• Преподавателю
  • Биология
  • Интегрированный урок по природоведению и физике по теме Вес воздуха и атмосферное давление

Интегрированный урок по природоведению и физике по теме Вес воздуха и атмосферное давление

 Разработка открытого интегрированного урока по природоведению по теме "Вес воздуха и атмосферное давление". Урок разработан с учетом требований системно-деятельностного подхода к организации учебной деятельности школьников. Такой подход обеспечивает создание оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями и позволяет выйти на высокий уровень реализации личностных, метапредметных и предметных задач урока.  Основной  целью  является создание условий  для формировани...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Вес воздуха и атмосферное давление»

Цель: создать условия для понимания понятий «вес воздуха» и «атмосферное давление».

Задачи:

Образовательная: создать условия для формирования понятия о существовании веса воздуха, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть значение атмосферного давления в природе и использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности.

Развивающая: создать условия для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Воспитательная: воспитание научного мировоззрения через привитие познавательного интереса.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: проектор, компьютер, флипчарт «Вес воздуха и атмосферное давление»; раздаточный материал «Инструктивные карты для проведения лабораторных опытов»; кристаллизационная чаша, свеча в металлическом корпусе, спички, цилиндр с делениями, вода, физические весы, песок, воздушный шарик, бутылка с широким горлом, яйцо.

Для лабораторных опытов: лучина, лист бумаги, пипетка, шприц, стакан с водой, стеклянная трубочка.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Ожидаемая деятельность учащихся

1

Организация начала занятия (3 мин)

Подготовка учащихся к работе на занятии

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Полная готовность класса к работе.

2

Актуализация знаний (2 мин)

Учитель природоведения.

Что такое воздух?

Какие газы входят в состав воздуха?

Какие свойства воздуха вам известны?

Активно отвечают на поставленные вопросы.

3

Подготовка к основному этапу занятия (3 мин)

Учитель природоведения.

Сегодня мы продолжим изучение воздуха. А чтобы изучить воздух с точки зрения физики, я пригласила на урок учителя физики Дацкевич Надежду Федоровну. Она поможет нам разобраться в новых понятиях и свойствах воздуха.

Постановка проблемы:

Демонстрация опыта «Как достать монету из воды не замочив рук?».

? Почему погасла свеча?

? Какой газ в составе воздуха поддерживает горение?

? Каково процентное содержание кислорода в составе воздуха?

? Почему вода в цилиндре поднимается?

? Какие силы действуют на жидкость?

Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, изучим тему «Вес воздуха и атмосферное давление».

Какие задачи поставим перед собой на уроке?

Познакомиться с понятием вес тела и атмосферное давление. Узнать как измеряется давление воздуха и какое значение оно имеет в природе и жизни человека.



Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, пытаются решить поставленную проблему.

Записывают в тетрадь тему урока.

Самостоятельно формулируют задачи урока.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

(10 мин)

Учитель природоведения. Нас окружает воздушный океан. И перед учеными с давних пор встал вопрос имеет воздух вес или нет:

Аристотель утверждал, что воздух ничего не весит.

Галилей опровергал его. Кто же прав?

Любое теоретическое утверждение нужно доказывать практикой. Предлагаю нам провести эксперимент.

Учитель физики. Демонстрация опыта «Взвешивание воздушного шара».

? С помощью какого прибора измеряют массы тел?

Посмотрите на чаши весов - они уравновешены. А после того, как воздух покинет шар, равновесие нарушено: в чем причина?

? Какой можно сделать вывод?

Учитель природоведения.

Задание. Работа с учебником на стр. 71. Прочтите текст в учебнике и ответьте на вопрос: Почему нарушается равновесие чаш весов?

Вес воздуха очень мал. 1 м3 имеет массу 1290г.

На доске размещается лист с записью понятия «вес воздуха».

Учитель физики. Наша планета окружена воздушной оболочкой - атмосферой. С высотой вес воздуха уменьшается, т.к. он более разряжен и менее плотен. Тем не менее, имея вес, он давит на поверхность Земли и все тела, находящиеся на ее поверхности.

Чтобы доказать, что воздух оказывает давление проведем ряд экспериментов:

Демонстрация опытов:

«Стакан и лист бумаги», «Яйцо и бутылка».

Объяснение учителя понятия «атмосферное давление».

Атмосферное давление - это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.

На доске размещается лист с записью понятия «атмосферное давление».

На 1 см2 поверхности Земли воздух давит с силой в 1 кг. Ученые подсчитали, что на человека давит 15 т воздуха!

Но мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма.

Прибор, для измерения давления называется барометр.

На доске размещается лист с записью понятия «барометр».

Демонстрация прибора.

На доске размещается лист с записью понятия «атмосферное давление», «барометр».

Физ. минутка «Ветер качает деревья»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клён.

Учитель природоведения.

В природе атмосферное давление широко используется. Так например, слон, всякий раз, когда хочет пить опускает хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой. Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.

Человек также научился использовать атмосферное давление. Например, при употреблении жидкостей, при дыхании. Многие медицинские приборы работают именно с использованием атмосферного давления.


Учащиеся наблюдают за проведением опыта, высказывают свои предположения.


Воздух имеет вес.

Читают текст в учебнике, отвечают на вопрос. Делают вывод: воздух имеет вес. (запись в тетради)



Наблюдают за проведением эксперимента.

Записывают определения в тетрадь.


Рассматривают иллюстрации в учебнике и на слайде флипчарта.


Учащиеся встают и выполняют несложные физические упражнения на наклоны туловища и рук.

5

Первичная проверка понимания

(5 мин)

Выполнение задания в РТ № 64, стр. 38.

Учащиеся письменно выполняют задание, затем проверяем устно записи.

6

Закрепление знаний и способов действий (10 мин)

Проведение лабораторных опытов в группах.

1 группа: деревянная лучина и лист бумаги.

2 группа: деревянная лучина и лист бумаги.

3 группа: стеклянная трубка и вода.

4 группа: пипетка и вода.

5 группа: шприц и вода.

Самостоятельно выполняют опыты, объясняют происходящее.

7

Контроль и самопроверка знаний (5 мин)

Выполнение самостоятельной работы на листках. Верите ли вы, что…

  1. Воздух имеет массу.

  2. Причина существования атмосферного давление- вес воздуха.

  3. С увеличением высоты атмосферное давление уменьшается.

  4. Атмосферное давление-это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.

  5. Барометр - это прибор для измерения атмосферного давления.

Итак, в этом задании все утверждения были верными. Количество выбранных вами утверждение и будет вашей оценкой за урок.

Взаимопроверка результатов. Подсчитывают количество ответов «да».

8

Подведение итогов занятия (2 мин)

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Все ли мы их выполнили?

С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?

Учащиеся проговаривают задачи урока и результат деятельности на уроке.

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

§18, вопросы № 1-4 (устно). РТ № 63 (письменно). Провести эксперимент № 4, оформить результаты с рисунком и выводами на отдельных листах. Творческий подход приветствуется.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

10

Этап рефлексии (3 мин)

Продолжите предложения.

  • Сегодня на уроке я….

  • Самым интересным на уроке было…

  • Самым сложным для меня было…

  • На уроке мне понравилось…

  • На уроке мне не понравилось…..

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Учащиеся высказывают свое мнение.






© 2010-2022