Статья Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

С введением в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся стало важнейшей задачей современной образовательной системы. Современное воспитание ориентировано на создание человека, как определенного идеала в рамках Концепции духовно-нравственного развития. Но какими качествами должен обладать идеал современного человека? В последние годы данный вопрос поднимается на государственном ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


М.Н. Манжесова

БОУ «Тарская СОШ №5»

С введением в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся стало важнейшей задачей современной образовательной системы.

Современное воспитание ориентировано на создание человека, как определенного идеала в рамках Концепции духовно-нравственного развития. Но какими качествами должен обладать идеал современного человека?

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В последние годы данный вопрос поднимается на государственном уровне. В послании к Федеральному Собранию 2012 года, президент России В.В. Путин оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Глава государства отметил, что «…если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Впервые в постсоветское время президент страны сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России» [5].

Очень часто приходится слышать, что духовно-нравственным воспитанием должна заниматься православная церковь. Но способна ли она охватить каждую школу и каждый класс? Ответ на этот вопрос очевиден. В обществе утвердился стойкий стереотип, что, никакой институт, кроме церкви, осуществлять духовно-нравственное воспитание не способен.

Выходом из данной ситуации является широкое использование возможностей различных направлений духовно-нравственного воспитания. Педагоги не должны ждать пока церковь выполнит их работу, воспитание может и должно осуществляться в процессе преподавания школьных дисциплин.

Доктор педагогических наук Подласый Иван Павлович считает: «Воспитанный человек отличается от невоспитанного лишь одной, но главнейшей особенностью, - духовностью. Определяющей характеристикой человека воспитанного есть надлежащее развитие духовной жизни, сформированность духовной культуры».

Поскольку в базовых национальных ценностях присутствует природа, то средствами предмета биологии учитель непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся.

На уроках биологии, особенно в работе со старшими школьниками, приходится сталкиваться с их уверенностью в том, что труд сделал из обезьяны человека. Именно признание первичности материальных факторов в становлении человека позволяет биологам отрицать духовность. Но многие современные ученые отошли от этого понимания, выделяя первичность духовных факторов в становлении человека. Так, далеко не всегда при раскопках древних стоянок человека археологи находили орудия труда, но почти всегда - предметы религиозного культа или какие-то образцы примитивного искусства… Человек - существо искусственное, он не рождается природой, он сам себя рождает, творит. Человек должен пройти через миф, ритуал, чтобы стать человеком [1].

Таким образом, между биологами и гуманитариями наметилось принципиальное противоречие во взглядах на происхождение человека. Одни авторы утверждают, что человек - это общественное существо, образцы поведения которого заложены в социальной форме общения [2].

Многие биопсихологи придерживаются противоположной позиции и ищут начала человеческих качеств в биологической природе человека и животном мире. «Человек не произошел от обезьяны, он и есть обезьяна, только умная и культурная, когда все люди поймут, что они обезьяны, то станут добрее и лучше» [4].

Самое страшное, что такому мнению никто не противоречит. Такие ученые не думают, как повлияет на молодежь идентификация с животными, пытаясь связать их поведение с действием гормонов. Таким образом, культура становится репрессивным фактором. А ведь именно культура является непреодолимой гранью между животным и человеком, забыв о культуре, он становится животным.

Перед педагогом встает важнейший вопрос: как правильно определить природу ребенка? как биологический организм - животное или как социальное, духовное существо? И как в соответствии с этим его воспитывать? Для животного необходима дрессировка, которая будет учитывать его инстинкты. Если же педагог признает ребенка духовным существом, личностью, то все его воспитание будет требовать иного подхода, направленного на развитие его духовной сущности.

В курсе биологии изучается тема возникновения и развития человека от животных в процессе эволюции, согласно теории Дарвина. Конечно, не стоит забывать о животной природе человека, его естественных инстинктах и потребностях. Не смотря на это, в рамках предмета «Биология» можно, и даже необходимо развивать личность ребенка как духовно-нравственную, существующую в обществе и развивающуюся вместе с ним.

Сухомлинский писал: "Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть" [6].

Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть вокруг себя чудесное.

При проведении экскурсии нельзя не остановиться и не обратить внимание, как кипит жизнь вокруг. Если посидеть какое-то время тихо, природа сама начинает открывать свои тайны. Становятся заметными мельчайшие подробности: где-то в траве муравей тащит гусеницу, беззвучно бабочка присела на яркий цветок, в кронах деревьев шуршат пестрые птицы. Когда дети осознают чудесность этих явлений, их лица начинают светиться.

При изучении цветка нельзя не восторгаться совершенством его создания. Все в нем продумано природой и взаимосвязано: изящные лепестки, яркая окраска привлекают насекомых - опылителей. Дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух крошечных клеток. И таких примеров можно приводить огромное количество.

На уроках биологии можно рассматривать несколько аспектов нравственного воспитания:

1. Нравственный компонент. Помогает научить детей, не только видеть, но и чувствовать красоту природы. Воспитывает разумное использование современных технологий для развития человечества и сбережения окружающей среды. Воспитать нравственную личность ребенка на уроках биологии можно через создание различных проектов (например, «Экологическая тропа» в 5 классе). Учащиеся не только знакомятся с растительностью и животным миром родного края, у ребят развивается умение ставить цели деятельности, планировать исследование. И, как следствие, дети обучаются саморазвитию, формируется умение выражать себя, свои чувства. Развивается умение контролировать процесс продвижения к цели и результату выполненной работы. Это позволяет развиваться воле, ответственности за свои действия и поступки.

2. Патриотический компонент. Воспитать гражданина своей Родины, любящего свой город, родной край можно через изучение сведений о малой родине, ее культурных традициях и богатствах. Способствовать формированию у школьников чувство патриотизма можно через знакомство с жизнью и творчеством ученых своей страны, города, поселка. На уроках биологии, при изучении многих тем, можно включать информацию об ученых, их вкладе в науку. Все отечественные умы старались поднять престиж своей страны на более высокий уровень, были преданы Родине и развивали ее науку.

На занятиях также возможно использование культурного наследия русского народа: пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи. Это позволяет формировать умение воспринимать, предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.

3. Здоровьесберегающий компонент предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества [3]. В программе предмета «Биология» 8 класса изучается организм человека, причем вопросам здоровьесбережения уделяется большое внимание. Так, при изучении многих тем, предусматривается проведение практических и лабораторных работ. Они предполагают самостоятельное изучение собственного организма, влияние различных факторов и нагрузок на состояние здоровья. Эти уроки несут особую нагрузку при формировании у учащихся жизненных установок и приоритетов на здоровый образ жизни.

При изучении тем, касающихся строения и функционирования различных систем организма человека, проводятся лабораторные, практические занятия:

- определение пульса, кровяного давления и подсчет числа сердечных сокращений (кровеносная система);

- изучение реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку; наложение жгутов и повязок при изучении кровотечений;

- определение норм рационального питания (гигиена питания).

Обязательный момент урока - физкультминутка. Особенно для учащихся 5 и 6 классов, недавно окончивших младшую школу. Комплекс упражнений рассчитан на те органы и группы мышц, которые быстро утомляются. Гимнастику для глаз, ученики могут сделать сами, по мере их утомления, используя для этого тренажер Базарного В. Ф. (или ему подобные). Он представляет собой нарисованную горизонтальную и вертикальную восьмерку. Расположить такой тренажер целесообразно над доской, для лучшего обозрения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание является основой всех основ. Будущее детей напрямую зависит от того, что вложил в них педагог. Взаимоотношения с окружающими, отношение к себе, к людям, бережное отношение к природе напрямую зависит от того, что было вложено в душу ребенка. Взрастить нравственно здоровое поколение под силу если не каждому, то многим учителям-биологам. Ведь именно через непосредственное общение с природой, растениями и животными родного края можно воспитать современного нравственного человека.

Литература

1. Губин В.Д., Некрасова Е.Н, Философская антропология. М.: Издательство: Форум, 2008. - 400с.

2. Гуревич, П. С. Философия: учебник для психологов / П. С. Гуревич. - 2-е изд., стереот. - М.; Воронеж: МПСИ, 2007. - 440с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 24 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2

4. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 1: Общие основы: учеб. / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 527 с.

5. Президент В.В. Путин Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. - kremlin.ru/news/17118.

6. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1939 - Т.2: Отдельные произведения. - 287 с.


© 2010-2022