Конспект урока по теме Урок жизнелюбия

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Методическая разработка

на 1 Международный конкурс «Уроки жизнелюбия»


1. Возрастная категория

11-14 лет

2. Название урока

«Здоровье как мудрость и мера жизни»

3. ФИО автора

Терехова Любовь Павловна

4. Полное название организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа Тольятти

(МБОУ средняя школа № 3)

5. Адрес организации

б-р 50 лет Октября, 61, г. Тольятти, Самарская область, Россия , 445007 тел. 22 06 68; 22 36 27.

6. Электронная почта и телефон автора

E-mail: [email protected], т.8 (902) 322-85-45.


7. Согласен(а) получать информацию о подобных конкурсах по электронной почте

Да

8. Дата заполнения

01.12.2014г.












Тема: «Здоровье как мудрость и мера жизни»

Цель: формирование положительного отношения к здоровью как величайшей ценности человека.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о здоровом образе жизни; о доброте и душевности.

  2. Формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как целеустремленность, воля к победе, упорство, милосердие.

  3. Содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.

Тип урока: комбинированный.

Методы: рассказ с элементами беседы, демонстрация с презентациями.

Оборудование: проектор, экран, стенд с высказываниями «Великие о здоровье и здоровом образе жизни».

Оформление: на доске эпиграф: «Тот, кто может победить другого, - силён, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен». Древний китайский мудрец Лао-То.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Этими словами я не просто приветствую Вас, я вам желаю здоровья.

Слайд № 1, 2.

Народный мудрец Порфирий Иванов назвал свое учение о природном оздоровление человека - «Детка», где дает несколько советов, чтобы укреплять свое здоровье. Один из них: «Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье - здоровайся со всеми».

Ученик: стихотворение Владимира Солоухина «Здравствуйте».

II. Изучение новой темы.

Учитель: Мы закончили с вами раздел биологии «Человек», изучили строение нашего организма, приобрели знания о сохранении здоровья и работоспособности. Сегодня тема урока: «Здоровье как мудрость и мера жизни». Мы подводим итог, завершаем разговор о здоровом образе жизни и продолжаем жить по законам добра и милосердия. Давайте уточним, что же такое здоровье?

Предполагаемые ответы учеников:

- когда человек не болеет;

- когда у него все получается;

- когда здоров, то он счастлив.

Учитель: Здоровье - это не просто отсутствие болезни, это состояние физического, психического и социального благополучия. Есть такая наука валеология. Это наука о здоровье. Она помогает понять необходимость быть здоровым, учит правилам ЗОЖ. Послушаем легенду.

Ученик: «У древнего бога Эскулапа было две дочери - Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства, но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарства от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь - прекрасна».

Учитель: Какой же вывод можно сделать из этой легенды?

Предполагаемый ответ учеников: Если мы познаем Законы Жизни, то будем жить долго.

Учитель: Так сколько же кто живет, и сколько мы можем жить?

Слайд № 3.

Учитель: Оказывается, что человек живет меньше, чем многие позвоночные животные, меньше, чем непримечательная черепаха, неуклюжий верблюд, даже меньше вороны. Почему так не справедлива природа, почему ее проявлено такая немилость к человеку? Отчего зависит наше здоровье?

Слайд № 4.

Учитель: Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от нашего образа жизни. Каков предел жизни человека? Здоровье - великая ценность. Ученые утверждают, что организм человека рассчитан на сто пятьдесят - двести лет жизни. А у нас люди живут в два - три раза меньше. Что мешает людям жить долго?

Предполагаемые ответы учеников:

- экология;

- вредные привычки;

- питание;

- тяжелая работа;

- отсутствия движения;

- малые зарплаты.

Учитель: Да, безусловно, это влияет на здоровье, но медики утверждают, что самое главное для здоровья - это умение работать над собой, над своим здоровьем. Все ученые сходятся в одном: чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни. Из чего же складывается ЗОЖ?

Предполагаемые ответы учеников:

- режим дня;

- закаливание;

- питание;

- движение;

- гигиена.

Учитель: Еще можно добавить:

- отсутствие вредных привычек;

- умение отдыхать.

«Здоровье - эта вершина, на которую должен подняться сам». Что же делать для того, чтобы дожить до глубокой здоровой старости? То есть прожить долго?

Слайд № 5, 6.

Учитель: Как утверждают долгожители, основой их долгой жизни и первой заповедью является труд. Я предлагаю вам послушать рассказ К.Д. Ушинского «Два плуга».

Ученик читает рассказ.

Учитель: есть еще один замечательный рассказ Н. Пантелеева «Две лягушки».

Ученик читает рассказ.

Учитель: Какой можно вывод сделать из этих рассказов?

Предполагаемые ответы учеников:

- мне запомнились слова одной из лягушек: «Пока силы есть, буду бороться. Я ведь еще живая - значит, надо жить».

- а мне запомнились слова «Лягушка дрыгает лапками, не сдамся; значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула». Я понял, что надо бороться до конца, не падать духом.

- а мне понравился рассказ «Два плуга». От безделья, лежа на боку, можно потерять здоровье.

- я думаю, что правы долгожители, что труд - основа долгой жизни.

Учитель: А теперь обратите внимание на эпиграф: «Тот, кто может победить другого, - силён, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен». В жизни не всегда складывается, как мы этого хотим. Жизненные лишения и невзгоды, несчастные случаи с травмами, болезни. Как суметь не сломаться, подняться, совершить невозможное?

Учитель: Сейчас вы услышите рассказ о наших земляках, о людях с трудной судьбой, жизнь которых может служить примером для каждого из нас.

Слайды № 7, 8.

Ученик: Хмельницкая Наталья Викторовна

Депутат Думы г.о. Тольятти V созыва.

Заместитель председателя постоянной комиссии по социальной политике

Член фракции ОД «Декабрь» в думе г.о Тольятти

Родилась 16.12.1971 г. в г. Тольятти Самарской области в семье рабочих, после окончания восьми классов, в 1987 году поступила и в 1990 году успешно закончила Тольяттинское медицинское училище по специальности «Медицинская сестра общего профиля». В 1994 году создала в г. Тольятти первый в Самарской области реабилитационный центр для инвалидов - колясочников «Преодоление».

Слайды № 9, 10.

Ученик: Балясников Сергей Федорович

Родился 23.11.1983 года в г. Тольятти Самарской области. После окончания школы, поступил в Тольяттинский Государственный Университет по специальности «Инженер-Строитель», который окончил в 2006 году, после получения травмы. Желание жить активной жизнью и стремление к успеху подвигли Сергея закончить университет и получить диплом о высшем образовании. За период с 2012 по 2014 гг. Сергей сначала дважды стал Чемпионом России по плаванию среди спортсменов с поражение опорно-двигательного аппарата, а также трижды становился золотым призером Первенства Самарской области по плаванию среди лиц с ограниченными возможностями здоровья всех категорий.

Учитель: Благодаря жизнелюбию, трудоспособности они победили судьбу, стали примером для многих людей. Рядом с ними были любящие их люди, добрые и отзывчивые. В нашем городе есть реабилитационный центр «Преодоление» для людей с ограниченными возможностями. Здесь работают прекрасные, внимательные, отзывчивые, добрые специалисты, которые оказывают помощь, помогают восстанавливать здоровье.

Мы с вами уже знаем, что физическая активность делает нас сильными, наполняет энергией, тренирует мышцы, укрепляет кости, стимулирует обмен веществ. Трудно переоценить значение физической активности для восстановления сил инвалидов. Выдающимся событием являются Олимпийские игры инвалидов. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмона. Он ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждением спинного мозга. Спорт инвалидов получил всемирное значение. Достижение спортсменов с физическими недостатками поражают воображение.

Слайды № 11, 12.

Учитель: Итак, чтобы быть здоровым и счастливым, чему необходимо научиться?

Предполагаемые ответы учеников:

- уметь работать над собой, над своим здоровьем;

- уважительно относиться к другим;

- отвечать за свои дела и поступки;

- развивать в себе такие качества как, благородство, любовь, сострадание, доброту;

- помнить правила ЗОЖ;

- узнавать мир и интересных людей.

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня говорили о здоровье, о том как прекрасна жизнь, что в жизни многое зависит от самого человека. Под силу каждому жить долго и счастливо. Давайте посмотрим на стенд с высказыванием великих о здоровье и здоровым образе жизни.

III. Подведение итогов (рефлексия).

Учитель: Что интересного узнали сегодня, чему научились, какие выводы для себя сделали?

Предполагаемые ответы учеников:

- поработать над самодисциплиной;

- задумался над значением физических упражнений для совершенствования организма;

- удивительно, что физкультура и спорт, может объединить всех людей;

- задумался о здоровом образе жизни, а так ли я поступаю;

- что строго нужно относиться к себе;

- главное в жизни человека - это труд.

Учитель: Помните слова Николая Островского из романа «Как закалялась сталь»? «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы….». А Альберт Швейцер сказал «Всегда ищи способ сделать добро».

Слайд № 13.

Звучит песня «Дорога добра» слова Ю. Энтина, муз. М. Минькова.

Приложения:

1. Презентация (слайды 1-15)

2. Стенд «Великие о здоровье и здоровом образе жизни» с высказываниями:

  • «Единственная красота, которую я знаю - это здоровье». Г.Гейне

  • «Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперед» К.Э.Циолковский

  • «Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся». К.Купер

  • «Пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и уверенность в жизни» Древняя мудрость

  • «Учитесь властвовать собой» А.С.Пушкин

© 2010-2022