- Преподавателю
- Биология
- Интегрированный урок по природоведению и физике по теме Вес воздуха и атмосферное давление
Интегрированный урок по природоведению и физике по теме Вес воздуха и атмосферное давление
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кривошеева Н.А. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Вес воздуха и атмосферное давление»
Цель: создать условия для понимания понятий «вес воздуха» и «атмосферное давление».
Задачи:
Образовательная: создать условия для формирования понятия о существовании веса воздуха, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть значение атмосферного давления в природе и использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности.
Развивающая: создать условия для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
Воспитательная: воспитание научного мировоззрения через привитие познавательного интереса.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, флипчарт «Вес воздуха и атмосферное давление»; раздаточный материал «Инструктивные карты для проведения лабораторных опытов»; кристаллизационная чаша, свеча в металлическом корпусе, спички, цилиндр с делениями, вода, физические весы, песок, воздушный шарик, бутылка с широким горлом, яйцо.
Для лабораторных опытов: лучина, лист бумаги, пипетка, шприц, стакан с водой, стеклянная трубочка.
Ход урока.
№
Этапы
Деятельность учителя
Ожидаемая деятельность учащихся
1
Организация начала занятия (3 мин)
Подготовка учащихся к работе на занятии
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Полная готовность класса к работе.
2
Актуализация знаний (2 мин)
Учитель природоведения.
Что такое воздух?
Какие газы входят в состав воздуха?
Какие свойства воздуха вам известны?
Активно отвечают на поставленные вопросы.
3
Подготовка к основному этапу занятия (3 мин)
Учитель природоведения.
Сегодня мы продолжим изучение воздуха. А чтобы изучить воздух с точки зрения физики, я пригласила на урок учителя физики Дацкевич Надежду Федоровну. Она поможет нам разобраться в новых понятиях и свойствах воздуха.
Постановка проблемы:
Демонстрация опыта «Как достать монету из воды не замочив рук?».
? Почему погасла свеча?
? Какой газ в составе воздуха поддерживает горение?
? Каково процентное содержание кислорода в составе воздуха?
? Почему вода в цилиндре поднимается?
? Какие силы действуют на жидкость?
Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, изучим тему «Вес воздуха и атмосферное давление».
Какие задачи поставим перед собой на уроке?
Познакомиться с понятием вес тела и атмосферное давление. Узнать как измеряется давление воздуха и какое значение оно имеет в природе и жизни человека.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, пытаются решить поставленную проблему.
Записывают в тетрадь тему урока.
Самостоятельно формулируют задачи урока.
4
Усвоение новых знаний и способов действий
(10 мин)
Учитель природоведения. Нас окружает воздушный океан. И перед учеными с давних пор встал вопрос имеет воздух вес или нет:
Аристотель утверждал, что воздух ничего не весит.
Галилей опровергал его. Кто же прав?
Любое теоретическое утверждение нужно доказывать практикой. Предлагаю нам провести эксперимент.
Учитель физики. Демонстрация опыта «Взвешивание воздушного шара».
? С помощью какого прибора измеряют массы тел?
Посмотрите на чаши весов - они уравновешены. А после того, как воздух покинет шар, равновесие нарушено: в чем причина?
? Какой можно сделать вывод?
Учитель природоведения.
Задание. Работа с учебником на стр. 71. Прочтите текст в учебнике и ответьте на вопрос: Почему нарушается равновесие чаш весов?
Вес воздуха очень мал. 1 м3 имеет массу 1290г.
На доске размещается лист с записью понятия «вес воздуха».
Учитель физики. Наша планета окружена воздушной оболочкой - атмосферой. С высотой вес воздуха уменьшается, т.к. он более разряжен и менее плотен. Тем не менее, имея вес, он давит на поверхность Земли и все тела, находящиеся на ее поверхности.
Чтобы доказать, что воздух оказывает давление проведем ряд экспериментов:
Демонстрация опытов:
«Стакан и лист бумаги», «Яйцо и бутылка».
Объяснение учителя понятия «атмосферное давление».
Атмосферное давление - это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
На доске размещается лист с записью понятия «атмосферное давление».
На 1 см2 поверхности Земли воздух давит с силой в 1 кг. Ученые подсчитали, что на человека давит 15 т воздуха!
Но мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма.
Прибор, для измерения давления называется барометр.
На доске размещается лист с записью понятия «барометр».
Демонстрация прибора.
На доске размещается лист с записью понятия «атмосферное давление», «барометр».
Физ. минутка «Ветер качает деревья»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клён.
Учитель природоведения.
В природе атмосферное давление широко используется. Так например, слон, всякий раз, когда хочет пить опускает хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой. Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.
Человек также научился использовать атмосферное давление. Например, при употреблении жидкостей, при дыхании. Многие медицинские приборы работают именно с использованием атмосферного давления.
Учащиеся наблюдают за проведением опыта, высказывают свои предположения.
Воздух имеет вес.
Читают текст в учебнике, отвечают на вопрос. Делают вывод: воздух имеет вес. (запись в тетради)
Наблюдают за проведением эксперимента.
Записывают определения в тетрадь.
Рассматривают иллюстрации в учебнике и на слайде флипчарта.
Учащиеся встают и выполняют несложные физические упражнения на наклоны туловища и рук.
5
Первичная проверка понимания
(5 мин)
Выполнение задания в РТ № 64, стр. 38.
Учащиеся письменно выполняют задание, затем проверяем устно записи.
6
Закрепление знаний и способов действий (10 мин)
Проведение лабораторных опытов в группах.
1 группа: деревянная лучина и лист бумаги.
2 группа: деревянная лучина и лист бумаги.
3 группа: стеклянная трубка и вода.
4 группа: пипетка и вода.
5 группа: шприц и вода.
Самостоятельно выполняют опыты, объясняют происходящее.
7
Контроль и самопроверка знаний (5 мин)
Выполнение самостоятельной работы на листках. Верите ли вы, что…
-
Воздух имеет массу.
-
Причина существования атмосферного давление- вес воздуха.
-
С увеличением высоты атмосферное давление уменьшается.
-
Атмосферное давление-это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
-
Барометр - это прибор для измерения атмосферного давления.
Итак, в этом задании все утверждения были верными. Количество выбранных вами утверждение и будет вашей оценкой за урок.
Взаимопроверка результатов. Подсчитывают количество ответов «да».
8
Подведение итогов занятия (2 мин)
Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
Все ли мы их выполнили?
С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?
Учащиеся проговаривают задачи урока и результат деятельности на уроке.
9
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)
§18, вопросы № 1-4 (устно). РТ № 63 (письменно). Провести эксперимент № 4, оформить результаты с рисунком и выводами на отдельных листах. Творческий подход приветствуется.
Открывают дневники и записывают домашнее задание.
10
Этап рефлексии (3 мин)
Продолжите предложения.
-
Сегодня на уроке я….
-
Самым интересным на уроке было…
-
Самым сложным для меня было…
-
На уроке мне понравилось…
-
На уроке мне не понравилось…..
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Учащиеся высказывают свое мнение.