Программа элективного курса по биологии Уровни организации жизни

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка.

Программа элективного курса « Уровни организации жизни » для 10 класса(базовый уровень) позволяет расширить знания учащихся о биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни, способствовать систематической работе по формированию учебных умений и навыков.

Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.

Программа курса предусматривает 17учебных часов( 1 час в 2недели) и составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. Курс опирается на знания, полученные при изучении основного курса биологии. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые и индивидуальные формы работы. Для текущего контроля учащимся рекомендуется серия заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися.Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и интернет-ресурсов.

При изучении курса учащиеся должны приобрести знания:

-об особенностях жизни как формы существования материи;

-о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами;

-об основных теориях биологии

-об основных областях применения биологических знаний

Умения:

-пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на земле;

-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-работать с учебной и научно-популярной литературой;

-владеть терминологией;

-осуществлять проектно-исследовательскую деятельность.

Цели курса:

- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

- углубление знаний и умений, полученных в основном курсе;

-овладение умениями применять знания биологии в практической деятельности;

-воспитание необходимости бережного, ответственного отношения к окружающей природе.

Содержание курса.

Биосферный уровень жизни (4часа)

Состав и функции биосферы. Функции живого вещества в биосфере. Биогеохимические процессы в биосфере. Развитие жизни на Земле. Механизмы устойчивости биосферы.

Биогеоценотический уровень жизни (5часов).


История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши. Многообразие водных биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов суши. Строение биогеоценоза (экосистемы). Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах.

Популяционно-видовой уровень жизни( 8 часов).

Критерии вида. Популяционная структура вида. Видообразование. Типы видообразовательного процесса. Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга. Миграция. Изоляция. Дрейф генов. Естественный отбор и его формы. Этапы происхождения человека. Человеческие расы, их происхождение и единство. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Некоторые правила и закономерности эволюционного процесса. Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в эволюции живой природы. Значение изучения популяций и видов.

Лабораторные работы:

№1 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе"»

№2 «Приспособленность организмов и ее относительность»

№3 «Наблюдение признаков ароморфозов у растений и животных».

Итоговая работа (тест).

Тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

1. Биосферный уровень жизни .

4

1

Состав и функции биосферы.


2

Биогеохимические процессы в биосфере.


3

Развитие жизни на Земле.


4

Механизмы устойчивости биосферы.


2. Биогеоценотический уровень жизни.

5

5

История формирования сообществ живых организмов.


6

Биогеография. Основные биомы суши.


7

Многообразие биогеоценозов.


8

Строение биогеоценоза(экосистемы)


9

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Лаб.работа №1"Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе"


3.Популяционно - видовой уровень жизни.

7

10

Популяционная структура вида.


11

Видообразование..Типы видообразовательного процесса


12

Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга. Решение задач.


13

Естественный отбор. Изоляция. Дрейф генов. Миграция.


14

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Л.р.№2"Приспособленность организмов и ее относительность"


15

Основные направления эволюционного процесса. Лаб.работа №3"Наблюдение признаков ароморфозов у растений и животных


16

Этапы эволюции человека


17

Итоговая работа (тест)

1

Итого:

17

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

1.О.А.Рувинский « Общая биология». Москва «Просвещение».1993г.

2.И.Н.Пименова, А.В.Пименов « Лекции по общей биологии». Саратов. ОАО «Издательство « Лицей». 2003г.

3.Д.К.Беляев « Общая биология». Москва «Просвещение». 1991.

4.В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова «Биология». Москва «Дрофа».2007г.

5.Р.Г.Заяц, И.В.Рачковская, В.М.Стамбровская «Биология». Минск «Высшая школа»2008г.

6.Дмитриева Т.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11кл.:Вопросы. Задания. Задачи.- М.: дрофа, 2002.- 144с.:ил.

7.Интернет-ресурсы

8.Лабораторный практикум. Биология 6-11класс (учебное электронное издание)


© 2010-2022