Урок-игра «Биосферный уровень жизни»

Данный урок представлен в виде игры, состаящей из четырех геймов.Цель урока : обобщить и систематизировать знания по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень» и «Биосферный уровень»; развить интерес и познавательную активность учащихся. В ходе урока формируются учебнопознавательные компетенции, а также образовательные и коммуникативные компетенции. Урок- игру можно использовать в качестве обощающего занятия по завершению главы «Биосферный уровень организации», в ходе которого ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра «Биосферный уровень жизни»

Цели: обобщить и систематизировать знания по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень» и «Биосферный уровень»; развивать интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование: зал можно оформить фотографиями, газетами, рисунками учащихся на различные экологические темы, занимательными заданиями, экологическими викторинами, загадками и т.д.

Ход урока

  1. Организационный момент

Правила игры: в игре участвуют две команды по 5 человек. Остальные учащиеся помогают оформить зал, ведут подсчет очков, или ступают в роли болельщиков. Один из учащихся выступает в роли ведущего.

  1. Проведение игры

Гейм первый - «Дальше, дальше...»

В зал приглашается первая команда. За одну минуту она должна дать как можно больше правильных ответов на предлагаемые ниже вопросы ведущего. Потом в зал приглашается вторая команда и ей предлагается то же задание.

  1. Процесс разрушения металлов под действием окружающей среды. (Коррозия.)

  2. Биологические катализаторы. (Ферменты.)

  3. Гетеротрофные организмы, потребители первичной продук­ции. (Консументы.)

  4. Водная оболочка Земли. (Гидросфера.)

  5. Организмы, обитающие в присутствии свободного кислорода. (Аэробы.)

  6. Последовательная необратимая смена биоценозов. (Сукцес­сия.)

  7. Совокупность всех видов животных. (Фауна.)

  8. Группа активно плавающих морских организмов. (Нектон.)

  9. Разделение растительного сообщества на «этажи». (Ярусность.)

  10. Оболочка Земли, населенная живыми организмами. (Био­сфера.)

  11. Организмы, обитающие в почве. (Эдафобионты.)

  12. Процесс разрушения и выноса водой или ветром плодородно­го слоя почвы. (Эрозия.)

  13. Гидробионтами называют организмы, обитающие в ... (воде).

  14. Часть природы, которая окружает живой организм и с кото­рой он непосредственно взаимодействует. (Среда обитания.)

15.Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий их индивидуального развития. (Экологический фактор.)

  1. Список находящихся в опасности видов растений и живот­ных. (Красная книга.)

  2. Критерий вида, предусматривающий всесторонний анализ биохимических и физиологических особенностей особей. (Физиолого­биохимический.)

  3. Организмы, населяющие толщу воды и неспособные проти- ностоять переносу течениями. (Планктон.)

  4. Участок, занятый частью популяции особей одного вида и об­ладающий всеми необходимыми для их существования условиями. (Местообитание.)

  5. Наименьшая основная таксономическая единица в система­тике. (Вид.)

  6. Один из древнейших критериев вида, представляющий собой анализ данной формы с целью установления характерных особенно­стей. (Морфологический.)

  7. Эндобионтами называют организмы, обитающие в ... (орга­низмах).

  1. Совокупность особей, занимающих определенную террито­рию в пределах ареала и в большей или меньшей степени изолиро­ванную от других групп особей того же вида. (Популяция.)

  2. Организмы, разлагающие органическое вещество биосферы до минеральных. (Редуценты.)

  3. Свет относится к группе факторов ... (абиотических).

  4. Форма взаимоотношения между видами, при которой потре­битель использует живого хозяина как источник пищи и место по­стоянного или временного обитания. (Паразитизм.)

  5. Вещество, создаваемое в биосфере одновременно живыми ор ганизмами и косными процессами. (Биокосное вещество.)

  6. Функция живого вещества биосферы, обеспечивающая газо­вый состав биосферы (Газовая.)

  7. Элементарная структура биосферы (Биогеоценоз.)

  8. Автор учения о биогеоценозе (В.Н. Сукачев.)

  9. Совокупность всех живых организмов биосферы. (Живое вещество.)

Гейм второй - «Заморочки из бочки»

Ведущий предлагает членам команд по очереди достать фишки или бочонки лото. Номер фишки соответствует номеру вопроса. Ес­ли команда не может ответить, то вопрос передается другой команде. Если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям.

  1. Этот термин появился перед проведением стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в июне 1972 г. в дополне­ние к понятию «контроль». Он означает комплексную систему на­блюдений, оценки и прогноза изменений окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Назовите этот термин. (Мони­торинг.)

  2. «Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей ти­шине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше, и по­щады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что мы имеем, а потом и сама земля будет принадлежать только им. В пустынных местах собираются захватчики, по сравнению с ко­торыми Чингисхан и Наполеон - беспомощные дети». О какой гло­бальной экологической проблеме так образно написали защитники окружающей среды? (О проблеме мусора.)

  3. В.И. Вернадский в своей работе писал о нем: «...вечно разру­шается и создается - главным образом не ростом, а размножением. Поколения создаются в промежутки от десятков минут до сотен лет. Ими обновляется вещество, охваченное жизнью. То, которое нахо­дится каждую минуту в наличности, составляет ничтожную долю созданного в году, так как колоссальные количества создаются и разрушаются даже в течение суток». О чем писал В.И. Вернадский? (О живом веществе биосферы.)

  4. Эти слова принадлежат американскому ученому Эвертту Шострому. «...Это она решает сегодня, что мы захотим завтра. Это она приобщает нас к наркотику под названием «новинка», а вся прелесть новинок, что они надолго остаются таковыми. В этой профессии

никто не желает вам счастья. Ведь счастливые люди не потребля­ют...». Этот вид деятельности человека часто называют самым антиэкологичным, так как основное её назначение - превратить Челове­ка разумного в Человека потребляющего. Что имел в виду американ­ский ученый, являясь одним из ведущих специалистов именно в этой области человеческой деятельности? {Рекламу.)

  1. В одной из лекций В.В. Докучаев говорил студентам: «Сегодня я буду беседовать с вами... Затрудняюсь назвать предмет нашей бесе­ды - так он хорош! Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном, основном богатстве России... Нет тех цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь русского...» О чем говорил В.В. Докучаев? (О черноземе.)

Гейм третий - «Гонка за лидером»

Ведущий по очереди задает командам вопросы.

  1. Область распространения на земной поверхности системати­ческой группы организмов. (Ареал.)

  2. Автотрофные организмы, составляющие первое звено пище­вой цепи. (Продуценты.)

  3. Организмы, обитающие в бескислородных условиях. (Анаэробы.)

  4. Поедание одного организма другим. (Хищничество.)

  5. Организмы, обитающие на морском дне. (Бентос.)

  6. Газовая оболочка Земли. (Атмосфера.)

  7. Территория, полностью исключенная из всех видов хозяйст­венного использования. (Заповедник.)

  8. Общее количество органического вещества всех особей био­геоценоза. (Биомасса.)

  9. Твердая оболочка Земли. (Литосфера.)

  10. К какой группе экологических факторов следует отнести мик­роорганизмы? (Биотические.)

  11. Органическое вещество почвы. (Гумус.)

  12. Вещество, способствующее образованию озоновой дыры. (Фреон.)

  13. Вещество, которое создается и перерабатывается жизнью, со­вокупностями живых организмов. (Биогенное.)

14.Организмы, обитающие в наземно-воздушной среде (Аэробионты.)

  1. К какому веществу биосферы относится почва? (Биокосному.)

  2. На какой глубине проходит нижняя граница биосферы в океа­не? (10-11 км.)

  3. Как называется функция живого вещества поглощать и накап­ливать в телах химические элементы? (Концентрационная.)

  4. Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. (Экология.)

  5. Факторы среды, связанные с влиянием живых существ. (Био­тические.)

  6. Организмы, которые самостоятельно синтезируют для построе­ния своего тела органические вещества из неорганического (углеки­слого газа), используя внешний источник энергии. (Автотрофы.)

  7. Перенос энергии от ее источника (растений) через ряд орга­низмов. (Пищевая цепь.)

  8. Биомасса каких организмов в морях составляет свыше 90%? (Животных.)

  9. Природные объекты, имеющие научное, историческое, куль­турное и эстетическое значение. (Памятники природы.)

  10. Что составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю? (Упаковочный материал.)

  11. Страна, которую называют «мусорным ящиком Европы». (Британия.)

  12. Функция, в основе которой лежит фотосинтетическая дея­тельность зеленых растений, аккумулирующих солнечную энергию. (Энергетическая.)

  13. К какой группе экологических факторов относится влаж­ность? (Абиотические.)

  14. Территории для сохранения природных ресурсов с ограничен­ным хозяйственным использованием (Заказники.)

  15. Соединение, возрастающее содержание которого вызывает в атмосфере «парниковый эффект». (Углекислый газ.)

  16. Критерий вида, предусматривающий установление законо­мерностей географического распространения вида и особенностей его взаимодействия с факторами внешней среды. (Эколого­географический.)

Гейм - четвертый «И один в поле воин»

Ведущий по очереди предлагает каждому члену команды закон­чить фразу.

  • Пишите на обеих сторонах бумаги, используйте больше мате­риалов из... (переработанной макулатуры).

  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно ... (использовать много раз, сдать в магазин).

  • Не покупай больше, чем может... (тебе понадобиться).

  • Экономь электроэнергию и горючее; если можно, больше пользуйся ... (общественным транспортом).

  • Одежду, которую ты уже не носишь, можно ... (отдать нуж­дающимся).

  • Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут ... (кому-то пригодиться).

  • Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и ... (сдавай туда использованную макулатуру).

  • Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки ... (обожги их и сомни).

  • Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую ... (можно сдать).

  • Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для ... (приготовления компоста).

  • Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практиче­ски ... (неразлагается в природе).

  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы ... (ее выбросить).

  1. Подведение итогов игры

По окончании игры подводятся итоги. Участники команды- победительницы получают призы, активные учащиеся - оцен­ку.



© 2010-2022