- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Группы крови
Урок по биологии на тему Группы крови
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лисицына О.А. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
8 класс
Тема урока. Группы крови. Переливание крови.
Цель: знать группы крови человека, резус - фактор, правила переливания крови. Уметь объяснять значение правильного переливания крови для здоровья и жизни человека
Задачи:
Образовательные:
-
сформировать знания о группах крови, резус - факторе, правилах переливания крови человека;
-
раскрыть значение переливания крови для здоровья и спасения жизни человека; Развивающие:
-
продолжить формирование познавательной активности учащихся, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, развивать интерес к изучаемому предмету, умение работать в группе, парах, оценивать результаты своего труда.
-
развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, услышанное, делать краткие записи, представлять основные мысли в виде схем);
-
развивать интеллектуальные умения (учить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать;
-
развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, чётко, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).
Воспитательные:
-
воспитывать чувство ответственности, заинтересованного отношения к учебе, формировать артистические способности у учащихся, расширить их кругозор;
-
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий;
-
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний;
-
значение полученных знаний для сохранения здоровья.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник: Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс, для общеобразовательных учреждений, авт. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я., электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Издательство «Просвещение», 2009, 2014, рабочая тетрадь, тетрадь для промежуточного контроля знаний учащихся, презентация «Группы крови. Резус - фактор. Переливание крови», информационные листы, оценочный лист.
Ход урока
Словарная работа.
Работа у доски (1 учащийся) и в тетрадях для промежуточного контроля знаний (остальные учащиеся)
-
Тканевая жидкость, иммунитет, кровь, фагоцитоз, эритроциты, лимфа, тромбоциты, фибриноген, фагоциты, гемоглобин, лейкоциты, плазма, кровь, лимфоцит, фибрин антитела.
-
Подчеркните опорные термины по теме "Внутренняя среда организма" - волнистой чертой, а опорные термины темы "Форменные элементы крови" - одной чертой.
-
Проверка правильности написания терминов на доске учащимися класса.
-
Вспомните определения записанных терминов.
-
Эпиграф урока: Мы постоянно встречаемся с фактами, требующими объяснения.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Учитель:
Ответьте на вопросы:
Почему военные, автогонщики и люди других профессий, связанных с риском, носят браслеты, нашивки или другие знаки с информацией о своей группе крови и резус - факторе?
Учитель:
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (Ответы учеников: о группах крови, переливании крови).
Учитель:
В трагических ситуациях, когда человек теряет много крови, его можно спасти, перелив ему донорскую кровь. Уже давно врачи пытались таким образом помочь своим пациентам, но результат каждый раз был непредсказуем: иногда переливание крови спасало человеку жизнь, а иногда приводило к смерти.
Как вы думаете, с чем это могло быть связано?
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока, спланировать способы достижения, поставленной цели в виде плана.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Учащиеся работают на уроке по разработанному ими плану урока.
План урока.
-
Из истории открытия групп крови
-
Знакомство с понятиями «донор», реципиент».
-
Причины совместимости и несовместимости групп крови.
-
Группа крови - признак, полученный по наследству.
-
Резус - фактор.
-
Резус - конфликт и его причины.
-
Значение переливания крови для здоровья и жизни человека.
II. Изучение нового материала.
Групповая работа.
Задание группе «Доноры»
На с. 43 учебника найдите и изучите:
а) краткую историю открытия групп крови и составьте краткое сообщение.
б) определения «донор», «реципиент», доведите до сведения всех обучающихся в классе.
Дополнения учителя (слайды № 3 - 7, 18 - 21 презентации)
Карл Ландштейнер (1868 - 1943), австрийский врач и иммунолог, был удостоен в 1930 году Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие групп крови у человека.
В начале ХХ ст. К.Ландштейнер и Я.Янский сделали открытие, позволившее проводить безопасные переливания крови.
Они создали учение о группах крови.
Карл Ландштейнер (1868 - 1943 ), австрийский врач и иммунолог, был удостоен в 1930 году Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие групп крови у человека.
Задание группе: «Реципиенты»
На с. 43 учебника найдите схему 2.19. «Совместимость групп крови при переливании». Выскажите свои предположения о причинах совместимости и несовместимости крови человека.
Дополнения учителя
Переливание крови (слайды 8 - 17 презентации)
Чаще всего встречаются I и II группы крови, реже - IV группа крови.
Если при переливании крови агглютиноген встречается с одноимённым агглютинином, происходит агглютинация (склеивание) и разрушение эритроцитов.
В результате развивается шок, который может привести к смерти.
Правила переливания крови (слайды 22 -26 презентации)
Учитывают, какие антигены есть в эритроцитах донора, и какие агглютинины находятся в крови реципиента.
Плазма донора во внимание не принимается, так как сильно разбавлена плазмой реципиента.
Поскольку кровь I группы не содержит в эритроцитах агглютиногенов, её можно переливать людям с любой группой крови.
Людей с I (0) группой крови называют универсальными донорами.
Поскольку кровь IV группы (АВ) не содержит в плазме агглютининов, людям с этой группой крови можно переливать кровь любой группы.
Людей с IV группой крови называют универсальными реципиентами.
Кровь II (А) группы крови может быть перелита людям с кровью
II (А) и IV (АВ) групп,
Кровь III (В) группы - людям с кровью III (В) и IV (АВ) групп,
Кровь IV (АВ) группы - только людям с кровью IV (АВ) группы.
В настоящее время врачи пользуются правилом, по которому реципиенту переливается кровь только его же группы
Задание группе «Иммунологи»
На с. 43 учебника найдите информацию о резус - факторе и его значении при переливании крови.
Информация учителя (слайды 27 - 36 презентации)
К.Ландштейнер и А.Винер в 1940 году в эритроцитах обезьяны макаки - резус обнаружили особый белок, который они назвали резус - фактором (Rh).
Резус - фактор передаётся по наследству.
Система резус, в отличие от системы АВО, не имеет в норме соответствующих агглютининов.
Но, если кровь резус-положительного донора перелить резус-отрицательному реципиенту, в организме последнего образуются специфические антитела по отношению к резус - фактору.
Это приводит к склеиванию эритроцитов с последующим их разрушением.
Может привести к гибели человека.
Резус - конфликт может возникнуть при беременности, если кровь матери резус - отрицательная, а кровь ребёнка резус - положительная.
В этом случае материнский организм начинает вырабатывать антитела, которые повреждают ткани и эритроциты плода.
В таком случае резус - отрицательные женщины в период беременности обязательно должны получать соответствующее лечение.
Кроме агглютиногенов системы АВО и резус - фактора на мембране эритроцитов были обнаружены и другие агглютиногены, которые определяют группы крови в данной системе.
Таких агглютиногенов насчитывается более 400, но наибольшее значение для переливания крови имеют система АВО и резус - фактор.
III. Контроль знаний учащихся.
Задание. Ответьте устно на вопросы.
-
Сколько групп крови у человека, как вида?
-
Кому принадлежат открытие групп крови и учение о группах крови человека?
-
Как объяснить совместимость и несовместимость групп крови при переливании?
-
Какие факторы учитывают при переливании?
-
Почему врачи при переливании крови придерживаются заповеди: «Из группы - в группу, из резуса - в резус».
IV. Запишите в словарь (слайд 43 презентации):
-
Агглютиногены
-
Агглютинины
-
Агглютинация
-
Донор
-
Реципиент
-
Резус - фактор
-
Резус - конфликт
V. Рефлексия (слайд 44 презентации)
-
Я могу......
-
Я запомнил.....
-
Я затрудняюсь....
-
Мне не удалось....
Учащиеся самостоятельно формулируют затруднения и корректируют их.
VI . Оценивание и самооценивание (слайд 45 презентации)
Оцените работу группы, выставив от 1 до 3 баллов по каждому критерию:
- Мы не отвлекались и были внимательными -
- Мы активно работали -
- Мы выдвигали интересные мысли -
- Мы помогали друг другу, работая в группе -
VII. Домашнее задание. Изучить § 15 с. 43, записи в тетрадях. Подготовить рефераты или сообщения о жизни и творческой деятельности К. Ландштейнера и Яна Янского.
Это интересно (слайд 38 презентации)
Группа крови и характер.
Дополнительные вопросы для повторения и обсуждения (слайды 28 - 42)
1. Как были открыты группы крови?
2. Почему людей с I группой крови называют универсальными донорами?
3. Можно ли переливать III группу крови человеку с I группой крови?
4. Почему людей с IV группой крови называют универсальными реципиентами?
5. Чем определяется наличие или отсутствие тех или иных агглютиногенов в крови человека?
6. Как был обнаружен резус - фактор?
7. Почему резус - отрицательному человеку нельзя переливать резус - положительную кровь?
4