Конспект урока по теме Иммунитет 8 класс

Иммунитет- важное защитное свойство нашего организма. Цель: познакомиться с основными  историческими  этапами изучения иммунитета, изучить формы, механизмы и регуляцию  иммунитета.  Задачи: дидактические – формирование знаний об особенностях иммунитета человека, факторах способствующих укреплению иммунитета  психологические – отработка приёмов самостоятельной устной деятельности, приёмов исследовательской работы  воспитательные – формирование у учащихся правильного отношения к сохранению собст...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»

Учитель биологии: Гаврилова Ирина Валентиновна

Разработка урока: «Иммунитет»

Цель: познакомиться с основными историческими этапами изучения иммунитета, изучить формы, механизмы и регуляцию иммунитета.

Задачи:

дидактические - формирование знаний об особенностях иммунитета человека, факторах способствующих укреплению иммунитета

психологические - отработка приёмов самостоятельной устной деятельности, приёмов исследовательской работы

воспитательные - формирование у учащихся правильного отношения к сохранению собственного здоровья, его укреплению

Оборудование: компьютеры, мультимедийная приставка, СД-диски- «Открытая биология» и «1С:Репетитор. Биология», раздаточный материал по теме «Иммунитет»

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, опережающее обучение, исследовательская

План урока:


  1. Мотивация темы урока

  2. Из истории изучения иммунитета

  3. Механизмы формирования иммунитета

  4. Формы иммунитета

  5. Регуляция иммунитета

  6. Различные патологии

  7. Закрепление

  8. Поведение итогов

Ход урока

Учитель: В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования различных болезней. При изучении некоторых литературных произведений, вы , встречали описание эпидемий некоторых болезней. Вспомните, о каких болезнях чаще писали авторы.

Ученики: Чума, холера.

Учитель: Но не все люди в одинаковой форме переносили данные заболевания. С чем это связано? Почему в настоящее время мы не встречаем данные заболевания?

Можете ли вы сейчас ответить на эти вопросы?

Ученики: В данное время многие заболевания не проявляются, так как людям делают прививки.

Учитель: Верно! Прививки в организме человека вызывают иммунитет. А что означает данное понятие? Давно ли о нём известно? Как он возникает?

Вы видите, ребята вопросов больше, чем ответов. В течение урока мы постараемся на все ответить.

Мы говорили об иммунитете, в переводе с латинского слово «immunitas» означает «освобождение от податей». Почему учёные применили, это слово? Когда микробы проникают внутрь организма, они «требуют подати» - расплаты болезнью. Организм мобилизует защитные силы, для уничтожения проникших врагов.

Когда же стало известно о данных процессах? Давайте познакомимся с этапами изучения иммунитета. С историческими сведениями вас познакомят специалисты - историки. По ходу их рассказа, вы , заполняете таблицу.


Ф. И. учёного


Открытия в области изучения иммунитета


1 ученик делает сообщение на тему «Первые сведения об иммунитете»

2 ученик делает сообщение на тему «Теория «приобретённого иммунитета»»

4 ученик делает сообщение на тему «Работы Пастера - теория истощения и метод аттенуации»

Учитель: Давайте проверим, что вы записали. ( слайд 2)Об истории открытия и изучения иммунитета можно отыскать много информации. Многие хорошо нам уже известные учёные занимались проблемами иммунитета. Среди них такие, как И. И. Мечников который первым отметил важную роль лейкоцитов в защите организма от инфекционных заболеваний. (слайд 3) Большой вклад в изучение защитных свойств организма внёс И. П. Павлов (слайд4) До настоящего времени учёные заняты проблемой иммунитета. А как же он формируется? Каковы механизмы его формирования? У вас на партах имеются медицинские данные. Пользуясь ими выберите составные части механизма иммунитета. ( Работа в парах. Для работы выделяется 5 мин)

Давайте проверим, что вам удалось выделить. Составляем схему. (слайд 5)

(Учащиеся комментируют составление схемы)

Учитель: Так как иммунитет формируется под действием различных факторов, то выделяются различные формы иммунитета. Пользуясь учебником выделите формы иммунитета (для работы 2- 3 мин)

Давайте посмотрим какие же формы иммунитета выделяют современные учёные?

(слайд 6)

Ученики: иммунитет делится на врождённый и приобретённый. Последний может быть разделён на активный и пассивный.

Учитель : Приобретённый иммунитет формируется после прививок. Кто знает, что такое прививка?

Ученики: Прививка - это введение в организм ослабленных или убитых возбудителей болезни, или готовых антител.

Учитель: Под прививкой подразумевается введение в организм вакцины или сыворотки. В чём их различие? Ответьте на этот вопрос пользуясь учебником.

Ученик: сыворотка - это препарат готовых антител, а вакцина - это культура ослабленных микробов.

Учитель: Верно! Вакцина заставляет организм самостоятельно вырабатывать антитела. Болезнь протекает в очень лёгкой форме. (слайд 7) Сравните два изображения; в первом случае ребёнку сделана прививка против оспы и болезнь протекает практически не заметно. Во втором - ребёнок болен оспой. Вывод из этого очень прост.

А теперь запишите определения данных понятий в тетрадь.

Кто знает от каких болезней делают прививки учащимся нашей школы? Каков порядок их проведения?

Ученики: Прививки делают от гепатита, краснухи, гриппа.

Учитель: Давайте познакомимся с проведения вакцинации в нашей школе и в районе. Данное исследование проведено вашей одноклассницей.

(презентация «Защита вашего организма»)

Выделите основную мысль исследования.

Ученики: Прививки - это вспомогательный механизм нашего организма.

Учитель: Как вы думаете, если человек проводит нужную вакцинацию, ведёт правильный образ жизни, может ли его иммунитет дать сбой?


Ученики: может

Учитель: Верно! Наш иммунитет подвержен влиянию окружающей среды, нашему эмоциональному состоянию. (слайд 6)

Учитель: Чтобы закрепить полученные знания, разделимся на группы.

1-2 группы решают кроссворд на компьютере

3-4 группа отвечают на тестовые задания на компьютере

( на задание 3- 4 мин)

(Проверка заданий - задания проектируются на экран)

Учитель: Давайте подведём итог нашего занятия. У вас на парта лежат анкеты, заполните их.

Мы сегодня узнали многое о нашем организме. Ответили на поставленные в начале урока вопросы. И можно сделать вывод - здоровье нашего организма зависит от нашего иммунитета. (слайд 8)


Домашнее задание: стр. 122

Ответить на вопрос: Дошкольник Николай заболел корью в лёгкой форме и в скоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?


© 2010-2022