Общая характеристика грибов. Плесневые грибы

Тема по биологии 6 класса по программе В.В.Пасечника. Направлен на формирование информационных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций. Предлагается повторение изученного ранее понятийного материала. Ставится проблема урока. Для ее решения класс делится на 2 группы. Выделяются особенности грибов, их питание и размножение. Исследуются плесневые грибы. Для учащихся предусмотрена сравнительная таблица мукора и пеницилла. Рассматриваются дрожжи, их особенности, применение. Закрепление в ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общая характеристика грибов. Плесневые грибы.Общая характеристика грибов. Плесневые грибы.Общая характеристика грибов. Плесневые грибы.

БИОЛОГИЯ 6 класс

Учитель Ефимова Л.П.

2013-2014 уч. год

Тема: «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ. ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ»

Цели урока:

  1. Образовательные:

познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками плесневых грибов; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

  1. Воспитательные:

  1. Воспитание наблюдательности.

  2. Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.

  3. Воспитание культуры труда.

  4. Осуществлять эстетическое воспитание через показ красоты грибов.

  5. Формировать бережное отношение к природе.


  1. Развивающие:

  1. Развивать когнитивные процессы учащихся.

  2. Развивать понятия о многообразии живых организмов, взаимосвязи строения и функции, приспособленности строения организма к образу жизни.

  3. Уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.

  4. Продолжить развитее основных биологических понятий, элементов творческой деятельности школьников.

Оборудование: таблица «Грибы», комплект фолий «Грибы», компьютер, проектор, эпипроектор, презентация, экран, муляжи грибов, микроскоп, микропрепарат плесневого гриба, УМК В.В.Пасечник

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, наличия учебных принадлежностей у учащихся (в парах).

  1. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся:

  1. Повторение понятийного аппарата:

На слайде слова:

БАЦИЛЛЫ

ПАРАЗИТЫ

ПРОКАРИОТЫ

АЭРОБНЫЕ БАКТЕРИИ

СИМБИОЗ

  1. Проверка домашнего задания по тестовым вопросам 6-7 минут. Взаимопроверка работы учащихся. Сообщение учителем критериев оценки.

Ответы: 1б, 2г, 3г, 4г, 5б, 6в, 7г, 8г.

  1. Изучение нового материала:

На экране проецируются ребусы. Ответы: 1.волоконница 2.вешенка

Как назвать одним словом те ответы, которые получились? - ГРИБЫ.

Тема урока: «Общая характеристика грибов» записывается в тетради.

Когда мы говорим о грибах, что вам представляется в первую очередь? (подосиновики, мухоморы и т.д.) Демонстрация муляжей шляпочных грибов.

Вы перечислили названия шляпочных грибов -грибов, которые вы видели в лесу. Но кроме них есть еще и плесневые грибы, которые встречаются на старом хлебе, и дрожжи, которые кладут в тесто. Гриб-трутовик на стволе дерева, похожий на копыто, и черный налет на клубнях картофеля - фитофтора - тоже грибы. Всего насчитывается около 100 тысяч видов грибов. (Таблица «Грибы»)

Посмотрите рис.17,19,23,24,26, 28, 29 в учебнике. Видите, как разнообразны грибы?

Их изучает специальная наука. Какая? (кто забыл, посмотрите рис.1 в учебнике). - (Микология).

Постановка проблемы урока учителем:

- Что же такое грибы? Что это за загадочные создания? Почему их выделили в особое царство? Чем они отличаются от других царств органического мира? На эти вопросы нам необходимо будет найти ответ на уроке. Сообщение цели урока.

Класс делится пополам. 1 группа получает задание ( записано на слайде):

Какие признаки грибов сближают их с царством растений?

2 группа:

Какие признаки грибов сближают их с царством животных?

По ходу рассказа учителя уч-ся должны выделить эти признаки и записать в тетрадь.

Грибы широко распространены в природе. Они ведут прикрепленный образ жизни, как и растения. Также, как и растения, грибы растут в течение всей жизни. Иногда в строении гриба есть только 1 клетка, иногда они многоклеточные. Но у всех грибов в клеточных стенках имеется органическое вещество хитин, характерное для животных. Оно придает прочность грибам. Тело гриба состоит из тонких белых нитей. Они называются гифы. Гифы образуют грибницу, или мицелий. Грибные клетки могут содержать 1 или много ядер.

Вспомните, как называются организмы, имеющие четко оформленное ядро? (Эукариоты).

Грибы питаются готовыми органическими веществами, как животные. Но по способу поглощения пищи сходны с растениями - они всасывают пищу, а не заглатывают. По характеру питания грибы, как и бактерии, делятся на сапрофитов и паразитов.

В чем разница между ними? (Сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами или выделениями живых организмов, а паразиты - органическими веществами живых организмов).

Проверка записей групп в тетради. Несколько уч-ся зачитывают свои записи.

Признаки грибов, сближающие их с растениями:

1) наличие хорошо выраженной клеточной стенки;

2) неподвижность в вегетативном состоянии;

3) размножение спорами;

4) способность к синтезу витаминов;

5) поглощение пищи путем всасывания (адсорбции).

Признаки грибов, сближающие их с животными:

1) гетеротрофность;

2) наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих;

3) отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов;

4) накопление гликогена как запасного вещества;

5) образование и выделение продукта метаболизма - мочевины.

Уч-ся проверяют со слайда, исправляют, дописывают.

Кроме названных способов добывания пищи, для грибов еще характерны симбионты и хищники. (рис. 19, 22).

- Каждый грибник знает, что рыжики лучше искать в молодом ельничке, маслята - в сосновом лесу. Почему? В чем причина такого устойчивого соседства?

Оказывается многие грибы научились дружить с деревьями и кустарниками. Это явление называется микориза. «Микориза» (греч. «микос» - гриб, «риза»- корень). Первым выявил и изучил микоризу русский ученый Ф.М.Каминский в 1881 году. У некоторых растений микориза необходима: например, орхидеи не дадут семена без гриба - партнера.

-Что же получает гриб от дерева, а дерево от гриба? (Ответы учащихся: корни дерева получают воду и минеральные вещества, гриб - органические вещества.)

- Как называется такой способ полезного сожительства? (Симбиоз, а грибы - симбионты).

- Мы сказали, что грибы также как бактерии питаются симбиотически и сапрофитно, о чем это свидетельствует?(о их родстве)- Какие организмы питаются симбиотическим путем?(Бактерии клубеньковые).


Схема записывается в тетрадь

Способы добывания пищи грибов

/ / / /

Сапрофиты Симбионты Паразиты Хищники

Размножаются грибы бесполым и половым способами. Бесполое размножение встречается чаще.

Схема записывается в тетрадь

Способы размножения грибов

/ /

Бесполое размножение Половое размножение

/ /

Вегетативное Спорами

(частями мицелия)

Многие грибы живут рядом с нами, в наших домах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идет речь? (о плесневых).Среди плесневых грибов чаще всего встречается мукор и пеницилл (рис. 26 и демонстрация фолии с плесневыми грибами).

Самостоятельная работа с учебником с.26-27 на 5-6 мин.Заполнить таблицу

Сравнение мукора и пеницилла

Вопросы для сравнения

Мукор

Пеницилл

Среда обитания

Количество клеток

Место образования спор

Значение гриба

Во время заполнения таблицы уч-ся по очереди подходят к учительскому столу для просмотра микропрепарата плесневого гриба в микроскоп.

Проверка таблицы.

Микроскопические грибы в форме шарика - это дрожжи. Они используются для приготовления хлеба, вина, пива. Т.к. питаются сахарами, то в результате его разложения образуются спирт и углекислый газ. Поэтому тесто легкое и пористое. Размножаются дрожжи почкованием. На взрослой клетке появляется бугорок, который растет и превращается во взрослую клетку. Она отделяется и самостоятельно существует.

  1. Закрепление.

  1. Закончите предложения:

  1. Главная часть каждого гриба -…. (мицелий)

  2. Грибы питаются готовыми….. веществами (органическими)

  3. Между корнями деревьев и грибницей грибов устанавливается полезная связь- … (симбиоз)

  4. Микроскопические грибы мукор и пеницилл размножаются… (спорами)

  5. Дрожжевые клетки имеют форму… (шарика)

  6. Дрожжи размножаются… (почкованием)

  7. Споры пеницилла располагаются в … (кисточках)

  1. Кроссворд (высвечивается с фолии).

Взаимопроверка , работа в парах, сообщение критериев оценки.

- Что интересного для себя вы узнали на уроке?

- Сделайте вывод по теме урока.

Вывод: грибы - особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных, имеющие особое строение, питание и размножение.

  1. Выставление оценок. Комментарий оценок.

  2. Домашнее задание

Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись со слайда в дневники. Взаимопроверка записи д/з в дневниках.

Параграф 7,9, вопросы после них устно.

Творческое задание:

1 вариант - составить памятку: «Правила сбора съедобных грибов»

2 вариант- составить памятку «Осторожно! Ядовитые грибы!»

1



© 2010-2022