Конспект урока по теме Паукообразные

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 7 классе

«Тип: Членистоногие. Класс Паукообразные»

Тема урока: Класс Паукообразные.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, многообразие и значение в природе и для жизни человека.

Задачи урока:

  1. Образовательная: расширить и закрепить знания о признаках класса паукообразных на примере паука - крестовика, показать его особенности, связанные с жизнью на суше.

  2. Воспитательная: определить значимость паукообразных в природе и необходимость их охраны.

  3. Развивающая: формировать знания по систематике животных. Уметь анализировать и сопоставлять классы и отряды.

Методы обучения:

Проблемный метод, частично-поисковый метод.

Формы организации деятельности.

  1. Самостоятельная - работа учащихся с карточками.

  2. Эмоциональная - изучение ярких, необычных представителей класса.

  3. Социальная - проблемная ситуация о значении класса паукообразных в жизни человека.

Оборудование урока:

Таблица «Класс Паукообразные», карточки с заданиями по теме, презентация учащегося «Многообразие Паукообразных», компьютер, мультимедийный проектор.

Хронометраж урока.


  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Актуализация знаний - 4 мин.

  3. Мотивация на новую деятельность - 2 мин.

  4. Активизация личностных ассоциаций, невербальная деятельность - 6 мин.

  5. Физкультминутка - 1 мин

  6. Самостоятельная работа - 6 мин.

  7. Проблемная ситуация - 3 мин.

  8. Просмотр презентации - 7 мин.

  9. Индивидуальная работа - 4 мин.

  10. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.

  11. Домашнее задание - 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент: взаимное приветствие учителя и учеников, создание благоприятной психологической атмосферы в классе.

II. Актуализация знаний.

«Тихий» опрос.

Индивидуальные карточки двум учащимся.

1 карточка:

1. Из каких частей состоит тело рака?

2. Как устроены глаза рака?

3. Как происходит линька у рака?

2 карточка:

1. Сколько пар ног у рака?

2. Особенности питания рака.

3. Каких представителей ракообразных знаете?

Задание классу.

Учащимся предлагается выполнить тестовое задание и сдать свои ответы на проверку.

Выберите правильные утверждения.


Признак

1

Хитиновый покров тела членистоногих хорошо пропускает воздух и не пропускает воду.

2

Тело речного рака делится на три отдела: голову, грудь и брюшко.

3

У ракообразных три пары ног.

4

Тело ракообразных покрыто хитиновым покровом, который выполняет функцию наружного скелета.

5

Кровеносная система ракообразных замкнутая.

6

Органы дыхание ракообразных - мальпигиевые сосуды.

7

Сердце рака расположено на спинной стороне и имеет вид пятиугольного мешочка.

8

Нервная система рака узлового типа.

9

У рака простые глаза.

III. Мотивация на новую деятельность:

Прежде чем перейти к изучению нового материала, я расскажу вам древнюю легенду.

В далекие времена в Лидии жила Арахна. Славилась она тем, что не было ей равных в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу, считала, что нет ей равных на земле. Она пообещала выткать ткань лучше, чем Афины. Ткань она выткала, но богине эта дерзость состязаться с богами не понравилась. И тогда она превратила ее в паука, а в утешение оставила способность плести паутину.

Вот такая легенда. От имени Арахны произошло название науки о пауках арахнология. А слово «паук» - созвучие с греческого «кривоножка».

Сегодня мы с вами и займёмся этой наукой, узнаем большой и загадочный мир паукообразных.

IV. Активизация личностных ассоциаций.

Когда вы должны найти незнакомый вам предмет, о чем вы спрашиваете? Как выглядит? Вот и мы рассмотрим особенности внешнего строения паука, пользуясь таблицей.

Учитель: Мы видим, что у паука есть признаки типа Членистоногих и признаки, отличающие его от ракообразных. Пауки освоили сушу. Давайте подумаем, какие особенности дают им возможность жить на суше?

Учащиеся дают ответы.

Предполагаемые ответы:

  1. дыхание при помощи легких и трахей,

  2. возможность питаться на суше,

  3. тело защищено от высыхания.

Невербальная деятельность: внимательно слушая, рассматривая внешний вид паука - крестовика, учащиеся вписывают в круг основные черты, которые объединяют животных в класс Паукообразных. Рисуем два круга наружный и внутренний. На наружном пишем части тела, а на внутреннем - особенности строения.

( приложение 1)

Учитель: Класс Паукообразных включает в себя 35000 видов. Они разные, но между ними есть много общего.

  1. «Фигура». На какие части разделено тело? Головогрудь соединяется с брюшком тоненькой «талией» - стебельком.

  2. Конечности: ног восемь. Есть еще тоненькие две пары. Это не ноги. А скорее «руки» - хелицеры. Ими пауки ощупывают все вокруг. Они состоят из двух члеников, сгибаясь, одна половинка входит в другую, как «складной нож». Но когда это необходимо, «нож» раскрывается и острые «крючья» вонзаются в жертву, вторая пара позади рта - ногощупальцы -органы осязания.

  3. Органами чувств у членистоногих являются усики. У пауков усиков нет.

  4. Органы зрения: глаза простые, обычно восемь, но может быть 2,4,6 и совсем слепые животные таинственные, они слышат, но органы слуха не найдены. У них много необычного.

Какими еще отличительными признаками, кроме перечисленных, обладают паукообразные?

Учащиеся называют отличия.

1. Брюшко крупное, не всегда сегментировано. У паука - птицееда брюшко - размером больше апельсина.

2. Тело покрыто хитином.

V. Физкультминутка «Угадай рак или паук».

Руки вверх - рак, руки в стороны - паук, наклон вперед - рак и паук.

  1. 10 ног (рак) - руки вверх

  2. 8 ног (паук) - руки в стороны

  3. Дышим легкими (паук) - руки вверх

  4. Дышим жабрами (рак) - руки в стороны

  5. Хитиновый покров (рак, паук) - наклон вперед

  6. Глаза простые (паук)- руки в стороны

  7. Глаза сложные (рак) - руки вверх

  8. Отделы тела головогрудь и брюшко (рак, паук) - наклон вперед

VI. Мотивация на новую деятельность.

Мы определили внешнее строение, среду обитания, а каковы особенности внутреннего строения.

Самостоятельная работа учащихся в тетради с печатной основой.

VII. Проблемная ситуация.

Вопросы к работе:

1. Отличается ли кровеносная система паукообразных от ракообразных?

( нет, она незамкнутая, сердце на спинной стороне).

2.Отличается ли выделительная система?

( Да, органы выделения - мальпигиевые сосуды, открываются в задний отдел кишечника)

3. Отличается ли дыхательная система?

(Да. Легкие и трахеи).

Мы изучили внешнее и внутреннее строение, а теперь посмотрим отдельных представителей этого класса

VIII. Просмотр презентации «Многообразие паукообразных»

Вопросы к презентации: (вопросы демонстрируются на экране)

  1. Как паук узнает о приближении добычи? (дрожание паутины)

  2. Почему название одного паука каракурт переводится как Черная вдова?

  3. Какие отряды входят в класс Паукообразные?

  4. Почему многие боятся пауков, а нужно ли это?

  5. Как удалить клеща?

IX. Рефлексия. Индивидуальная работа.

Проверь свои знания. (Задания проецируются на экран через проектор)

Выбери верные утверждения.

Задание 1.

1. Тело паука состоит из двух отделов.

2. Головогрудь несет шесть пар конечностей.

3. У взрослых паукообразных брюшко лишено типичных конечностей.

4. Все пауки - хищники.

5. Органами дыхания всех пауков являются легочные мешки.

6. Глаза паука сложные.

7. У паукообразных внутреннее оплодотворение.

8. Все паукообразные откладывают яйца.

9. Класс Паукообразные подразделяется на отряды «Скорпионы» и «Пауки».

Верные утверждения - 1, 2, 3, 7.

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1.Тело паука состоит из:

а) одного отдела

б) двух отделов

в) трех отделов

2. Тело паукообразных несет:

а) три пары конечностей

б) шесть пар конечностей

в) пять пар конечностей

3. Органы зрения у паукообразных

а) одна пара сложных глаз

б) одна пара простых глаз

в) несколько пар простых глаз

4. Паукообразные это:

а) только хищники

б) только паразиты

в) хищники, паразиты, растительноядные животные

Правильные ответы: 1)б 2)б 3)в 4)в

X. Подведение итогов работы, выставление оценок.

Самооценка учащимися выполненной работы.

4 правильных ответа - 5 баллов - 5

3 правильных ответа - 4 балла - 4

XI. Домашнее задание:

Параграф 20, творческое задание: подобрать материал на тему «Эти удивительные пауки» ( Интернет, журнал «Юный натуралист»)



© 2010-2022