«Не дай мусору умереть, или вторая жизнь ненужных вещей»

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, – размышляйте, и хотя криво, – да сами.                Г.Лессинг Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе.    Формирование экологических компетенций у школьников возможно при использовании в образовательном процесс...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И. Чернецкая

учитель биологии МБОУ СОШ №3 г. Салехарда


«Не дай мусору умереть, или вторая жизнь ненужных вещей»

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,
ради бога, - размышляйте, и хотя криво, - да сами.
Г.Лессинг

Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе.

Формирование экологических компетенций у школьников возможно при использовании в образовательном процессе таких форм и методов обучения, которые учитывают индивидуальные особенности и наклонности обучающихся. К ним относятся исследовательские работы, участие в конкурсах и олимпиадах эколого-биологической направленности, разнообразная природоохранная деятельность, которые позволяют проявить подросткам свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте помогает юношам и девушкам определиться с выбором будущей профессии.

Формирование экологических компетенций у обучающихся возможно при использовании проектной деятельности, как на уроках биологии, так и во внеурочной деятельности. Итогом работы над экологическими проектами у подростков постепенно формируется экологическое мышление как основа экологической культуры и экологической компетентности, которые, в свою очередь, являются, важным компонентом формирования интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Умный, грамотный, экологически компетентный и высоконравственный человек способен понять и оценить глобальность экологического кризиса и взять на себя ответственность как за свое поведение в природе, так и поведение других людей. Как отмечал ученый-эколог Н.Н. Моисеев, «Лидером века станет не та страна, где сегодня высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям».

В статье в качестве примера использования проектной деятельности в школе представлен проект социально-экологической направленности «Вторая жизнь ненужных вещей». Проект разработан обучающейся 10 класса, Вахрушевой М., руководитель проекта И.Г. Чернецкая, учитель биологии.

Социальный проект по экологии

В наше время, на рубеже тысячелетий, остро стали вопросы сохранения окружающей природы. Решение этих вопросов зависит от каждого из нас, от нашего экологического сознания. Природа для всех - значит каждому надо уметь вести себя так, чтобы не наносить вреда другим людям.

Актуальность проекта

Вы задумывались, что такое мусор? Что выбрасывают люди? Знаете ли вы, сколько скапливается мусора в больших городах? В России за год образуется около 7 млрд. т бытовых отходов (до 350 кг на одного человека в год). Одна средне-статистическая семья ежедневно выкидывает в среднем 3 кг мусора.

В последние десятилетие в составе пищевого мусора растёт доля бумаги, картона и особенно пластмасс, в том числе полиэтилена, который практически не разлагается естественным путём. Использованная и выброшенная жестяная банка пролежит много лет и только, примерно через 20 лет, подвергнется разрушению. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожить и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.

Мы живем в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа. Мы часто гуляем с одноклассниками, родителями по нашему городу. Всегда удивляемся тому, как он меняется на глазах: растут новые дома, расширяются проезжие дороги, благоустраиваются улицы и дворы. Неизменной остаётся только одна картина - мусор. Несмотря на постоянную борьбу жителей города с этой проблемой, она остается первостепенной и зимой, и осенью, а особенно весной и летом. Мусорные контейнеры, которые стоят повсюду, тоже не могут решить этой проблемы до конца. Согласитесь, они очень портят внешний вид, когда переполнены мусорными отходами. И во всём этом роются бродячие собаки, птицы и даже люди….

Мне не безразлична экология родного города. Я хочу видеть свой город чистым и красивым, хотя понимаю, что чистота не появится сама собой - чистоту делают люди. Для привлечения внимания к важности бережного отношения к природным ресурсам, пропаганды знаний о проблемах бытовых отходов, путях образования, способах сбора, методах сортировки и переработки, возможности вторичного использования части отходов мы определили тему проекта, объект, предмет, гипотезу.

Вид проекта

- практико-ориентированный

Цель проекта

1. Формирование экологического сознания у обучающихся посредством проведения разнообразных конкурсов, игр, конференций, уроков.

2. Проведение эколого-просветительской деятельности как важнейшую часть патриотического воспитания среди обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);

3. Пропаганда знаний о проблемах бытовых отходов, путях образования, способах сбора, методах сортировки и переработки, возможности вторичного использования части мусора.

Задачи проекта:

1. Привлечь к проблеме мусорных отходов родителей, педагогов, обучающихся.

2. Вести просветительскую работу по экологическим проблемам среди участников образовательного процесса через сеть Интернет (сайт «Экологические проблемы», группа единомышленников в Контактах).

3. Разработать и провести цикл мероприятий для младших школьников по формированию экологической сознательности.

4. Создать памятки «Юного эколога» для ознакомления со статистическими данными о загрязнении окружающей среды бытовыми отходами.

Виды деятельности

  • учебно-игровая

  • исследовательская

  • коммуникативно-диалоговая

  • практико-ориентированная

Участники проекта

Проект ориентирован на младший школьный возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы.

1)Обучающиеся в МБОУ СОШ № 3

2)Учащиеся города Салехарда

3) Родители.

Уровни реализации: институциональный, муниципальный.

Этапы реализации проекта

1 Этап

Подготовительный

1) Сбор информации о проблемах бытовых отходов в г. Салехарде.

2) Совместная деятельность с учителем биологии по содержательной части конкурсов и игр на экологические темы.

1)Совместная деятельность с учителем информатики по созданию шаблона сайта, регистрации группы в контактах.

2 Этап

Пропагандистский

1)Организация выступления в начальных классах с целью рекламы и вовлечения учащихся в деятельность сайта.

2) Разработка положения серии конкурсов «Подари мусору вторую жизнь» и сценария игр, классных часов.

3) Проведение социологического опроса среди учащихся школы.

3 этап

Организация учебно-практической деятельности

1)Совместная деятельность с учителем биологии по организации и проведению конкурса «Подари мусору вторую жизнь».

2)Совместная деятельность с учителями, обучающимися по разъяснению принципов работы сайта, группы в Контактах.

4 этап

Диагностический

1)Обобщение опыта, обработка результатов социального опроса и определение результата практической деятельности, разработка тактики последующих действий на следующий год.

Ожидаемые результаты проекта:

1)Создание на территории города Салехарда группы учащихся, заинтересованных экологическими проблемами;

2)Повышение уровня знаний по экологии у детей;

3)Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей;

4)Повышения уровня исследовательской культуры школьников;

5)Повышение интереса к творческой деятельности по вопросам экологии;

6)Увеличение числа участников экологических игр и конкурсов.

7) Вторичное использование бытовых отходов: создание дизайнерских разработок по оформлению визуальной среды школы, пришкольной территории, территории детских садов, игровых площадок.

Описание проекта

1. По моей просьбе, наши знакомые и наша семья взвесили за неделю выбрасываемый мусор. В среднем в каждой семье выбрасывается: стекло - 0,9кг, бумага, картон - 1,5 кг, пластик - 2,5 кг, пищевые отходы - 6 кг. Подсчитали, сколько бы мусора скопилось у одной семьи за год: стекло -46,8 кг, бумага, картон - 78кг, пластик - 130 кг, пищевые отходы - 312 кг. Сумма - 567 кг. Проанализировав научные источники, узнали, что переработка 100 кг макулатуры спасет 1 дерево. Если бы одна семья каждый год сдавала макулатуру, то мы бы за 3 года спасли одно дерево! Поэтому, с целью сознательного отношения детей к проблеме замусоривания планеты мы разработали Положение серии конкурсов среди учащихся школы, под названием «Вторая жизнь ненужных вещей». При поддержке учителя биологии и учителей начальной школы, мы провели соответствующий Конкурс среди учащихся 3-5 классов с целью привлечения их внимания к важности бережного отношения к природным ресурсам, изучению свойств материалов упаковки и рациональному ее использованию, а так же для развития творческой атмосферы в школе; пропаганды знаний о проблемах бытовых отходов, путях образования, способах сбора, методах сортировки и переработки, возможности вторичного использования части отходов.

В конкурсе приняло участие 230 обучающихся 3-5 классов, которыми были представлены поделки, изготовленные из упаковки, упаковочных материалов, бумаги, картона, пластика, текстиля (светильники, паровозики, вазы, карандашницы).

2. Проведенный социальный опрос среди начального звена МБОУ СОШ №3, показал, что большинство из детей имеют представление об экологических проблемах. По результатам анкетирования выявили, что представления учащихся о бережном отношении к природе незначительные и имеются далеко не у всех учащихся.

На этой страничке:

Можно задавать мне вопросы или вести обсуждения…

Можно узнать новые новости по экологии…

Посмотреть видео и фотографии по экологии с моего личного архива и предоставленные участниками группы

Найти единомышленников.

Заключение

Мне не безразлична экология родного города. Я хочу видеть свой город чистым и красивым, хотя понимаю, что чистота не появится сама собой - чистоту делают люди.

Я предлагаю организовать конкурс на лучшее изделие из отходов между школами, детскими садами. А самыми лучшими работами украсить интерьер дворов, подъездов, парка.

Общий бюджет проекта

Финансирование проекта обеспечивается следующим образом:

1. За счет имеющихся ресурсов в школе: Интернет, интерактивное оборудование.

2. Финансирование призового фонда победителям конкурса. Призовой фонд учреждается согласно Положения экологического КОНКУРСА. (бюджет школы - выйти с ходатайством).

Подари вторую жизнь ненужным вещам, отдав их семьям, попавшим в тяжелую ситуацию - семьям с детьми-инвалидами, погорельцам, беженцам, многодетным и пожилым, семьям с приемными детьми, малоимущим и сиротам.






© 2010-2022