Программа элективного курса Ландшафтный дизайн (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:























Программа

элективного курса

«Ландшафтный дизайн»

для учащихся 9 класса





Составители:

Никонова Г.И., учитель МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской муниципального образования Тихорецкий район,

Корниенко А.В., учитель МБОУ СОШ № 13 ст. Терновской

муниципального образования Тихорецкий район.









2012 г.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Ландшафтный дизайн» предназначена для учащихся 9 классов. В связи с переходом на предпрофильное обучение возникает необходимость создания образовательного пространства, способствующего самоопределению школьников.

Содержание элективного курса познакомит учащихся с разновидностями садовых ландшафтов, историей возникновения ландшафтов и их видами.

Курс актуален, так как имеет практическую направленность. По его окончанию учащиеся смогут самостоятельно проектировать культурные ландшафты разного уровня и получат представление о профессии цветовода-декоратора.

Курс является межпредметным (биология, география), рассчитан на 17 часов, состоит из 6 тем, которые помимо теории, включает практические задания занятия:

  • лабораторных работ - 4

  • практических работ - 2

  • экскурсий - 3

  • отчетных работ - 2

  • защита проектов - 1

В период проведения курса будут использованы следующие виды учебных занятий: лекция, практикум, проект, экскурсия, конференция.

Цели и задачи курса:

Цели:

  • познакомить десятиклассников с профессией «дизайнер»;

  • помочь определить их склонности и способности к деятельности в области ландшафтного дизайна;

  • осознанно выбрать дальнейший профиль обучения.

Задачи:

  • формирование умений учащихся создавать композицию оформления ландшафта с учетом закономерностей дизайна;

  • развитие способностей учащихся к художественно-эстетическому творчеству.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся должны знать: грунтовые и комнатные цветочно-декоративные культуры, биологические особенности однолетников и многолетников, агротехнику, способы защиты;

учащиеся должны уметь: определять зрелость и всхожесть семян, собирать и хранить их, описывать цветочно-декоративные однолетники и многолетники, сочетать колеры в цветниках, выращивать цветочную рассаду, вегетативно размножать растения, готовить растворы для подкормки, бороться с их вредителями и болезнями.

Форма отчетности: презентация и защита творческого проекта.

Содержание программы.


I раздел. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека - 2 часа

Ознакомление с грунтовыми и комнатно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения.

Значение зеленых насаждений в жизни человека.

II раздел. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений - 2 часа.

Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений, их биологические особенности, способы выращивания.

III раздел. Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений - 2 часа.

Многолетние цветочно-декоративные растения, их биологические особенности, преимущество многолетников над однолетниками.

Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.

Практическая работа №1 «Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, уборка клубней георгинов, канн, клубнелуковиц гладиолусов».

IV раздел. Биологические особенности декоративных деревьев и кустарников - 2 часа.

Виды декоративных деревьев и кустарников, их биологические особенности.

Назначение и организация питомника древесных и кустарниковых пород.

V раздел. Знакомство с естественными ландшафтами - 2 часа.

Особенности растительного сообщества: соснового, елового, широколиственного леса. Отношение растений в сообществе к свету, почве, влаге, внешний вид деревьев (сосна, дуб), выросших в сообществе и на открытых местах.

Сообщества луговых трав, декоративность зарослей отдельных видов травянистых растений (рогоза у воды, таволги, герани лесной, василисника и др)

VI раздел. Архитектура городских парков - 7 часов.

Зеленое строительство городов, основные направления. Создание зеленых объектов, гармонирующих с современной архитектурой. Использование в зеленом строительстве образцов новых современных произведений садово-паркового искусства.

Стили планирования парков. Основные принципы и положения зеленой архитектуры:

- значение света и теней;

- эффект приближенности и отдаленности;

- учет постоянных изменений насаждений по сезонам, в процессе роста и развития;

- гармония в сочетании деревьев, кустарников, цветов, свободного пространства, дорожек, воды, рельефа.

Регулярный, ландшафтный стили парков. Элементы размещения, сочетания.

Современные парки. Характер разбивки; использование естественного окружения, рельефа. Понятие о балансе территории.

Элементы зеленой архитектуры:

- газоны: партерные, обыкновенные, красивоцветущие (мавританские):

- цветочное оформление: правила сочетания колеров в цветниках;

- ассортимент цветочного оформления;

- использование камней, валунов, плит;

Техника проектирования парка:

- съемка плана;

- проектирование распределительной маршрутной сетки;

- знакомство с условными обозначениями размещения деревьев, кустарников, других элементов составления рабочих чертежей.

VII. Итоговое занятие - 1 час.

Защита проекта.



Календарно-тематическое планирование


Перечень разделов, тем


Кол-во

Вид занятий

I . Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

2 часа


1. Ознакомление с грунтовыми и комнатно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения.

1


Встреча с агрономом гл. звена АО «Родина»

2. Значение зеленых насаждений в жизни человека.

1

Беседа, сообщение учащихся

II. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений.

2 часа





1. Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка.

1

Л.р.№1 «Сбор и изучение строения семян однолетников»

2. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений, их биологические особенности, способы выращивания.

1

Л.р.№2 «Изготовление наглядных пособий, коллекций семян однолетников»

III. Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений.

2 часа

1. Многолетние цветочно-декоративные растения, их биологические особенности, преимущество многолетников над однолетниками.

1


Л.р.№3 «Описание разных видов многолетников»

2. Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.

1

Пр.р.№1 «Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, уборка клубней георгинов, канн, клубнелуковиц гладиолусов».

IV. Биологические особенности декоративных деревьев и кустарников.

2 часа

1. Виды декоративных деревьев и кустарников, их биологические особенности.

1

Л.р.№4 «Ознакомление с декоративными деревьями и кустарниками по рисункам и альбомам»

2. Назначение и организация питомника древесных и кустарниковых пород.

1



Экскурсия 1.»Выращивание древесных и кустарниковых декоративных культур в Тихорецком зеленхозе»

V. Знакомство с естественными ландшафтами.

2 часа


1. Особенности растительного сообщества: соснового, елового, широколиственного леса. Отношение растений в сообществе к свету, почве, влаге, внешний вид деревьев (сосна, дуб), выросших в сообществе и на открытых местах.

1




Выезд на природу для ознакомления с растительными сообществами

2. Сообщества луговых трав, декоративность зарослей отдельных видов травянистых растений (рогоза у воды, таволги, герани лесной, василисника и др)

1

Экскурсия 2. Фотографирование отдельных мест пейзажа, составление альбома «Архитектор - природа».

VI. Архитектура городских парков.

7часов

1. Зеленое строительство городов, основные направления. Создание зеленых объектов, гармонирующих с современной архитектурой. Использование в зеленом строительстве образцов новых современных произведений садово-паркового искусства.

1

Лекция.

2. Стили планирования парков. Основные принципы и положения зеленой архитектуры:

- значение света и теней;

- эффект приближенности и отдаленности;

- учет постоянных изменений насаждений по сезонам, в процессе роста и развития;

- гармония в сочетании деревьев, кустарников, цветов, свободного пространства, дорожек, воды, рельефа.

1










Демонстрация фотографий, диапозитивов архитектуры парков и садов.



3. Регулярный, ландшафтный стили парков. Элементы размещения, сочетания.

1



Лекция. Просмотр иллюстраций садово-паркового искусства

4. Современные парки. Характер разбивки; использование естественного окружения, рельефа. Понятие о балансе территории.

1


Просмотр иллюстраций парков, как образцов зодчества.

5. Элементы зеленой архитектуры:

- газоны: партерные, обыкновенные, красивоцветущие (мавританские):

- цветочное оформление: правила сочетания колеров в цветниках;

- ассортимент цветочного оформления;

- использование камней, валунов, плит.

1






Оформление альбома из собранных иллюстраций по теме.

6. Техника проектирования парка:

- съемка плана;

- проектирование распределительной маршрутной сетки;

- знакомство с условными обозначениями размещения деревьев, кустарников, других элементов составления рабочих чертежей. современной архитектурой.

2

Практическая работа №2

«Проектирование парка».

VII. Итоговое занятие.

1 час

Защита проекта.

1

Защита проекта парка.

ИТОГО:

18часов














Литература для учителя:


  1. А.А. Бунин «Цветоводство», высшая школа. Издательство при Львовском университете. М., 1986г.

  2. Л.Н.Доронина, А.С.Неклидов «Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии». М., Просвещение, 1980г.

  3. Жизнь растений, т.6, под редакцией Тахтаджаняна. М., Просвещение, 1982г.

  4. Журналы «Цветоводство и ландшафтная архитектура». Книжный Дом, М.

  5. Е.Г.Киселев «Цветоводство». М., Сельхозиздат, 1952г.

  6. «Приусадебное хозяйство». М., Россельхозиздал, 1976г.

  7. Д.И.Трайтак «Трудовое обучение, сельскохозяйственные работы». М., Просвещение, 1990г.

  8. Д.Г.Хессайон «Все о цветах в вашем саду». М., «Кладезь», 1990г.

  9. Я.Рак «Энциклопедия комнатных растений». М., Мысль, 2006г.



Литература для учащихся:


  1. Н.М.Верзилин «Путешествие с домашними растениями». Детская литература, 1970г.

  2. Б.Н.Головкин Энциклопедия домашнего цветоводства. М.: «Колос», 1993г.

  3. Детская энциклопедия т.4 «Растения и животные». Изд. 1 Академия педнаук РСФСР. М., 1960г.

  4. Детская энциклопедия т.4 «Растения и животные». Изд. 3 Педнаука. М., 1973г.

  5. С.Н.Красиков «Легенды о цветах». М., Молодая гвардия, 1990г.

  6. Д.Б.Кудрявцев, Н.А.Петренко «Как вырастить цветы». М., Просвещение, 1993г.

  7. И.В.Рошаль «Азбука цветов». Сп б Кристалл: Териздат., 1998г.


© 2010-2022