Открытый урок по биологии в 6 классе

Открытый урок по биологии в 6 классе на тему: «Растительный организм как единое целое». Задачи:  ·         обобщить уже приобретенные учащимися знания о клеточном строении растений; ·         систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов растительном организме, подвести их к пониманию того, что растения – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;   ·         воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Приреченская средняя общеобразовательная школа

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия































«РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ

КАК

ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ»











Французова Елена Федоровна

учитель химии-биологии

Приреченская средняя общеобразовательная школа



















2013 - 2014 учебный год



Биология 6 класс.

Тема урока: «Растительный организм как единое целое».

Задачи: (слайд 2)

  • обобщить уже приобретенные учащимися знания о клеточном строении растений;

  • систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов растительном организме, подвести их к пониманию того, что растения - целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: электронные таблицы, компьютер, комнатные растения с засыхающими листьями, гербарий органов цветковых растений, таблицы, начерченные на карточках, тестовые задания.

Ход урока.

  1. Изучение нового материала.

  1. Органы цветкового растения. (слайд 3 -17)

Актуализация знаний о строении и функциях органов цветкового растения. Беседа с использованием электронных таблиц.

А) Какие органы имеют цветковые растения?

Б) Каково значение листа в жизни растения?

В) Какое значение имеет корень? Какое значение имеют для культурных растений копка, вспашка и рыхление почвы. Почему культивацию называют сухим поливом?

Г) Каково значение стебля?

Д) Какое значение имеет цветок?

Прокомментировав и оценив ответы учащихся, предлагаю заполнить таблицу, на примере корня показываю, как её надо заполнять. Такие же таблицы, начерченные на карточках, раздаются учащимся и по заполнению возвращаются учителю для проверки. Для заполнения таблицы учащимся дается 5 минут.

Роль вегетативных органов и взаимосвязь их в организме растения.

Орган

Значение

Пример взаимосвязи с другими органами

Корень

Укрепляет растение в почве, поглощает из почвы воду и минеральные соли

Без воды, которую поглощает корень, не может образоваться крахмал в листьях.

Стебель

Лист



Знаете ли вы, что …

  • Сырые листья капусты, приложенные к больным местам, снимают боли при артритах и подагре.

  • Кусочки сырой свеклы, заложенные в ноздри, вылечивают от насморка.

  • У тех народов, которые употребляют в пищу много чеснока, заболеваемость раком ниже, чем у народов, его не употребляющих.

  • Из ячменя получают антибиотик гордецин.

  • Широко известную ацетилсалициловую кислоту - аспирин - вырабатывают из коры ивы.

  • «Репейное масло» - настой корней лопуха на миндальном масле - считается отличным средством для укрепления волос.

  • Корни подорожника в виде экстракта применяются при укусах насекомых и ядовитых змей.

  • В Англии и США чай из ромашки пьют на ночь - считается, что он вызывает спокойный и крепкий сон.

  • «Богородской травой» чабрец называют за сходство его цветка с иконописными изображениями богородицы.

  • Плоды черники усиливают остроту зрения, уменьшают усталость глаз от продолжительной работы. Во время второй мировой войны английским летчикам давали черничное варенье с целью повысить их зрение. С этой же целью чернику включают в обязательное меню космонавтов.



  1. Связь между органами, проявляющиеся в процессах питания и дыхания растений. (Беседа на основании актуализации знаний о минеральном питании, фотосинтезе и дыхании.) (слайд 18 - 19)

А) Какие химические вещества входят в состав растений?

Б) Какое значение имеют вода и минеральные соли для растения?

В) Какое значение органических веществ?

Г) Какие процессы жизнедеятельности протекают в растении?

Д) Расскажите о минеральном питании растений.

Е) Что такое фотосинтез? Как он происходит?

Ж) Как доказать, что растения дышат?

З) Сравните дыхание и фотосинтез.

И) Какие вещества выделяет растение в процессе жизнедеятельности?

К) Отличие процесса дыхания от процесса образования органических веществ (фотосинтеза)?

Л) Какие вещества выделяет растение в процессе жизнедеятельности?

Викторина «Знаешь ли ты?» (слайд 20 - 21)

  • Корни подорожника в виде экстракта применяются при укусах насекомых и ядовитых змей.

  • В Англии и США чай из ромашки пьют на ночь - считается, что он вызывает спокойный и крепкий сон.

  • «Богородской травой» чабрец называют за сходство его цветка с иконописными изображениями богородицы.

  • Плоды черники усиливают остроту зрения, уменьшают усталость глаз от продолжительной работы. Во время второй мировой войны английским летчикам давали черничное варенье с целью повысить их зрение. С этой же целью чернику включают в обязательное меню космонавтов.

  • Назовите самое высокое дерево наших широт.

  • Назовите дерево с самыми тонкими ветвями.

  • Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою?

  • Почему мать-и-мачеха получила такое название?

  • Назовите самое маленькое цветковое растение.

  • У какого дикого растения самые крупные цветы?

  • Какое растение послужило первым материалом для изготовления бумаги?

  • Соком какого растения можно вывести бородавки?

  • Какое растение заменяет вату и йод?

  • Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта?

  • Почему листья осоки режутся?

  • Что такое живица и какое значение она имеет?

  • Какая самая большая ягода?

  • Из какого дерева делают красивую фанеру?

3. Рост растения. (слайд 22)

А) За счет какой ткани происходит рост растения?

Б) Какие формы рост характерны для стебля?

В) Как регулировать рост корней и побегов?

«Узнай меня» (слайд 23 - 31)

4. Развитие растения.

Растение не только растет, увеличивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. У него появляются новые органы и признаки. Выделяют 4 периода развития покрытосеменных растений:

  1. Зародышевый - от образования зародыша до его прорастания.

  2. Период молодости - от прорастания семени до первого цветения.

  3. Период зрелости - растение цветет и плодоносит.

  4. Период старости - растение перестает цвести, плодоносить и отмирает.

«Помоги растениям» (слайд 29 - 32)

5. Растение - целостный организм.

Вывод. (слайд 33)

Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой. Нарушение строения и жизнедеятельности одного органа отражается на других. Повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений. Повреждение листьев приведет к нарушению органического питания растений. Растение - это целостный организм с разделением функции между органами. Если все органы растения функционируют нормально, а процессы жизнедеятельности протекают активно, то растение растет.

II.Закрепление и обобщение знаний о растении как едином целостном организме. (Выполнение тестов. (слайд 34 - 37))

Тесты.

  1. Репродуктивными называются:

А. все органы растения

Б. органы, отвечающие за размножение

В. органы, отвечающие за питание растения

Г. органы, отвечающие за дыхание растения

2. Вегетативными органами являются:

А. цветок и корень

Б. плод и лист

В. почка и семя

Г. побег и корень

3. К низшим растениям относятся:

А. водоросли

Б. папоротники

В. мхи

Г. только одноклеточные растения

4. Низшими являются растения…

А. не имеющие вегетативных органов

Б. не имеющие генеративных органов

В. вообще не имеющие дифференцированных органов

Г. имеющие четко выраженные вегетативные и генеративные органы

5. Жизненную форму кустарник имеют:

А. сирень и орешник

Б. смородина и осина

В. клен и бузина

Г. ландыш и калина

6. Почка это …

А. зачаток цветка

Б. зачаток побега

В. зачаток корня

Г. зачаток листа

7. Основная функция листьев состоит в …

А. переносе питательных веществ

Б. водно-минеральном питании растений

В. размножении растений

Г. фотосинтезе (создании органических веществ)

8. Основная функция корня состоит в …

А. переносе питательных веществ

Б. водно-минеральном питании растений

В. размножении растений

Г. фотосинтезе (создании органических веществ)

9. Первым при прорастании семени появляется

А. главный корень

Б. боковые корни

В. придаточные корни

Г. у однодольных растений - придаточные, а у двудольных - главный корень

10. Боковые корни развиваются:

А. только на главном корне

Б. только на придаточных корнях

В. на стебле растения

Г. на главном и придаточных корнях

11. Корень растения растет в ширину за счет особой образовательной ткани:

А. древесины

Б. луба

В. пробки

Г. камбия

12. Вода с растворенными в ней минеральными веществами поднимается от корня растения вверх по сосудам:

А. древесины

Б. луба

В. пробки

Г. камбия

13. Органические вещества перемещаются от стебля и листьев растения к клеткам корня по сосудам:

А. древесины

Б. луба

В. пробки

Г. камбия

14. Побег состоит из:

А. стебля с расположенными на нем цветами

Б. стебля с расположенными на нем листьями и почками

В. корня и стебля

Г. узлов и междоузлий

15. Участок стебля, на котором развивается лист, называют:

А. междоузлием

Б. пазухой листа

В. листовыми рубцом

Г. узлом

III. Задание на дом. Изучить § 39.

IV. Подведение итогов урока.



© 2010-2022