Урок по биологии на тему Группы крови

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс

Тема урока. Группы крови. Переливание крови.

Цель: знать группы крови человека, резус - фактор, правила переливания крови. Уметь объяснять значение правильного переливания крови для здоровья и жизни человека

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать знания о группах крови, резус - факторе, правилах переливания крови человека;

  • раскрыть значение переливания крови для здоровья и спасения жизни человека; Развивающие:

  • продолжить формирование познавательной активности учащихся, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, развивать интерес к изучаемому предмету, умение работать в группе, парах, оценивать результаты своего труда.

  • развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, услышанное, делать краткие записи, представлять основные мысли в виде схем);

  • развивать интеллектуальные умения (учить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать;

  • развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, чётко, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, заинтересованного отношения к учебе, формировать артистические способности у учащихся, расширить их кругозор;

  • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий;

  • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний;

  • значение полученных знаний для сохранения здоровья.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник: Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс, для общеобразовательных учреждений, авт. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я., электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Издательство «Просвещение», 2009, 2014, рабочая тетрадь, тетрадь для промежуточного контроля знаний учащихся, презентация «Группы крови. Резус - фактор. Переливание крови», информационные листы, оценочный лист.

Ход урока

Словарная работа.

Работа у доски (1 учащийся) и в тетрадях для промежуточного контроля знаний (остальные учащиеся)

  • Тканевая жидкость, иммунитет, кровь, фагоцитоз, эритроциты, лимфа, тромбоциты, фибриноген, фагоциты, гемоглобин, лейкоциты, плазма, кровь, лимфоцит, фибрин антитела.

  • Подчеркните опорные термины по теме "Внутренняя среда организма" - волнистой чертой, а опорные термины темы "Форменные элементы крови" - одной чертой.

  • Проверка правильности написания терминов на доске учащимися класса.

  • Вспомните определения записанных терминов.


  • Эпиграф урока: Мы постоянно встречаемся с фактами, требующими объяснения.


Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Учитель:

Ответьте на вопросы:

Почему военные, автогонщики и люди других профессий, связанных с риском, носят браслеты, нашивки или другие знаки с информацией о своей группе крови и резус - факторе?

Учитель:

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (Ответы учеников: о группах крови, переливании крови).

Учитель:

В трагических ситуациях, когда человек теряет много крови, его можно спасти, перелив ему донорскую кровь. Уже давно врачи пытались таким образом помочь своим пациентам, но результат каждый раз был непредсказуем: иногда переливание крови спасало человеку жизнь, а иногда приводило к смерти.

Как вы думаете, с чем это могло быть связано?

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока, спланировать способы достижения, поставленной цели в виде плана.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Учащиеся работают на уроке по разработанному ими плану урока.

План урока.

  1. Из истории открытия групп крови

  2. Знакомство с понятиями «донор», реципиент».

  3. Причины совместимости и несовместимости групп крови.

  4. Группа крови - признак, полученный по наследству.

  5. Резус - фактор.

  6. Резус - конфликт и его причины.

  7. Значение переливания крови для здоровья и жизни человека.

II. Изучение нового материала.

Групповая работа.

Задание группе «Доноры»

На с. 43 учебника найдите и изучите:

а) краткую историю открытия групп крови и составьте краткое сообщение.

б) определения «донор», «реципиент», доведите до сведения всех обучающихся в классе.


Дополнения учителя (слайды № 3 - 7, 18 - 21 презентации)

Карл Ландштейнер (1868 - 1943), австрийский врач и иммунолог, был удостоен в 1930 году Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие групп крови у человека.

В начале ХХ ст. К.Ландштейнер и Я.Янский сделали открытие, позволившее проводить безопасные переливания крови.

Они создали учение о группах крови.

Карл Ландштейнер (1868 - 1943 ), австрийский врач и иммунолог, был удостоен в 1930 году Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие групп крови у человека.

Задание группе: «Реципиенты»

На с. 43 учебника найдите схему 2.19. «Совместимость групп крови при переливании». Выскажите свои предположения о причинах совместимости и несовместимости крови человека.

Дополнения учителя

Переливание крови (слайды 8 - 17 презентации)

Чаще всего встречаются I и II группы крови, реже - IV группа крови.

Если при переливании крови агглютиноген встречается с одноимённым агглютинином, происходит агглютинация (склеивание) и разрушение эритроцитов.

В результате развивается шок, который может привести к смерти.

Правила переливания крови (слайды 22 -26 презентации)

Учитывают, какие антигены есть в эритроцитах донора, и какие агглютинины находятся в крови реципиента.

Плазма донора во внимание не принимается, так как сильно разбавлена плазмой реципиента.

Поскольку кровь I группы не содержит в эритроцитах агглютиногенов, её можно переливать людям с любой группой крови.

Людей с I (0) группой крови называют универсальными донорами.

Поскольку кровь IV группы (АВ) не содержит в плазме агглютининов, людям с этой группой крови можно переливать кровь любой группы.

Людей с IV группой крови называют универсальными реципиентами.

Кровь II (А) группы крови может быть перелита людям с кровью

II (А) и IV (АВ) групп,

Кровь III (В) группы - людям с кровью III (В) и IV (АВ) групп,

Кровь IV (АВ) группы - только людям с кровью IV (АВ) группы.

В настоящее время врачи пользуются правилом, по которому реципиенту переливается кровь только его же группы

Задание группе «Иммунологи»

На с. 43 учебника найдите информацию о резус - факторе и его значении при переливании крови.

Информация учителя (слайды 27 - 36 презентации)

К.Ландштейнер и А.Винер в 1940 году в эритроцитах обезьяны макаки - резус обнаружили особый белок, который они назвали резус - фактором (Rh).

Резус - фактор передаётся по наследству.

Система резус, в отличие от системы АВО, не имеет в норме соответствующих агглютининов.

Но, если кровь резус-положительного донора перелить резус-отрицательному реципиенту, в организме последнего образуются специфические антитела по отношению к резус - фактору.

Это приводит к склеиванию эритроцитов с последующим их разрушением.

Может привести к гибели человека.

Резус - конфликт может возникнуть при беременности, если кровь матери резус - отрицательная, а кровь ребёнка резус - положительная.

В этом случае материнский организм начинает вырабатывать антитела, которые повреждают ткани и эритроциты плода.

В таком случае резус - отрицательные женщины в период беременности обязательно должны получать соответствующее лечение.

Кроме агглютиногенов системы АВО и резус - фактора на мембране эритроцитов были обнаружены и другие агглютиногены, которые определяют группы крови в данной системе.

Таких агглютиногенов насчитывается более 400, но наибольшее значение для переливания крови имеют система АВО и резус - фактор.

III. Контроль знаний учащихся.

Задание. Ответьте устно на вопросы.

  1. Сколько групп крови у человека, как вида?

  2. Кому принадлежат открытие групп крови и учение о группах крови человека?

  3. Как объяснить совместимость и несовместимость групп крови при переливании?

  4. Какие факторы учитывают при переливании?

  5. Почему врачи при переливании крови придерживаются заповеди: «Из группы - в группу, из резуса - в резус».

IV. Запишите в словарь (слайд 43 презентации):

  • Агглютиногены

  • Агглютинины

  • Агглютинация

  • Донор

  • Реципиент

  • Резус - фактор

  • Резус - конфликт

V. Рефлексия (слайд 44 презентации)

  • Я могу......

  • Я запомнил.....

  • Я затрудняюсь....

  • Мне не удалось....

Учащиеся самостоятельно формулируют затруднения и корректируют их.

VI . Оценивание и самооценивание (слайд 45 презентации)

Оцените работу группы, выставив от 1 до 3 баллов по каждому критерию:

- Мы не отвлекались и были внимательными -

- Мы активно работали -

- Мы выдвигали интересные мысли -

- Мы помогали друг другу, работая в группе -

VII. Домашнее задание. Изучить § 15 с. 43, записи в тетрадях. Подготовить рефераты или сообщения о жизни и творческой деятельности К. Ландштейнера и Яна Янского.

Это интересно (слайд 38 презентации)

Группа крови и характер.

Дополнительные вопросы для повторения и обсуждения (слайды 28 - 42)

1. Как были открыты группы крови?

2. Почему людей с I группой крови называют универсальными донорами?

3. Можно ли переливать III группу крови человеку с I группой крови?

4. Почему людей с IV группой крови называют универсальными реципиентами?

5. Чем определяется наличие или отсутствие тех или иных агглютиногенов в крови человека?

6. Как был обнаружен резус - фактор?

7. Почему резус - отрицательному человеку нельзя переливать резус - положительную кровь?

4


© 2010-2022