- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дядюхина О.И. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование «Кяхтинский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Кяхтинская средняя
общеобразовательная школа № 1»
_______________ Максимов Л.А
« » ________________ 2012
Рассмотрено и принято
в качестве локального правового акта МБОУ
«Кяхтинская СОШ № 1»
на заседании Педагогического совета школы
от «______» ____________ 2012 г. Протокол № _______
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
7 класс, базовый уровень.
Разработана
Корнетовой Л.Н.
Учителем химии первой
квалификационной категории
2012
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. - М.: Дрофа, 2007. - 176 с.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
В целом структура авторской программы сохранена, но в некоторых темах увеличено количество часов на изучение материала, добавлены обобщающие уроки.
Определение места и роли учебного предмета.
Согласно действующему Базисному учебному плану, в 7 классе предусматривается изучение биологии.
Количество часов: 70, проверочных работ 11 , лабораторных работ 20
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Цели и задачи:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
II. Содержание рабочей программы
Тема
Количество часов
Лабораторные работы
Проверочные работы
Введение
3
Царство Прокариоты
3
1
Царство Грибы
4
3
1
Царство Растения
14
8
3
Царство Животные
40
9
5
Царство Вирусы + резерв
4 + 2
III. Технологическая карта
№
Наименование раздела и тем программы
Количество часов
Дата
План
Дата факт
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Информационное сопровождение
Вид контроля , измерители
Домашнее задание
. Введение
3
1
Многообразие живых организмов. Уровни организации живого
1-я неделя сентября
4.9
Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.
Классификация организмов. Уровни организации живой природы. Структура учебника.
Называть основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции.
Называть уровни живой природы.
Учебник. Стенды кабинета биологии
Фронтальный
Стр. 5-7
2
Ч.Дарвин и происхождение видов.
1-я неделя сентября
7.9
Биография Ч.Дарвина. основные положения учения Дарвина: наследственная изменчивость, борьба за существование, отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов.
Знать биографию Дарвина. называть движущие силы эволюции, перечислять результаты эволюции.
Учебник , портрет Ч.Дарвина, коллекции плодов
Фронтальный
Стр.6
3
Многообразие живых организмов и их классификация
2-я неделя сентября
11.9
Предмет и задачи систематики. Вид - единица систематики. Надвидовые категории. Сравнение искусственной и естественной систем классификации живой природы.
Давать определение вида, называть основные систематические категории, отличать естественную систему от искусственной
Учебник , комнатные растения.
Фронтальный
Стр.8
ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ
3 часа
4
Общая характеристика бактерий.
2-я неделя сентября
17.9
Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.
Распознавать и описывать
строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий
Учебник . таблица «Строение бактериальной клетки»
Диск»К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 11-12 до
слов «В природе бактерии распространены...»
5
Многообразие и значение бактерий.
3-я неделя сентября
18.9
Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии.
Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
Учебник . таблица «Строение бактериальной клетки», влажный препарат «Клубеньки на корнях»
Индивидуальный
Учебник, стр. 12-13.
6
Подцарство оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение
3-я неделя сентября
21.9
Общие сведения о подцарстве Оксифотобактерии. Цианобактерии, их разнообразие, особенности питания и размножения.
Называть признаки подцарства Оксифотобактерии. Знать о роли цианобактерий в природе и жизни человека.
Учебник . таблица «Строение бактериальной клетки»,
Тематический, тестовый
Учебник стр. 15-17
ЦАРСТВО ГРИБЫ
4 часа
7
Общая характеристика грибов.
.
4-я неделя сентября
25.9
Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.
Распознавать и описывать
внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы Сравнивать грибы с растениями и животными
Учебник, таблица «Строение гриба», муляжи плодовых тел грибов Диск»К и М»
Индивидуальный
Учебник, стр. 20-22.
8
Многообразие грибов
4-я неделя сентября
28.9
Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Липецкой области..
Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать
строение плесневых грибов Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека. Приводить примеры шляпочных грибов, Распознавать и описывать
съедобные и ядовитые шляпочные грибы.
Учебник, таблица «Строение гриба», муляжи плодовых тел грибов. Тела трутовиков, плесень, дрожжи, микроскоп
Фронтальный
Учебник, стр. 20-25.
9
Обобщающий урок по темам «Бактерии», «Грибы»
1-я неделя октября
2.10
Тестирование по темам «Царство Прокариоты. Царство Грибы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
Карточки с заданиями.
Тестовый, репродуктивный частично-поисковый
10
Лишайники.
1-я неделя октября
5.10
Лишайники - симбиоз гриба и
водорослей.
Условия жизни.
Значение.
Питание, размножение.
Распознавать и описывать
строение лишайника Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности.
Учебник, коллекции лишайников
Фронтальный
Учебник, стр. 28-32., сделать коллекцию лишайников
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
18 часов
11
Общая характеристика царства Растения.
2-я неделя октября
9.10
Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений.
Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения.
Учебник, комнатные растения, микроскоп, микропрепараты растительных клеток
Индивидуальный
Учебник, стр. 36-37.
12
Строение и жизнедеятельность водорослей.
2-я неделя октября
12.
10
Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение.
Давать определение термину.
низшие растения. Распознавать и описывать
строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей.
Учебник, таблицы, микроскоп. Микропрепараты водорослей Диск»К и М»
Тестовый,
Учебник, стр. 38-39.
13
Значение и многообразие водорослей.
.
3-я неделя октября
16.
10
Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания.
Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.
Учебник, таблицы, микроскоп. Микропрепараты водорослей
Тестовый,
Учебник, стр. 40-45.
14
Отдел Моховидные.Особенности строения и жизнедеятельности
3-я неделя октября
19.
10
Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа «Строение мхов»
Давать определение термину.
высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на cvшу
Учебник, гербарные экземпляры растений, микроскопы, микропрепараты Диск»К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 48-51.
15
Отдел Плауновид-ные и отдел Хвощевидные.
4-я неделя октября
23.
10
Особенности строения растений отдела Хвощевидные. Питание, дыхание, размножение. Практическое значение.
Значение в природе и в жизни
человека. Особенности строения растений отдела Плауновидные. Питание, дыхание, размножение. Значение в природе и в жизни
человека.
Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные Объяснять роль в природе и в жизни человека Сравнивать хвощи и плауны.
Учебник, гербарные экземпляры хвощей и плаунов
Тестовый,
учебник, стр. 56-59.
16
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности
4-я неделя октября
26.
10
Места обитания и условия жизни.
Основные признаки папоротников.
Строение папоротников. Размножение.
Значение в природе и жизни человека.
Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные Распознавать и описывать
строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека
Учебник, комнатные растения, гербарий
Диск»К и М»
Тестовый,
Учебник, стр. 62-65
17
Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности
5 неделя октября
30.
10
Места обитания и условия жизни.
Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек сосны»
Давать определение термину «голосеменные растения Распознавать растения отдела Голосеменные растения Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений.
Учебник, таблица. Ветки сосны. Шишки хвойных растений. лупы Диск»К и М»
Индивидуальный
Учебник, стр. 68-70.
18
Многообразие голосеменных.
.
2 неделя ноября
8.11
Классы голосеменных, их представители. Виды растений, наиболее распространенные в Липецкой области.
Значение в природе и жизни человека.
Приводить примеры голосеменных растений Распознавать и описывать
наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.
Учебник, таблицы, Ветки и шишки хвойных растений.
Фронтальный
Учебник, стр. 70-73.
19
Происхождение и особенности строения покрытосеменных.
.
3 неделя ноября
13.
11
Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы.
Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения Распознавать и описывать
жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений.
Учебник, таблицы, комнатные растения
Диск»К и М»
Индивидуальный
Учебник, стр. 76-81.
20
Размножение покрытосеменных.
3 неделя ноября
16.
11
Способы размножения покрытосеменных. Особенности полового размножения. Бесполое размножение (вегетативное).
Называть особенности полового и бесполого способов размножения. Знать строение цветка.
Учебник, модели цветка, таблицы.
Фронтальный
Учебник, стр. 82-83.
21
Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветных.
4 неделя ноября
20.11
Признаки класса Двудольные. Общая характеристика Розоцветных. Представители семейства.
Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Называть признаки семейства розоцветные. Определять принадлежность растений к этому семейству.
Учебник, таблицы, гербарий. Определительные карточки
Индивидуальный, фронтальный
Учебник, стр. 82.
22
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Пасленовые
4 неделя ноября
23.11
Признаки семейства Крестоцветные. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Пасленовые. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека.
Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Называть признаки семейств Крестоцветные и пасленовые. Определять принадлежность растений к этим семействам.
Учебник, таблицы, гербарий. Определительные карточки
Индивидуальный, фронтальный
Учебник, стр. 82.
23
Семейства класса Однодольные растения.
5 неделя ноября
27.11
Признаки однодольных растений. Признаки семейства Злаки.. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Лилейные.
Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.
Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.
Учебник, таблицы, гербарий. Определительные карточки
Индивидуальный, фронтальный
Учебник, стр. 83.
24
Многообразие растений.
5 неделя ноября
29.11
Отделы Растений. Их признаки. Усложнение растений в процессе эволюции. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры.
Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль растений в природе и в жизни человека.
Учебник, таблицы. гербарии
Тематический, тестовый
.ЖИВОТНЫЕ
37 часов
25
Общая характеристика Царства Животные.
1 неделя декабря
4.12
Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Классификация животных.
Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.
Учебник, таблицы.
Фронтальный
Учебник, стр. 92.
26
Общая характеристика простейших.
.
1 неделя декабря
7.12
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов.
Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения.
Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность
простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных.
Учебник, таблицы.
Диск»К и М»
Индивидуальный,
Учебник, стр. 94-96.
27
Многообразие и значение простейших
2 неделя декабря
11.
12
Среда обитания и условия жизни.
Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории. Значение одноклеточных в природе и жизни человека.
Распознавать и описывать
строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека
Учебник, таблицы.
тестовый
Учебник, стр. 97-99.
28
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.
2 неделя декабря
14.
12
Признаки многоклеточных животных. Классификация. Общая характеристика типа Губки. Особенности строения и жизнедеятельности губок.
Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных.
Учебник, таблицы.
Диск»К и М»
Индивидуальный,
Учебник, стр. 97-99.
29
Особенности строения кишечнополостных
.
3 неделя декабря
18.
12
Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.
Распознавать и описывать
строение кишечнополостных. Выделять особенности кишечнополостных.
Учебник, таблицы.
Фронтальный
Учебник, стр. 108-111.
30
Особенности жизнедеятельности кишечнополостных
.
3 неделя декабря
21.
12
Жизнедеятельность гидры: движение, ответ на раздражение, рефлексы. Питание и пищеварение. Размножение. Регенерация. Этапы развития гидры.
Описывать процессы жизнедеятельности.
Учебник, таблицы.
Диск»К и М»
Фронтальный, тестовый
Учебник, стр. 108-111.
31
Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.
4 неделя декабря
25.
12
Классификация и общие признаки кишечнополостных. Особенности строения и жизнедеятельности медуз, кораллов, актиний. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.
Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных.
Учебник, таблицы.
Фронтальный, тестовый
Учебник, стр. 111-113.
32
Общая характеристика типа Плоские черви.
.
4неделя декабря
28.
12
Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная).
Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения.
Учебник, таблицы.
Диск»К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 116-117.
33
Многообразие и значение плоских червей.
3неделя января
15.1
Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль плоских червей в природе и в жизни человека.
Распознавать и описывать
паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму.
Учебник, таблицы.
Индивидуальный,
Учебник, стр. 118-120.
34
Общая характеристика типа Круглые черви.
3 неделя января
18.1
Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями.
Распознавать и описывать
животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Объяснять меры профилактики заражения.
Учебник, таблицы.
Диск»К и М»
Индивидуальный, тестовый
Учебник, стр. 122-125.
35
Общая характеристика типа Кольчатые черви.
4неделя нваря
22.1
Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы.
Распознавать и описывать
строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.
Учебник, таблицы, кольчатые черви, влажные препараты Диск»К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 128-129,
36
Многообразие кольчатых червей.
4 неделя января
25.1
Образ жизни и особенности строения.
Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе.
Определять принадлежность кольчатых червей к классам Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. Называть роль в природе. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей.
Учебник, таблицы, влажные препараты
Фронтальный
Учебник, стр. 122-125.
37
Проверочная работа по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви»
5неделя января
29.1
Тестирование по темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» или письменная работа
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки
Карточки с заданиями
Тематический, тестовый.
38
Общая характеристика типа Моллюски.
5 неделя января
1.2
Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины.
Распознавать и описывать
животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.
Учебник, таблицы, раковины, влажные препараты Диск»К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 134-135.
39
Многообразие и значение моллюсков.
1 неделя февраля
5.2
Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков.
Способы питания и передвижения.
Определять принадлежность моллюсков к классам Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.
Учебник, таблицы, раковины, влажные препараты
Индивидуальный, тестовый
Учебник, стр. 136-142.
40
Происхождение членистоногих и особенности организации.
1 неделя февраля
8.2
Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.
Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать
внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие.
Учебник, таблицы, коллекции членистоногих Диск»К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 144.
41
Класс Ракообразные.
2 неделя февраля
12.2
Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.
Многообразие и значение.
Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека
Учебник, таблицы, скелет рака Диск»К и М»
тестовый
Учебник, стр. 145-150.
42
Класс Паукообразные.
2неделя февраля
15.2
Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела, (головогрудь, брюшко).
Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.
Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать
строение паука. Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека
Учебник, таблицы, коллекции. Диск «К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 152-155.
43
Общая характеристика насекомых.
.
3 неделя февраля
19.2
Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.
Распознавать и описывать
строение насекомых Называть системы органов, органы и их функции.. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих.
Учебник, таблицы, коллекции. Диск «К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 158-162.
44
Размножение и развитие насекомых.
3 неделя февраля
22.2
Развитие насекомых: с неполным и полным превращением.
Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать
стадии развития с неполным превращением.
Учебник, таблицы, коллекции.
Фронтальный
Учебник стр. 163.
45
Значение и многообразие насекомых.
4неделя февраля
26.2
Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в Липецкой области. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека.
Учебник, таблицы, коллекции.
Индивидуальный,
Учебник, стр. 163-165.
46
Проверочная работа по теме «Тип членистоногие»
4 неделя февраля
1.3
Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Хордовые» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки
Карточки с заданиями
Тематический, тестовый
-
47
«Общая характеристика иглокожих.
1неделя марта
5.3
Особенности строения и жизнедеятельности.
Роль иглокожих в природе и в жизни человека.
Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции. Характеризовать тип Иглокожие
Учебник, таблицы, коллекции, влажные препараты.
Фронтальный
Учебник, стр. 170-171.
48
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.
1 неделя марта
8.3
Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость.
Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов.
Роль в природе и жизни человека.
Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры
представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые.
Учебник, таблицы, микроскоп, микропрепарат ланцетника
Индивидуальный,
Учебник, стр. 174-175.
49
Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.
2 неделя марта
12.3
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания.
Роль в природе и значение для человека.
Распознавать и описывать
представителей хрящевых рыб. Объяснять происхождение рыб. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека.
Учебник, таблицы, чучело рыбы, скелет рыбы Диск «К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 180-181.
50
Костные рыбы.
2 неделя марта
15.3
Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль плавников в движении рыб.
Расположение и значение органов чувств.
Называть системы органов, органы и их функции. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека.
Учебник, таблицы, чучело рыбы, скелет рыбы
Тематический, тестовый
Учебник, стр. 182-185.
51
Общая характеристика земноводных.
.
3 неделя марта
19.3
Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые.
Распознавать и описывать
строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных.
Учебник, таблицы, скелет лягушки Диск «К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 186-191.
52
Размножение и развитие земноводных.Многообразие и роль в природе и жизни человека.
3 неделя марта
22.3
Размножение земноводных. Стадии развития лягушки. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека.
Учебник, таблицы, скелет лягушки
Тематический, тестовый
Учебник, стр. 193.
53
Общая характеристика пресмыкающихся.
.
1неделя апреля
2.4
Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.
Происхождение пресмыкающихся.
Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.
Учебник, таблицы, скелет ящерицы Диск «К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 196-200.
54
Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека.
1 неделя апреля
5.4
Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Распознавать по рисункам
представителей классам Пресмыкающиеся. Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека.
Учебник, таблицы, скелет ящерицы, ужа, чучело черепахи.
Тематический, тестовый
Учебник, стр. 201.
55
Общая характеристика птиц.
.
2неделя апреля
9.4
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету
Распознавать и описывать
органы и системы органов птиц Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц
Учебник, таблицы, скелет птицы, чучело вороны. Диск «К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 204-211.
56
Внутреннее строение птиц. Размножение птиц.
12.4
Усложнение строения и функций нервной системы птиц. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Половая система. Оплодотворение. Развитие.
Распознавать и описывать
органы и системы органов птиц. Особенности, связанные с полетом.
Учебник, таблицы, скелет птицы, чучело вороны.
Индивидуальный,
Учебник, стр. 211-212.
57
Экологические группы птиц.
2 неделя апреля
16.4
Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.
Распознавать по рисункам
птиц различных экологических групп. Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.
Учебник, таблицы, скелет птицы, чучело вороны.
Индивидуальный,
Учебник, стр. 213-217.
58
Роль птиц в природе и жизни человека.
3 неделя апреля
19.4
Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.
Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека.
Учебник, таблицы,
Индивидуальный,
Учебник, стр. 218-219.
59
Проверочная работа по теме «Класс Птицы»
3 неделя апреля
23.4
Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки
Карточки с заданиями
Тематический, тестовый
60
Общая характеристика. млекопитающих
4неделя апреля
26.4
Признаки класса Млекопитающие.
Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения.
Строение кожи. Шерстяной покров.
Железы млекопитающих.
Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие Объяснять происхождение млекопитающих..
Учебник, таблицы, скелет кролика, летучей мыши. Диск «К и М»
Фронтальный
Учебник, стр. 222-223.
61
Внутреннее строение млекопитающих.
1-я неделя мая
30.4
Системы внутренних органов млекопитающих. Усложнение строения и функций нервной системы. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Особенности обмена веществ.
Распознавать и описывать
органы и системы органов млекопитающих. Выделять особенности строения млекопитающих.
Учебник, таблицы, скелет кролика, летучей мыши.
Фронтальный
Учебник, стр. 224-228.
62
Размножение и развитие млекопитающих.
4 неделя апреля
3.5
Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком.
Особенности развития. Внутреннее развитие.
Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детеныша млекопитающих. Объяснять особенности развития млекопитающих.
Учебник, таблицы,
Индивидуальный,
Учебник, стр. 229.
63
Многообразие млекопитающих.
1 неделя мая
7.5
Признаки отряда.
Значение в природе и в жизни
человека.
Меры по охране млекопитающих.
Определять принадлежность млекопитающих к отрядам Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни.
Учебник, таблицы,
Индивидуальный,
Учебник, стр. 230-235.
64
Проверочная работа по теме «Класс Млекопитающие »
1 неделя мая
10.5
Тестирование по теме «Млекопитающие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки
Карточки с заданиями
Тематический, тестовый
65
Общая характеристика вирусов.
2 неделя мая
14.5
Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки. Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.
Распознавать и описывать
строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. Объяснять роль вирусов в жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний
Учебник, таблицы, Диск «К и М»
тестовый
Учебник, стр. 242.
66-68
Многообразие живых организмов.
2-3 неделя мая
17.5
21.5
24.5
Многообразие живых организмов - результат эволюции.
Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.
Учебник, таблицы,
тестовый
69-70
Резервное время
4 неделя мая
28,31.5
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, , регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с препаратами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе).
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с препаратами и оборудованием.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с препаратами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
V Учебно-методическое обеспечение:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для об-щеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 272с;
и рабочая тетрадь.
а также методических пособий для учителя:
-
Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2009-Обгг.;
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 138 с;
-
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2009;
-
Набор таблиц по биологии растений и животных
-
Муляжи, гербарии, коллекции.
-
Микроскопы, микропрепараты.
-
Диск «Кирилл и Мефодий», презентации по темам, электронные карточки.
VI. Список основной и дополнительной литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для об-щеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 272с; а также методических пособий для учителя:
-
Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2009-Обгг.;
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 138 с;
-
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2009;
дополнительной литературы для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;
2)Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
-
Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. - (Дидактические материалы).
-
Огородова Н.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И, «Биология. 7 класс Многообразие живых организмов» / Огородова Н.Б., Сысолятин Н.Б., Сонина Н.И. - М.: Дрофа, 2006. - 46 с.
5) Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с.
-
Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с
-
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
-
В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.
-
Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.
-
Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.
4) Секреты природы/Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с
5) Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. - Волгоград: ООО «Издательство
Волгоград», 2004. - 172с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
-
Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
-
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
-
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
-
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007