- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса Ландшафтный дизайн (9 класс)
Программа элективного курса Ландшафтный дизайн (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корниенко А.В. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
элективного курса
«Ландшафтный дизайн»
для учащихся 9 класса
Составители:
Никонова Г.И., учитель МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской муниципального образования Тихорецкий район,
Корниенко А.В., учитель МБОУ СОШ № 13 ст. Терновской
муниципального образования Тихорецкий район.
2012 г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Ландшафтный дизайн» предназначена для учащихся 9 классов. В связи с переходом на предпрофильное обучение возникает необходимость создания образовательного пространства, способствующего самоопределению школьников.
Содержание элективного курса познакомит учащихся с разновидностями садовых ландшафтов, историей возникновения ландшафтов и их видами.
Курс актуален, так как имеет практическую направленность. По его окончанию учащиеся смогут самостоятельно проектировать культурные ландшафты разного уровня и получат представление о профессии цветовода-декоратора.
Курс является межпредметным (биология, география), рассчитан на 17 часов, состоит из 6 тем, которые помимо теории, включает практические задания занятия:
-
лабораторных работ - 4
-
практических работ - 2
-
экскурсий - 3
-
отчетных работ - 2
-
защита проектов - 1
В период проведения курса будут использованы следующие виды учебных занятий: лекция, практикум, проект, экскурсия, конференция.
Цели и задачи курса:
Цели:
-
познакомить десятиклассников с профессией «дизайнер»;
-
помочь определить их склонности и способности к деятельности в области ландшафтного дизайна;
-
осознанно выбрать дальнейший профиль обучения.
Задачи:
-
формирование умений учащихся создавать композицию оформления ландшафта с учетом закономерностей дизайна;
-
развитие способностей учащихся к художественно-эстетическому творчеству.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся должны знать: грунтовые и комнатные цветочно-декоративные культуры, биологические особенности однолетников и многолетников, агротехнику, способы защиты;
учащиеся должны уметь: определять зрелость и всхожесть семян, собирать и хранить их, описывать цветочно-декоративные однолетники и многолетники, сочетать колеры в цветниках, выращивать цветочную рассаду, вегетативно размножать растения, готовить растворы для подкормки, бороться с их вредителями и болезнями.
Форма отчетности: презентация и защита творческого проекта.
Содержание программы.
I раздел. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека - 2 часа
Ознакомление с грунтовыми и комнатно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения.
Значение зеленых насаждений в жизни человека.
II раздел. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений - 2 часа.
Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений, их биологические особенности, способы выращивания.
III раздел. Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений - 2 часа.
Многолетние цветочно-декоративные растения, их биологические особенности, преимущество многолетников над однолетниками.
Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.
Практическая работа №1 «Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, уборка клубней георгинов, канн, клубнелуковиц гладиолусов».
IV раздел. Биологические особенности декоративных деревьев и кустарников - 2 часа.
Виды декоративных деревьев и кустарников, их биологические особенности.
Назначение и организация питомника древесных и кустарниковых пород.
V раздел. Знакомство с естественными ландшафтами - 2 часа.
Особенности растительного сообщества: соснового, елового, широколиственного леса. Отношение растений в сообществе к свету, почве, влаге, внешний вид деревьев (сосна, дуб), выросших в сообществе и на открытых местах.
Сообщества луговых трав, декоративность зарослей отдельных видов травянистых растений (рогоза у воды, таволги, герани лесной, василисника и др)
VI раздел. Архитектура городских парков - 7 часов.
Зеленое строительство городов, основные направления. Создание зеленых объектов, гармонирующих с современной архитектурой. Использование в зеленом строительстве образцов новых современных произведений садово-паркового искусства.
Стили планирования парков. Основные принципы и положения зеленой архитектуры:
- значение света и теней;
- эффект приближенности и отдаленности;
- учет постоянных изменений насаждений по сезонам, в процессе роста и развития;
- гармония в сочетании деревьев, кустарников, цветов, свободного пространства, дорожек, воды, рельефа.
Регулярный, ландшафтный стили парков. Элементы размещения, сочетания.
Современные парки. Характер разбивки; использование естественного окружения, рельефа. Понятие о балансе территории.
Элементы зеленой архитектуры:
- газоны: партерные, обыкновенные, красивоцветущие (мавританские):
- цветочное оформление: правила сочетания колеров в цветниках;
- ассортимент цветочного оформления;
- использование камней, валунов, плит;
Техника проектирования парка:
- съемка плана;
- проектирование распределительной маршрутной сетки;
- знакомство с условными обозначениями размещения деревьев, кустарников, других элементов составления рабочих чертежей.
VII. Итоговое занятие - 1 час.
Защита проекта.
Календарно-тематическое планирование
Перечень разделов, тем
Кол-во
Вид занятий
I . Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека
2 часа
1. Ознакомление с грунтовыми и комнатно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения.
1
Встреча с агрономом гл. звена АО «Родина»
2. Значение зеленых насаждений в жизни человека.
1
Беседа, сообщение учащихся
II. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений.
2 часа
1. Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка.
1
Л.р.№1 «Сбор и изучение строения семян однолетников»
2. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений, их биологические особенности, способы выращивания.
1
Л.р.№2 «Изготовление наглядных пособий, коллекций семян однолетников»
III. Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений.
2 часа
1. Многолетние цветочно-декоративные растения, их биологические особенности, преимущество многолетников над однолетниками.
1
Л.р.№3 «Описание разных видов многолетников»
2. Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.
1
Пр.р.№1 «Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, уборка клубней георгинов, канн, клубнелуковиц гладиолусов».
IV. Биологические особенности декоративных деревьев и кустарников.
2 часа
1. Виды декоративных деревьев и кустарников, их биологические особенности.
1
Л.р.№4 «Ознакомление с декоративными деревьями и кустарниками по рисункам и альбомам»
2. Назначение и организация питомника древесных и кустарниковых пород.
1
Экскурсия 1.»Выращивание древесных и кустарниковых декоративных культур в Тихорецком зеленхозе»
V. Знакомство с естественными ландшафтами.
2 часа
1. Особенности растительного сообщества: соснового, елового, широколиственного леса. Отношение растений в сообществе к свету, почве, влаге, внешний вид деревьев (сосна, дуб), выросших в сообществе и на открытых местах.
1
Выезд на природу для ознакомления с растительными сообществами
2. Сообщества луговых трав, декоративность зарослей отдельных видов травянистых растений (рогоза у воды, таволги, герани лесной, василисника и др)
1
Экскурсия 2. Фотографирование отдельных мест пейзажа, составление альбома «Архитектор - природа».
VI. Архитектура городских парков.
7часов
1. Зеленое строительство городов, основные направления. Создание зеленых объектов, гармонирующих с современной архитектурой. Использование в зеленом строительстве образцов новых современных произведений садово-паркового искусства.
1
Лекция.
2. Стили планирования парков. Основные принципы и положения зеленой архитектуры:
- значение света и теней;
- эффект приближенности и отдаленности;
- учет постоянных изменений насаждений по сезонам, в процессе роста и развития;
- гармония в сочетании деревьев, кустарников, цветов, свободного пространства, дорожек, воды, рельефа.
1
Демонстрация фотографий, диапозитивов архитектуры парков и садов.
3. Регулярный, ландшафтный стили парков. Элементы размещения, сочетания.
1
Лекция. Просмотр иллюстраций садово-паркового искусства
4. Современные парки. Характер разбивки; использование естественного окружения, рельефа. Понятие о балансе территории.
1
Просмотр иллюстраций парков, как образцов зодчества.
5. Элементы зеленой архитектуры:
- газоны: партерные, обыкновенные, красивоцветущие (мавританские):
- цветочное оформление: правила сочетания колеров в цветниках;
- ассортимент цветочного оформления;
- использование камней, валунов, плит.
1
Оформление альбома из собранных иллюстраций по теме.
6. Техника проектирования парка:
- съемка плана;
- проектирование распределительной маршрутной сетки;
- знакомство с условными обозначениями размещения деревьев, кустарников, других элементов составления рабочих чертежей. современной архитектурой.
2
Практическая работа №2
«Проектирование парка».
VII. Итоговое занятие.
1 час
Защита проекта.
1
Защита проекта парка.
ИТОГО:
18часов
Литература для учителя:
-
А.А. Бунин «Цветоводство», высшая школа. Издательство при Львовском университете. М., 1986г.
-
Л.Н.Доронина, А.С.Неклидов «Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии». М., Просвещение, 1980г.
-
Жизнь растений, т.6, под редакцией Тахтаджаняна. М., Просвещение, 1982г.
-
Журналы «Цветоводство и ландшафтная архитектура». Книжный Дом, М.
-
Е.Г.Киселев «Цветоводство». М., Сельхозиздат, 1952г.
-
«Приусадебное хозяйство». М., Россельхозиздал, 1976г.
-
Д.И.Трайтак «Трудовое обучение, сельскохозяйственные работы». М., Просвещение, 1990г.
-
Д.Г.Хессайон «Все о цветах в вашем саду». М., «Кладезь», 1990г.
-
Я.Рак «Энциклопедия комнатных растений». М., Мысль, 2006г.
Литература для учащихся:
-
Н.М.Верзилин «Путешествие с домашними растениями». Детская литература, 1970г.
-
Б.Н.Головкин Энциклопедия домашнего цветоводства. М.: «Колос», 1993г.
-
Детская энциклопедия т.4 «Растения и животные». Изд. 1 Академия педнаук РСФСР. М., 1960г.
-
Детская энциклопедия т.4 «Растения и животные». Изд. 3 Педнаука. М., 1973г.
-
С.Н.Красиков «Легенды о цветах». М., Молодая гвардия, 1990г.
-
Д.Б.Кудрявцев, Н.А.Петренко «Как вырастить цветы». М., Просвещение, 1993г.
-
И.В.Рошаль «Азбука цветов». Сп б Кристалл: Териздат., 1998г.