая доврачебная помощь; роль физических упражнений в укреплении двигательной системы

5

Внутренняя среда организма

Болезни крови и органов кровообращения; иммунитет человека; инфекционные болезни и их профилактика

6

Дыхание

Болезни органов дыхания и их взаимосвязь с загрязнением атмосферы

7

Пищеварение

Пищевые продукты и их качество; пищевые рационы различных народов; гигиена питания

8

Обмен веществ и энергии

Заболевания при нарушении обмена веществ; витамины в плодах и овощах; нормы питания людей

9

Основы учения о ВНД

Взаимосвязь психики людей и их поведения с состоянием окружающей среды; нарушения биологических ритмов человека

10

Индивидуальное развитие человека

Влияние факторов среды на внутриутробное развитие ребёнка и на его развитие в первый год жизни.

Проблема экологического воспитания частично решается за счёт введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по биологии. Экологически ориентированные уроки содержат элементы экологических знаний.

Примером может служить урок биологии в 8 классе по теме «Сон и бодрствование». Ребята в группах мастерят лечебный шар по технологии кусудамы. Сначала они выбирают цвет шара в соответствии с психологическими характеристиками воздействия цветовой гаммы на организм, затем знакомятся с видовым составом растений благотворно влияющих на нервную систему человека - зверобой, шишечки хмеля, чабрец, ромашку. как календула, лаванда, шалфей, мята, мелисса, вербена (их необязательно искать самим, можно купить в аптеке), получают совет по

изготовлению лечебного шара:

- травы для лучше заготавливать подальше от дорог и города;
- все составляющие травы предварительно просушить в проветриваемом помещении или под навесом, чтобы не попались сырые, скомкавшиеся частички;
- важно чтобы запах собранных трав вам нравился, а также вы должны быть уверены, что они не вызовут аллергию. В конечном итоге определяют состав смеси из подобных травок, которые помогут снять усталость, избавиться от депрессии. И помещают эту смесь в изготовленный своими руками лечебный шар. (презентация с описанием технологии изготовления лечебного шара прилагается)

Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит и причина их низкого уровня здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровью.

Для формирования экологической грамотности наиболее результативна методика мини-проектов. При этом исследуется «небольшой», но значимый вопрос, к исследованию без особых затрат и усилий привлекаются многие ученики, итоги проектов рассматриваются непосредственно на уроках и способствуют развитию познавательного интереса, успешности детей, желанию и в дальнейшем принимать участие в таких исследованиях, проектах и т.д.

Например, при изучении темы «Дыхание» для проведения обобщающего урока возможна подготовка проектов:

  1. «Курение и здоровье»

  2. «Вирусные болезни, их последствия и успешность учащихся класса»

  3. «Простые истины здорового дыхания»

В настоящее время значительное негативное воздействие на организм человека оказывают различные загрязнители. Современное состояние окружающей среды таково, что при изучении темы «Пищеварение» мы рассматриваем вопросы необходимости употребления в пищу экологически чистых продуктов.

При изучении анализаторов и органов чувств важно установить значение шумовых факторов, их воздействие на органы слуха и высшую нервную деятельность. В связи с развитием и активным использованием современной бытовой техники и оборудования актуальным становится установление негативного воздействия длительной работы с такой техникой (или игры на компьютере) на нервную систему, органы чувств, психику, развитие так называемой компьютерной зависимости. Важно установление необходимости соблюдения правил безопасности при работы с техникой (например, с компьютером), ее размещением в школе и дома, способствование формирования навыков рациональной работы с ИКТ.

Все эти вопросы могут стать темами для учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Показателем эффективности экологически ориентированного обучения на уроках биологии, формирования экологической грамотности и культуры учащихся должны стать не только осознанность, глубина и прочность экологических знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности повседневной жизни учащихся.


© 2010-2022