Календарно-тематическое планирование. Биология 6 класс (2часа) ФГОС

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела программы,

тема

Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)

Часы учебного

времени

Плановые сроки прохождения

6 «Б»

Примечания

План

Факт

Введение ( 1 ч.)

1

Биология- наука о живой природе. Признаки живых организмов.

Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Закрепляют знания об основных признаках живых организмов. Объясняют роль систематики и других биологических наук в жизни человека. Работают с учебником.

1

04.09.13

Глава 1. Общая характеристика царства Растения (5 ч.)

2

Царство растения Общие признаки растений.

Изучают основные отличия растений от представителей других царств живой природы. Учатся различать на рисунках и таблицах представителей царства Растения.

Работают с учебником (текстом и иллюстрациями)

1

06.09.13

3

Классификация растений

Изучают принципы современной классификации, которая распределяет организмы по группам. Работают с таблицами. Умение называть таксоны.

Развивают умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,

понимание научного значения класси­фикации живых организмов

1

11.09.13

4

Строение цветкового растения, его органы

Знание определения понятия «орган». Различение на таблицах вегетативных и генеративных органов растения.

Вырабатывают умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самосто­ятельно оформлять конспект урока в тетради.

Составляют собственное представление о цветковом растении как сложном организме, состоящем из органов, каждый из которых имеет определенное строение и значение.

1

13.09.13

5

Растение - целостный организм. Многообразие растений

Запоминают особенности различных жизненных форм растений. Вырабатывают умение различать их на рисунках таблицах. Знание причин, по которым разделяют растения на однолетние, двулетние и многолетние. Умение приводить примеры дикорастущих и культурных растений.

Умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Учатся эстетическому восприятию природы, вырабатывают спо­собность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Вырабатывают представление о многообразии растений в природе.

1

18.09.13

6

Условия обитания растений. Значение растений. Тестирование № 1по теме «Общая характеристика царства Растений»

Запоминают факторы среды, оказывающие влияние на растения. Понимание значимости каждого абиотического фактора для растений. Вырабатывают умение воспроизводить информацию по памяти, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Понимание потребности растений для нормального роста и развития в сочетании определенных условий среды. Осознание значимости растений в природе и жизни человека. Отрабатывают умение работать с разноуровневыми тестовыми заданиями

1

20.09.13

Глава 2. Клеточное строение растений (4 ч.)

7

Приборы для изучения растительной клетки.

Лабораторная работа № 1

«Увеличительные приборы»

Знание устройства различных увеличительных приборов и правил работы с ними. Умение определять увеличение лупы и микроскопа. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Понимание необходимости приборов для изучения микроскопических объектов. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.

1

25.09.13

8

Строение растительной клетки Лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки»

Знание особенностей строения клетки растений. Различение на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Понимание необходимости приборов для изучения микроскопических объектов. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.

1

27.09.13

9

Химический состав и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа № 3 «Химический состав клетки»

Знание химических соединений, входящих в состав клетки и выполняемых ими функций в организме растения. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, овладение умением оценивать информацию, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Применение полученных знаний в практической деятельности.

Умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя, работать в группах. Понимание взаимосвязи объектов живой и неживой природы на основании знаний о химическом составе клеток.

1

02.10.13

10

Многообразие клеток. Ткани растительного организма. Лабораторная работа № 4 «Ткани растений»

Знание определения понятия «ткань». Различение на рисунках и таблицах тканей растения. Знание местоположения, особенностей строения и функций каждого типа ткани в растении. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, овладение умением оценивать информацию, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Применение полученных знаний в практической деятельности.

Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение представлять результаты работы

Умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя, работать в группах Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ. Отрабатывают умение работать с разноуровневыми тестовыми заданиями

1

04.10.13

Глава 3. Строение и функции органов цветкового растения (28 ч.)

11

Строение семян. Лабораторная работа № 5 «Строение семян»

Учатся на рисунках, таблицах и натуральных объектах различать основные части семени. Работают с раздаточным материалом. Отрабатывают умения необходимые для выполнения лабораторных работ.

Изучают инструктаж последовательности действий при проведении исследований.

Работают с текстом учебника. Выясняют условия необходимые для прорастания семян. Закладывают опыты, доказывающие на практике необходимость создания определенных условий для успешного прорастания семян

Объясняют роль семян в жизни растений, выявляют условия необходимые для прорастания семян.

Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посева семян.

1

09.10.13

12

Прорастание семян. Условия необходимые для прорастания.

1

11.10.13

13

Всхожесть семян. Правила их посева.

1

16.10.13

14

Значение семян.

1

18.10.13

15

Внешнее строение корня и корневых систем.

Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система».

Анализируют виды корней и типы корневых систем.

Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «придаточные корни», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения».

Анализируют строение корня.

Определяют понятия: «корнеплоды», «воздушные корни», «дыхательные корни».

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.

1

23.10.13

16

Внешнее строение корня и корневых систем. Лабораторная работа № 6 «Строение корневого волоска»

1

25.10.13

17

Внутреннее строение корня. Видоизменения корней.

1

06.11.13

18

Почвенное питание растений. Значение корней.

Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

1

08.11.13

19

Побег. Строение и значение побега.

Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «побеговая система», «нарастание», «ветвление».

Формируют представление о почках как зачатках будущих побегов. Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега.

1

13.11.13

20

Почки. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 7 «Строение и расположение почек на стебле»

1

15.11.13

21

Лист. Внешнее и внутреннее строение

Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «дуговое жилкование», «параллельное жилкование», «ткани листа», «устьица», «хлорофилл». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

1

20.11.13

22

Лист. Внешнее и внутреннее строение Лабораторная работа № 8 «Строение листа»

1

22.11.13

23

Воздушное питание растений (фотосинтез)

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Объясняют роль устьиц в процессах дыхания и испарения.

1

27.11.13

24

Роль листьев в испарении и дыхании растений.

1

29.11.13

25

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.

Формируют представление о стебле как центральной оси побега. Определяют понятия: «кора», «пробка», «луб», «камбий», «древесина», «сердцевина», «годичные кольца», «сосуды». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

1

04.12.13

26

Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 9 «Внутреннее строение побега»

1

06.12.13

27

Передвижение воды и органических веществ по стеблю

Объясняют роль транспорта минеральных и органических веществ по стеблю. Формируют знания особенностей строения и местоположения сосудов и ситовидных трубок. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений.

1

11.12.13

28-29

Многообразие побегов.

Листопад. Его роль в жизни растений

1

1

13.12.13

18.12.13

30

Строение и значение цветков. Лабораторная работа № 10 «Строение цветка»

Определяют понятия - цветок. Главные части цветка: тычинки, пестики; околоцветник: чашечка (чашелистики), венчик (лепестки). Цветоножка, цветоложе. Цветки тычиночные и пестичные. Растения однодомные и двудомные. Вырабатывают умение различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка. Объяснять различия между однодомными и двудомными растениями. Формируют представление о соцветиях как группах цветков, собранных вместе для более успешного опыления. Вырабатывают умение различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах типы соцветий (простые: кисть, зонтик, корзинка, початок, головка, щиток; сложные: сложный колос, сложный зонтик, метелка)

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

1

20.12.13

31

Соцветия, их многообразие

1

25.12.13

32

Опыление. Значение опыления

Формируют представление о процессе опыления как важном условии полового размножения растений. Определяют понятия: перекрестное опыление, самоопыление, цветки насекомоопыляемые и ветроопыляемые. Вырабатывают понимание важности опыления для размножения растений.

1

27.12.13

33

Оплодотворение. Образование плодов и семян.

Формируют представление о двойном оплодотворении. Определяют понятия: половые клетки цветковых растений спермии и яйцеклетки. Зародыш. Зародышевый мешок. Пыльцевые трубки. Семя. Плод. Объясняют значение двойного оплодотворения для цветковых растений. Вырабатывают умение при помощи рисунков и таблиц, давать описание двойного оплодотворения.

1

15.01.14

34

Разнообразие плодов. Лабораторная работа № 11 «Типы плодов»

Определяют понятия: околоплодник, односемянные и многосемянные плоды, сухие и сочные. Вырабатывают умение различать и классифицировать плоды на рисунках таблицах и натуральных объектах. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения семян и плодов в природе (работа в группах). Готовят отчет о проделанной работе.

1

17.01.14

35

Распространение плодов и семян

1

22.01.14

36

Растение целостный организм

Формируют представления о взаимосвязанности и взаимозависимости органов в организме. Вырабатывают умение приводить доказательства необходимости каждого органа для нормальной жизнедеятельности растения (работа в группах с использованием презентаций)

1

24.01.14

37

Взаимосвязь растений с окружающей средой

Формируют представления о взаимосвязанности растительного мира с окружающей средой.

Объясняют зависимость растений от условий окружающей среды. Закрепляют знания об особенностях строения и функционирования органов растений, произрастающих в разных условиях.

1

29.01.14

38

Строение и функции органов цветкового растения. Обобщение знаний. Проверочное тестирование по теме «Строение и функции органов цветкового растения»

Отрабатывают умение воспроизводить информацию по памяти, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, классифицировать объекты, определять критерии для характеристики объектов и процессов, устанавливать причинно- следственные связи. Отрабатывают умение работать с разноуровневыми тестовыми заданиями

1

31.01.14

Глава 4. Основные отделы царства Растения (20 ч.)

39

Подцарство Низшие растения (Водоросли). Общая характеристика

Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Составляют краткий конспект урока по теме «Многообразие водорослей, их значение». Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Готовят устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности

1

05.02.14

40

Многообразие водорослей, их значение. Лабораторная работа № 12 «Строение зеленых водорослей»

1

07.02.14

41

Значение водорослей в природе и жизни человека.

1

12.02.14

42

Происхождение наземных растений.

Демонстрируют знания о происхождении высших растений. Дают общую характеристику мхов. Распознают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Характеризуют понятия «спорофит», «гаметофит», «заросток». Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют план- конспект по темам «Хвощевидные», «Плауновидные»,

« Строение, многообразие и экологическая роль папоротников»

1

14.02.14

43

Подцарство высшие растения. Отдел Моховидные. Особенности строения. Значение. Лабораторная работа № 13 «Строение мха»

1

19.02.14

44

Отдел Папоротниковидные. Строение и значение

1

21.02.14

45

Разнообразие споровых растений, их значение Лабораторная работа № 14 « Внешнее строение споровых растений»

1

26.02.14

46

Значение е споровых растений.

1

28.02.14

47

Отдел Голосеменные. Строение и жизнедеятельность

Получают представление о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождающие их появление. Описывают представителей голосеменных растений, используя живые объекты, гербарные образцы, таблицы. Выполняют лабораторную работу. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах).

1

05.03.14

48

Многообразие и значение голосеменных растений Лабораторная работа № 15

«Строение ветки сосны»

1

07.03.14

49

Значение голосеменных растений.

1

12.03.14

50

Отдел Покрытосеменные. Особенности их строения и жизнедеятельности

Получают представление о современных взглядах на возникновение покрытосеменных растений. Дают общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождающие их появление. Описывают представителей покрытосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений». Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах).

1

14.03.14

51

Семейства класса Двудольные.

Дают общую характеристику класса Двудольные. Описывают общие признаки каждого семейства двудольных - строение цветков, соцветий, плодов и листьев. Учатся различать представителей различных семейств на рисунках и гербарных материалах. Вырабатывают умение объяснять значение растений различных семейств в природе и жизни человека. Выполняют лабораторную работу. Повторяют правила работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

1

19.03.14

52

Семейства класса Двудольные.

1

21.03.14

53

Семейства класса Двудольные. Лабораторная работа № 16 «Строение шиповника»

1

02.04.14

54

Семейства класса Однодольные. Лабораторная работа № 17 «Строение пшеницы»

Дают общую характеристику класса Однодольные. Описывают общие признаки каждого семейства однодольных - строение цветков, соцветий, плодов и листьев. Учатся различать представителей различных семейств на рисунках и гербарных материалах. Вырабатывают умение объяснять значение растений различных семейств в природе и жизни человека. Выполняют лабораторную работу. Повторяют правила работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

1

04.04.14

55

Семейства класса Однодольные.

1

09.04.14

56

Происхождение культурных растений

Формируют представление о центрах происхождения и многообразия культурных растений. Определяют понятия - сорт, селекция, искусственный отбор. Отрабатывают умение показывать на карте мира и называть растения, чьей родиной они являются. Учатся различать на рисунках и таблицах сорта культурных растений.

1

11.04.14

57

Историческое развитие растительного мира на Земле (эволюция мира растений)

Определяют понятия - эволюция, естественный отбор. Вырабатываю умение называть главную причину эволюции растений на элементарном уровне объяснять ее механизмы, приводить доказательства эволюции растительного мира. Учатся выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Совершенствуют навыки исследовательской деятельности, работая в группах.

1

16.04.14

58

Обобщающий урок по теме «Основные отделы царства Растения».

Отрабатывают умение воспроизводить информацию по памяти, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, классифицировать объекты, определять критерии для характеристики объектов и процессов, устанавливать причинно- следственные связи. Отрабатывают умение работать с разноуровневыми тестовыми заданиями

1

18.04.14

Глава 5. Царство Бактерии. Царство Грибы. (12ч.)

59

Царство Бактерии. Особенности жизнедеятельности.

Выделяют основные признаки бактерий. Дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляя ее со структурными особенностями организации бактерий. Характеризуют понятия: «симбиоз», «клубеньковые», «азотофиксирующие», «болезнетворные». Дают оценку роли бактерий в природе и жизни человека. Выполняют зарисовку различных форм бактериальных клеток

1

23.04.14

60

Разнообразие бактерий

1

25.04.14

61

Значение бактерий.

1

30.04.14

62

Царство Грибы. Шляпочные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности

Выделяют основные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Распознают на живых объектах и таблицах Съедобные и ядовитые грибы. Дают определения понятия «грибы-паразиты»

1

02.05.14

63

Разнообразие грибов, их значение. Лабораторная работа № 18 «Строение грибов»

Готовят микропрепараты и изучают под микроскопом строение мукора. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах)

1

07.05.14

64

Лишайники

Характеризуют форму взаимодействия - симбиоз. Приводят общую характеристику лишайников. Анализируют строение кустистых, накипных, листоватых лишайников. Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Составляют план- конспект сообщения «Лишайники»

1

10.05.14

65

Растительные сообщества.

Определяют понятия - биогеценоз, растительное сообщество- фитоценоз. Ярусность. Смена фитоценозов. Вырабатывают умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы.

1

14.05.14

66

Многообразие и смена фитоценозов

1

16.05.14

67

Экскурсия «Растения разных мест обитания»

Определяют понятия - охрана природы, Красная книга. Вырабатывают умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Различают на рисунках и таблицах виды охраняемых растений (в том числе Белгородской области)

1

21.05.14

68

Экскурсия «Многообразие растений, их роль в природном сообществе»

Отрабатывают умение воспроизводить информацию по памяти, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, классифицировать объекты, определять критерии для характеристики объектов и процессов, устанавливать причинно- следственные связи. Отрабатывают умение работать с разноуровневыми тестовыми заданиями

1

23.05.14

69

Охрана растений. Красная книга

1

28.05.14

70

Повторение и обобщение.

30.05.14



© 2010-2022