Конспект урока Тип Круглые и Кольчатые черви

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Тип Круглые и Кольчатые червиКонспект урока « Тип круглые и кольчатые черви»

Нет сомнения, что вряд ли есть ещё другие

животные, которые сыграли бы столь важную роль

истории мира, как эти низкоорганизованные существа.

Дарвин Ч. ( 1881)

Цель урока : Познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации круглых и кольчатых червей и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

1.Предметные:

- рассмотреть особенности организации круглых и кольчатых червей как

наиболее эволюционно продвинутой группой животных;

- расширить знания учащихся о практическом значении животных в приро-

де и жизни человека ;

2.Метапредметные:

- продолжить формирование умений практической деятельности в ходе выполнения лабораторной работы по инструкции, делать выводы, решать

проблемные вопросы, сравнивать, анализировать;

- формирование аналитического мышления, наблюдательности.

3.Личностные:

- воспитывать бережное отношение к природе, к живым организмам,

формировать гуманность.

Ход урока :

I Организационный момент

- Всеобуч ( проверка отсутствующих).

II. Для повторения материала о типе плоские черви предлагается игра

« Светофор».( карточки синего - да и красного- нет цвета):

  1. (-) Плоские черви имеют радиальную симметрию.

  2. (+) У плоских червей нет полости тела.

  3. (+) Молочная планария относится к классу ресничные черви.

  4. (+) Пищеварительная система плоских червей замкнутая, не имеет

анального отверстия.

  1. (-) Плоские черви имеют печень.

  2. (-) Дыхательная система плоских червей - жабры.

  3. (-) Кровеносная система плоских червей - замкнутая.

  4. (+). Все плоские черви - гермафродиты.

  5. (+). Печеночный сосальщик имеет двух хозяев.

  6. (+). Окончательным хозяином бычьего цепня является человек.

Контроль выполнения заданий



Фамилия. И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.



12.




Вопрос учащимся:

Какие ароморфозы появляются у плоских червей по сравнению с кишечнополостными? (3-х слойность, ткани, системы органов , пара-

зитизм со сменой хозяев).

III. Ввод в тему урока ( актуализация)

Учитель: Еще раз напоминаю, что изучение природы у нас построено по определенной линии. Линии эволюции организмов по пути усложнения уровня организации. И следующим типом животных, у которых появляются новые признаки усложнения организации и ароморфозы, будет тип Круглые и Кольчатые черви. ( запись темы урока).

IV. Изучение новой темы ( осмысление)

Учитель: Мы изучили тип Плоские черви, а сегодня рассматриваем

Кольчатые и Круглые черви. Почему круглые и кольчатые? Как вы думаете?

Учащиеся: В названии отражена отличительная особенность их строения. Круглые черви имеют круглое сечение в поперечном разрезе, а кольчатые разделены на сегменты, которые внешне

напоминают кольца.

( слайды круглые и кольчатые черви и видеоурок).

V Работаем по плану заполняя таблицу.

Характерис-тика

Тип плоские

черви

Тип круглые

черви

Тип кольчатые

черви

1 Представи-тели

Молочная планария,

дугезия.

Аскарида,

острица.


__________________

2. Числен-

ность.

15 тыс. видов.

______ тыс. видов

9 тыс. видов

3. Среда

обитания

Водная, влажная почва, организменная.

Водная, почвенная,

_________________

Водная,почвенная.

4. Симметрия

тела

Двусторонняя

Двусторонняя

______________

5.Форма тела

Тело вытянутое, уплощенное или листовидное, у ресничных- покрыто

ресничками.

Тело _____________

в поперечном сечении.

Тело вытянутое, состоит из ________

________________ .

6. Полость тела

Первичная

_____________

( целом), заполенена

идкостью.

7.Зародышевые

листки - экто-,

энто- и

мезодерма

8.Кожно- мускульный мешок

Эпителий с ресничками,три

слоя мышц: кольцевые, косые и продольные.

Кутикула+ _______

________ мышцы и 4 ______________

валика.

Тонкая кутикула - эпителий + ________

_________ и _______

___________ мышцы.

9. Пищеваритель-ная система

Передняя и средняя кишка.

Передняя,________

и_______________

кишка, анальное

отверстие

_________________,

_______________и

задняя кишка, анальное отверстие.

10 Выделительная система

Протонефридии

Протонефридии

Метанефридии

11.Кровеносная система

отсутствует

отсутствует

Замкнутая: ________

________и_________

________сосуды + кольцевые сосуды.

12.Дыхательная система

Дыхание диффузное, через кожные покровы.

Дыхание диффузное, через кожные покровы.

Дыхание диффузное, через кожные покровы, у морских ( кл. многощетинко -вые)- _____________

________________.

13. Нервная система

Лестничного типа

Лестничного типа

Нервная цепочка +

_________________

кольцо.

14. Половая система

Внутреннее оплодотворение

Внутреннее оплодотворение

И

________ _________

________ _________

оплодотворение

15.Цикл развития

Сложный с превращениями и сменой несколько

хозяев. Несколько стадий личинок.

Сложный, несколько стадий ________________

_______________ .

У малощетинковых- прямое, у многощетинковых

__________________


Самопроверка по заполненной на экране ( карандашом).

Подсчитайте, сколько у вас ошибок?

1-3 ошибки- «4»; 4-6- «3»; 5и более - «2».

V I Перед вами черный ящик ( музыка)

Прослушайте подсказку :

Они живут в тиши подземной,

Тихонько двигаясь, шурша.

Едят листву, опад бесплодный,

Её глотают неспеша .

Вопрос: Кто в ящике?.

Молодцы, это дождевой червь.

- В1881 году за год до своей кончины, всемирно известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую закончил словами:

«Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но ещё задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись ещё другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место».

Сегодня мы повторим изучения Дарвина.

VII Лабораторная работа

« Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя».

Цель: знакомство со строением и особенностями поведение кольчатых червей на примере дождевого червя.

Материалы и оборудование: Банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук,

инструктивная карточка, зтикетка « Не кричать».

Инструктивная карточка:

  1. Вытащите пинцетом дождевого червя из банки с почвой и поместите его в ванночку с почвой. Понаблюдайте, как червь зарывается передним концом вперед, сокращая кольцевую и продольную мускулатуру.

  2. Рассмотрите дождевого червя, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры ( с помощью линейки).

  3. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу.

  4. Положите дождевого червя на лист бумаги. При его движении можно расслышать шуршание. Предположите, чем вызвано это шуршание? ( А).

  5. Определите выпуклую ( спинную) и плоскую ( брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела. ( Б).

  6. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу. С помощью лупы рассмотрите щетинки на теле червя. Выясните роль щетинок(В).

  7. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она- сухая или влажная.

( Г)

  1. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя. Как он реагирует на эти раздражения (Д).

  2. Поместите перед дождевым червем свежеотрезанный кусочек лука. Понаблюдайте за рефлексом ( Е).

  3. На рисунке дождевого червя обозначьте части тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве(Ж).

Ответьте на вопросы:

А- Какая форма тела у дождевого червя, размеры, цвет спинки и брюшка?

Б -Где передвигается червь лучше: по стеклу или по бумаге?

В- Что вы ощущаете при прикосновении? Какова роль щетинок ?

_______________________________________________________________

Г- Какая кожа у дождевого червя? Какое значение имеет такая кожа в

жизни этого червя в почве?_____________________________________

______________________________________________________________

Д- Как реагирует червь на прикосновение?__________________________

_______________________________________________________________

Е- Как реагирует червь на резкий запах лука - химическое воздействие ?

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

Ж- На рисунке поставьте соответствующие цифры:



  1. Передний конец тела

  2. Задний конец тела

  3. Поясок

  4. Анальное отверстие 5-Ротовое отверстие

Сделайте вывод:

_____________________ черви наиболее прогрессивные организмы в сравнении с животными типа ______________________ черви, так как у них появляются ___________

_______________ и _________________ на коже для движения в почве, органы ________

различающие и воспринимающие раздражители, а также __________________________

на прикосновение к телу.

VIII Домашнее задание:

Пар. 41 прочитать ,ответить письменно на вопросы 3.4 стр. 157, вопр. 1.2устно.

( на доске термины: кровеносная система; первичная полость тела; вторичная полость тела; целом, брюшной сосуд, спинной сосуд, кольцевые сосуды, задний отдел кишечника анальное отверстие, жабры).

IX Итоги урока:

  1. Оценки за работу на уроке ( активным и за правильные ответы).

  2. Оценка за таблицу ( самооценка) - 2-3 уч.

  3. Оценка за лабораторную работу.

X. Рефлексия

- Сегодня на уроке я научился или научилась___________________________________

- Сегодня на уроке я узнала _________________________________________________

Спасибо за совместное сотрудничество.









© 2010-2022