Статья на тему Методические приемы на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические приемы на уроках биологии.

При изучении биологии необходимо формировать как практические навыки, так и навыки универсальных учебных действий, т.е. способности учащегося к самообразованию и накопление социального опыта.

Для этого необходимы методики при проведении урока, которые бы позволили учащимся самостоятельно уметь выделять главную информацию из огромного потока источников, правильно ставить цели и задачи, уметь формировать вопросы и грамотно давать на них ответы. Научиться креативно мыслить и действовать в различных социальных сферах деятельности.

По моему мнению, существуют методы, которые делятся на сложные (которые нет необходимости применять на каждом уроке, и используются на открытых уроках) и более простые, которые разнообразят урок и будут способствовать формированию УУД.

Первое, что я хотела бы предложить - это создание кластера, или обобщающей схемы.

Кла́стер (англ. cluster - скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами [1].

Я начала её использовать с пятых классов. Лучше всего объяснить на примере разнообразных увлечений в семье.

В центре - главное, обобщающее слово, которое разбивается на несколько, в данном случае семья, разбивается на каждого члена, ниже пишутся их увлечения, например у мамы: вязание, спорт и т.д.

Возможность создать кластер и на обобщающих уроках заменив ими тесты, также можно дать самостоятельно изучить любой текст, и создать по нему обобщающую схему. Здесь на ваше усмотрение и зависит от вашей фантазии, а также от уровня класса.

Следующая методика, которую я называю вопрос-ответ. Основывается на самостоятельном изучении учебного материала или закреплении темы. За определенное время учащиеся работают с данным объемом информации, создавая по нему 10 вопросов. Вопросы также создаются с учетом уровня класса, а также учитывается сложность текста. Более сложный вариант, это вопросы-суждения, где так же их возможно оценить. Создав 10 вопросов, учащиеся задают их друг другу, при этом ответ может быть либо по тексту, либо по памяти. За правильный ответ-вопрос ставится 1 балл. За максимальное количество баллов, ставится соответствующая оценка.

(критерии оценивания необходимо проговорить с учащимися в начале урока).

При работе в группах можно создать коллаж.

Коллаж (от фр. coller - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре (1).

В среднем звене можно взять картинки или фото, в старших классах, это работа с текстовым материалом, например: гипотезы и факты, цитаты.

При презентации коллажа, следует рассказать идею, мысль его создания.

Конечно, не обойтись без проектной деятельности на уроках. Необходимо учитывать, что в любом проекте должен быть продукт, итог работы. Первые проекты нужно давать с вопросами, на которые необходимо ответить. При групповой работе, можно дать каждой группе разные вопросы, которые в итоге объединяются в определенную тематику. При этом методе хорошо просматривается структура группы, распределение в ней обязанностей.

На итоговых мероприятиях возможно совмещение методик, таких как проектная деятельность, в которой продуктом будет кластер или коллаж.

В практических заданиях, как групповых, так и индивидуальных, прекрасно применять различные ситуации, особенно при обобщении тем по первой медицинской помощи.

Все перечисленные мною методики не сложны на практике, их легко усваивают и учителя и учащиеся. При этом ваши уроки будут интересны и разнообразны, проходить в атмосфере поиска, что способствует саморазвитию и самообразованию личности.





Интернет - ресурсы:

1 - ru.wikipedia.org/wiki/Кластер

2-ru.wikipedia.org/wiki/Коллаж

© 2010-2022