Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 68 часов (2 ч. в неделю) составлена учителем биологии МБОО гимназии №14 им. Ю.А.Гагарина г.Ейска Аникеевой Н.В. на основе авторской программы «Человек» автора Н.И.Сонина, в  соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта. Программа ориентирована на учебник 8 класса «Человек» Сонина Н.И.и является логическим продолжением программ основной школы,  освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Ейский район


Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия №14

имени первого летчика - космонавта Юрия Алексеевича Гагарина города Ейска муниципального образования Ейский район Краснодарского края.



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №_____

от __________________ 20 ____ года.

Председатель педсовета

____________ А.П.Кравцова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ


Уровень обучения: основное общее образование, 8 класс.


Количество часов: 68 Уровень: базовый

Учитель: Аникеева Наталья Владимировна

Программа разработана на основе: авторской программы

под редакцией Н.И.Сонина

«Человек» 8 класс.

Издательство «Дрофа», 2010г.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по биологии для 8 класса на 68 часов (2 ч. в неделю) составлена учителем биологии МБОО гимназии №14 им. Ю.А.Гагарина г.Ейска Аникеевой Н.В. на основе авторской программы «Человек» автора Н.И.Сонина, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта. Программа ориентирована на учебник 8 класса «Человек» Сонина Н.И.и является логическим продолжением программ основной школы, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников. В рабочей программе 5 часов резервного времени распределены на обобщающие уроки разделов «Происхождение человека» - 1 час, «Координация и регуляция» - 1 час, «Транспорт веществ» - 1 час, «Обмен веществ и энергии» - 1 час, «Размножение и развитие» - 1 час.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

Название темы

Количество часов

по программе


авторской


рабочей


Тема 1. Место человека в системе органического мира.

2

2

Тема 2. Происхождение человека.

2

3

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.

4

4

Тема 5. Координация и регуляция.

10

11

Тема 6. Опора и движение.

8

8

Тема 7. Внутренняя среда организма.

3

3

Тема 8. Транспорт веществ.

4

5

Тема 9. Дыхание.

5

5

Тема 10. Пищеварение.

5

5

Тема 11. Обмен веществ и энергии.

2

3

Тема 12. Выделение.

2

2

Тома 13. Покровы тела.

3

3

Тема 14. Размножение и развитие.

3

4

Тема 15. Высшая нервная деятельность.

5

5

Тема 16. Человек и его здоровье.

4

4

ИТОГО

63 + 7

резерв

68



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЕ.

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.


Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  1. Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Тема 8. Транспорт веществ (5 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Практическая работа: «Подсчет пульса в разных условиях.»

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Тема 14. Размножение и развитие (4 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Практическая работа: « Типы нервной деятельности.»


Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

Влияние условий среды на здоровье человека. Первая помощь при травмах. Вредные привычки и их профилактика. Наркотические вещества. Наркомания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.


В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:

знать/понимать

  1. общий план строения организма человека, его систем и органов, особенности функционирования систем органов и профилактические меры по предупреждению заболеваний;

  2. роль физических и химических процессов в организме человека;

  3. фундаментальные понятия биологии;

  4. сущность процессоа обмена веществ, строение и происхождение человека;

уметь

  • деммонстрировать приемы оказанияя первой помощи при кровотечениях, передомах, вывихах, ожегах, остановке дыхания.

  1. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  2. работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  1. владеть языком предмета.


Литература.

  1. Сонин Н. И. «Биология. Человек.8 класс.» 2010г. Издательство Дрофа.

  2. Рабочая тетрадь 8 класс. Человек.

  3. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир.


  1. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия.

Средства обучения.


1.Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся.

2. Раздаточный и дидактический материал.

3.Печатные наглядные пособия.

4. Мультимедийные пособия.

7. Микроскопы.

8. Микропрепараты.

9.Микролаборатория.

10. Таблицы, карты, схемы.

11. Портреты ученых.

12.Скелет человека.

13. Модель торса человека.

« РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»

на заседании МО зам.директора по УВР

протокол № ____ от ________ Н.В.Аникеева

«___» _____ «201__г. « ____» ________201__г.

руководитель МО

________ Г.П.Шульга

© 2010-2022