- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование по природоведению
Календарно-тематическое планирование по природоведению
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шишова Э.Р. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по природоведению Пояснительная записка
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. Программа авторов А.А. Плешакова, Н.И. Сонина для 5 класса предусматривает изучение природоведения в 5 классе в количестве 2 часов в неделю (70 часов в год).
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
Цели изучения предмета.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;
-
овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, способностей взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
-
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений и др.
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные.
Формы контроля ЗУН:
-
устный опрос;
-
беседа;
-
фронтальный опрос;
-
опрос в группах;
-
тестирование.
Учебно-тематический план
Название темы
Всего часов
1. Изучение природы.
3
2. Вселенная
13
3. Земля
15
4. Жизнь на Земле
16
5. Человек на Земле
14
Резервное время
9
Итого
70
Количество практических работ
№
Практическая работа
Контрольная работа
1 четверть
-
1
2 четверть
3
1
3 четверть
4
2
4 четверть
1
-
год
8
4
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
-
многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;
-
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу;
-
отдельные методы изучения природы;
-
строение живой клетки (главные части);
-
основные признаки царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
-
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
-
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
-
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
-
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
-
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
-
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);
-
определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
-
приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, физических явлений, явлений превращения
-
веществ, процессов рельефообразования, почвообразования, приспособлений растений к различным способам
-
размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием
-
человека;
-
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
-
объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года, возможные пути круговорота воды в природе;
-
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
-
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
-
сравнивать природные объекты не менее чем по 3 - 4 признакам;
-
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
-
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
-
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
-
называть и показывать по карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России
-
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
-
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
-
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
-
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
-
использовать план и карту, соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;
-
измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
-
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
-
следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
-
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за растениями, домашними животными;
-
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах;
Литература и средства обучения
УМК
1. В.С. Рохлов, Н.И. Сонин. Природоведение. Тестовые задания. Дрофа, 2008.
2. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс
3. Н.И. Сонин, К.П. Казарян. Дидактические карточки-задания., М, Дрофа, 2008 Атласы, контурные карты.
Учебник: Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- 6 изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2011.-175 с.
Дополнительная литература:
-
А. Вайнберг, Детская энциклопедия. Астрономия., М. РОСМЭН, 2007.
-
Энциклопедия животных., Издательство ЭКСМО-Пресс, 2005.
-
И.Н. Яковлева. След динозавра., М., РОСМЭН, 2005.
-
Е.П. Левитан, Твоя Вселенная, М., Просвещение, 2005.
-
В.А. Маркин, Я познаю мир., География, М., АСТ, 1996.
-
Т.И. Гонтарук., Я познаю мир., Космос, М., АСТ, 1998.
-
А.А. Воротников., География и астрономия., Минск., Валев., 1995.
-
Г.П. Скарлато., Удивительная планета Земля., М., 1997.
-
С.А. Кочнев., 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной., Ярославль., «Академия развития»., 1997
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
-
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
-
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
-
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
-
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
-
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
-
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
-
Ответ самостоятельный;
-
Наличие неточностей в изложении материала;
-
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
-
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
-
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
-
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
-
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
-
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
-
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
-
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
-
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
-
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
-
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
-
Не делает выводов и обобщений.
-
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
-
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
-
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
-
выполнил работу без ошибок и недочетов;
-
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
-
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
-
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
-
не более двух грубых ошибок;
-
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
-
или не более двух-трех негрубых ошибок;
-
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
-
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
-
или если правильно выполнил менее половины работы.
Таблично-графическая схема рабочей программы (70 ч).
Природоведение 5 класс.
№
Тема урока
Кол.час
Тип урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Виды
контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Национально-региональный компонент
Материально-техническое обеспечение
Домашнее задание
Дата
проведения
По плану
Факт.
ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (3 часа).
1
Введение. Науки о природе.
1
Урок изучения нового материала.
Работа с текстом учебником.
Беседа.
Знать роль и место человека в природе, возможность использования знаний о природных процессах и явлений в практической деятельности человека.
Понять значение изучения природу своего края.
Компьютер, проектор, презентация
Изучить записи в тетради.
2-ая нед. сен-тября
2
Методы изучения природы.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником.
Беседа.
Познакомиться с науками, изучающими природу.
Знать науки, которые изучают природу нашего края.
Компьютер, проектор, презентация
Изучить записи в тетради.
2-ая нед. сен-тября
3
Обобщающий урок по теме: «Изучение природы».
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Работа с дополнительной литературой.
Фронтальный опрос.
Обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения, об основных инструментах, приборах применяемых для познания природы.
Знать методы, изучающие природу нашего края.
Компьютер, проектор, презентация
Изучить записи в тетради.
3-я нед. сен-тября
ВСЕЛЕННАЯ (13 часов).
4
Что такое Вселенная.
1
Урок изучения нового материала.
Работа с учебником.
Фронтальный опрос.
Иметь представление о строении Вселенной, её современной модели, её видении в древности.
Познакомиться с работами ученых, которую изучили Вселенную
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 4-7.
3-я нед. cентяб-ря
5
Как древние люди представляли себе Вселенную.
1
Урок изучения нового материала.
Работа с учебником.
Опрос
Продолжить изучение темы: «Вселенная».
Выполнение задания краеведческого характера.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 8-9.
4-ая нед. сен-тября
6
Два великих грека.
1
Урок изучения нового материала.
Работа с учебником.
Опрос
Значение представлений работ двух великих греков.
Выполнение задания краеведческого характера.
Компьютер, проектор, презентация.
Выполнить зад. В раб. тетради
4-ая нед. Cен-тября
7
От Коперника до наших дней.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником.
Фронтальный опрос.
Иметь представление о развитии учения Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галлилео.
Познакомиться с работами ученых, которую изучили Вселенную
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 4-7.
5-ая нед. сен-тября
8
Соседи Солнца.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником.
Фронтальный опрос.
Иметь первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении, о планетах земной группы.
Познакомиться с работами ученых, которые изучили планет.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 10-13.
5-ая нед. сен-тября
9
Планеты-гиганты. Самая маленькая планета Плутон.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником.
Фронтальный опрос.
Знать планеты Солнечной системы. Иметь представление об их размерах, форме, спутниках и др. особенностях.
Познакомиться с работами ученых, которые изучили планет.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 16-17.
1-ая нед. октября
10
Спутники планет.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником.
Фронтальный опрос.
Знать о спутнике Земли-Луна. Иметь представление о спутниках других планет.
Познакомиться с работами ученых, которые изучили планет.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 18-19.
1-ая нед.ок-тября
11
Астероиды. Кометы.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником.
Фронтальный опрос.
Иметь представление об астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы.
Познакомиться с работами ученых, которые изучили астероидов и комет.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 28-30.
2-ая нед.ок-тября
12
Метеоры. Метеориты. Контрольная работа по теме: «Вселенная».
1
Комбинированный урок.
Самостоятельная работа
Тестирование.
Иметь представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца.
Познакомиться с работами ученых, которые Вселенную
Компьютер, проектор, презентация.
Ответить на вопр.1-7 на с. 32.
2-ая нед.ок-тября
13
Работа над ошибками. Звёзды. Солнце-ближайшая к нам звезда.
1
Комбинированный урок.
Работа с дополнительной литературой.
Фронтальный опрос.
Иметь первоначальные представления о звёздах, о размерах Солнца.
Познакомиться с работами ученых, которые Вселенную
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 34-35.
3-я нед.ок-тября
14
Многообразие звёзд «Созвездия».
1
Комбинированный урок.
Работа с дополнительной литературой.
Самостоятельная работа.
Иметь представление о звёздах как гигантских пылающих шарах, находящ-ся на больших расстояниях от нашей планеты.
Уметь находить на звездном небе и звездной карте созвездия Б. И М. Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи.
Компьютер, проектор, презентация
Ответить на вопр.1-5 на с. 38.
3-я нед.октября
15
Многообразие галактик. Световой год.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником.
Фронтальный опрос.
Иметь представление о Галактике, многообразии, её возникновении, составе расстояниях между звездами.
Иметь представление о нашей Галактике.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 40-41.
4-ая нед.ок-тября
16
Повторение темы: «Вселенная».
1
Игра.
Работа с карточками заданий
Самостоятельная работа
Обобщение представлений о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях, о галактиках.
Выполнение задания краеведческого характера.
Компьютер, проектор, презентация.
Повторить записи в тетради
4-ая нед.ок-тября
ЗЕМЛЯ (15 часов).
17
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.
1
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Фронтальный опрос, тест.
Знать различные гипотезы возникновения Земли, ученых внесших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной систем, в том числе Земли.
Роль отечественных ученых в изучении Земли.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 50-51.
2-ая нед. ноября
18
Что у Земли внутри.
1
Комбинированный урок.
Работа с текстом и рисунками учебника.
Фронтальный опрос.
Иметь представление о причинах возникновения Солнечной системы, и Земли.
Иметь представление о внутреннем строении Земли.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 56-57.
2-ая нед. ноября
19
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
1
Урок применения полученных знаний
Практическая работа №1 «Ознакомление со свойствами г.п и минералов».
Отчет практической работы.
Углубить знания о горных минералах, полезных ископаемых.
Познакомиться с минералами, полезными ископаемыми которые есть на территории РТ.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 58-59.
3-я нед. ноября
20
Вещества и явления в окружающем мире.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником
Фронтальный опрос
Познакомиться с веществами и природными явлениями, которые происходят на Земле.
Познакомиться с природными явлениями, которые происходят на территории РТ.
Компьютер, проектор, презентация
Изучить записи в тетради
3-я нед. ноября
21
Многообразие явлений природы
1
Урок изучения нового материала
Работа с дополнительной литературой.
Фронтальный опрос
Познакомиться с природными явлениями, которые происходят на Земле.
Уметь привести примеры природных явлений, которые происходят на территории РТ
Компьютер, проектор, презентация
Приготовить выступления.
4-ая нед. ноября
22
Землетрясения.
1
Урок изучения нового материала.
Работа в тетради
Фронтальный опрос.
Иметь представление о землетрясении как грозном явлении природы, причинах ее возникновения.
Уметь привести примеры природных явлений, которые происходят на территории РФ.
Компьютер, проектор, презентация
Изучить с. 62-63.
1-ая нед. декабря
23
Вулканы. Контрольная работа по теме: «Земля».
1
Урок изучения нового материала.
Работа с дополнительной литературой.
Текущий контроль
Иметь представление о грозном явлении природы-вулкан. Знать причины и последствия извержения вулканов.
Уметь привести примеры природных явлений, которые происходят на территории РФ.
Компьютер, проектор, презентация
Ответить на вопр.1-6 на с.66
2-ая нед. декабря
24
Работа над ошибками. Суша планеты.
1
Урок применения полученных знаний.
Практическая работа №2 «Правила заполнения к/к».
Отчет практической работы
Знать материки нашей планеты, их краткую характеристику.
Познакомиться с материками нашей планеты.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с.68-69.
2-ая нед. декабря
25
Атмосфера Земли.
1
Урок изучения нового материала
Работа с учебником.
Фронтальный опрос.
Иметь представление о составе и строении атмосферы, основных атмосферных явлениях, значение атмосферы в жизни планеты.
Уметь привести примеры атмосферных явлений, которые происходят на территории РТ.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с.74-75.
3-я нед. декабря
26
Погода. Климат.
1
Урок изучения нового материала.
Практическая работа №3 «Описание погоды одного дня».
Работа по карточкам.
Иметь представление о погоде и климате, знать о влиянии погоды на жизнь живых организмов, в том числе и на человека.
Познакомиться с особенностями климата РТ.
Компьютер, проектор, презентация.
Ответить на вопр.1-7 на с.78
3-я нед. декабря
27
Ураганы. Смерчи.
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа.
Выступления учащихся.
Иметь представление о грозных явлениях-ураган, смерч. Знать их причины.
Уметь привести примеры природных явлений, которые происходят на территории РФ.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с.77
4-ая нед. декабря
28
Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан..
1
Урок изучения нового материала.
Работа с учебником.
Опрос
Знать о гидросфере, ее составных частях, взаимосвязях. Знать крупнейшие моря и океаны, где они расположены на карте.
Познакомиться с водными ресурсами РТ.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с.80-81
4-ая нед. декабря
29
Воды суши.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником.
Фронтальный опрос.
Знать об основных источниках пресной воды, их роль в круговороте воды.
Познакомиться с водными ресурсами РТ.
Компьютер, проектор, презентация
Ответить на вопр.1-7 на с.84
5-ая нед. декабря
30
Уникальность планеты Земля.
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа.
Тестовый контроль
Углубить знания о нашей планете, ее месте в Солнечной системе.
Уметь перечислять уникальность нашей планеты на примере РТ.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 86-87.
2-ая нед. января
31
Обобщающий урок по теме: «Земля».
1
Урок обобщения и систематизации
Работа с карточками заданий.
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Компьютер, проектор, презентация.
Ответить на вопрос 1-5 на с. 90
2-ая нед. января
Жизнь на Земле (16 часов).
32
Как развивалась жизнь на Земле.
1
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Работа по карточкам.
Иметь представление о современных взглядах на развитие жизни на Земле.
Знать о древних животных населявшими нашу планету миллионы лет назад.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 96-97.
3-я нед. января
33
Животные прошлого.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником
Фронтальный опрос
Иметь представление о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых остатках.
Выполнять задания краеведческого характера.
Компьютер, проектор, презентация.
Ответить на вопр.1-5 на с. 100
3-я нед. января
34
Живые клетки.
1
Изучение нового материала.
Работа с дополнительной литературой
Фронтальный опрос
Понимать: клеточное строение живых организмов.
Знать: строение клетки, органоиды, деление, разнообразие клеток, отличия растительной клетки от животной
Роль отечественных ученых при изучении клеток
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с. 102-103.
4-ая нед.января
35
Большой мир маленьких клеток.
1
Формирования знаний и умений
Практическая работа №4 «Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа».
Отчет практической работы.
Знать историю открытия клетки, разнообразие клеток, процесса их жизнедеятельности.
Изучить единицу строения всех живых организмов.
Микроскоп, микропрепараты
Изучить с. 104-105
4-ая нед. января
36
И еще раз о клетке.
1
Урок применения полученных знаний.
П.р. №5: «Рассматривание готовых микропрепаратов клеток».
Отчет практической работы.
Знакомство с увеличительными приборами. Знать правила работы с ними. Уметь готовить микропрепарат и пользоваться с ним.
Изучение многообразия животного мира РТ.
Таблицы.
Ответить на вопр.1-5 на с.106
5-ая нед. января
37
Разнообразие живого.
1
Изучение нового материала.
Работа с дополнительной литературой
Фронтальный опрос
Иметь представление о разнообразии микроорганизмов. Знать понятия основных царств живой природы.
Изучение многообразия животного мира РТ.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с.108-111
1-ая нед. февраля
38
Одноклеточные организмы.
1
Изучение нового материала.
Работа с учебником
Фронтальный опрос
Изучить строение и значение бактерий в природе.
Познакомиться с многообразием живого РТ.
Компьютер, проектор, презентация.
Ответить на вопрос 1-5 на с.112
2-ая нед. февраля
39
Многоклеточные организмы.
1
Урок применения полученных знаний.
П.р. №6 «Рассматривание различных групп растений».
Фронтальный опрос
Знать о разнообразии грибов и растений, их отличительные черты, роль в природе.
Познакомиться с животным миром РТ.
Таблицы.
Приготовить выступления
2-ая нед. февраля
40
Беспозвоночные и позвоночные животные. Контрольная работа по теме: «Разнообразие живого».
1
Комбинированный урок
Работа с карточками заданий
Тестовый контроль
Иметь представление о животных как царстве живой природы, их разнообразии.
Познакомиться с животным миром РТ.
Компьютер, проектор, презентация.
Приготовить выступления
3-я нед. февраля
41
Работа над ошибками. Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.
1
Комбинированный урок
Работа с рисунками учебника
Фронтальный опрос
Знать среды обитания живых организмов, приспособленность организмов к наземно-воздушной среде обитания.
Познакомиться с животными и растениями наземно-воздушной среды РТ.
Таблицы.
Изучить с.114-115
3-я нед. февраля
42
Водная среда. Приспособленность к жизни в ней.
1
Комбинированный урок
Работа в тетради
Фронтальный опрос
Знать приспособленность организмов к водной среде обитания.
Познакомиться с животными и растениями водной среды РТ.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с.116-117
4-ая нед. февраля
43
Почвенная среда. Приспособленность к жизни в ней.
1
Комбинированный урок
Работа с учебником
Фронтальный опрос
Знать что такое почва, примеры различных типов почв, приспособленность организмов к почвенной среде обитания.
Познакомиться с животными и растениями почвенной среды РТ.
Таблицы.
Ответить на вопрос 1-5 на с.118
4-ая нед. февраля
44
Жизнь на разных материках.
1
Комбинированный урок
Работа с учебником
Фронтальный опрос
Знать: растения и животные разных материков.
Познакомиться с животными и растениями разных материков нашей планеты.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с.120-121
5-ая нед. февраля
45
Природные зоны Земли.
1
Урок применения полученных знаний
П.р. №7 «Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов».
Отчет практической работы
Знать понятие «природные зоны» Земли, типичных обитателей разных природных зон.
Знакомство с растениями различных природных зон нашей планеты.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с.126-127
1-ая нед. марта
46
Жизнь в морях и океанах.
1
Комбинированный урок
Работа с рисунками учебника
Фронтальный опрос
Иметь представление о понятии «природные зоны» Земли, типичных обитателей разных природных зон.
Познакомиться с животными и растениями водной среды РТ.
Таблицы.
Изучить с.132-133
2-ая нед. марта
47
Контрольная работа по теме: «Жизнь на Земле».
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Работа с карточками заданий
Тестовый контроль
Обобщение и систематизация знаний о развитии жизни на Земле, об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении, о распределении растений и животных на материках и в океане.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Карточки с заданиями
Приготовить выступление
2-ая нед. марта
Человек на Земле (17 часов)
48
Работа над ошибками. Происхождение человека. Древние предки человека.
1
Комбинированный урок
Работа с учебником
Фронтальный опрос
Знать о предках человека, их средой обитания и образом жизни.
Познакомиться с историей происхождения человека на планете.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с.140-141
3-я нед. марта
49
Первые люди. Жизнь наших предков.
1
Комбинированный урок
Работа с учебником
Фронтальный опрос
Иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.
Выполнение задания краеведческого характера
Компьютер, проектор, презентация.
Отв. На вопрос 1-6 на с.144
3-я нед. марта
50
Как человек открывал Землю.
1
Комбинированный урок
Работа с дополнительной литературой
Фронтальный опрос
Знать о естественных науках, объектах их изучения и значении в познании природы.
Роль отечественных ученых в изучении природы
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить записи в тетради
4-ая нед. марта
51
История географических открытий. Открытие Америки.
1
Комбинированный
Работа с дополнительной литературой
Фронтальный опрос
Иметь представление о географических открытиях материков нашей планеты.
Роль отечественных ученых при изучении истории географических открытий.
Компьютер, проектор, презентация.
Заполнить раб.тетрадь
1-ая нед. апреля
52
Открытие Австралии и Антарктиды.
1
Комбинированный
Работа с рисунками и текстом учебника
Фронтальный опрос
Иметь представление о географических открытиях материков нашей планеты.
Роль отечественных ученых при изучении истории географических открытий.
Компьютер, проектор, презентация.
Изучить с.150-156
1-ая нед.апреля
53
Десять великих путешественников.
1
Урок изучения нового материала
Работа с дополнительной литературой.
Фронтальный опрос
Иметь представление о географических открытиях, знать о путешественниках, внесшие большой вклад в открытие новых земель.
Роль отечественных ученых при изучении истории географических открытий.
Компьютер, проектор, презентация.
Заполнить раб.тетрадь
2-ая нед. апреля
54
Как человек изменил Землю.
1
Урок изучения нового материала
Работа с текстом учебника
Индивидуальный опрос
Знать о последствиях влияния человека на природу, о экологических проблемах, которые нужно решать на современном этапе.
Выполнение задания краеведческого характера
Компьютер, проектор, презентация.
Заполнить раб.тетрадь
2-ая нед. апреля
55
Три «подарка» человека самому себе и своей планете.
1
Комбинированный
Работа в тетради
Проекты.
Иметь представление о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, об опасностях для всего живого.
Беседа об экологических проблемах планеты и о путях их решения.
Компьютер, проектор, презентация.
Приготовить выступления
3-я нед. апреля
56
Жизнь под угрозой.
1
Комбинированный
Работа с дополнительной литературой.
Выступления учащихся.
Развитие знаний о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы.
Беседа об экологических проблемах планеты и о путях их решения.
Компьютер, проектор, презентация.
Приготовить выступления
3-я нед. апреля
57
Меры сохранения жизни на Земле.
1
Комбинированный
Работа с рисунками и текстом учебника
Фронтальный опрос
Знать об основных мерах сохранения биологического разнообразия и природных сообществ.
Беседа об экологических проблемах планеты и о путях их решения.
Компьютер, проектор, презентация.
Приготовить выступления
4-ая нед. апреля
58
Опустынивание и его причины.
1
Комбинированный
Работа с рисунками и текстом учебника
Фронтальный опрос
Знать понятие «опустынивание», о их причинах и мерах его остановки.
Беседа о проблемах опустынивания РФ.
Компьютер, проектор, презентация.
Заполнить раб.тетрадь
4-ая нед. апреля
59
Здоровье человека и безопасность его жизни.
1
Комбинированный
Урок применения полученных знаний.
П.р. № 8. «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи».
Знать о правилах безопасности. Как заботиться о своем здоровье.
Беседа об экологических проблемах планеты и о путях их решения.
Компьютер, проектор, презентация.
Приготовить выступления
5-ая нед. апреля
60
Ядовитые животные и растения.
1
Комбинированный
Работа с дополнительной литературой.
Фронтальный опрос.
Знать о ядовитых растениях, какой вред они наносят, о мерах предосторожности.
Познакомиться с растительным и животным миром РТ
Гербарный материал
Изучить записи в тетради
5-ая нед. апреля
61
Обобщающий урок по теме: «Человек на Земле».
1
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Работа с карточками
Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация знаний о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель, влияние человека на окружающую среду.
Повторить влияние человека на окружающую среду.
Компьютер, проектор, презентация.
Повторить записи в тетради
1-ая нед. мая
Итоговое повторение (9 часов)
62
Вселенная.
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Работа с дополнительной литературой
Фронтальный опрос.
Обобщение представлений о строении Вселенной, Солнечной системы, о звездном небе и созвездиях, о галактиках.
Выполнение заданий краеведческого характера.
Таблицы.
Приготовить выступления.
1-ая нед. мая
63
Исследовательский проект по теме: «Есть ли экологические проблемы в нашей области».
1
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Работа с дополнительной литературой
Проекты.
Обобщение и систематизация знаний о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель, влияние человека на окружающую среду.
Обсуждение экологических проблем г. Казани
Компьютер, проектор, презентация.
Приготовить выступления.
2-ая нед. мая
64
Повторение темы: «Здоровье человека и безопасность жизни».
1
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Работа с дополнительной литературой
Фронтальный опрос
Сформировать у обучающихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Выполнение заданий краеведческого характера.
Компьютер, проектор, презентация.
Повторить записи в тетради
2-ая нед. мая
65
Человек на Земле.
1
Обобщение и систематизация знаний.
Работа с дополнительной литературой
Фронтальный опрос
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на Земле».
Выполнение заданий краеведческого характера.
Компьютер, проектор, презентация.
Повторить записи в тетради
3-я нед. мая
66
Что мы узнали о жизни человека на Земле.
1
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Работа с дополнительной литературой
Фронтальный опрос
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Что мы узнали о жизни человека на Земле.».
Выполнение заданий краеведческого характера.
Компьютер, проектор, презентация.
Заполнить раб.тетрадь
3-я нед. мая
67
Повторение темы: «Человек на Земле».
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Работа с текстом учебником
Фронтальный опрос
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на Земле».
Выполнение заданий краеведческого характера.
Компьютер, проектор, презентация.
Заполнить раб.тетрадь
4-ая нед. мая
68
Повторение темы: «Вселенная».
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Работа с дополнительной литературой
Фронтальный опрос
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вселенная».
Выполнение заданий краеведческого характера.
Компьютер, проектор, презентация.
Заполнить раб.тетрадь
4-ая нед. мая
69
Повторение темы: «Земля».
1
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Работа с дополнительной литературой
Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Земля».
Выполнение заданий краеведческого характера.
Компьютер, проектор, презентация.
Приготовить выступления.
5-ая нед. мая
70
Итоговый урок по природоведению.
1
Урок обобщение.
Работа с доп. литературой
Фронтальный опрос
Повторение, обобщение и систематизация знаний по природоведению
Выполнение заданий краеведческого характера.
Компьютер, проектор
5-ая нед. мая