- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока Тип Круглые и Кольчатые черви
Конспект урока Тип Круглые и Кольчатые черви
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Егорова Е.Н. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока « Тип круглые и кольчатые черви»
Нет сомнения, что вряд ли есть ещё другие
животные, которые сыграли бы столь важную роль
истории мира, как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч. ( 1881)
Цель урока : Познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации круглых и кольчатых червей и их ролью в природе и жизни человека.
Задачи урока:
1.Предметные:
- рассмотреть особенности организации круглых и кольчатых червей как
наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
- расширить знания учащихся о практическом значении животных в приро-
де и жизни человека ;
2.Метапредметные:
- продолжить формирование умений практической деятельности в ходе выполнения лабораторной работы по инструкции, делать выводы, решать
проблемные вопросы, сравнивать, анализировать;
- формирование аналитического мышления, наблюдательности.
3.Личностные:
- воспитывать бережное отношение к природе, к живым организмам,
формировать гуманность.
Ход урока :
I Организационный момент
- Всеобуч ( проверка отсутствующих).
II. Для повторения материала о типе плоские черви предлагается игра
« Светофор».( карточки синего - да и красного- нет цвета):
-
(-) Плоские черви имеют радиальную симметрию.
-
(+) У плоских червей нет полости тела.
-
(+) Молочная планария относится к классу ресничные черви.
-
(+) Пищеварительная система плоских червей замкнутая, не имеет
анального отверстия.
-
(-) Плоские черви имеют печень.
-
(-) Дыхательная система плоских червей - жабры.
-
(-) Кровеносная система плоских червей - замкнутая.
-
(+). Все плоские черви - гермафродиты.
-
(+). Печеночный сосальщик имеет двух хозяев.
-
(+). Окончательным хозяином бычьего цепня является человек.
Контроль выполнения заданий
-
Фамилия. И.О.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Вопрос учащимся:
Какие ароморфозы появляются у плоских червей по сравнению с кишечнополостными? (3-х слойность, ткани, системы органов , пара-
зитизм со сменой хозяев).
III. Ввод в тему урока ( актуализация)
Учитель: Еще раз напоминаю, что изучение природы у нас построено по определенной линии. Линии эволюции организмов по пути усложнения уровня организации. И следующим типом животных, у которых появляются новые признаки усложнения организации и ароморфозы, будет тип Круглые и Кольчатые черви. ( запись темы урока).
IV. Изучение новой темы ( осмысление)
Учитель: Мы изучили тип Плоские черви, а сегодня рассматриваем
Кольчатые и Круглые черви. Почему круглые и кольчатые? Как вы думаете?
Учащиеся: В названии отражена отличительная особенность их строения. Круглые черви имеют круглое сечение в поперечном разрезе, а кольчатые разделены на сегменты, которые внешне
напоминают кольца.
( слайды круглые и кольчатые черви и видеоурок).
V Работаем по плану заполняя таблицу.
-
Характерис-тика
Тип плоские
черви
Тип круглые
черви
Тип кольчатые
черви
1 Представи-тели
Молочная планария,
дугезия.
Аскарида,
острица.
__________________
2. Числен-
ность.
15 тыс. видов.
______ тыс. видов
9 тыс. видов
3. Среда
обитания
Водная, влажная почва, организменная.
Водная, почвенная,
_________________
Водная,почвенная.
4. Симметрия
тела
Двусторонняя
Двусторонняя
______________
5.Форма тела
Тело вытянутое, уплощенное или листовидное, у ресничных- покрыто
ресничками.
Тело _____________
в поперечном сечении.
Тело вытянутое, состоит из ________
________________ .
6. Полость тела
Первичная
_____________
( целом), заполенена
идкостью.
7.Зародышевые
листки - экто-,
энто- и
мезодерма
8.Кожно- мускульный мешок
Эпителий с ресничками,три
слоя мышц: кольцевые, косые и продольные.
Кутикула+ _______
________ мышцы и 4 ______________
валика.
Тонкая кутикула - эпителий + ________
_________ и _______
___________ мышцы.
9. Пищеваритель-ная система
Передняя и средняя кишка.
Передняя,________
и_______________
кишка, анальное
отверстие
_________________,
_______________и
задняя кишка, анальное отверстие.
10 Выделительная система
Протонефридии
Протонефридии
Метанефридии
11.Кровеносная система
отсутствует
отсутствует
Замкнутая: ________
________и_________
________сосуды + кольцевые сосуды.
12.Дыхательная система
Дыхание диффузное, через кожные покровы.
Дыхание диффузное, через кожные покровы.
Дыхание диффузное, через кожные покровы, у морских ( кл. многощетинко -вые)- _____________
________________.
13. Нервная система
Лестничного типа
Лестничного типа
Нервная цепочка +
_________________
кольцо.
14. Половая система
Внутреннее оплодотворение
Внутреннее оплодотворение
И
________ _________
________ _________
оплодотворение
15.Цикл развития
Сложный с превращениями и сменой несколько
хозяев. Несколько стадий личинок.
Сложный, несколько стадий ________________
_______________ .
У малощетинковых- прямое, у многощетинковых
__________________
Самопроверка по заполненной на экране ( карандашом).
Подсчитайте, сколько у вас ошибок?
1-3 ошибки- «4»; 4-6- «3»; 5и более - «2».
V I Перед вами черный ящик ( музыка)
Прослушайте подсказку :
Они живут в тиши подземной,
Тихонько двигаясь, шурша.
Едят листву, опад бесплодный,
Её глотают неспеша .
Вопрос: Кто в ящике?.
Молодцы, это дождевой червь.
- В1881 году за год до своей кончины, всемирно известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую закончил словами:
«Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но ещё задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись ещё другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место».
Сегодня мы повторим изучения Дарвина.
VII Лабораторная работа
« Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя».
Цель: знакомство со строением и особенностями поведение кольчатых червей на примере дождевого червя.
Материалы и оборудование: Банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук,
инструктивная карточка, зтикетка « Не кричать».
Инструктивная карточка:
-
Вытащите пинцетом дождевого червя из банки с почвой и поместите его в ванночку с почвой. Понаблюдайте, как червь зарывается передним концом вперед, сокращая кольцевую и продольную мускулатуру.
-
Рассмотрите дождевого червя, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры ( с помощью линейки).
-
Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу.
-
Положите дождевого червя на лист бумаги. При его движении можно расслышать шуршание. Предположите, чем вызвано это шуршание? ( А).
-
Определите выпуклую ( спинную) и плоскую ( брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела. ( Б).
-
Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу. С помощью лупы рассмотрите щетинки на теле червя. Выясните роль щетинок(В).
-
Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она- сухая или влажная.
( Г)
-
Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя. Как он реагирует на эти раздражения (Д).
-
Поместите перед дождевым червем свежеотрезанный кусочек лука. Понаблюдайте за рефлексом ( Е).
-
На рисунке дождевого червя обозначьте части тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве(Ж).
Ответьте на вопросы:
А- Какая форма тела у дождевого червя, размеры, цвет спинки и брюшка?
Б -Где передвигается червь лучше: по стеклу или по бумаге?
В- Что вы ощущаете при прикосновении? Какова роль щетинок ?
_______________________________________________________________
Г- Какая кожа у дождевого червя? Какое значение имеет такая кожа в
жизни этого червя в почве?_____________________________________
______________________________________________________________
Д- Как реагирует червь на прикосновение?__________________________
_______________________________________________________________
Е- Как реагирует червь на резкий запах лука - химическое воздействие ?
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
Ж- На рисунке поставьте соответствующие цифры:
-
Передний конец тела
-
Задний конец тела
-
Поясок
-
Анальное отверстие 5-Ротовое отверстие
Сделайте вывод:
_____________________ черви наиболее прогрессивные организмы в сравнении с животными типа ______________________ черви, так как у них появляются ___________
_______________ и _________________ на коже для движения в почве, органы ________
различающие и воспринимающие раздражители, а также __________________________
на прикосновение к телу.
VIII Домашнее задание:
Пар. 41 прочитать ,ответить письменно на вопросы 3.4 стр. 157, вопр. 1.2устно.
( на доске термины: кровеносная система; первичная полость тела; вторичная полость тела; целом, брюшной сосуд, спинной сосуд, кольцевые сосуды, задний отдел кишечника анальное отверстие, жабры).
IX Итоги урока:
-
Оценки за работу на уроке ( активным и за правильные ответы).
-
Оценка за таблицу ( самооценка) - 2-3 уч.
-
Оценка за лабораторную работу.
X. Рефлексия
- Сегодня на уроке я научился или научилась___________________________________
- Сегодня на уроке я узнала _________________________________________________
Спасибо за совместное сотрудничество.