Календарно-тематическое планирование по природоведению

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. Программа авторов А.А. Плешакова, Н.И. Сонина для 5 класса предусматривает изучение природоведения в 5 классе в количестве 2 часов в неде...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по природоведению Пояснительная записка

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. Программа авторов А.А. Плешакова, Н.И. Сонина для 5 класса предусматривает изучение природоведения в 5 классе в количестве 2 часов в неделю (70 часов в год).

Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Цели изучения предмета.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;

  • овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, способностей взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений и др.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;

  2. групповые;

  3. индивидуально-групповые;

  4. фронтальные.

Формы контроля ЗУН:

  1. устный опрос;

  2. беседа;

  3. фронтальный опрос;

  4. опрос в группах;

  5. тестирование.


Учебно-тематический план


Название темы

Всего часов

1. Изучение природы.

3

2. Вселенная

13

3. Земля

15

4. Жизнь на Земле

16

5. Человек на Земле

14

Резервное время

9

Итого

70





Количество практических работ


Практическая работа

Контрольная работа

1 четверть

-

1

2 четверть

3

1

3 четверть

4

2

4 четверть

1

-

год

8

4


Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;

  • о взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу;

  • отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • основные признаки царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);

  • определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, физических явлений, явлений превращения

  • веществ, процессов рельефообразования, почвообразования, приспособлений растений к различным способам

  • размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием

  • человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года, возможные пути круговорота воды в природе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3 - 4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • называть и показывать по карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • использовать план и карту, соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;

  • измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

  • следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах;




Литература и средства обучения

УМК

1. В.С. Рохлов, Н.И. Сонин. Природоведение. Тестовые задания. Дрофа, 2008.

2. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс

3. Н.И. Сонин, К.П. Казарян. Дидактические карточки-задания., М, Дрофа, 2008 Атласы, контурные карты.


Учебник: Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- 6 изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2011.-175 с.

Дополнительная литература:

  1. А. Вайнберг, Детская энциклопедия. Астрономия., М. РОСМЭН, 2007.

  2. Энциклопедия животных., Издательство ЭКСМО-Пресс, 2005.

  3. И.Н. Яковлева. След динозавра., М., РОСМЭН, 2005.

  4. Е.П. Левитан, Твоя Вселенная, М., Просвещение, 2005.

  5. В.А. Маркин, Я познаю мир., География, М., АСТ, 1996.

  6. Т.И. Гонтарук., Я познаю мир., Космос, М., АСТ, 1998.

  7. А.А. Воротников., География и астрономия., Минск., Валев., 1995.

  8. Г.П. Скарлато., Удивительная планета Земля., М., 1997.

  9. С.А. Кочнев., 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной., Ярославль., «Академия развития»., 1997










Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.



Таблично-графическая схема рабочей программы (70 ч).

Природоведение 5 класс.

Тема урока

Кол.час

Тип урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Виды

контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Национально-региональный компонент

Материально-техническое обеспечение

Домашнее задание

Дата

проведения



По плану

Факт.

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (3 часа).

1

Введение. Науки о природе.

1

Урок изучения нового материала.

Работа с текстом учебником.

Беседа.

Знать роль и место человека в природе, возможность использования знаний о природных процессах и явлений в практической деятельности человека.

Понять значение изучения природу своего края.

Компьютер, проектор, презентация

Изучить записи в тетради.

2-ая нед. сен-тября

2

Методы изучения природы.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником.

Беседа.

Познакомиться с науками, изучающими природу.

Знать науки, которые изучают природу нашего края.

Компьютер, проектор, презентация

Изучить записи в тетради.

2-ая нед. сен-тября

3

Обобщающий урок по теме: «Изучение природы».


1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Работа с дополнительной литературой.

Фронтальный опрос.

Обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения, об основных инструментах, приборах применяемых для познания природы.

Знать методы, изучающие природу нашего края.

Компьютер, проектор, презентация

Изучить записи в тетради.

3-я нед. сен-тября

ВСЕЛЕННАЯ (13 часов).

4

Что такое Вселенная.

1

Урок изучения нового материала.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

Иметь представление о строении Вселенной, её современной модели, её видении в древности.

Познакомиться с работами ученых, которую изучили Вселенную

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 4-7.

3-я нед. cентяб-ря

5

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

Урок изучения нового материала.

Работа с учебником.

Опрос

Продолжить изучение темы: «Вселенная».

Выполнение задания краеведческого характера.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 8-9.

4-ая нед. сен-тября

6

Два великих грека.

1

Урок изучения нового материала.

Работа с учебником.

Опрос

Значение представлений работ двух великих греков.

Выполнение задания краеведческого характера.

Компьютер, проектор, презентация.

Выполнить зад. В раб. тетради

4-ая нед. Cен-тября

7

От Коперника до наших дней.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

Иметь представление о развитии учения Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галлилео.

Познакомиться с работами ученых, которую изучили Вселенную

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 4-7.

5-ая нед. сен-тября

8

Соседи Солнца.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

Иметь первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении, о планетах земной группы.

Познакомиться с работами ученых, которые изучили планет.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 10-13.

5-ая нед. сен-тября

9

Планеты-гиганты. Самая маленькая планета Плутон.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

Знать планеты Солнечной системы. Иметь представление об их размерах, форме, спутниках и др. особенностях.

Познакомиться с работами ученых, которые изучили планет.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 16-17.

1-ая нед. октября

10

Спутники планет.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

Знать о спутнике Земли-Луна. Иметь представление о спутниках других планет.

Познакомиться с работами ученых, которые изучили планет.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 18-19.

1-ая нед.ок-тября

11

Астероиды. Кометы.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

Иметь представление об астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы.

Познакомиться с работами ученых, которые изучили астероидов и комет.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 28-30.

2-ая нед.ок-тября

12

Метеоры. Метеориты. Контрольная работа по теме: «Вселенная».

1

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Тестирование.

Иметь представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца.

Познакомиться с работами ученых, которые Вселенную

Компьютер, проектор, презентация.

Ответить на вопр.1-7 на с. 32.

2-ая нед.ок-тября

13

Работа над ошибками. Звёзды. Солнце-ближайшая к нам звезда.

1

Комбинированный урок.

Работа с дополнительной литературой.

Фронтальный опрос.

Иметь первоначальные представления о звёздах, о размерах Солнца.

Познакомиться с работами ученых, которые Вселенную

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 34-35.

3-я нед.ок-тября

14

Многообразие звёзд «Созвездия».

1

Комбинированный урок.

Работа с дополнительной литературой.

Самостоятельная работа.

Иметь представление о звёздах как гигантских пылающих шарах, находящ-ся на больших расстояниях от нашей планеты.

Уметь находить на звездном небе и звездной карте созвездия Б. И М. Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи.

Компьютер, проектор, презентация

Ответить на вопр.1-5 на с. 38.

3-я нед.октября

15

Многообразие галактик. Световой год.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

Иметь представление о Галактике, многообразии, её возникновении, составе расстояниях между звездами.

Иметь представление о нашей Галактике.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 40-41.

4-ая нед.ок-тября

16

Повторение темы: «Вселенная».

1

Игра.

Работа с карточками заданий

Самостоятельная работа

Обобщение представлений о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях, о галактиках.

Выполнение задания краеведческого характера.

Компьютер, проектор, презентация.

Повторить записи в тетради

4-ая нед.ок-тября

ЗЕМЛЯ (15 часов).

17

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

1

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос, тест.

Знать различные гипотезы возникновения Земли, ученых внесших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной систем, в том числе Земли.

Роль отечественных ученых в изучении Земли.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 50-51.

2-ая нед. ноября

18

Что у Земли внутри.

1

Комбинированный урок.

Работа с текстом и рисунками учебника.

Фронтальный опрос.

Иметь представление о причинах возникновения Солнечной системы, и Земли.

Иметь представление о внутреннем строении Земли.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 56-57.

2-ая нед. ноября

19

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1

Урок применения полученных знаний

Практическая работа №1 «Ознакомление со свойствами г.п и минералов».

Отчет практической работы.

Углубить знания о горных минералах, полезных ископаемых.

Познакомиться с минералами, полезными ископаемыми которые есть на территории РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 58-59.

3-я нед. ноября

20

Вещества и явления в окружающем мире.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником

Фронтальный опрос

Познакомиться с веществами и природными явлениями, которые происходят на Земле.

Познакомиться с природными явлениями, которые происходят на территории РТ.

Компьютер, проектор, презентация

Изучить записи в тетради

3-я нед. ноября

21

Многообразие явлений природы

1

Урок изучения нового материала

Работа с дополнительной литературой.

Фронтальный опрос

Познакомиться с природными явлениями, которые происходят на Земле.

Уметь привести примеры природных явлений, которые происходят на территории РТ

Компьютер, проектор, презентация

Приготовить выступления.

4-ая нед. ноября

22

Землетрясения.

1

Урок изучения нового материала.

Работа в тетради

Фронтальный опрос.

Иметь представление о землетрясении как грозном явлении природы, причинах ее возникновения.

Уметь привести примеры природных явлений, которые происходят на территории РФ.

Компьютер, проектор, презентация

Изучить с. 62-63.

1-ая нед. декабря

23

Вулканы. Контрольная работа по теме: «Земля».

1

Урок изучения нового материала.

Работа с дополнительной литературой.

Текущий контроль

Иметь представление о грозном явлении природы-вулкан. Знать причины и последствия извержения вулканов.

Уметь привести примеры природных явлений, которые происходят на территории РФ.

Компьютер, проектор, презентация

Ответить на вопр.1-6 на с.66

2-ая нед. декабря

24

Работа над ошибками. Суша планеты.

1

Урок применения полученных знаний.

Практическая работа №2 «Правила заполнения к/к».

Отчет практической работы

Знать материки нашей планеты, их краткую характеристику.

Познакомиться с материками нашей планеты.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с.68-69.

2-ая нед. декабря

25

Атмосфера Земли.

1

Урок изучения нового материала

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

Иметь представление о составе и строении атмосферы, основных атмосферных явлениях, значение атмосферы в жизни планеты.

Уметь привести примеры атмосферных явлений, которые происходят на территории РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с.74-75.

3-я нед. декабря

26

Погода. Климат.

1

Урок изучения нового материала.

Практическая работа №3 «Описание погоды одного дня».

Работа по карточкам.

Иметь представление о погоде и климате, знать о влиянии погоды на жизнь живых организмов, в том числе и на человека.

Познакомиться с особенностями климата РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Ответить на вопр.1-7 на с.78

3-я нед. декабря

27

Ураганы. Смерчи.

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная работа.

Выступления учащихся.

Иметь представление о грозных явлениях-ураган, смерч. Знать их причины.

Уметь привести примеры природных явлений, которые происходят на территории РФ.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с.77

4-ая нед. декабря

28

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан..

1

Урок изучения нового материала.

Работа с учебником.

Опрос

Знать о гидросфере, ее составных частях, взаимосвязях. Знать крупнейшие моря и океаны, где они расположены на карте.

Познакомиться с водными ресурсами РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с.80-81

4-ая нед. декабря

29

Воды суши.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

Знать об основных источниках пресной воды, их роль в круговороте воды.

Познакомиться с водными ресурсами РТ.

Компьютер, проектор, презентация

Ответить на вопр.1-7 на с.84

5-ая нед. декабря

30

Уникальность планеты Земля.

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная работа.

Тестовый контроль

Углубить знания о нашей планете, ее месте в Солнечной системе.

Уметь перечислять уникальность нашей планеты на примере РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 86-87.

2-ая нед. января

31

Обобщающий урок по теме: «Земля».

1

Урок обобщения и систематизации

Работа с карточками заданий.

Самостоятельная работа

Контроль знаний

Компьютер, проектор, презентация.

Ответить на вопрос 1-5 на с. 90

2-ая нед. января

Жизнь на Земле (16 часов).

32

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Работа по карточкам.

Иметь представление о современных взглядах на развитие жизни на Земле.

Знать о древних животных населявшими нашу планету миллионы лет назад.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 96-97.

3-я нед. января

33

Животные прошлого.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником

Фронтальный опрос

Иметь представление о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых остатках.

Выполнять задания краеведческого характера.

Компьютер, проектор, презентация.

Ответить на вопр.1-5 на с. 100

3-я нед. января

34

Живые клетки.

1

Изучение нового материала.

Работа с дополнительной литературой

Фронтальный опрос

Понимать: клеточное строение живых организмов.

Знать: строение клетки, органоиды, деление, разнообразие клеток, отличия растительной клетки от животной

Роль отечественных ученых при изучении клеток

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с. 102-103.

4-ая нед.января

35

Большой мир маленьких клеток.

1

Формирования знаний и умений

Практическая работа №4 «Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа».

Отчет практической работы.

Знать историю открытия клетки, разнообразие клеток, процесса их жизнедеятельности.

Изучить единицу строения всех живых организмов.

Микроскоп, микропрепараты

Изучить с. 104-105

4-ая нед. января

36

И еще раз о клетке.

1

Урок применения полученных знаний.

П.р. №5: «Рассматривание готовых микропрепаратов клеток».

Отчет практической работы.

Знакомство с увеличительными приборами. Знать правила работы с ними. Уметь готовить микропрепарат и пользоваться с ним.

Изучение многообразия животного мира РТ.

Таблицы.

Ответить на вопр.1-5 на с.106

5-ая нед. января

37

Разнообразие живого.

1

Изучение нового материала.

Работа с дополнительной литературой

Фронтальный опрос

Иметь представление о разнообразии микроорганизмов. Знать понятия основных царств живой природы.

Изучение многообразия животного мира РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с.108-111

1-ая нед. февраля

38

Одноклеточные организмы.

1

Изучение нового материала.

Работа с учебником

Фронтальный опрос

Изучить строение и значение бактерий в природе.

Познакомиться с многообразием живого РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Ответить на вопрос 1-5 на с.112

2-ая нед. февраля

39

Многоклеточные организмы.

1

Урок применения полученных знаний.

П.р. №6 «Рассматривание различных групп растений».

Фронтальный опрос

Знать о разнообразии грибов и растений, их отличительные черты, роль в природе.

Познакомиться с животным миром РТ.

Таблицы.

Приготовить выступления

2-ая нед. февраля

40

Беспозвоночные и позвоночные животные. Контрольная работа по теме: «Разнообразие живого».

1

Комбинированный урок

Работа с карточками заданий

Тестовый контроль

Иметь представление о животных как царстве живой природы, их разнообразии.

Познакомиться с животным миром РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Приготовить выступления

3-я нед. февраля

41

Работа над ошибками. Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

1

Комбинированный урок

Работа с рисунками учебника

Фронтальный опрос

Знать среды обитания живых организмов, приспособленность организмов к наземно-воздушной среде обитания.

Познакомиться с животными и растениями наземно-воздушной среды РТ.

Таблицы.

Изучить с.114-115

3-я нед. февраля

42

Водная среда. Приспособленность к жизни в ней.

1

Комбинированный урок

Работа в тетради

Фронтальный опрос

Знать приспособленность организмов к водной среде обитания.

Познакомиться с животными и растениями водной среды РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с.116-117

4-ая нед. февраля

43

Почвенная среда. Приспособленность к жизни в ней.

1

Комбинированный урок

Работа с учебником

Фронтальный опрос

Знать что такое почва, примеры различных типов почв, приспособленность организмов к почвенной среде обитания.

Познакомиться с животными и растениями почвенной среды РТ.

Таблицы.

Ответить на вопрос 1-5 на с.118

4-ая нед. февраля

44

Жизнь на разных материках.

1

Комбинированный урок

Работа с учебником

Фронтальный опрос

Знать: растения и животные разных материков.

Познакомиться с животными и растениями разных материков нашей планеты.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с.120-121

5-ая нед. февраля

45

Природные зоны Земли.

1

Урок применения полученных знаний

П.р. №7 «Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов».

Отчет практической работы

Знать понятие «природные зоны» Земли, типичных обитателей разных природных зон.

Знакомство с растениями различных природных зон нашей планеты.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с.126-127

1-ая нед. марта

46

Жизнь в морях и океанах.

1

Комбинированный урок

Работа с рисунками учебника

Фронтальный опрос

Иметь представление о понятии «природные зоны» Земли, типичных обитателей разных природных зон.

Познакомиться с животными и растениями водной среды РТ.

Таблицы.

Изучить с.132-133

2-ая нед. марта

47

Контрольная работа по теме: «Жизнь на Земле».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с карточками заданий

Тестовый контроль

Обобщение и систематизация знаний о развитии жизни на Земле, об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении, о распределении растений и животных на материках и в океане.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Карточки с заданиями

Приготовить выступление

2-ая нед. марта

Человек на Земле (17 часов)

48

Работа над ошибками. Происхождение человека. Древние предки человека.

1

Комбинированный урок

Работа с учебником

Фронтальный опрос

Знать о предках человека, их средой обитания и образом жизни.

Познакомиться с историей происхождения человека на планете.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с.140-141

3-я нед. марта

49

Первые люди. Жизнь наших предков.

1

Комбинированный урок

Работа с учебником

Фронтальный опрос

Иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.

Выполнение задания краеведческого характера

Компьютер, проектор, презентация.

Отв. На вопрос 1-6 на с.144

3-я нед. марта

50

Как человек открывал Землю.

1

Комбинированный урок

Работа с дополнительной литературой

Фронтальный опрос

Знать о естественных науках, объектах их изучения и значении в познании природы.

Роль отечественных ученых в изучении природы

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить записи в тетради

4-ая нед. марта

51

История географических открытий. Открытие Америки.

1

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой

Фронтальный опрос

Иметь представление о географических открытиях материков нашей планеты.

Роль отечественных ученых при изучении истории географических открытий.

Компьютер, проектор, презентация.

Заполнить раб.тетрадь

1-ая нед. апреля

52

Открытие Австралии и Антарктиды.

1

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Фронтальный опрос

Иметь представление о географических открытиях материков нашей планеты.

Роль отечественных ученых при изучении истории географических открытий.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить с.150-156

1-ая нед.апреля

53

Десять великих путешественников.

1

Урок изучения нового материала

Работа с дополнительной литературой.

Фронтальный опрос

Иметь представление о географических открытиях, знать о путешественниках, внесшие большой вклад в открытие новых земель.

Роль отечественных ученых при изучении истории географических открытий.

Компьютер, проектор, презентация.

Заполнить раб.тетрадь

2-ая нед. апреля

54

Как человек изменил Землю.

1

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника

Индивидуальный опрос

Знать о последствиях влияния человека на природу, о экологических проблемах, которые нужно решать на современном этапе.

Выполнение задания краеведческого характера

Компьютер, проектор, презентация.

Заполнить раб.тетрадь

2-ая нед. апреля

55

Три «подарка» человека самому себе и своей планете.

1

Комбинированный

Работа в тетради

Проекты.

Иметь представление о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, об опасностях для всего живого.

Беседа об экологических проблемах планеты и о путях их решения.

Компьютер, проектор, презентация.

Приготовить выступления

3-я нед. апреля

56

Жизнь под угрозой.

1

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой.

Выступления учащихся.

Развитие знаний о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы.

Беседа об экологических проблемах планеты и о путях их решения.

Компьютер, проектор, презентация.

Приготовить выступления

3-я нед. апреля

57

Меры сохранения жизни на Земле.

1

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать об основных мерах сохранения биологического разнообразия и природных сообществ.

Беседа об экологических проблемах планеты и о путях их решения.

Компьютер, проектор, презентация.

Приготовить выступления

4-ая нед. апреля

58

Опустынивание и его причины.

1

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать понятие «опустынивание», о их причинах и мерах его остановки.

Беседа о проблемах опустынивания РФ.

Компьютер, проектор, презентация.

Заполнить раб.тетрадь

4-ая нед. апреля

59

Здоровье человека и безопасность его жизни.

1

Комбинированный

Урок применения полученных знаний.

П.р. № 8. «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи».

Знать о правилах безопасности. Как заботиться о своем здоровье.

Беседа об экологических проблемах планеты и о путях их решения.

Компьютер, проектор, презентация.

Приготовить выступления

5-ая нед. апреля

60

Ядовитые животные и растения.

1

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой.

Фронтальный опрос.

Знать о ядовитых растениях, какой вред они наносят, о мерах предосторожности.

Познакомиться с растительным и животным миром РТ

Гербарный материал

Изучить записи в тетради

5-ая нед. апреля

61

Обобщающий урок по теме: «Человек на Земле».

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Работа с карточками

Самостоятельная работа.

Обобщение и систематизация знаний о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель, влияние человека на окружающую среду.

Повторить влияние человека на окружающую среду.

Компьютер, проектор, презентация.

Повторить записи в тетради

1-ая нед. мая

Итоговое повторение (9 часов)

62

Вселенная.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с дополнительной литературой

Фронтальный опрос.

Обобщение представлений о строении Вселенной, Солнечной системы, о звездном небе и созвездиях, о галактиках.

Выполнение заданий краеведческого характера.

Таблицы.

Приготовить выступления.

1-ая нед. мая

63

Исследовательский проект по теме: «Есть ли экологические проблемы в нашей области».

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Работа с дополнительной литературой

Проекты.

Обобщение и систематизация знаний о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель, влияние человека на окружающую среду.

Обсуждение экологических проблем г. Казани

Компьютер, проектор, презентация.

Приготовить выступления.

2-ая нед. мая

64

Повторение темы: «Здоровье человека и безопасность жизни».

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Работа с дополнительной литературой

Фронтальный опрос

Сформировать у обучающихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Выполнение заданий краеведческого характера.

Компьютер, проектор, презентация.

Повторить записи в тетради

2-ая нед. мая

65

Человек на Земле.

1

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с дополнительной литературой

Фронтальный опрос

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на Земле».

Выполнение заданий краеведческого характера.

Компьютер, проектор, презентация.

Повторить записи в тетради

3-я нед. мая

66

Что мы узнали о жизни человека на Земле.

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Работа с дополнительной литературой

Фронтальный опрос

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Что мы узнали о жизни человека на Земле.».

Выполнение заданий краеведческого характера.

Компьютер, проектор, презентация.

Заполнить раб.тетрадь

3-я нед. мая

67

Повторение темы: «Человек на Земле».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с текстом учебником

Фронтальный опрос

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на Земле».

Выполнение заданий краеведческого характера.

Компьютер, проектор, презентация.

Заполнить раб.тетрадь

4-ая нед. мая

68

Повторение темы: «Вселенная».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с дополнительной литературой

Фронтальный опрос

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вселенная».

Выполнение заданий краеведческого характера.

Компьютер, проектор, презентация.

Заполнить раб.тетрадь

4-ая нед. мая

69

Повторение темы: «Земля».

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Работа с дополнительной литературой

Самостоятельная работа.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Земля».

Выполнение заданий краеведческого характера.

Компьютер, проектор, презентация.

Приготовить выступления.

5-ая нед. мая

70

Итоговый урок по природоведению.

1

Урок обобщение.

Работа с доп. литературой

Фронтальный опрос

Повторение, обобщение и систематизация знаний по природоведению

Выполнение заданий краеведческого характера.

Компьютер, проектор

5-ая нед. мая





© 2010-2022